Тема 7. Государственное управление в 20-40-е годы XX в.
Тема 7. Государственное управление в 20-40-е годы XX в.
1. Органы власти и управления в годы гражданской войны и НЭПа
2. Образование Союза Советских Социалистических Республик. Конституция СССР 1924 г.
3. Перестройка государственного аппарата в 20-е годы XX века
4. Конституция СССР 1936 г.и развитие государственного аппарата.
Послевоенный период
Гражданская война явилась наиболее острой формой классового противоборства. При этом расстановка сил была достаточно сложной. Главными противниками выступили трудящиеся и свергнутые эксплуататоры. Однако в борьбе участвовали и другие социальные силы. Крестьяне, получив землю от Советской власти, первоначально оказали ей ощутимую поддержку. Однако введение продразверстки и политика «военного коммунизма» вызвали открытое сопротивление достаточно широких крестьянских масс. Лишь реальная угроза потери земли и возвращения помещиков определила выбор крестьянства вновь поддержать Советскую власть, что во многом и определило победу в Гражданской войне.
Своеобразная экономическая политика военного времени – «военный коммунизм» – была главным образом вызвана необходимостью мобилизовать все силы на борьбу с врагом. Однако и в Коммунистической партии, и в руководящих кругах Советского государства была вера, что «военный коммунизм» и есть нормальный путь обобществления средств производства, путь к социализму. В истории нашей страны «военный коммунизм» явился крайней формой полного отрицания товарно-денежных, рыночных отношений.
В период 1918–1920 гг. возникают многие советские республики. Различные народы на западных и южных рубежах России обретают свою национальную государственность. Именно Советская власть обусловливает возникновение или восстановление национальной государственности в Прибалтике и Закавказье, а также у других народов России. Федеративная сплоченность новых советских республик вокруг РСФСР, а также развитие самой Российской Федерации явились одним из условий победы над интервентами и белогвардейцами. Это был этап на пути дальнейшего развития формы государственного единства Советской страны.
Переход к миру ставил перед страной новые сложные задачи. Прежде всего, нужно было восстанавливать хозяйство, отброшенное войной по некоторым показателям на два века назад. Промышленность и транспорт были разрушены, в 1920 г. заводы и фабрики дали продукции в семь раз меньше, чем в 1913 г. Продукция сельского хозяйства сократилась почти вдвое. Вместе с тем, «военный коммунизм» не создавал экономических стимулов для развития производства.
Жизнь диктовала: нужно уходить от прежних методов экономического и политического руководства. Об этом и пошла речь в марте 1921 г. на Х съезде РКП(б), который своим Решением «О замене разверстки натуральным налогом» положил начало переходу от «военного коммунизма» к новой экономической политике, сокращенно именуемой НЭПом.
В.И. Ленин, готовясь к докладу на X Всероссийском съезде Советов, в своем конспекте записал: «...Как подойти... к социализму?.. Не иначе, как через НЭП». А вскоре он сформулировал свое видение перехода к социализму через НЭП – кооперирование всех граждан, главным образом крестьянства, при сохранении государственной собственности на землю, промышленность и иные средства производства в условиях диктатуры пролетариата. В этой формуле еще было много неизвестных, но «решить уравнение» Ленин уже не успел (в 1922 г. тяжело заболел и с декабря не участвовал в политической деятельности).
Реализуя свою новую экономическую политику, государство теперь стало забирать лишь часть произведенной крестьянином продукции и создавало производителю возможность продать остальное на рынке, а следовательно, улучшить свою жизнь. Переход к продналогу означал возвращение к рыночным отношениям в экономике, и прежде всего в сельском хозяйстве.
К рыночным отношениям перешли и в промышленности. Часть ее, не очень большая, была денационализирована или передана в аренду частным владельцам, в том числе иностранному капиталу, на основе концессии. Большая же часть, оставаясь государственной, была переведена на хозрасчет, т.е. ее поставили в такие условия, чтобы предприятие как минимум окупало свою работу, действовало безубыточно.
