Чень важный вопрос – отличие МП от внутригосударственного права.

  Внутригосударственное право МП
Сущность права    
Сфера действия    
Субъекты (основное отличие, фундаментальное) Физ и юр лица В первую очередь государства и созданные ими организации
Объекты    
Предмет правового регулирования Отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства Межгосударственные отношения и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции одного государства, требующие совместного регулирования со стороны совместных или многих государств либо международного сообщества в целом
Способ нормообразования Создается в результате властных решений уполномоченных органов. То есть создается самим правом. В процессе согласования интересов различных государств. То есть создают сами государства.
Источники   Международные договоры (в широком смысле), обычаи, правотворческие решения международных конференций.

Субъекты национального права не могут отказаться от исполнения норм соответствующего государства, могут отказаться фактически, но не юридически. Ни одно государство не связано нормами МП, если оно не сообщило, что оно согласно.

В МП каждое государство – судья в собственном споре. Также созданы международные суды.

Принцип ответственности в национальном праве индивидуальный, в международном праве санкция применяется ко всему государству, то есть как бы коллективный принцип (т к страдает не только данное государство).

Этапы развития МП.

Классическое – субъекты МП – цивилизованные государства, принцип силы.

Далее гуманизация, отказ от применения силы.

Задача 1.

Тут вопрос о международной ответственности. Нарушение норм международного права. Субъект ответственности в МП – государство. На территории одного государства были нарушены интересы другого государства. Вопрос – будет ли Сирия нести ответственность за действия своих граждан, если они нанесли ущерб интересам другого государства? Каковы условия привлечения государства к ответственности? Есть реально решение суда ООН, когда было ограблено посольство США в Сирии. Сирия дело проиграла. Надо отграничивать ответственность во внутригосударственном праве, нам это не важно, от ответственности международной. Тут нарушена норма конвенции о дипломатических и консульских конвенциях (ст. 22). Будет решаться вопрос о том, предприняла ли Сирия все необходимые действия, чтобы эту проблему разрешить.

Иногда применяется термин «условная территория» государства, к которой относят находящиеся под его юрисдикцией расположенные вне пределов государственной территории объекты, в том числе помещения дипломатических и консульских представительств.

2 семинар.

Субъекты МП – самостоятельные публично-правовые образования, которые по своим юридическим свойствам способны обладать павами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации его норм.

А в учебнике понятие субъекта МП связывают с юридической возможностью участия в правоотношениях, регулируемых международно-правовыми нормами и обладанием для этого необходимыми правами и обязанностями. Далее из этого определения они выводят реальность вхождения в сферу МП отношений новых участников – физических и юридических лиц.

К ним относятся:

1) Государства;

2) Государствоподобные образования (созданные на основании договора, например, Ватикан);

3) Международные органы;

4) Государственно самоопределяющиеся нации и народы;

5) Международные образования.

Признаки субъектов МП:

1) Неподчиненность какой-либо юрисдикции, т. е. подчиняются непосредственно воздействию МП;

2) Обладают субъективными правами и обязанностями, которые основываются на нормах МП;

3) Способны участвовать в международных правоотношениях;

4) Способны нести, при необходимости, международно-правовую ответственность.

Виды субъектов МП:

1) Первичные (в первую очередь государства, плюс борющиеся за…, т. е. те, правосубъектность которых не зависит от чьей-то воли);

2) Вторичные (преимущественно международные межправительственные организации, создаются первичными).

Плюс есть нетрадиционные субъекты, например, Красный Крест.

Субъекты:

1) Универсальные (правосоздающие и правоприменяющие);

2) Правоприменяющие.

Это только если рассматривать МО в широком смысле (там и физ, и юр лица).

Государства как субъекты МП.

Основная отличительная черта – наличие у них особого свойства – суверенитета.

Признаки государства: (межамериканская конвенция 1933 г.)

1) Постоянное населения;

2) Территория;

3) Правительство (наличие власти);

4) Признание ?

Статья 2 той же конвенции. Федеральное государство – единый субъект МП.

Признание государств.

Признание – односторонний и добровольный юридический акт государства, которым оно прямо или косвенно признает произошедшие политические или территориальные изменения в другом государстве, демонстрируя тем самым свое намерение продолжать (установить) с ним официальные или неофициальные, полные или не полные, постоянные или временные отношения.

Теории признания.

1) Конститутивная. Субъектом МП государство становится только после получения признания со стороны других государств. Но хз, какое количество признаний надо. Да и на практике контакты между государствами могут быть и без признания.

