Природа и проявления общественных отношений
Общественные отношения в общем виде - это отношения общественности, выражающиеся в принятии (непринятии) или адаптации (приспособлении) к происходящим в обществе действиям, процессам и явлениям. При этом общество выступает как совокупность людей, объединенных на основе коренных интересов в социальные общности, группы и организации, находящиеся в разнообразных взаимодействиях и взаимоотношениях в различных сферах совместной жизнедеятельности. Оно имеет сложную групповую структуру добровольных (созданных профессиональных, территориальных, политических и т.д.) и недобровольных (природно-биологических, половых, возрастных, этногенных и т.д.) объединений людей по определенным признакам. Всем им присущи свои отличительные от других интересы, объединяющие людей в группах в одно целое. Это обусловливает наличие в обществе системы разнообразных организованных функциональных групп интересов, благодаря представительству которых социальные общности, группы и организации достигают наиболее эффективного результата.
Наличие функциональных групп интересов предопределяет позиционирование, статус их носителей и исполнение социальных ролей в рамках определенных норм, обязанностей и ответственности. Они обусловливают социальную деятельность и действия принадлежащих определенной группе людей, являются движущей силой их поведения в производственно-хозяйственной, духовной, управленческой и обслуживающей сферах жизнедеятельности общества. Группы интересов обусловливают групповую активность в поиске и реализации путей и способов их выражения, защиты и реализации (удовлетворения) в рамках от сотрудничества до противоборства социальных групп между собой и с властными государственными структурами, соответственно, цементируя или разрушая любое общество. Тем самым они определяют характер содержания и направленность проявлений общественных отношений.
Общаясь, люди, социальные общности, группы и организации вступают в регулярные взаимодействия. Социальными становятся те взаимодействия (интеракции), которые имеют осознанные мотивы, цель и ориентацию на других, учет ответных (обратных) реакций других. Это делает социальные взаимодействия понятными и управляемыми, что позволяет достигать баланса групп интересов - социального вектора, дающего направленность и идентификацию групповых интересов с государственными, общенациональными. Регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизируются в общественных отношениях.
Общественные отношения - это отношения, образующиеся на основе устойчивых вертикальных и горизонтальных связей и зависимостей людей в социальных структурах общества и между ними в процессах совместных действий и исполнения статусно-ролевых предназначений.
К их особенностям следует отнести:
Во-первых, безличный характер общественных отношений во вторичной сфере социальных взаимодействий, где господствуют формально-деловые связи людей, которые не зависят от конкретных личностей. В этом аспекте в них доминируют коллективные процессы:
- коллективное сознание, полем реализации которого являются сообщества, где протекает «событие» его членов на основе доминирующих ценностей, интересов, установок, представлений;
- идеологическая нагруженность, направленность групповых отношений к происходящим в обществе явлениям, которую задают наличествующие в них социальные интересы и др.
Безличный характер общественных отношений — это идеальный мир, функционирующий на основе представлений, устремлений, ожиданий, интересов, ценностей, идей, верований, символов, которые невидимыми нитями, сетями связывают людей в социальных общностях, группах, организациях и обществе в целом. Однако их конечный результат имеет коллективную поведенческую компоненту, выражаемую в активных организованных действиях различных сообществ, социальных движений в создании, поддержании и изменении социальных порядков, которые могут носить реформаторский или радикальный (революционный) характер.
Во-вторых, плюралистический характер общественных отношений, обусловленный разнородной социальной структурой общества и разнокачественными сферами его жизни, задает их множественность: а) по равноправным субъектам-носителям и воздействию на общественность, обусловливая терпимость к инакомыслию; б) по характеру проявлений: справедливые - несправедливые, долгосрочные - краткосрочные, добровольные - принудительные, сотрудничества - противоборства, взаимопомощи - конкуренции; в) по сферам жизнедеятельности общества.