Именно на этой базе шло развитие экономики в 20-х гг. НЭП позволил восстановить народное хозяйство.
В то же время, переход к новой экономической политике (НЭП) оставляет неизменным политико-идеологический фундамент большевиков, основанный на «руководящей роли партии».
На вершине этой фундамента находились партийные вожди, осуществляющие власть над всеми. Каркас советской государственности составляла иерархия партийных комитетов во главе с назначенными «сверху» секретарями.
Централизация власти в высших партийных органах проходила по нескольким направлениям. Прежде всего, в годы Гражданской войны была ликвидирована вся антибольшевистская оппозиция. Наиболее влиятельные буржуазные и социалистические партии России либо погибли в огне войны, либо в ходе судебных процессов над «врагами народов», либо вынуждены были перенести центр своей деятельности за пределы России.
Далее последовала ликвидация оппозиции внутри самой правящей партии («троцкисты» предлагали превратить профсоюзы в государственные органы и передать им функции управления производством, развернув фракционную борьбу против партии внутри ее). В марте 1921г. на Х съезде РКП(б) был провозглашен принцип партийного политического единства и запрет на образование внутрипартийных оппозиционных фракций. Нарушение постановлений съезда каралось «немедленным исключением из партии».
Не менее важным направлением концентрации государственной власти в руках вождей РКП(б) стала кадровая политика большевиков. Начиная с 1922 г. секретариат ЦК установил практику назначения руководящих партийных работников. Это привело к тому, что в партаппарат попадали люди, строго отобранные по «политическому признаку», готовые идти до конца в проведении генеральной линии коммунистической партии.
Особо стоит отметить, что проведение политики «диктатуры партии» и создание нового механизма власти шло одновременно с образованием СССР. Это были две стороны одного процесса. В результате создания унитарного централизованного государства все республики попали под прямое управление центральных союзных органов. Распоряжения партийной верхушки теперь в полной мере касались и ЦК компартий национальных республик.
Последним направлением «диктатуры партии» стало возвышение партийных комитетов над советскими органами, что фактически означало ликвидацию власти Советов. И хотя Советы были включены в общую систему власти, реальной роли они не играли. Управление в Советах перешло сначала к их исполкомам, затем к президиумам исполкомов, и, наконец, сами президиумы исполкомов оказались в полном подчинении у партийных комитетов. Уже к концу 1923 г. государственные органы в центре и на местах в основном лишились своей самостоятельности и теперь полностью зависели от соответствующих партийных комитетов.
Таким образом, в период НЭПа на территории России было оформлено партийное государство, где партийный аппарат поглотил государственные органы и сам стал структурой власти. Новая политическая система представляла жестко централизованную структуру, основу которой составляла иерархия партийных комитетов. По такому же типу были выстроены структуры советских, хозяйственных, профсоюзных, карательных, комсомольских и др. органов. Их деятельность находилась под непосредственным надзором соответствующих партийных органов.
Итоги НЭПа
К концу 20-х годов XX столетия были решены основные задачи, которые возлагались на НЭП. Было восстановлено разрушенное войнами хозяйство, стабилизировалась социальная и демографическая ситуация, сложилась и укрепилась система государственных органов и учреждений, правопорядок. Были мобилизованы значительные средства для индустриализации.
Вместе с тем выявились и стали быстро нарастать новые противоречия, которые уже в 1928–1929 гг. воспринимались руководством государства и партии как угрожающие. Внутри страны возникло нестабильное равновесие, быстро сдвигающееся к острому противостоянию в отношениях между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством.
Индустриализация, коллективизация, а также создание новой армии – все это стало частью большой программы модернизацииСССР. Главным в ней было превращение человека с крестьянским типом мышления, восприятием времени, стилем труда и поведения – в человека, оперирующего точными отрезками пространства и времени, способного быть включенным в координированные, высокоорганизованные усилия огромных масс людей. То есть, в человека, сходного по ряду признаков с человеком современного индустриального общества, способного владеть сложной производственной и военной техникой.