2) Декларативная. Она сейчас доминирует. Государство – субъект МП с момента своего возникновения. Признание лишь констатирует такую правосубъектность.

Формы признания:

1) Официальное:

- де-юре – полное признание, установление стабильных политических отношений;

- де-факто – неполное признание, влекущее поддержание ограниченных связей;

2) Неофициальное – постоянные или эпизодические контакты как на правительственном, так и на неправительственном уровнях. Вариант фактического признания – ad hoc (разовое, на данный случай).

Признание правительства = признание государства.

Правопреемство – переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязательств от одного государства к другому.

В конвенциях правопреемство – смена одного государства другим «в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории».

По поводу переходящего объема прав и обязанностей две теории:

- теория универсального правопреемства – государство-преемник полностью наследует международную личность государства-предшественника;

- негативная теория – континуитет международной правосубъектности государства отсутствует, т е все международные договоры предшественника отбрасываются.

Международная правосубъектность народов, борющихся за самоопределение.

Условия признания народа и цели в тетради.

Принципы МП:

-наиболее важные, коренные нормы МП;

- наиболее общие нормы;

- общепризнанные нормы, обязательные для всех субъектов МП;

- императивные нормы, обладающие высшей юридической силой;

- имеют универсальную сферу действия;

- взаимообусловлены, имеют комплексный характер.

Плюс есть отраслевые принципы (гуманитарного, морского права).

Принципы международного права – обычный характер. Они обязательны в том числе для государств, которые не присоединились к соответствующим договорам.

1. Суверенное равенство государств:

- юридическое равенство всех государств;

- суверенитет как неотъемлемое свойство каждого государства;

- пользование каждым государством всеми своими суверенными правами и др.

2. Невмешательство во внутренние дела. Вмешательство – любые меры государств или МО, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту МП решать дела, по существу входящие в его компетенцию. Не считаются внутренними дела, которые в том числе попирают общепризнанные международные нормы. В современном МП критерий концепции невмешательства – международные обязательства государств.

3. Равноправие и самоопределение народов. Не должен толковаться как поощряющий действия, которые вели бы к расчленению или нарушению территориальной целостности и политического единства суверенных государств.

4. Неприменение силы или угрозы силой.

5. Мирное урегулирование споров.

6. Нерушимость границ. Государства должны воздерживаться от посягательств на чужие границы.

7. Территориальная целостность государств.

8. Уважение прав человека и основных свобод. Толковать надо как соблюдение.

9. Сотрудничество государств.

10. Добросовестное выполнение международных обязательств.

Задачи.

2.

Статья 7. Статус соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей

Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами.

Т о, в законе напрямую закреплено, что соглашения субъектов – не международные договоры.

Вопрос о том, кто представляет федеративное государство в межгосударственных отношениях и является субъектом МП – сама федерация в целом или наряду с ней и входящие в нее субъекты федерации – решается в самом федеративном договоре и в конституции федеративного государства.

В соответствии с российском законодательством субъекты международно-правовым статусом не обладают.

А в ФРГ, например, есть положение в Конституции, что отдельные земли могут заключать договоры с другими государствами.

3.

Значение признания. Теоретически зависит от выбранной теории признания. На практике это влечет установление постоянных связей, открытие посольств и т. д.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. – государства должны уважать территориальную целостность других государств.

Декларация о принципах международного права 1970 г. – содержание принципа равноправия и самоопределения народов и наций не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств.

То есть в случае признания нарушили бы принцип территориальной целостности государств.

5.

Статус постоянно-нейтрального государства не ограничивает правосубъектность государств, не лишает, как считали раньше, государство его суверенитета. Это связано с отказом от «права на войну».

Постоянно-нейтральное государство – международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну. Такое государство не может допускать использование своей территории для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. И вообще должно укреплять мир, поддерживать разоружение. Австрия это нарушила, пропустив бронетранспортеры, поставляв оружие. НО.

Статья 1 закона о нейтралитете Австрии.

(2) Для обеспечения этих целей Австрия никогда в будущем не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать создания на своей территории военных опорных пунктов иностранных государств.

Пятая Гаагская конвенция.

Статья 2

Воюющим воспрещается проводить через территорию нейтральной державы войска или обозы с военными или съестными припасами.

Статья 3

Равным образом воюющим воспрещается:
а) устраивать на территории нейтральной державы станции беспроволочного телеграфа или всякого рода приспособления, предназначенные служить средством сообщения с силами воюющих как на море, так и на суше;
б) пользоваться всяким сооружением такого рода, установленным ими перед войною на территории нейтральной державы в целях исключительно военных и не открытым для надобностей общего пользования.

