Северная Европа в XVII-XVIII вв.
В середине XVII в. на севере Европы существовали два относительно крупных государства - королевства Швеция и Датско-Норвежское. В состав Швеции входили давно завоеванная Финляндия, значительные владения в Восточной Прибалтике, в том числе отнятые у России (территории Эстонии и большей части Латвии с г. Рига), и в Северной Германии (так называемая Передняя Померания с островом Рюген). Владения датской династии Ольденбургов занимали огромные пространства и включали помимо собственно Дании Норвегию с принадлежавшими той Исландией, Гренландией и Фарерскими островами и северо-германские герцогства Шлезвиг и Гольштейн. В обоих государствах господствовали феодальные отношения, более сильные в Дании и герцогствах, менее сильные - в Швеции и в подвластной датской короне Норвегии, где значительная часть крестьян не знала крепостной зависимости. Здесь крестьяне были в большинстве лично свободными, подвергаясь феодальной эксплуатации лишь в форме государственных податей и повинностей. В северных странах удельный вес дворянства был одним из самых низких в Европе - менее 0,5%. В Норвегии дворянство почти исчезло к XVII в.
В Скандинавских странах с середины XVII в. шел постоянный прирост населения. В Швеции в середине XVII в. проживало около 1 млн. человек, на рубеже XVIII-XIX вв. - более 3 млн., включая 830 тыс. населения Финляндии. Собственно в Дании к середине XVII в. было тоже около 1 млн. жителей, число их несколько уменьшилось на протяжении двух веков из-за частичной потери территории, однако к XVIII в. численность населения вновь достигла почти одного миллиона. Население росло и в Норвегии: середина XVII в.- около 450 тыс., конец XVIII в.- 880 тыс. человек.
Со второй половины XVII в., во многом благодаря экономическим связям с наиболее развитыми странами Европы - Англией и Голландией, в Швеции и Дании-Норвегии формировался капиталистический уклад. Здесь появились уже торговые и мануфактурные предприятия. Происходили и соответствующие сдвиги в социально-политической структуре. Сначала в Дании-Норвегии (1660-1661), а затем и в Швеции (1680) установился абсолютизм.
В Датско-Норвежском королевстве это произошло после сокрушительных поражений в войнах со Швецией 1658-1660 гг., когда вырос авторитет короля Фредерика III (1648-1670), лично руководившего обороной осажденного шведами Копенгагена. Влияние прежде всесильной датской знати резко ослабло. Собравшиеся осенью 1660 г. в Копенгагене представители сословий приняли решение об установлении в королевстве наследственной власти, а в начале 1661 г. Фредерик III заставил их подписать акт об установлении в стране абсолютизма. Через несколько лет абсолютизм в Дании-Норвегии получил конституционное оформление: в 1665 г. король подписал «Королевский закон», закреплявший за ним практически неограниченную власть. Самодержавный политический строй продержался в Дании до 1848 г., в Норвегии - до 1814 г., когда она перешла под власть шведской династии.
В Швеции абсолютизм установился после войны с Данией (1675- 1679). В 1680 г. молодой король Карл XI (1660-1697), опираясь на низшее дворянство и податные сословия, сумел отстранить от власти правившую аристократическую олигархию, отнять у нее значительную часть присвоенных ею земель, усилить свою власть за счет государственного совета и риксдага, провести военную реформу. В 1682 г. королю была передана законодательная власть, а в 1693 г. он был объявлен «самодержавным монархом милостью божьей». В отличие от Дании абсолютизм в Швеции не был долгим в результате дискредитации его королем-полководцем Карлом XII (1697-1718), потерпевшим сокрушительное поражение в Северной войне (1700- 1721).
Во второй половине XVII в. в отношениях между Швецией и Данией проявлялись две противоположные тенденции. Дания не могла мириться с утратой своих владений, и отсюда происходили постоянные столкновения между двумя государствами. Одновременно выявилось стремление совместно защитить свою морскую торговлю от бесконечных войн в Европе. На рубеже XVII-XVIII вв. датский король Фредерик IV (1699-1730) совместно с Россией и Саксонией участвовал в Северной войне против Швеции, приведшей к утрате Швецией положения великой державы и большинства владений в Прибалтике. Дания фактически ничего не приобрела. По мирным договорам 1719-1721 гг. Швеция сохраняла Финляндию, часть Померании и немецкий город Висмар.
В 1718-1720 гг. после гибели Карла XII в Швеции установился полуреспубликанский строй. Вся полнота власти оказалась у четырехсословного парламента - риксдага (дворянство, духовенство, бюргерство и крестьянство) и выбираемого им правительства, где король имел лишь два голоса. Подобно британскому парламенту в шведском риксдаге «эры свобод» (такое название получил этот период в истории страны) постепенно сформировались «партии» - парламентские группировки, объединяемые общностью внутриполитических целей и внешнеполитической ориентации. Наиболее значительными были боровшиеся между собой партии «шляп» и «колпаков». Названия эти возникли потому, что ориентировавшиеся на Францию воинственные сторонники реванша против России стали именовать себя «шляпами» (дворянский военный головной убор), а своих противников, более умеренных деятелей, стремившихся к мирным отношениям с восточным соседом, презрительно называли «колпаками» (домашний головной убор бюргеров). Бурная политическая жизнь Швеции «эры свобод», изобиловавшая крутыми поворотами, привела к утверждению парламентаризма и принципа формирования правительства той политической партией, которая побеждала на выборах.