В СССР на воспитание дисциплинированного, точного и ответственного человека отводилось менее десяти лет. Эта задача была выполнена, при этом человеколюбие переплеталась с жестокостью. Сегодня многие видят в той жестокости преступный характер советского государства (или его руководителей). Но видимо, в те времена современные моральные оценки не были главным критерием. Главное, что было достигнуто почти невозможное – поколение точных и дисциплинированных людей было воспитано без подавления их духовной свободы и творческой способности. И это доказала будущая война.
Образование Союза Советских Социалистических Республик.
Конституция СССР 1924 г.
Одним из наиболее значительных актов государственного строительства в 1920-е гг. стало образование союзного государства – СССР (Союза Советских Социалистических Республик).
Отметим, что в «Декларации прав народов России» 1917 г. идея государственного устройства еще не была сформулирована, а лишь провозглашался «добровольный и честный союз народов России». В ходе Гражданской войны развитие союза республик шло по двум направлениям:
- Вхождение в состав РСФСР республик и областей на правах автономий. К концу 1922 г. в РСФСР входило 10 автономных республик и 12 автономных областей. В это же время к России присоединяется ДВР, что было декретировано постановлением ВЦИК РСФСР.
- Установление договорных отношений между независимыми республиками и РСФСР. Эта система стала развиваться с 1920 г. Двусторонние межреспубликанские договоры были подписаны РСФСР с Азербайджаном, Украиной, Белоруссией, Арменией и Грузией. Документы предусматривали объединение ведомств обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и связи.
Сохранение и укрепление союза республик, помимо «укоренения» на местах Советов, напрямую связывалось с приданием союзу четких организационных форм.
Решение этой задачи предполагало, прежде всего, сохранение советской власти в каждой из республик. Это была непростая проблема, поскольку, во-первых, в большинстве республик (особенно в Средней Азии) власть была «привнесена» из советской России и не отличалась большой прочностью. Во-вторых, прежние формы федеративных отношений, которые сложились еще в годы Гражданской войны и основывались на двусторонних договорах, не охватывали всю совокупность взаимоотношений между республиками. Это приводило к мелким, но бесконечным трениям и конфликтам, улаживать которые приходилось «в партийном порядке». В третьих, серьезной опасностью для союза становится национализм, приобретающий угрожающий характер на фоне тяжелых условий послевоенной жизни, ошибок центрального руководства и проявления былого российского «великодержавия». Этому же способствовала борьба между местными и центральными органами власти в условиях перехода к НЭПу за рентабельные и жизненно важные предприятия. Эта борьба обостряла отношения между союзными республиками и РСФСР и постепенно втягивала в свою орбиту партийные и государственные структуры. Все выше перечисленное побудило политическое руководство предпринять в 1922 г. решительные шаги к объединению советских республик, к преобразованию сложившегося в годы Гражданской войны военно-политического союза в союз государственный.
Непосредственным поводом к началу большой работы послужил внешне ничем не примечательный эпизод. В ЦК РКП(б) весной 1922 г. усилился поток жалоб украинского руководства на действия некоторых центральных ведомств, которые в обход положений союзного договора между РСФСР и УССР пытались диктовать свою волю наркоматам и предприятиям независимой республики. Для урегулирования отношений и выработки соответствующих документов под председательством М.В. Фрунзе в мае 1922 г. была создана совместная комиссия. В ходе ее работы выявилось, что проблема взаимоотношений республик носит общий характер, и вся существующая система федеративных связей требует коренного изменения. По предложению Политбюро ЦК 11 августа Оргбюро организовывает комиссию с поручением подготовить к пленуму ЦК вопрос «о взаимоотношениях РСФСР и независимых республик». Председателем комиссии стал В.В. Куйбышев. Работа комиссии разделила большевиков, бывших едиными в вопросе права наций на самоопределение, на два лагеря в решении вопроса организации устройства страны. Оба лагеря поначалу выступали за федеративное устройство страны, затем было выработано два варианта предложений решения вопроса.