Короче много всего нарушили.

Правосубъектность остается неограниченной, государство может отказаться от данного статуса.

7.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. – можно сохранить или не сохранить в силе договор.

8.

Суверенитет государства распространяется в том числе и на имущество.

Собственник судна – университет. Университет – учреждение, собственником не является. Собственник – государство.

Действия Франции были неправомерными. Есть иммунитет государственной собственности. Имущество одного государства не может быть арестовано на территории другого государства, в том числе для уплаты долга. Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах, но она еще не всеми ратифицирована.

Вообще, одни государства придерживаются концепции абсолютного иммунитета, другие – функционального. Кодифицирован вопрос иммунитета не был. В итоге Конвенция 2004 г., она сейчас на стадии принятия. Россия ее подписала в 2006 г., но конвенция не вступила в силу. Так что Россия пока придерживается теории абсолютного иммунитета. То есть государство обладает полным суверенитетом, имущество РФ не может быть арестовано по долгам. Это вытекает из ГПК, АПК, из подхода России, который сложился исторически. Решение по судну может быть вынесено, но с исполнением проблемы будут.

Функциональный иммунитет. Конвенция 2004 г. как раз его закрепила (в несколько ограниченном виде). И когда она вступит в силу, конвенция будет действовать. Там есть исключения (имущество военного назначения, культурные ценности).

1.

Невмешательство во внутренние дела. Вмешательство – любые меры государств или МО, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту МП решать дела, по существу входящие в его компетенцию. Не считаются внутренними дела, которые в том числе попирают общепризнанные международные нормы. В современном МП критерий концепции невмешательства – международные обязательства государств.

Несомненно, проведение выборов – внутреннее дело государства.

Статья 2 Устава ООН.

Настоящий Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основании Главы VII.

Есть еще декларация о проведении выборов и самоопределении народов.

Скорее всего тут нарушен принцип, т. к. даже явное несоответствие процедуры выборам не дает государствам права вмешиваться в дела другого государства.

Декларация ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств.

e) обязанность государства воздерживаться от любых действий или попыток в какой бы то ни было форме или под каким бы то ни было предлогом дестабилизировать или подорвать стабильность другого государства или любого из его институтов;

l) обязанность государства воздерживаться от использования или искажения вопросов о правах человека в качестве средства вмешательства во внутренние дела государств, оказания давления на другие государства или создания атмосферы недоверия и беспорядка в пределах государств и между государствами или группами государств;

Мнение семинариста. Надо разделять нарушение международных обязательств России в области защиты прав человека и суверенное равенство всех государств, право государств решать их внутренние дела, так, как их нужно. Принцип невмешательства выше принципа соблюдения прав человека.

2.

В соответствии с Уставом ЮНЕСКО члены данной организации подразделяются на членов-государств и членов-сотрудников. Палестина была принята как государство-член. Однако Устав не требует, чтобы принятию в организацию предшествовало признание государства (также как не требует этого и Устав ООН). Прием непризнанного государства в международную организацию также не означает его признания со стороны тех государств, которые голосовали за его принятие, а лишь подтверждает, что оно является субъектом международного права.

По поводу ООН и статуса государств-наблюдателя. «Генассамблея вновь подтверждает право палестинского народа на самоопределение и независимость в его Государстве Палестина на палестинской территории, оккупированной с 1967 года», — говорится в резолюции.

В то же время, Мальтийский орден также получил статус наблюдателя в ООН, однако именно наблюдателя, а не государства-наблюдателя.

Статус Постоянного наблюдателя возник исключительно из практики — в Уставе Организации Объединенных Наций никаких положений на этот счет нет.

3.

- основания, которые предлагают международно-правовая и политическая практика, политики и исследователи политических процессов – правовые, исторические, политические, экономические и т.п. – не могут сами по себе, отдельно друг от друга являться причинами международно-политического признания.

- основанием для международно-правового признания Косово, Абхазии и Южной Осетии становится сложившаяся определенным образом политическая ситуация

- политическая ситуация вокруг признания независимости как Косово, так и Абхазии и Южной Осетии сложилась из исторических, политических, военно-политических, внешних условий;

- исторические, политические, военно-политические и внешние условия создали политическую ситуацию признания Косово, Южной Осетии и Абхазии только совместно, оказывая взаимное влияние и дополняя друг друга.

(диссертация Николаева).

Международный суд ООН при вынесении Консультативного заключения о соответствии декларации независимости Косово международному праву не ответил на ключевые вопросы, связанные с международно-правовым признанием края.

