Н.А. Железнова
Институт востоковедения РАН (Москва)
Представление о сакральной территории в джайнской традиции
Джайнская традиция в пространстве мирового универсума (лока) выделяет особые территории (кшетра), имеющие статус сакральных мест. Сакральность определяется тем, что на данной территории достиг освобождения тот или иной вероучитель (тиртханкар), и в силу этого она получает название «место освобождения» (сиддхакшетра/нирванакшетра). Или же эта территория связана с «благими событиями» (кальянака) в жизни тиртханкара: рождением, вступлением на путь монашества, аскезой и обретением всеведения, а также с чудесными событиями, например, «самообнаружением» древней статуи тиртханкара, в этом случае территория приобретает статус «чудесного места» (атишаякшетра). Первый вид маркированной таким образом территории имеет более высокий уровень «святости» по сравнению со вторым, поскольку именно в сиддхакшетре была достигнута конечная цель человеческого существования – освобождение души от кармической зависимости.
Данное представление о территории различного «качества» охватывает в джайнизме как уровень нашей обыденной реальности, привязанной к географии Индийского субконтинента (например, Самметашикхара, расположенная в горах Парашнатх, штат Джаркханд, где, по преданию обрели освобождение 20 из 24-х тиртханкаров), так и уровень космологических построений, которые не могут быть соотнесены даже условно с какими бы то ни было современными географическими реалиями.
Представление о территориях, обладающих особым статусом в структуре мироздания, связано в джайнизме и с учением о двух типах земель: «земля деяний» (кармабхуми) и «земля наслаждения» (бхогабхуми), которые соотносятся соответственно с возможностью/невозможностью достижения освобождения. В свою очередь, первые подразделяются на территории, где освобождение возможно или невозможно в нынешнюю «нисходящую» мировую эпоху (авасарпини). Так, к первым относится Видеха (территория нигде), где в настоящее время проповедь джайнизма ведут четыре тиртханкара и посему освобождение возможно, а в Бхаратакшетре и Айраватакшетре (условно соотносимые джайнской космографией с нашим миром) любая душа уже не имеет такой возможности: для этого ей необходимо родиться на территории Видехи.
Максимально сотериологически значимой территорией в джайнизме является «место освобожденных» (сиддхакшетра), которое находится на самой верхушке мирового универсума, где обитают достигшие освобождения души.