И рабоче-крестьянской инспекции
Важнейшим направлением в перестройке государственного аппарата в годы НЭПа стала реорганизация чрезвычайных органов, вызванная расширением за годы Гражданской войны компетенции ВЧК, что привело к допущению многих злоупотреблений властью на местах. Вопрос о реорганизации ВЧК был решен на IX Всероссийском съезде Советов. Во исполнение этого решения ВЦИК в феврале 1922 г. принимает Декрет, по которому ВЧК упразднялась. Вместо нее в системе НКВД было создано Главное Политическое Управление (ГПУ). Полномочия ГПУ по сравнению с ВЧК были резко сужены. На него Декрет возлагал борьбу с бандитизмом, шпионажем, подавление открытых контрреволюционных выступлений, охрану границ, железнодорожных и водных путей сообщения, борьбу с контрабандой. На местах при исполкомах создавались Политические отделы, непосредственно подчиняющиеся ГПУ. В распоряжении управления находились особые войска, количество которых определялось СТО.
С образованием СССР потребовалось объединить органы государственной безопасности во всесоюзном масштабе. Статьей 12 «Договора об образовании СССР» предусматривалось «в целях объединения усилий республик по борьбе с контрреволюцией» создание при СНК СССР Объединенного Государственного Политического Управления (ОГПУ). Его председатель и заместитель назначались Президиумом ЦИК СССР. Важнейшим изменением стало то, что органы ГПУ были выведены из структуры НКВД.
В Конституции 1924 г. ОГПУ была посвящена целая 9-я глава. Она почти без изменений определяла задачи ОГПУ, т. е. «борьба с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом». Новым было лишь положение об установлении надзора Прокурора Верховного Суда СССР за законностью деятельности ОГПУ (ст. 63).
С работой ВЧК и ГПУ была тесно связана работа милиции. По «Положению о НКВД» 1922 г. на милицию была возложена задача поддержания порядка в стране, обеспечение проведения в жизнь законов, охрана учреждений и предприятий. В годы НЭПа ее функции еще больше расширились. Так, в 1925–1926 гг. милицию обязывали оказывать содействие в охране лесов, сборе налогов, исполнении решений судов по гражданским делам и др. Крайне негативно на работе милиции сказывалось ее финансирование, которое осуществлялось в основном из местных бюджетов, поэтому власти стремились на ней экономить – сокращали штаты милиции, урезали расходы на ее содержание. Даже кое-где милицию пытались поставить на хозрасчет, выплачивая жалование за счет собранных ею же штрафов. Все это приводило к большой текучести и низкой профессиональной подготовленности кадрового состава милиции.
В годы НЭПа для охраны государственных учреждений и предприятий создается ведомственная милиция. В зависимости от характера охраняемых объектов она делилась на ряд подразделений (горно-приисковая, промысловая, фабрично-заводская и др.) и содержалась за счет обслуживаемых предприятий и учреждений.
В изучаемый нами период серьезной реорганизацией подверглись и вооруженные силы страны. Прежде всего был резко сокращен численный состав Рабочее-Крестьянской Кранной Армии (РККА). К 1925 г. он уменьшился в 10 раз и составлял около полумиллиона человек. Вводился новый принцип организации армии. Так, по Декрету ВЦИК и СНК «Об организации территориальных войсковых частей и проведения военной подготовки трудящихся» от 8 августа 1923 г. наряду с кадровыми частями создавались территориальные формирования. Их костяк составляли кадровые военнослужащие (16–20%), но большая часть личного состава была представлена лицами, призывающимися на кратковременные сборы (1–2 месяца в год). Эти лица, как правило, имели трехмесячную допризывную подготовку, а затем периодически отбывали краткосрочные сборы в течение четырех лет в войсках. Такая смешанная система позволяла сократить расходы на армию и в тоже время охватить максимальное число населения военной подготовкой.
В 1924 г. были установлены следующие сроки действительной службы: в армии – два года, во флоте – четыре года. В соответствии с законом «Об обязательной военной службе» от 18 сентября 1925 г. вооруженные силы СССР подразделялись на сухопутные, морские, воздушные, войска специального назначения, ОГПУ и конвойная стража. Установленная всеобщая воинская служба делилась на допризывную подготовку с 19 лет, действительную службу с 21 года и состояние в запасе до 40 лет. Также в вооруженных силах СССР могли служить и добровольцы.
В 1925 г. в связи с тем, что подавляющая часть командиров (72%) являлась выходцами из рабоче-крестьянской среды, был осуществлен переход в армии к единоначалию. Однако, при тех командирах, которые не внушали доверия, еще сохранялись посты комиссаров, осуществляющих политическую подготовку личного состава.
Специфическую роль в государственном управлении страной играл объединенный наркомат Рабоче-Крестьянской Инспекции (РКИ). Специальным Декретом от 6 сентября 1923 г. функции РКИ были существенно сужены. Теперь наркомат должен был контролировать и проверять все органы государственного и общественного управления в области правильного исполнения законов. Но главное, РКИ должен был заниматься вопросами совершенствования технологии управления.
На примере этого наркомата хорошо прослеживается усиление роли партийного аппарата в сфере деятельности государственных органов. Председатель ЦКК РКП(б), который избирался съездом партии, теперь совмещал и должность наркома РКИ. Помимо того, члены Президиума ЦКК входили в состав коллегии РКИ.