Во-первых, не была определена законность одностороннего отделения Косово от Сербии, как и вообще легитимность любой коррективной сецессии.

Во-вторых, не была дана правовая оценка международно-правовому признанию Косово со стороны ряда государств.

Суд признал легитимность образования нового государства вне контекста деколонизации, в том числе путем реализации права на самоопределение, но не определил границы самоопределения, посчитав, что это выходит за рамки вопроса, поставленного Генеральной Ассамблеей ООН.

5. Косово как государственное образование не соответствует критериям признания государств, существующим в доктрине института признания государств. Международно-правовое признание Косово США и большинством европейских государств не соответствует международному праву и определяется исключительно политической целесообразностью, которая вытекает из их геополитических интересов.

критерии признания государств:

а) наличие у государства суверенитета (способность государства контролировать свою территорию, осуществлять в отношении нее и проживающего на ней населения верховенство власти и обеспечивать независимость в международных отношениях);

б) наличие у государства эффективной власти (дееспособность государственных институтов);

в) способность вступать в межгосударственные отношения, развивать их, а также выполнять принятые на себя международные обязательства;

д) соблюдение положений Устава ООН,а также обязательств, принятых по Хельсинкскому Заключительному акту 1975 года и Парижской хартии 1990 года, в том числе тех, которые касаются верховенства закона, развития и совершенствования демократии, а также обеспечения прав и свобод человека;

е) гарантии прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках ОБСЕ.

Правовой компонент признания определяется соответствием вновь возникшего государства существующим критериям признания, а политический компонент - политическими, экономическими и геополитическими интересами признающего государства.

После того, как Международный суд ООН признал прецеденты возникновения новых государств вне контекста деколонизации и констатировал отсутствие международно-правовых норм, запрещающих это, можно говорить об определенной эволюции в трактовке права народов на самоопределение.

(Строева А. С.)

Есть 2 принципа международного права, у каждого из них есть юридическое наполнение. И надо их раскрыть применительно к данной ситуации. Есть резолюция ООН, где указано, что исходят из территориальной целостности Югославии. Семинарист говорит, что Косово не могло отделяться, а вот Абхазия и Южная Осетия могли (т к там другая ситуация). У Абхазии не было возможности выделиться в некую автономию, там была явная дискриминация.

Косовская операция незаконна, нарушение МП. Грузия и Абхазия – с точки зрения МП оснований было больше.

3 семинар.

Международная организация — объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений для достижения определённых целей.

Признаки МО:

- наличие определенных прав и обязанностей.

- могут участвовать в международных отношениях.

- могут участвовать в международном правотворчестве.

- наличие определенных иммунитетов и привилегий.

2 подхода к пониманию МО.

1. С точки зрения договорного момента. МО – фактически договор.

2. МО – независимое от создающих государств явление, которое существует по своим внутренним правилам и принципам.

Неправительственные организации подчиняются внутреннему праву того государства, где находится их центральный офис. Это общественные организации, которые создаются не государствами. Неправительственные не создают норм МП.

Резолюция экосос 25 июля 1996 г. – понятие неправительственной МО.

Виды. Всемирные (универсальные) – их цели и задачи имеют значение для всех или большинства государств, и иные (локальные).

По объему и характеру полномочий – общей компетенции и специальной компетенции.

Специальная разновидность МО – межведомственные организации. Тут министерства и ведомства при создании таких МО и в процессе их деятельности осуществляют полномочия органов государства в пределах внутригосударственных правовых норм. Пример – Интерпол.

Правовая природа. МО создаются государствами на основе учредительного акта (специальная разновидность международного договора). МО существуют в рамках этого акта. Постоянно действующее объединение.

Избранные или назначенные на высокие должности лица, а также заключившие контракт сотрудники принадлежат к международной гражданской службе и в течение срока полномочий не должны получать указаний от своих правительств и подвергаться их влиянию при исполнении своих обязанностей.

Правосубъектность организации определена теми конкретными задачами и целями, которые установлены государствами в учредительном акте, создающем организацию.

ООН.

Инициаторы созданий – СССР, США, Великобритания.

Устав – преамбула и 19 глав, 111 статей. Надо различать поправки к Уставу (ст. 108) и пересмотр Устава (ст. 109)

Цели в ст. 1. Принципы в ст. 2.

По процедуре оформления членства в ООН различаются первоначальные и вновь принятые члены. Порядок приема новых членов в ст. 4.

Ст. 104 – ООН пользуется на территории каждого государства такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей.

Ст. 7 – главные органы ООН. Также есть вспомогательные органы.

