Исторический обзор внешней политики Германии после объединения 1990-2004 гг.
Правительство ФРГ после объединения столкнулось с тем, что ряд европейских стран, в том числе ее союзники по НАТО Великобритания и Франция, высказывали опасения, что в ближайшем будущем Германия может поставить перед собой цель создания «Четвертого рейха». Поэтому правительство Г. Коля[3] сразу провозгласило преемственность с внешнеполитическим курсом Боннской республики и заявило, что внешняя политика ФРГ является составной частью политики безопасности Европейского союза и стран Запада в целом. В подтверждение отказа от установки на милитаризацию Германия начала сокращение бундесвера, численность которого к концу 1990-х гг. была доведена до 330 тыс. человек. Единая Германия подтвердила свое стремление к тесному политическому и военному сотрудничеству с НАТО, в котором она видит гаранта безопасности и стабильности в Европе, а также к сотрудничеству с США. ФРГ является единственной страной в НАТО, подчинившей свои вооруженные силы командным структурам альянса.
Выступив за глобальный подход к проведению внешней политики, «новая ФРГ» в то же время стремится в рамках этого подхода отстаивать свои национальные интересы. Они предполагают обретение Германией свободы действий в военной сфере и возвращение статуса великой державы. Правительство Коля избрало тактику постепенных шагов в процессе расширения участия ФРГ в международных акциях. В период подготовки и проведения в 1990-1991 гг. военной операции под эгидой ООН в зоне Персидского залива Основной закон ФРГ запрещал использование бундесвера за пределами «зоны ответственности» НАТО, а в пределах зоны НАТО - в тех местах, где во время Второй мировой войны находились солдаты вермахта. Поэтому, несмотря на сильное давление США, ФРГ вместо прямого участия в этой войне, оказала международной коалиции финансовое, медицинское и военное содействие, выделив на эти цели 17 млрд марок — треть своего годового военного бюджета.
Легализация участия бундесвера в военных акциях явилась важным достижением правительства Коля. Этот шаг способствовал повышению роли ФРГ как стратегического партнера США и нашел поддержку ее союзников по НАТО. Наиболее широкое применение германские «миротворческие силы» нашли на территории Югославии в 1999 г. Впервые в истории бундесвер принимал участие в военных операциях за рубежом. Он контролировал соблюдение эмбарго на Адриатике и Дунае, участвовал в поставке оборудования, средств связи и передвижения, амуниции и оружия для миссий и, наконец, в несанкционированных Советом Безопасности ООН воздушных налетах НАТО на Белград. Прямой вклад в воздушные налеты был относительно скромным, но имел важное политическое значение. Незадолго до начала войны в Косово Г. Шрёдер[4] на конференции по безопасности в Мюнхене заявил: «Германия не может и не хочет идти особым путем. Мы... выросли в союзе. И мы хотим в нем оставаться. Поэтому сегодня мы без всяких "если" и "но" готовы брать на себя ответственность как "нормальные" члены, будь то в ЕС или в НАТО».
Военное участие ФРГ в Косовской войне с одобрением было воспринято НАТО, но вызвало неоднозначную реакцию германского общества. ПДС подала в Конституционный суд иск против правительства. Пацифистские объединения организовали демонстрации протеста в Берлине. В партии «зеленых» эта акция вызвала кризис Отказ «реалистов» во главе с Фишером от принципиального пацифизма был воспринят многими как утрата партией «политического профиля». Эта акция стоила «зеленым» и социал-демократам многих сторонников.
В итоге оказалось, что бомбовые удары не остановили убийства, волна беженцев заполнила Македонию и Албанию, была разрушена инфраструктура Сербии. Руководство ФРГ пришло к выводу, что модель разрешения конфликта в Косово не может быть использована для урегулирования подобных конфликтов в будущем. Несмотря на эту констатацию, участие Германии в воздушной войне на территории бывшей Югославии и процедура почти без дискуссионного принятия решения о нём в бундестаге стали свидетельством перелома, который произошел с начала 1990-х гг. в сознании германской политической элиты и части населения ФРГ.
Одним из главных направлений внешней политики ФРГ является стремление играть более значимую и активную роль в ООН. Правительство Коля заявило о готовности объединенной Германии воспринять все права и обязательства по Уставу ООН, включая меры коллективной безопасности, принимать участие в решении общемировых вопросов. «Новая ФРГ» участвует в 15 специализированных учреждениях ООН, в реализации программ экономического развития и сотрудничества. На 2003-2004 гг. она в четвертый раз получила место в Совете Безопасности среди десяти непостоянных членов. ФРГ заняла ведущее место в восточноевропейской политике, активно заполняя вакуум, который возник в этом регионе после распада СССР. Германия заинтересована в его стабилизации, в успешном проведении в его странах демократических реформ, создании рыночной экономики, улучшении жизненных условий населения.
После распада СССР и Организации Варшавского договора ФРГ выступила также за расширение НАТО на Восток, обоснованно рассчитывая на усиление своего влияния в Восточной и Юго-Восточной Европе и обеспечение большей безопасности. Благодаря поддержке ФРГ, страны Балтии, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Чехия с 1 мая 2004 г. стали членами Европейского союза. Используя исторически сложившиеся тесные связи со странами Восточной и Юго-Восточной Европы, Германия является их ведущим торговым партнером и самым крупным кредитором среди западных стран. В конце 1990-х гг. на Германию приходилось 37 % западной помощи в этот регион (на США - 11 %, на Японию - 5 %). ФРГ надеется, что таким образом с нее будет снято обвинение в попытках «германизации» этого региона, так как «германской политике в нем будут приданы европейские рамки».
Расхождения с США проявились при обсуждении новой стратегической концепции на форуме НАТО в 1999 г. Одной из главных тем дискуссии стал вопрос о том, могут ли задачи по международному управлению кризисами занять равноценное место с другими важными задачами НАТО, такими как обеспечение безопасности стран-участниц, трансатлантическое единство, коллективная оборона. Германия призывала не превращать альянс в «интервенционистский союз» и в будущем при осмыслении своих задач сосредоточиться на евро-атлантическом регионе. При обсуждении новой стратегии НАТО ФРГ особо подчеркивала необходимость мандата ООН на урегулирование кризисов, в то время как США считали, что «международно-правовая легитимация не всегда обязательна» и возможно «предоставление мандата самим себе» [6]. Представители ФРГ предлагали, чтобы из доктрины НАТО было исключено положение о применении ядерного оружия первыми, но этого не произошло из-за сопротивления США и Великобритании.