Первый вариант можно назвать «мягкой» формой федерации. Его сторонники (председатель СНК Грузии Мдивани, председатель СНК Украины Раковский, председатель Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК РКП(б) Султан-Галиев) считали, что союзные республики должны сохранить атрибуты независимости (например, наркоматы иностранных дел). Это позволило бы налаживать нормальные отношения с населением тех республик, где были сильны националистические настроения и, в то же время, это подняло бы престиж нового государства заграницей, поскольку такая форма федерализации демонстрировала бы уважение к суверенитету ранее угнетенных народов.
Второй вариант объединения был подготовлен Сталиным и получил название «план автономизации». Согласно ему независимые советские республики входили в состав РСФСР на правах автономий. Сторонники сталинского проекта (Мануильский, Молотов, Орджоникидзе) считали, что дальнейшее стремление партийного руководства наладить отношения с населением республик приведет к усилению национализма и шовинизма, что уже в то время проявилось в Грузии по отношению к малым народам – абхазам и осетинам. Противостоять этому натиску, по мнению группы Сталина, можно было только установлением жесткой подчиненности национальных окраин Центру.
Оба варианта были направлены для обсуждения в ЦК республиканских компартий. Первый был сразу отвергнут и большинство поддержало «план автономизации» группы И.В. Сталина. Против него резко высказались партийные комитеты Грузии и Украины. Их мнение было поддержано В.И. Лениным. 26 сентября при встрече со Сталиным Ленин выдвинул свою идею объединения – более простую, но в то же время плодотворную: все республики сохраняют свой суверенитет и входят в состав федерации «вместе и наравне». Вновь создаваемое государственное образование вождь большевиков предложил назвать «Союзом Советских Республик Европы и Азии». Сталин согласился с ленинской идеей, т.к. ее реализация предполагала передачу республиками важнейших полномочий федеративным органам, что, в свою очередь, давало возможность установления отношений подчиненности национальных окраин Центру, а это совпадала с планами Сталина.
К этому времени в вопросе «о взаимоотношениях между РСФСР и независимыми республиками» появилось еще ряд инициатив. Так украинские руководители окончательно отказавшись от своей прежней идеи «мягкой» федерализации, поставили вопрос о конфедеративном устройстве нового государства. Лидеры некоторых автономий РСФСР выступили с инициативой «роспуска» своей федерации и вхождения бывших автономных республик в Союз на равных правах с союзными. Практически того же добивались грузинские руководители – ликвидации образованной в марте 1922 г. Азербайджаном, Арменией и Грузией Закавказской Федерации (с декабря 1922 г. Закавказская Социалистическая Федерация Советских Республик) и вхождения в Союз бывших ее членов «непосредственно отдельными республиками». Все эти инициативы после длительной и острой полемики были нейтрализованы.
Ленинский план организации федерации был последовательно одобрен: сначала на Октябрьском Пленуме ЦК ВКП(б), а затем на съездах Советов независимых республик. 29 декабря 1922 г. на состоявшейся в Москве конференции полномочных делегаций четырех союзных республик (РСФСР, ЗСФСР, УССР, БССР) были утверждены проекты Декларации и Договора об образовании союзного государства и зафиксирована окончательная редакция его названия – Союз Советских Социалистических Республик, которое просуществовало вплоть до декабря 1991 г.
30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов СССР. В повестке работы съезда стояли два вопроса:
1. Утверждение «Декларации об образовании СССР» и «Союзного Договора». Декларация провозглашала образование нового государства и определяла основные принципы объединения республик. Договор определял систему высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с республиканскими органами. Съезд в основном утвердил оба документа и передал их на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик.