1.

Коммунистическая партия Китая. Нет.

Генеральная Ассамблея ООН. Нет.

ООН. Да.

Совет Европы. Да. Старейшая европейская организация.

ЮНЕСКО. Да. Это специализированное учреждение ООН, обладающее международной правосубъектностью.

Международный Суд ООН. Нет.

Международный трибунал по бывшей Югославии. Нет. Это структура ООН, международный судебный орган.

НАТО. Да.

ЭКОСОС ООН. Нет. Это орган ООН.

Международный комитет Красного Креста. Нет. У него особый статус. Это международная неправительственная организация, но иногда может выступать как субъект МП (в широком смысле). Субъектом международного публичного права не является.

Международный валютный фонд. Да. Это специализированное учреждение ООН.

ВТО. Да.

Совет глав государств СНГ. Нет. Это орган СНГ.

2.

ООН – Организация Объединенных Наций.

ОАГ – Организация американских государства.

АС – Африканский союз.

ЕС – Европейский союз.

ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

СНГ – Содружество Независимых Государств.

ФАО – Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН.

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения.

МОТ – Международная организация труда.

ЮНИСЕФ – Международный чрезвычайный детский фонд ООН.

ИКАО – Международная организация гражданской авиации.

ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной собственности.

ЮНИДО – Организация ООН по промышленному развитию.

МБРР – Международный банк реконструкции и развития.

МВФ – Международный валютный фонд.

МФК – Международная финансовая корпорация.

ИФАД – Международный фонд сельскохозяйственного развития.

ИМО – Международная морская организация.

ВПС – Всемирный почтовый союз.

МСЭ – Международный союз электросвязи.

ВМО – Всемирная метеорологическая организация.

МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергетике.

ЮНЕП – Программа ООН по окружающей среде.

АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

ОБСЕ – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

3.

Ж. Совет Европы – региональная международная организация.

4.

Б или Ж.

МТБЮ и прочие трибуналы – организации на основании резолюции СБ ООН, но у СБ нет таких полномочий. Но чтобы быть в рамках МП, трибунал должен быть создан государствами. В европейских учебниках пишут, что такие трибуналы – подорганы ООН. Но скорее это что-то типа органа ООН. Хотя все равно непонятен статус.

5.

Концепция наднациональности обосновывается по-разному.

Наднациональность – строго регламентированная передача части полномочий, а не ограничение суверенитета государств.

Есть две системы права – государственное и международное. Нет ни европейского, ни лекс меркториа (что то типа того). Европейское право существует в рамках международного.

Но существует проблема евроцентризма, многие европейские политики и ученые охуевают.

Это скорее международная организация.

Наднациональная организация, т к право ЕС имеет преимущество перед национальным, его субъектами являются не только государства, но и физические и юр лица, решения союза имеют прямое действие на территории государств-участников, его власть независима от государств, предполагается возможность самостоятельного расширения Союзом полномочий его органов.

6.

В ООН есть первоначальные и принятые члены. Тайвань до 71ого года был в ООН. До этого КНР была частично не признана. Ряд государств был заинтересован в ослаблении Китая, потому и признавали Тайвань. А потом Китай резко поднялся и пришлось признать его. А в ООН было доказано, что Тайвань незаконно отделился, вот и лишили его места.

Статья 4 Устава ООН.

1. Прием в Члены Организации открыт для всех других миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять.

2. Прием любого такого государства в Члены Организации производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

Заявление рассматривается комитетом по приему новых членов, который представляет Совету доклад со своими выводами. Рекомендация СБ о приеме считается действительной, если за нее проголосовали не менее 9 членов Совета, включая всех постоянных членов. На сессии Генассамблеи решение о приеме выносится большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи.

По поводу их аргументации – ФРГ и ГДР – другая ситуация.

7.

Систематическое толкование ст. 5 и 19 – Генсекретарь превысил свои полномочия.

Статья 19.

Член Организации, за которым числится задолженность по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса в Генеральной Ассамблее, если сумма его задолженности равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с него за два полных предыдущих года. Генеральная Ассамблея может, однако, разрешить такому Члену Организации участвовать в голосовании, если она признает, что просрочка платежа произошла по независящим от него обстоятельствам.

Это решает не Генсекретарь, а Генассамблея.

8.

Статья 18

1. Каждый Член Генеральной Ассамблеи имеет один голос.

2. Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Эти вопросы включают: рекомендации в отношении поддержания международного мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов Экономического и Социального Совета, выборы членов Совета по Опеке, в соответствии с пунктом 1 "c" статьи 86, прием новых Членов в Организацию Объединенных Наций, приостановление прав и привилегий Членов Организации, исключение из Организации ее Членов, вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки, и бюджетные вопросы.

3. Решения по другим вопросам, включая определение дополнительных категорий вопросов, которые подлежат решению большинством в две трети голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании.

Есть правила процедуры генеральной ассамблеи – это типа регламент. Там правило 83 и 86.

Воздержавшиеся считаются неучаствующими.

Резолюция принята.

9.

Ст. 97. Генеральный Секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Ст. 27.

3. Решения Совета Безопасности по всем другим вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса семи членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения на основании Главы VI и на основании пункта 3 статьи 52.

То есть право вето – при решении вопросов непроцедурного характера.

10.

Принятые Ассамблеей резолюции, в отличие от решений Совета Безопасности, не имеют обязательной силы, так как имеют силу рекомендаций, при этом ни одна из наций не может наложить на них вето. Считается, что резолюции Генеральной Ассамблеи ООН имеют большое морально-политическое значение.

11.

Б.

12.

Ст. 36 Статута международного суда – про признанию юрисдикции Международного Суда.

13.

4 семинар.

Нормы МП – обязательные правила деятельности и взаимоотношений государств и иных субъектов МП. Особенности – предмет регулирования, порядок создания, форма закрепления, обеспечение реализации норм.

Виды.

1. По форме нормы МП:

- документально закрепленные;

- документально не закрепленные нормы.

2. В зависимости от предмета регулирования:

- нормы относительно порядка заключения, реализации и исполнения международных договоров (право международных договоров);

- определяющие правовое положение космического пространства, Луны и др небесных тел (космическое право);

- нормы, предусматривающие меры по обеспечению международного мира и безопасности (право международной безопасности) и т. д.

3. По субъектно-территориальной сфере действия:

- универсальные – нормы, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами.

Особое место среди универсальных норм – императивные нормы jus cogens. Определение в ст. 53 Венской конвенции. Она обладает высшей юр силой. Это прежде всего нормы-принципы.

- локальные нормы. Подразделяются на региональные и нерегиональные.

4. В зависимости от функционального назначения.

- регулятивные – устанавливают конкретные права и обязанности субъектов;

- охранительные – гарантируют реализацию регулятивных норм.

5. По характеру субъективных прав и обязанностей:

- обязывающие – фиксируют обязательство совершить определенные действия;

- запрещающие – предписывают воздерживаться от совершения определенных действий;

- управомочивающие – предусматривают возможность совершения определенных действий.

Также делятся на императивные и диспозитивные, материальные и процессуальные.

Нормы-дефиниции – в них определяются термины и понятия.

Источники МП – установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм.

Виды.

1. Международный договор – основной источник МП. Определение в Венской конвенции о праве международных договоров.

2. Международный обычай – доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (ст. 38 Статута Международного Суда ООН).

3. Акты международных конференций.

- конференции, созванные специально для разработки международного договора. Резолюция – процедурное значение, источником становится договор.

- конференция, посвященная проверке состояния выполнения уже действующего многостороннего договора. Тут заслушивание информации, контрольные функции, формулирование рекомендаций.

- конференция, посвященная рассмотрению и решению новых проблем, завершается принятием итогового документа с разноплановым содержанием.

4. Акты международных организаций – статус определяется уставами организаций. Обычно акты-рекомендации или акты правоприменительного характера.

5. Акты международных судов. Судебные решения часто используются в качестве прецедентов. В МП судебные решения обычно понимают как вспомогательное средство для определения правовых норм.

Задачи.

1.

договор между Мексикой и США об установлении границы;

договор между несколькими государствами об отказе от использования силы в международных отношениях;

обычай не подвергать тюремному заключению дипломатов;

договор между Японией и Таджикистаном о гарантиях инвестиций, осуществляемых физическими лицами.

2.

Следует сказать несколько слов о ч. 2 ст. 38 Статута Международного суда ООН <1>. Суд может решать дело на основе равенства и справедливости (ex aequo et bono). Речь идет о возникших фактах, отношения в связи с которыми не урегулированы нормами международного права или являются спорными. С согласия государств дело может быть передано на рассмотрение Международного суда ООН. Это особые случаи. Я. Броунли пишет: "Это право разрешать дело ex aequo et bono подразумевает достижение компромисса, примирения в порядке дружественного урегулирования"

Приводится такой пример применения принципа справедливости. В 1969 г. Международный суд ООН вынес решение о континентальном шельфе Северного моря. Суду пришлось прибегнуть к формулированию принципа справедливости в вопросе о делимитации прилежащих зон континентального шельфа. Дело в том, что прибрежные государства, выступающие в качестве сторон в споре по поводу дна Северного моря, не были связаны никакими нормами обычного или договорного права <1>.