К концу 60-х годов XVIII в. положение в Швеции обострилось. Податные сословия стали требовать уравнения в правах с дворянством, причем эти идеи отстаивала теперь партия «колпаков», завоевывавшая сторонников вне парламента. В Швеции стали утверждаться формы и методы политической борьбы, свойственные демократическому строю. Но молодой король Густав III (1771-1792), опираясь на армию, совершил в 1772 г. государственный переворот, заставив риксдаг одобрить новую конституцию. Была установлена близкая абсолютизму форма правления. Риксдаг мог теперь собираться лишь по воле короля и заниматься вотированием налогов. Переворот был поддержан дворянством, опасавшимся за свои привилегии. В Швеции пропагандировалась мысль о том, что Густав III спас страну от раздела, подобного польскому. Во внутренней политике Густав III провел ряд реформ в духе «просвещенного абсолютизма», в частности, устранил преграды во внутренней торговле и установил веротерпимость. Яркий след эта эпоха оставила в культурной жизни Швеции, которую особенно поощрял сам король, театрал и драматург.
В экономической политике Густав III был вынужден лавировать между сословиями. Король пошел на расширение экономических прав бюргеров и крестьян, которые смогли теперь приобретать коронные и дворянские земли, но он потерял из-за этого поддержку дворянства. Выход из нового политического кризиса в конце 80-х годов XVIII в. Густав III пытался найти в военной авантюре, напав на Россию в 1788 г. В 1789 г. он осуществил направленный против дворянства переворот, значительно расширив свою власть. В 1792 г. он пал от руки заговорщика.
В политической жизни Дании-Норвегии вплоть до 70-х годов XVIII в. ничего особенно значительного не происходило. Зато экономическое развитие шло быстро, прежде всего в торговле. Правительство особенно поощряло развитие Копенгагена. Дания и герцогства экспортировали хлеб и скот. Норвегия с конца XVII в. заняла видное место в Европе как экспортер леса, важнейшего сырья для строительства британского и голландского флота. В этот же период Дания и Норвегия стали одними из главных морских «извозчиков», извлекая громадные прибыли из перевозок товаров, в особенности во время войн благодаря нейтралитету страны. Сельское хозяйство Дании оказалось в первой половине XVIII в. в состоянии застоя, вызванного как общеевропейской низкой конъюнктурой, так и полукрепостническими порядками. С 1750 г. в стране все больше осознавалась необходимость коренных реформ.
В связи с неспособностью королей - и алкоголика Фредерика V (1746-1766), и слабоумного Кристиана VII (1766-1808) - управлять государством, вся полнота власти фактически оказалась в руках бюрократической верхушки, министров, часто немцев по происхождению. Наиболее ярким временным правителем оказался личный врач Кристиана VII И. Струэнзе, который в начале 70-х годов приобрел безграничное влияние на короля и стал всесильным кабинет-министром. За короткий срок он провел серию реформ в духе «просвещенного абсолютизма», поразивших всю Европу. Были введены полная свобода печати, независимость судов, свобода промыслов и хлебной торговли, уменьшены повинности крестьян, сокращены государственные расходы. Однако уже в 1772 г. Струэнзе был смещен придворной камарильей и казнен, а реформы отменены.
В Дании-Норвегии установился реакционный режим. В 1784 г. в результате дворцового переворота к власти пришла группа просвещенных аристократов, стоявшая вокруг наследного принца Фредерика, который фактически стал править Данией-Норвегией. Реформы были возобновлены, в 1788 г. была отменена полукрепостная зависимость крестьян от помещиков. Была упразднена сельская община: крестьяне получили право выкупать обрабатываемую ими землю. Была смягчена цензура, отменены многие ограничения и монополии в экономике.
В Норвегии в XVIII в. сложились две культуры - городская и сельская. Горожане, чиновники, офицерство, духовенство, как правило, говорили по-датски; в крестьянской же речи преобладали местные диалекты. В этот период городская культура Норвегии была ближе к датской. Во второй половине XVIII в. здесь начала складываться национальная оппозиция городской буржуазии и связанного с ней чиновничества метрополии, которые, несмотря на языковую общность с датчанами, все более осознавали обособленность норвежских интересов. Норвежцы выдвинули довольно умеренные пожелания: создание общенорвежских учреждений, в частности банка и университета, экономической автономии. В то же время выступления норвежского крестьянства (1765, 1786) были направлены не против датской короны, а против местного чиновничества, в котором крестьяне видели своих угнетателей. Далекий король, наоборот, представлялся им защитником.
В течение XVIII в. шведско-датский антагонизм продолжался. Дания поддерживала союзнические отношения с Россией, особенно с 60-х годов XVIII в., в то время как Швеция несколько раз пыталась вернуть утраченные позиции. В 1741-1743 гг. и в 1788-1790 гг. она вела военные действия против России, а в годы Семилетней войны (1756-1763) -против Пруссии. После 1772 г. Густав III склонялся к мысли о присоединении Норвегии.
В то же время в межскандинавских отношениях стала временами проявляться тенденция к сближению, основанная на стремлении защитить выгодную морскую торговлю. В период войны США за независимость Швеция и Дания-Норвегия вместе с Россией стали инициаторами первого вооруженного нейтралитета.
Подобно тому как в Норвегии с 70-х годов XVIII в. стало зарождаться антидатское национально-сепаратистское движение, ориентировавшееся на Швецию, так и в Финляндии стали распространяться идеи о ее отделении от Швеции и создании своего государства, если не полностью независимого, то под протекторатом России. Их выразителем был Г.М. Спренгтпортен, перешедший на русскую службу и получивший от Екатерины II чин генерала. Когда летом 1788 г. Густав III спровоцировал войну с Россией, недовольные им офицеры шведской армии, в числе которых были и сторонники Спренгтпортена, подняли мятеж, окончившийся безрезультатно.