2. Выборы ЦИК СССР. Съезд избрал однопалатный орган власти – ЦИК СССР, получивший верховные полномочия в период между съездами Советов. По числу республик его возглавили четыре председателя: М.И. Калинин (от РСФСР), Г.И. Петровский (от УССР), А.Г. Червяков (от БССР), Н.Н. Нариманов (от ЗСФСР). Первое правительство СССР было образовано ЦИК СССР в июле 1923 г. во главе с В.И. Лениным.
II Всесоюзный съезд Советов завершил юридическое оформление единого союзного государства как федерации суверенных советских республик, утвердив 31 января 1924 г. первую Конституцию СССР.
Вместе с тем, образование СССР не повлияло решительным образом на суть советской государственности. Фактически была лишь повышена роль ряда высших и центральных органов – они получали статус общесоюзных, при этом число представителей республик в них не увеличивалось. Сложившаяся ситуация была явно невыгодна для России, т. к. последняя теряла ряд своих центральных органов власти и управления (например, Всесоюзный съезд Советов).
Союзных республик
Образование федеративного государства может быть юридически оформлено по-разному – законом или договором. Так, РСФСР была провозглашена законом – «Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа», ЗСФСР – Союзным договором Армении, Азербайджана и Грузии.
Образование СССР по решению декабрьского 1922 г. Пленума ЦК РКП(б) оформлялось также договором. Однако, уже первое заседание ЦИК СССР принимает решение о разработке актов конституционального значения – положения о флаге и гербе СССР и положения о наркоматах СССР. В связи с этим, в феврале 1923 г. ЦК РКП(б) принимает решение о создании комиссии по выработке проекта Конституции. Но только 27 апреля такая комиссия в составе 25 чел., включая представителей ЦИК всех союзных республик, начала работу. Во главе комиссии стоял М.И. Калинин. В ходе ее работы вновь возник вопрос: Создается Конституция или усовершенствуется Союзный договор? Вся тонкость заключается в том, что Конституция рассматривается как документ единого, хотя и федеративного государства, а союзный договор можно истолковывать как в федеративном, так и в конфедеративном смысле. Поэтому сторонники широкой децентрализации СССР, коммунисты Украины и Грузии, настаивали именно на последнем варианте оформления Союза. Проблему удалось решить в июне 1923 г., когда комиссия Калинина приняла резолюцию наркома юстиции Д.И. Курского, которая гласила: «Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании СССР составляют Основной закон – Конституцию СССР».
После рассмотрения и обсуждения проекта Конституции ЦК РКП(б) и комиссиями ЦИК союзных республик 6 июля 1923 г. ЦИК СССР утверждает его и вводит в действие. Окончательно проект Конституции был утвержден 31 января 1924 г. II съездом Советов.
Как и Конституция РСФСР 1918 г., Конституция Союза ССР 1924 г. носила ярко выраженный классовый характер. Она закрепляла на территории, входящих в Союз, республик ведущую роль принципов диктатуры пролетариата. Вместе с тем это была Конституция федеративного союзного государства с четко обозначенным верховенством общесоюзной власти.
Конституция 1924 г. состояла из двух разделов.
Раздел первый «Декларация об образовании СССР» (вошла в текст Основного закона без изменений); Раздел второй «Договор об образовании СССР» (претерпел значительные изменения – состоял из одиннадцати глав и количество статей увеличилось с 26 до 72). Появились статьи, касающиеся суверенных прав союзных республик, съездов Советов, народных комиссариатов СССР, герба, флага, столицы СССР. Гимном Союза стал международный пролетарский гимн – «Интернационал», который был заменен лишь в 1944 г.
Своеобразие Конституции заключается в том (и это отличает ее от Конституции 1918 г. и последующих советских Конституций), что в ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями.
Главное, чему уделяет внимание Конституция 1924 г., это конституционное закрепление образования СССР, прав Союза и союзных республик, системе высших государственных органов Союза и союзных республик.