3.

Ст. 10, 11, 13 – Генассамблея ООН уполномочена «давать рекомендации».

Ст. 25 – члены ООН подчиняются решениям Совбеза, но сами эти решения связаны с его правоприменительной деятельностью.

Про решения Суда написано выше.

4.

Суд ООН подчеркнул в одном из своих решений, что обычная общепризнанная норма не действует в отношении государства, которое всегда возражало против ее применения.

Международные договоры.

Понятие в Венской конвенции о праве международных договоров. МД — международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.

Стадии заключения международного договора.

1. Проявление инициативы — она исходит от одного или нескольких государств или от МО.

2. Подготовка текста договора. На переговорах, конференциях или в рамках международных организаций.

3. Принятие текста договора. Предварительное принятие — посредством голосования, парафирования (скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой страницы договора) или подписания ad referendum (условное, предварительное, требующее подтверждения компетентного органа государства). Форма окончательного принятия текста договора — подписание.

4. Согласие на обязательность договора — путем подписания, обмена документами, образующими договор, ратификации, утверждения (принятия), присоединения к договору.

Без ратификации (в случаях, когда она обязательна) договор не вступает в силу.

Оговорка к договору — одностороннее заявление государства , посредством которого оно намерено исключить или изменить определенные положения договора. Государство вправе заявить оговорку при подписании, ратификации или присоединении к договору.

Делать оговорку невозможно, когда:

1. оговорки запрещаются договором;

2. договор предусматривает лишь определенные оговорки;

3. оговорка противоречит объекту и цели договора.

4. Также не допускаются оговорки общего характера.

Отношения с государствами, принявшими оговорку, регулируются новой нормой, к взаимоотношениям с государствами, возразившими против оговорки, не применяется ни новая норма, ни норма договора.

Вступление договора в силу.

В том порядке и в тот срок, которые указаны в договоре или согласованы между участвующими в договоре государствами. Договоры, не подлежащие ратификации или утверждению, вступают в силу:

1. с даты подписания;

2. по истечении определенного срока после подписания;

3. с указанной в договоре даты.

Если нужна ратификация. Двусторонние договоры:

1. в день обмена ратификационными грамотами;

2. по истечении установленного срока со дня обмена грамотами.

Многосторонние договоры:

1. в день сдачи на хранение депозитарию определенной по счету ратификационной грамоты;

2. по истечении установленного срока после сдачи на хранение определенной по счету грамоты;

3. в день сдачи на хранение определенного количества грамот с указанием конкретных государств, чьи грамоты обязательно должны быть сданы.

Договоры, подлежащие утверждению:

1. с даты обмена документами об утверждении;

2. в день получения последнего документа об утверждении;

3. в день сдачи на хранение определенного количества документов об утверждении.

Договоры — срочный и бессрочные. Иногда на срок, необходимый для выполнения обязательств. Еще есть неопределенно-срочные (заключенные на срок, но с автоматическим продлением действия).

Страны-участники ООН должны зарегистрировать заключенный договор в Секретариате ООН, который их публикует. Также договор регистрируется и публикуется внутри страны. Опубликование не влияет на юридическую силу. Хотя суды у нас с этим не согласны.

После вступления в силу международный договор становится составной частью правовой системы РФ, не превращаясь, однако, во внутригосударственный акт. Следовательно, РФ не вправе «распорядиться» им по своему усмотрению, в том числе отсрочить его исполнение из-за неопубликования.

Действительность — правомерность договора с точки зрения содержания и соблюдения правил заключения.

Основания недействительности договора в Венской конвенции о праве международных договоров.

Недействительность.

1. абсолютная, договор признается ничтожным, если согласие государства на его обязательность было выражено в результате применения силы или угрозы силой в отношении государства или его представителя или если договор противоречит императивной норме jus cogens (существующей или возникшей после заключения договора).

2. Относительная, договор признается оспоримым. Основания:

- явное нарушение особо важной нормы внутреннего права государства, касающейся компетенции заключать договоры. Явное нарушение — если оно очевидно для любого государства.

- ошибка относительно факта или ситуации, которые существовали при заключении договора и представляли собой основу для согласия на его обязательность. Государство не должно было способствовать возникновению этой ошибки.

- обман со стороны другого участвующего в переговорах государства.

