Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии.
Тема 2. Основные понятия, категории и феномены в политической психологии.
План: 1. Понятие о политическом сознании. Структура политического сознания.
2. Политическое самосознание.
3. Политические установки и стереотипы.
4. Политическое поведение.
1. Политическое сознание – это опосредованное отражение политической жизни общества, сущностью которого является проблемы власти, формирование, развитие и удовлетворение интересов и потребностей политических субъектов; совокупность взглядов, оценок, установок, которые, отражая политико-властные отношения, приобретают относительную самостоятельность.
Основные сферы политического сознания:
- политическая наука (политические теории, концепции, гипотезы);
- политическая идеология (политические ценности, идеалы, лозунги, программы, доктрины);
- политическая психология (политические ощущения, мысли, настроения, направленность, воля).
Основные типы политического сознания: государственное;
негосударственное.
Государственный, или этатический,тип политического сознания базируется на позиции, что наиважнейшими являются интересы государства.
Негосударственный, или анархистский тип политического сознания возникает там, где политическую власть злом, а государство – эксплуататором, врагом свободы.
Основные функции политического сознания:
* познавательно-информационная. Сознание помогает усвоить политические знания и информацию, определить место в общественной политической жизни и правильно в ней ориентироваться.
* оценочная. Обеспечивает и содействует ориентации в политической жизни на основе оценивания политических событий. На основе оценки политической действительности формируются политические взгляды, убеждения, позиции, пристрастия.
* регулятивная. Регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений, убеждений.
* мобилизующая (интегрирующая). Помогает людям осознать себя гражданами, которые не только «обязаны» обществу и государству, но и обладают определенными правами, свободами и политическими интересами. Содействует объединению отдельных социальных групп, субъектов политического процесса на основе общих идей, ценностей, установок.
* прогностическая. Предвидит особенности развития политического процесса, событий.
* нормативная. Создание общепринятого образа будущего.
Носители политического сознания: личность, группа, класс, нация, масса, общество.
Структура политического сознания:
С точки зрения субъекта
политического сознания Индивидуальное политическое сознание
Групповое политическое сознание
Массовое политическое сознание.
По глубине отражения Обыденное политическое сознание
Теоретико-идеологизированное
политическое сознание.
По психологической природе Мотивационный блок
политического сознания Когнитивный блок.
По функциональным формам Политические знания
Политические оценки
Политические убеждения.
2. Политическое самосознание – процесс и результат выработки относительно устойчивой системы представлений субъекта политики о самом себе в социально-политическом плане, на основе которой субъект целенаправленно строит поведение и взаимоотношения с другими субъектами и объектами политики как внутри социально-политической системы, так и за ее пределами, и оценивает самого себя. Это осознание себя в политике как самостоятельного деятеля, целостная оценка своей роли, целей, интересов, идеалов и мотивов поведения.
Субъектом политического самосознания может выступать личность — тогда говорят об индивидуальном П.с. как осознании себя чувствующей, воспринимающей, мыслящей и сознательно действующей личностью. Субъектом политического самосознания может быть группа. Тогда речь идет о групповом П.с., подразумевающем наличие идеологизированных концепций, касающихся осознания группой особенностей ее политического восприятия, мышления, характера и направленности действий в соответствии с интересами и потребностями. Размер группы не имеет значения.
Компоненты политического самосознания:
Когнитивный компонент- набор осознанных объективных знаний о своем месте в политике. Подразумевает наличие определенного информационного уровня, позволяющего сопоставить информацию об устройстве социально-политической среды с представлениями о роли, возможностях и способностях субъекта в этой среде.
Эмоциональный компонент — эмоционально окрашенное субъективное отношение к знанию своего объективного политического статуса: он может устраивать или не устраивать, восприниматься как высокий или низкий, благоприятный или неблагоприятный и т.п. С эмоциональным компонентом политического сознания связано политическое самоуважение, политическое самоуничижение, политическое себялюбие, политический эгоизм и т.п.
Оценочно-волевой компонент связан с эмоциональным и проявляется в стремлении повысить самооценку, завоевать политическое уважение, обрести или укрепить влияние, авторитет, власть. Это может проявляться в разных формах: на уровне индивидуального субъекта политического самосознания – как борьба за массовую поддержку того или иного кандидата на выборный пост; на групповом уровне – как те или иные лоббистские тенденции, связанные с продвижение к власти своих представителей; на социальном макроуровне может выражаться в массовом стремлении угнетенного социального слоя к революции, радикально изменяющей его положение.