В Декларации указывались причины, побудившие республики объединиться в одно союзное государство – борьба с внешними врагами (интервенция), восстановление разрушенного хозяйства, содержалось положение о том, что доступ в СССР открыт всем республикам «имеющим возникнуть в будущем». Были отражены принципы добровольности и равноправия союзных республик, а также право свободного выхода из СССР каждой из них.
По Договору СССР был конституирован как федеративное государство, где носителем суверенитета являлся Союз в целом и каждый из его членов в отдельности. Круг суверенных прав Союза очерчен преимущественно в ст. 1 и 2. Среди 24-х вопросов, отнесенных к «ведению СССР в лице его верховных органов», можно выделить в две основные группы:
1. Внешние функции государства – внешняя торговля, внешние сношения, защита рубежей;
2. Хозяйственные дела – общее управление народным хозяйством, руководство его важнейшими отраслями.
Суверенные права республик были ограничены лишь вопросами, отнесенными к компетенции Союза. «Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно» (ст. 3). В конституции были оговорены некоторые специальные права: право выхода из Союза (ст. 4); право на неизменность территории; право на собственное гражданство (но гражданин каждой республики считался одновременно и гражданином Союза ССР) (ст. 7); право иметь свой собственный Основной закон, который должен соответствовать Конституции Союза (ст. 5).
Как уже было сказано выше, значительное место (3–9 главы) в Конституции отводилось вопросам организации высших государственных органов Союза ССР. Высшим органом власти СССР являлся Съезд Советов Союза ССР. Делегаты на съезд избирались на республиканских съездах Советов. Норма представительства определялась количеством избирателей в городах (1 депутат на 25.000 избирателей) и губерниях ( 1 депутат на 125.000 избирателей). Съезд должен был собираться один раз в год. Однако уже в 1927 г. IV Съезд Советов установил, что впредь съезды будут собираться раз в два года. Важно отметить, что Съезд обладал исключительным правом изменять Конституцию СССР.
Съезд не был постоянно действующим органом. В период между съездами Советов верховная власть в СССР принадлежала ЦИК, который являлся двухпалатным органом:
- Союзный Совет избирался из представителей союзных республик пропорционально их населению (414 чел.);
- Совет Национальностей комплектовался из представителей союзных и автономных республик (по 5 депутатов от каждой) и автономных областей (по 1 депутату от каждой).
Обе палаты были равноправны. Любой законопроект получал силу закона лишь в случае его одобрения каждой из палат.
ЦИК являлся как исполнительным, так и законодательным органом. В качестве верховного органа он обладал компетенцией равной съезду Советов СССР (кроме тех, которые исключительно принадлежали съезду). По Конституции сессии ЦИК должны были работать 3 раза в год. На период между сессиями ЦИК высшим законодательным и исполнительным органом являлся Президиум ЦИК СССР, который избирался на совместном заседании обеих палат в количестве 21 человека. Важно отметить, что значение Президиума все больше возрастало по мере того, как съезды Советов и сессии ЦИК стали созываться реже. Поэтому Президиум скоро стал решать вопросы, отнесенные к компетенции этих органов власти.
ЦИК СССР формировал Правительство СССР – Совет Народных Комиссаров (СНК), который являлся высшим исполнительным и распорядительным органом. СНК стоял из председателя и десяти наркомов и мог издавать декреты и постановления в рамках своей компетенции. В своей работе СНК был ответственен перед ЦИК СССР и его Президиумом.
Нетрудно заметить, что в конституционных главах о высших государственных органах СССР было закреплено единство законодательной и исполнительной власти. В этом проявилось неприятие большевиками «буржуазного» принципа разделения властей.
Органами отраслевого управления в СССР были народные комиссариаты, которые можно поделить на три группы:
I. Пять общесоюзных наркоматов – иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Они образовывались только в Союзе и действовали на территории республик через уполномоченных.
II. Пять объединенных наркоматов – ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ. Они образовывались и в Союзе и в республиках, и таким образом, эти наркоматы руководили теми отраслями, которые требовали централизации в масштабах всей страны и, одновременно, учета специфики республик.
