Понятие политической коммуникации
Одной из важных составляющих функционирования политических акторов является политическая коммуникация. Она позволяет осуществлять взаимодействие политических интересов, наполняя смыслом политический процесс. С помощью коммуникации развертывается логическая последовательность политических событий, создается их сюжетная линия.
В основе общей теории политической коммуникации лежат идеи двух американских научных школ: кибернетического подхода (К. Дойч) и структурно-функционального анализа (Г. Алмонд и Дж. Коулеман). Впервые о политической коммуникации в научном плане заговорили в период Первой мировой войны, когда появились первые исследования пропаганды. Теоретические работы и термин «политическая коммуникация» возникли в конце 1940-х – начале 1950-х гг. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное научное направление было вызвано рядом причин: послевоенной волной демократизации, появлением и развитием кибернетической теории, возникновением и активным использованием новых коммуникационных технологий и систем. В настоящее время политическая коммуникация входит в число «популярных» тем политической науки.
Существует несколько подходов к понятию « политическая коммуникация». Среди них можно выделить следующие:
- политическая коммуникация – это непрерывный обмен политическими смыслами между индивидами и между политическими силами общества с целью достижения согласия (Р.-Ж. Шварценберг) [1];
- политическая коммуникация – это постоянный процесс передачи политической информации, посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и социальными системами (Л.Р. Посикера)[2];
- политическая коммуникация - весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику (Л. Пай).
В целом, политическую коммуникациюможно определить как процесс обмена информацией между политическими акторами, осуществляемый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.
Политическая коммуникация выполняет важную функцию для политической системы. Как образно заметил Р.-Ж. Шварценберг, политическая коммуникация для политической системы – «это то же, что кровообращение для организма человека» [3].
Каждой политической системе свойственна своя сеть политической коммуникации, в соответствии с возможностями и уровнем развития. В частности, исследователи отмечают наличие прямой связи между уровнем социально-экономического прогресса и развития средств массовой информации. В то же время существует более широкое соотношение между коммуникацией и политическими изменениями. Система коммуникации развивается параллельно политической эволюции.
Не менее важным фактором, оказывающим влияние на политическую коммуникацию, является тип политической культуры. В то же время политическая коммуникация также воздействует на развитие политической культуры, являясь одним из средств ее трансляции. Она воспроизводит нормы и ценности, принятые в данном обществе. Роль, например, телевидения в процессе политической социализации оказывается очень значимой. Средняя семья в составе трех и более человек уделяет просмотру передач шестьдесят один час в неделю. По мнению Дж. Карлсона, телевидение развивает адекватные ориентации в отношении политической системы. [4] Телевизионные программы скорее способствуют усилению социальных и политических норм, чем проявлению форм девиантного поведения. В процессе политической коммуникации особое место занимает обмен информацией между управляющими и управляемыми (или между политической системой и средой) с целью получения их согласия последних на принятие решения. В этом процессе управляемые стремятся выразить свои нужды и добиться, чтобы о них узнали. Согласие между этими двумя сторонами может быть достигнуто только с помощью коммуникации, обмена.
Можно выделить две модели политической коммуникации, описывающие по-разному роль управляющих и управляемых в политическом процессе.
В первой– модели Ж.-М. Коттрэ - особая роль предписывается управляющим. В результате взаимодействия между управляющими и управляемыми возникает три типа отношений: идентичности (управляющие идентичны управляемым); включения (управляющие все и постоянно являются субъектами политики) и пересечения (в процессе реализации власти управляющие постепенно отделяются от управляемых).
Модель Ж. Коттрэ
Во второймодели К. Сайнне уделяет внимание роли политической элиты в процессе реализации политической коммуникации. Политическая элита осуществляет политическую власть над обществом, как правило, не непосредственно, а опосредованно, путем использования различных промежуточных звеньев (например, бюрократического аппарата или средств массовой коммуникации). Важно отметить, что, по мнению К. Сайнне, элиты стараются доводить до масс информацию, которая бы укрепляла их легитимность.
Модель К. Сайнне
Анализ информационных потоков нельзя осуществлять только по вертикальному принципу «сверху – вниз» (от управляющих к управляемым), не менее важной является направленность по горизонтали. Степень демократичности общества определяется, наряду с другими параметрами, той ролью, которую играет горизонтальный уровень обмена информацией. Современные концепции политической коммуникации ориентированы на переход от прямого воздействия на аудиторию к диалоговой коммуникации, предполагающей взаимодействие.
Важным аспектом политической коммуникации является смысловой аспект взаимоотношений между субъектами политики путем обмена информации в процессе борьбы за власть или ее реализацию. При использовании различных коммуникативных моделей передается три основных типа политических сообщений:
- побудительные (приказ, убеждение);
- собственно информативные (реальные или вымышленные сведения);
- фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).
Кроме типов политических сообщений в системе политической коммуникации выделяют также три уровня информационных потоков:
- обслуживает органы власти и управления (циркулирует в основном служебная информация);
- образует информационную среду деятельности партий, профсоюзов, общественных движений (циркулируют программы, уставы и другая информация);
- обращается непосредственно к общественному мнению, к массовому сознанию, к политическому поведению больших групп людей (этот уровень делает политическую систему открытой, готовой взаимодействовать с гражданским обществом.
Политическая коммуникация выполняет следующие функциипо отношению к политической системе и гражданскому обществу:
- информационная (главное содержание этой функции заключается в распространении необходимых знаний об элементах политической системы и их функционировании);
- регулятивная (позволяет выработать оптимальный механизм взаимодействия как между элементами политической системы, так и между политической системой и гражданским обществом);
- функция политической социализации (формирует важные и необходимые нормы политической деятельности и политического поведения);
- манипулятивная (формирует общественное мнение по наиболее важным политическим проблемам).
Итак, политическая коммуникация является одной из важнейших характеристик всех видов политических процессов. Направленность политико-коммуникационных процессов, их ориентация на диалог и достижение взаимопонимания, доминирующие ценности, передаваемые каналами информации, определяют уровень стабильности и эффективности политической системы.