Законодательный процесс в ФС РФ:понятие, субъекты, стадии

Законодательный процесс РФ-упорядоченный процесс принятия и вст.в силу законов,состоящих из ряда последовательных, логически завершенных этапов от рзработки законопроектов до дедения его в действие в кач-ве закона.

Субъекты:

Субъекты законодательного пр-са-круг лиц и организаций, участвующих в отправлении законодательной деятельности, вст.в соответветствующие правоотношения и имеющие в связи с этим права и обязанности

-суб.обл.правом законодательной инициативы

-законодательный орг., их комитеты и комиссии

-гл.гос-ва

-гр-не РФ

-научные организации

-коордиц.ор-ны(в 1994г распоряжением Правительства РФ была создана объединенная комиссия по координации законодательной деятельности)

Стадии:

1) законодательная инициатива;

2) предварительное рассмотрение законопроектов;

3) рассмотрение законопроекта в ГД;

4) принятие закона;

5) рассмотрение и одобрение закона СФ;

6) подписание Президентом РФ и обнародование закона.

Существует особая стадия законотворческого процесса – преодоление разногласий между СФ и ГД РФ. Эта стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае возникновения таких разногласий по содержанию текста закона. Законопроект считается внесенным в ГД со дня его регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата ГД, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса. Предварительное рассмотрение законопроекта в ГД начинается по истечении 14 дней. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу. После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет ГД для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней. Рассмотрение законопроекта может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в первом же чтении, только если не возникает никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена процедура урегулирования разногласий. После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят. С этого момента законопроект считается федеральным законом. Федеральный закон, принятый ГД, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен СФ. Одобрение СФ может быть в выраженной (в виде постановления СФ) и молчаливой формах (в виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации). Подписание и обнародование федерального закона, принятого ГД и одобренного СФ, осуществляется Президентом РФ в течение 14 дней со дня его поступления. Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию «неугодных» федеральных законов, а ограниченным, так как ФС может в установленной форме преодолеть вето Президента РФ (в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней).

Судебная система РФ

1)Федеральные суды

2)Суды субъектов

***К Федеральным судам относятся:

1.КС РФ(не имеет звенности)

2.ВС РФ(не яв-ся судом общ юрисдикции)

3.Суды общ юрисдикции(вклвоенные)

4.Арбитражные суды

***К судам субъектов относятся***:

1.Мировые судьи(яв-ся судами общ юрисдикции)

2.Конст. и уставные суды субъектов

***Суды общ юрисдикции***

1.низшее звено-мировые судьи

2.основное звено-районные(городские) суды

3.ср.звено-верховные суды ркс-к,областей,краевые,суды городов фед.значения,суд авт.области,суд авт.округов

4.высшее звено-ВС РФ

***Военные суды***

1.Основное звено-гарнизонные военные суды

2.Ср.звено-окружные(флотские)суды

3.Высшее звено-ВС РФ(суд.коллегия по делам военнослужащих ВС РФ)

***Арбитражные суды***

1 зв.-арб.суды субъектов

2 зв.-арб.апелляцонные суды субъектов(21)

3 зв.-арб.кассационные суды(10)

Спец.суд- суд по интеллектуальным правам

4 зв.-ВС РФ(суд.коллегия по экон.спорам ВС РФ)

Наши рекомендации