III. Республиканские наркоматы – юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранения, просвещения, социального обеспечения. Эти наркоматы существовали только в республиках и в большей степени отражали местные особенности.
Конституция СССР 1924 г. просуществовала до декабря 1936 г. Если ее оценивать с формально-юридических позиций, то может показаться, что она воплотила ленинские представления по национальному вопросу, выраженные в формуле «вместе и наравне». На деле же, по мере укрепления сталинского единовластия, национальная политика все более устойчиво изменилась в направлении подмены демократического федерализма жестким унитаризмом, в рамках которого весомые конституционные права союзных республик становились фикцией.
После принятия первой Конституции СССР начался процесс по совершенствованию Основных законов союзных республик, который, по сути дела, вылился в создание новых республиканских конституций.
По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и республиканские конституции, как бы дополняли друг друга. Если Основной закон Союза был посвящен проблеме организации союзного государства и его соотношению с членами Союза, то конституции республик касались вопросов общественного строя, государственного механизма каждой республики, избирательного права, правового статуса граждан и т. д.
Вместе с тем, можно проследить особенности конституций республик, которые вытекали в первую очередь из особенностей самих республик. Самыми заметными были различия в форме государственного единства. Так, Конституция ЗСФСР, принятая в апреле 1925 г., имела такую же структуру, что и Конституция СССР, т. е. подразделялась на два главных раздела – Декларацию об образовании и Договор об образовании. БССР была унитарным государством, поэтому ее Конституция (1927 г.) не имела разделов и глав, касающихся форм государственного единства. В ней не было и специальных статей об административно-территориального устройстве.
По-разному решался в конституциях союзных республик вопрос о государственном языке. Так, конституция Украины (май 1929 г.) признавала языки всех народов, населяющих республику, равноправными и не закрепляла какой-либо язык в качестве государственного. Иначе этот вопрос решался в конституции БССР. Здесь белорусский язык считался «преимущественным для сношения между государственными, профессиональными и общественными учреждениями и организациями».
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Общая характеристика и назначение новой экономической политики.
2. Образовании и развитие СССР в 20-е годы XX в.
3. Конституция СССС 1924 г. Конституции союзных республик.
4. Реорганизация органов государственной безопасности, милиции и РКИ. Военная реформа 20-х годов XX в.
5. Охарактеризуйте государственное устройство СССР и структуру государственного аппарата конца 20-х–конца 30-х годов.
6. Особенности организации органов государственной безопасности и милиции в 30–40-е гг. XX в.
7. Конституции 1936 г. и изменения в государственном управлении
[1] Статья 7. Сроки действительной службы устанавливаются следующие:
а) для рядового состава сухопутных частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии - 2 года;
б) для младшего начальствующего состава сухопутных частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии - 3 года;
в) для рядового и младшего начальствующего состава военно-воздушных сил Армии и Флота - 4 года;
г) для рядового и младшего начальствующего состава частей береговой обороны - 4 года;
д) для рядового и младшего начальствующего состава кораблей и частей Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота - 5 лет;
е) для рядового состава внутренних войск - 2 года;
ж) для младшего начальствующего состава внутренних войск - 3 года;
з) для рядового и младшего начальствующего состава сухопутных частей пограничных войск - 3 года;
и) для рядового и младшего начальствующего состава кораблей пограничных войск - 4 года.
Примечание. Курсанты военных и военно-морских училищ, отчисленные от училищ за плохую успеваемость или дисциплинарные проступки, обязаны отслужить в строевых частях Красной Армии или Военно-Морского Флота срок действительной военной службы без зачета времени обучения в училище.
Тема 7. Государственное управление в 20-40-е годы XX в.
1. Органы власти и управления в годы гражданской войны и НЭПа
2. Образование Союза Советских Социалистических Республик. Конституция СССР 1924 г.
3. Перестройка государственного аппарата в 20-е годы XX века
4. Конституция СССР 1936 г.и развитие государственного аппарата.