Методология сравнительного правоведения

Методология (греч. «Methodos» - путь к чему-либо, исследования) понимается как учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека. В орбиту методологии правовой науки входит набор новых подходов, принципов и методов, разработанных в рамках методологии других наук. их привлечения требует своего рода адаптации в связи с предметом и методологией правовой науки, которая называется «юридизации». По мнению B.C. Нерсесянца, юридизации означает юридико-понятийную трансформацию других неюридических методов и дисциплин, их превращение из определяющих позиций понятия права и их включение в новый познавательно-смысловой контекст предмета и метода юридической науки.

Как самостоятельное научное направление сравнительное правоведение обладает своим предметом, а также разработанными и заимствованными методами, обусловленными этим же предметом, направленные на решение проблем, с которыми сравнительное правоведение сталкивается. Так среди основных проблем, которые сегодня день считаются приоритетными для сравнительного правоведения, необходимо выделить проблему правовой интеграции и формирования не только локальных, но и общих правовых пространств. Современные процессы общественного развития обусловлены эпохой глобализации ставит перед всей юриспруденцией вообще и перед сравнительного правоведения частности задача использования потенциала различных правовых семей (систем) в исполнении масштабных задач, стоящих перед человечеством.

В контексте общеправовой проблематики важнейшей задачей, стоящей перед сравнительного правоведения как наукой, является дальнейшую разработку и обогащение его методологии.

Этот процесс проходит в следующих направлениях:

- Связано с обоснованием и развитием его методологических основ,

- С привлечением новых методов и подходов, разработанных в рамках других юридических и неюридических наук, то есть «юридизации» новых методов, сложившихся другими неюридическими науками.

В рамках методологии сравнительно-правовых исследований разработан целый ряд требований, позволяющих охарактеризовать правовую панораму мира и определить правовых систем современности:

1. отказ от методологического монизма, базирующаяся на европоцентризме, господствовавший длительное время в теоретико-исторических исследованиях общественных (в т.ч. государственно-правовых) явлений, предусматривает использование принципа плюрализма при выборе методологических подходов и приемов.

2. изучение правовых систем в рамках правовой панорамы мира требует отказа от идеологизации научного познания (его деидеологизации, что обеспечивает объективное, беспристрастное отношение ко всем без исключения правовых систем. Соблюдение этого требования методологического характера предполагает смещение акцента в пользу общецивилизационных (общечеловеческих) ценностей.

3. необходимо подчеркнуть, что применение методологического инструментария сравнительного правоведения не исключает использование других методов познания, является общепринятым подходом в рамках исследований общетеоретической юриспруденции. Комплексное использование концептуальных подходов, методологических принципов и методов в сравнительном правоведении является необходимым условием для продуктивного изучения правовых систем.

Необходимо отметить, что в современной методологии сравнительно-правовых исследований отсутствует единство и универсальность правовой концепции, что вызвано наличием множества отдельных концепций и научных школ, которые различаются своими философскими истоками, содержанием, аргументацией. В связи с этим актуализируются поиск и разработку нового методологического инструментария сравнительно-правовых исследований, основанного на принципиально новых подходах.

Развитие сравнительного правоведения как науки невозможно без дальнейшей разработки ее методологических основ. Несмотря на то, что в методологию сравнительно-правовых исследований все больше вовлекается концептуальных подходов, принципов и методов, разработанных в рамках других наук, их содержание получает новое нагрузку, обусловлено спецификой предмета сравнительного правоведения.

По поводу элементного состава структуры методологии сравнительно-правовых исследований в юридической литературе существуют различные точки зрения.

По мнению М.А. Дамирли, структура методологии сравнительного правоведения, как и любой научной дисциплины, представляет собой иерархию уровней (вертикальный срез) и своеобразной структуризацией (сочетание) ее элементов (горизонтальный срез). В этом ключе методология сравнительного правоведения может быть представлена как «ансамбль» взаимосвязанных элементов. Она строится на сочетании, с одной стороны, сравнительно-правового подхода, который является доминирующим в ее структуре, и с другой стороны, - остальных подходов и методов познания. При этом следует учесть, что в рамках самого сравнительно-правового подхода может быть использована целая совокупность, определенная система методов и принципов. В некоторых случаях с помощью переплетения сравнительного метода с другими методами образуются его разновидности (например сравнительно-логический, сравнительно-исторический и т. д.). Кроме того, с учетом обновления методологии сравнительного правоведения можно утверждать, что в обозримой перспективе структура будет усложняться".

В структуре методологии сравнительного правоведения выделяются несколько компонентов:

1) сравнительно-типологический подход;

2) теория сравнительно-правового метода;

3) методы и способы сравнительно-правового исследования;

4) методика сравнительно-правового анализу.

По развитию методологии сравнительно-правовых исследований наблюдается двоякий процесс: с одной стороны, растет специализация в разработке методов и методик, а с другой - характерным становится процесс построения нормативных теорий с развитым формальным аппаратом и практически универсальной сферой применения.

Можно выделить несколько блоков (уровней) элементов и в структуре методологии сравнительно-правовых исследований. Элементы первого блока (уровня), связанные с определением горизонтов познания предмета сравнительного правоведения при помощи определенных концептуальных подходов (идей). Элементы второго блока (уровня) связаны с организацией конкретного познавательного процесса на основе выбранных методологических принципов. И, наконец, элементы третьего блока (уровня) есть конкретные методы, раскрывают и отражают содержание предмета исследования.

Наши рекомендации