В частности, разновидности совместной деятельности людей образуют различные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, правовую, экологическую, деловую, духовную, социальную (см. схему). Связи и взаимодействия между людьми в этих сферах задают специфику проявлениям общественных отношений как внутри сфер жизнедеятельности, так и между ними. В реальности разновидности общественных отношений взаимосвязаны, перекрещиваются, взаимопроникают друг в друга (социально-экономические, организационно-управленческие и др.). От совершенства образующейся ими системы общественных отношений зависят социальное равновесие и стабильность в обществе как основа его динамического развития. Каждое новое поколение людей застает уже сложившимися отношения и под влиянием своих собственных интересов, повседневного практического опыта поддерживает их или изменяет. При этом объектами целенаправленного воздействия являются соответствующие формы сознания, социальной психологии, культуры, воли и т.п.
В-третьих, публичный (public - открытый, общедоступный) характер общественных отношений, означающий их доступность и открытость для населения[1]. В современном понимании публичность означает:
- наличие и переживание (осознание) общего интереса, общей ценности в рамках сообщества;
- связь с ориентацией на реализацию общего интереса, общего блага в публичной (властной) деятельности;
- общеизвестность, открытость групп интересов общему доступу населения.
Публичный (отличный от приватного) характер общественных отношений реализуется, во-первых, с помощью институциональных субъектов - социальных институтов - в рамках устойчивых нормативно заданных статусно-ролевых систем.
Общественные отношения | Социальные | Социальная жизнь | Носители социальных статусов и ролей господства- подчинения, бедности - богатства, бюрократии | Социализации, господства-подчинения, бедности - богатства, социального авторитета |
Духовные | Духовная жизнь | Субъекты духовного производства, тиражирования, распространения, объемы восприятия духовных ценностей | Идей, веры, идеологии, науки, искусства, культуры | |
Деловые | Деловая жизнь | Организации, органы управления, сотрудники, партнеры, разделение труда | Организации, управления, администрирования, деловых операций, разделения труда | |
Экологические | Экологическая жизнь | Производители, потребители, общественные организации | Защиты, сохранения, реакции окружающей среды, качества продукции, жизни | |
Правовые | Правовая жизнь | Органы государства, организации, юридические лица | Прав, свобод, обязанностей, ответственности | |
Политическая | Политическая жизнь | Органы власти, партии, общественные организации, граждане | Власти государственного устройства, формы правления, политического режима | |
Экономические | Экономическая жизнь | Собственники, предприниматели, наемные работники, органы государственного управления | Производства, распределения, обмена, потребления | |
Проявления | Сфера | Участники | По поводу |
Доминирование в них институтов власти определяет тоталитарное (закрытое) общество, закрытость (квазипубличность) отношений, в которых общественность находится в подчиненном этим институтам положении. Во-вторых, с помощью субстанциональных субъектов, представляющих собой общественность: это сообщества, объединяющие всех, кто так или иначе связан с жизнедеятельностью организаций, общественно-политических объединений, общества в целом, осознает себя их частью и влияет на их функционирование[2]. Наличие общественности с реальными социально-политическими функциями, обеспечивающими полноправный диалог с властью и оппонирование ей, характеризует демократическое (открытое) общество и публичность общественных отношений.
Идея гражданства и рождение гражданина - это первый шаг в превращении членов общества в общественность - активных субъектов общественных отношений. Соединение демократии и гласности обусловливает право сограждан обсуждать общие для них проблемы, открыто говорить о том, что определяет их жизнедеятельность, В результате формирующееся общественное мнение, отражая настроения, интересы, ожидания и устремления его носителей, становится общепризнанным демократическим фактором общественной жизни и отношений. Общественность характеризует активный отклик на социальные проблемы, деятельность по реализации общего интереса (блага), проблемной ситуации, свободное следование своим собственным предпочтениям во всех сферах жизни общества. Поэтому общественность не совпадает с народом, населением государства, территориально-административных единиц Она меньше по количеству и образуется вокруг предмета, затрагивающего общие интересы, ценности, устремления людей.
В обществе функционирует широкий спектр социальных образований, которым присуще многообразие групп интересов, обусловливающих различия в отношениях между ними и организациями. Приоритет общественности в данных отношениях - это новая философия менеджмента. Менеджерам необходимо знать, какие группы общественности важны для организации, какого рода отношения их связывают с нею и как эти отношения влияют на убеждения и настроения этих групп, касающиеся организации. Для их практического определения используют методы сегментации, позволяющие выявлять и ранжировать конкретные группы по их значимости, роли для организации.