В совокупности компоненты политического самосознания образуют целостный образ самого себя («Я-образ»), существующий на разных уровнях развития, у всех реальных или виртуальных, созданных пропагандой субъектов политической жизни. Такой образ включает реальное представление о себе в настоящее время; идеальное представление о том, каким субъект, по его мнению, мог бы стать, и о том, какую роль он должен был бы играть в обществе в соответствии со способностями и возможностями; динамическое представление о том, каким субъект намерен стать в ближайшее время. Сочетание компонентов отражает степень развитости и детализированности политического самосознания, его развернутости в политическом времени и пространстве.
Политическое самосознание – основа политического самоопределения. Политическое самосознание проявляется в политической практике как осознанное и выраженное стремление в эксплицитной легитимной форме политическое самоопределение или как выраженное стремление к реальной политической независимости и автономности для реализации определившегося политического самосознания. Последнее проявляется в виде стремления к политической суверенизации.
3. Установка – это предготовность субъекта реагировать тем или способом на событие или явление; внутреннее качество субъекта политики, которое базируется на его предшествующем опыте и политической культуре. В политической психологии понятие «установка» используется для объяснения отношений личности к тем или иным политическим объектам, механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности поведения, процессов социализации и трансформации поведенческих установок (под влиянием пропаганды, при прогнозировании возможных форм поведения в определенных ситуациях).
Функции установок:
1. Определяет устойчивый последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, позволяющий сохранить ее направленность в меняющихся ситуациях.
2. Освобождает субъекта от необходимости принимать решения и контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях.
3. Установка может выступить в качестве фактора, который будет способствовать инертности, косности деятельности, затруднит адаптацию к новым ситуациям.
Наиболее важными в политической психологии являются смысловые установки.
Смысловые установки выражают отношения субъекта к объектам, имеющим для него личностное значение. Они производны от социальных и политических установок. Такие установки имеют трехкомпонентную структуру:
- информационный (взгляды человека на мир и представления о том, к чему он стремится),
- эмоционально-оценочный (симпатии и антипатии к значимым объектам),
- поведенческий (готовность действовать).
Функции смысловых установок:
* инструментальная функция (индивид приобщается к системе норм и ценностей);
* функция психологической самозащиты (помогают сохранить status-quo личности в напряженных ситуациях).
* ценностно-экспрессивная функция (они способствуют самоутверждению субъекта);
* познавательная функция (установки выражаются в стремлении человека привести в систему содержащиеся в них личностные смыслы знаний, норм, ценностей..
Возникнув в конкретной деятельности, они могут воспроизводиться затем в сходных ситуациях, становиться обобщенными установками, превращаться в черты характера.
Установки более низких уровней выполняют вспомогательные психологические функции.
Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер действия. При прерывании действия целевая установка создает эффект прерванного действия («эффект Зейгарник»), требующего завершения.
Операциональные установки действуют при решении частных задач на основе учета и вероятностного прогнозирования ситуации с опорой на прошлый опыт.
Понятие «стереотип» происходит от двух греческих слов: stereos (твердый) и typos (отпечаток). Политико-психологическая трактовка понятия исходит из синтеза двух его значений. В полиграфии стереотип — монолитная форма-копия с набора текста или клише, которая используется при печатании многотиражных и повторных изданий. В физиологии и психологии динамический стереотип — форма целостной деятельности мозга, отражающаяся в сознании и поведении в виде фиксированного (стереотипного) порядка условно-рефлекторных действий. На стыке этих значений в свое время появилось понятие социального стереотипа.
В политической психологии стереотип — стандартизированный, схематизированный, упрощенный и уплощенный, обычно эмоционально окрашенный образ какого-либо социально-политического объекта (явления, процесса), обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий лишь некоторые, иногда несущественные его черты.