- прямой или косвенный подкуп представителя одного государства другим участвовавшим в переговорах государством.

Положения признанного недействительным договора не имеют юридической силы. Участники вправе требовать восстановления положения, существовавшего до совершения действий на основе договора.

Прекращение договора.

1. По истечении срока (для срочных).

2. В связи с исполнением обязательства.

3. С согласия всех договаривающихся государств (отмена).

4. В связи с заключением нового договора по тем же вопросам и между теми же государствами (замена).

Договор прекращается посредством денонсации и аннулирования.

Денонсация — отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором.

Аннулирование — отказ государства от договора, когда есть к тому достаточные, строго определенные нормами международного права основания.

Еще возможно приостановление договора.

Прекращение, приостановление, признание договора недействительным — ст. 65-68 Венской конвенции о праве международных договоров.

Самоисполнимым считается договор, если он обладает способностью стать составной частью национальной правовой системы и, приобретая качества внутригосударственного закона или административного акта, иметь в ней юридическое действие без необходимости дополнительных мер законодательного или административного характера.

К признакам, свидетельствующим о несамоисполнимом характере международного договора (о невозможности его непосредственного применения), может быть отнесено содержащееся в таком договоре предписание о необходимости издания внутригосударственных актов для реализации договорных обязательств в национальной правовой системе.

Задачи.

1.

соглашение по продаже компьютерных технологий. Это нетипично для отношений между государствами. Вообще, трудно понять, гражданско-правовой это договор или международный. Это скорее международное частное соглашение. Разница есть — если международное соглашение, то действует Венская конвенция, если нет, - действует национальное право.

договор между государством и иностранной компанией о строительстве здания, в котором указывается, что права и обязанности сторон будут регулироваться международным правом. Нет, т к компания — не субъект МП.

договор между США и ООН о размещении на территории США штаб-квартиры ООН. Да.

договор о приобретении правительством Великобритании тысячи тонн мяса у правительства Аргентины. Нет. Тут скорее частно-правовые отношения.

договор между муниципальными образованиями разных государств о побратимских связях. Нет.

договор между двумя государствами, согласно которому они «обязуются поддерживать дружественные отношения и свидетельствуют о приверженности принципам международного права». Да.

2.

Ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров.

"договор" означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Ст. 59.

1. Договор считается прекращенным, если все его участники заключат последующий договор по тому же вопросу и:

a) из последующего договора вытекает или иным образом установлено намерение участников, чтобы данный вопрос регулировался этим договором; или

b) положения последующего договора настолько несовместимы с положениями предыдущего договора, что оба договора невозможно применять одновременно.

3.

Нет. Смотрим определение выше. Должна быть письменная форма. Указание на форму есть и во второй Венской конвенции.

Но тут есть согласованное волеизъявление уполномоченных представителей государств. Так что вроде это международное соглашение. Устные договоры просто не регулируются Венской конвенцией.

4.

Решение этой коллизии в ст. 30 Венской конвенции о праве международных договоров.

А еще ст. 41 Венской конвенции, там про это написано.

5.

ГК конкретизирует положение КРФ, отражая существующее деление МД на самоисполнимые и несамоисполнимые.

Из Женевской конвенции.

Высокие Договаривающиеся Стороны взаимно сообщают друг другу с момента вступления их в силу законодательные постановления, которые они введут на своих подлежащих территориях во исполнение Конвенции.

6.

Договор, заключенный между Россией и США об уступке Аляски, которая к моменту заключения договора уже де-факто осваивалась американскими гражданами. Нет оснований.

Соглашение между США и Ираном о выдаче американских заложников, захваченных проправительственными формированиями, которое было заключено после замораживания иранских частных и публичных вкладов в американских банках. Нет угрозы силой, нет принуждения. Все ок.

Соглашение между Чехословакией и гитлеровской Германией, заключенное под угрозой бомбардировки Праги. Да.

Договор между Германией и марионеточным правительством Виши во Франции о передаче французских военнопленных для работы в германской военной промышленности. Только если как нарушение jus cogens.

Мирный договор государств антигитлеровской коалиции с Италией. Нет оснований.

Договор, заключенный под угрозой блокирования импортных операций государства. Нет оснований.

7.

Это оговорка противоречит объекту и цели договора, такая оговорка невозможна.

Оговорки не могут носить общий характер, так что скорее всего недопустима такая оговорка.

8.

Про это ст. 42-72 Венской конвенции.

10.

Про публикацию и действие договора выше писал.

Неопубликование влияет на применение договора внутри страны.

11.

Наши рекомендации