Стереотип — средство оценки социально-политических явлений и процессов. Он играет двойственную, как позитивную, так и негативную роль. С одной стороны, стереотипы «экономичны» для сознания и поведения, содействуют «сокращению» процессов познания происходящего в мире и принятия решений. Не способствуя точности и анализу познания, они ускоряют возможности поведенческой реакции на основе, прежде всего, эмоционального принятия или непринятия информации, «попадания» или «непопадания» сведений в жесткие, но определенные рамки стереотипа. В повседневной жизни человек лишен возможности подвергать критическому сомнению «устои жизни» — традиции, нормы, ценности, правила социально-политического поведения и т. п. Он не располагает полной информацией о событиях, о которых приходится высказывать собственное мнение. Поэтому в обыденной действительности люди часто и поступают шаблонно, в соответствии со сложившимися стереотипами. Так им проще ориентироваться в обстоятельствах, которые не требуют специальной мыслительной работы и принятия ответственного индивидуального решения. Психика человека экономична. В этом отношении стереотипы, как и установки, представляют собой своего рода «фиксированные моменты», стабилизаторы мыслительной деятельности, которая не может продолжаться непрерывно в шаблонных условиях.
С другой стороны, упрощая процесс социально-политического познания, стереотипы ведут к построению достаточно примитивного и плоскостного политического сознания, как правило, на основе многочисленных предубеждений. Это подчас редуцирует социально-политическое поведение до набора простейших, часто неадекватных эмоциональных реакций. Безотчетные стандарты поведения играют негативную роль в ситуациях, в которых нужны полная и объективная информация, аналитическая оценка, принятие самостоятельного решения, осуществление сложного социально-политического выбора. Поэтому в массовом сознании обычно и складываются стереотипы, способствующие возникновению и закреплению предубеждений, неприязни к нововведениям, к самостоятельному мышлению и т. п.
Факторы формирования стереотипов:
1. Ограниченность собственного опыта и «экономичность» психики.
2. Влияние средств массовой информации.
Структура стереотипа:
С Т Е Р Е О Т И П
Когнитивно-информационные Эмоционально-чувственные Мотивационно-побудительные
компоненты компоненты компоненты
Стереотипы — мощное средство манипулирования сознанием отдельных индивидов, групп и масс в политике. Содержательно, стереотип можно определить как постоянно декларирующиеся и навязывающиеся людям стандартные единообразные способы осмысления и подходы к социально-политическим явлениям, объектам и проблемам. Это своего рода общественно-политические каноны и «истины» — нормы, ценности и эталонные образцы политического поведения, которые неоднократно повторяются и используются политической элитой, поддерживаются и распространяются массовыми информационно-пропагандистскими средствами, подкрепляются карательными органами в целях удержания основной массы членов общества в единообразном нормативно-послушном состоянии. Совокупность таких стереотипов составляет идейно-политическую основу общества. Стереотипы делятся на «истинные» (обычно, «наши») и «ложные» (как правило, «не наши», поддерживающие противоположную в идеологическом отношении политическую систему).
Всякая политическая система создает набор стереотипов, следование которым необходимо для ее успешного функционирования. Обычно они поддерживаются на трех основных уровнях.
Во-первых, стереотипы индивидуального политического сознания и поведения, подкрепляемые стереотипами позитивных и негативных санкций — например, вкладываемые в содержание понятия «законопослушный» (добропорядочный, лояльный и т. п.) гражданин.
Во-вторых, стереотипы группового политического сознания и поведения — например, традиции того или иного этноса, слагаемые «профессиональной чести», уставы политических партий и движений и т. п.
В-третьих, стереотипы политического сознания и поведения члена общества в целом.
4. Политическое поведение - это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы.
Уровни политического поведения:
Высший уровень – специфическая деятельность по координации чужих потребностей и и интересов в локальных границах или в рамках целого общества. Характерен для профессионалов-политиков, лидеров общества.
Средний уровень – деятельность по формированию и выражению своих интересов и их политической демонстрации. Характерен для активистов политических партий, функционеров политических организаций.
Низший уровень – деятельность по усвоению норм и ценностей политической системы, приобщению ее к политической культуре (политическая социализация); деятельность в разных формах политического участия. Характерен для рядовых граждан.
Типы политического поведения: закрытый
открытый.
Для закрытого типа политического поведения характерна политическая бездеятельность (нулевая политическая активность). Ее причина в том, что некоторые люди не могут заниматься политической деятельностью, у них нет для этого соответствующих возможностей.
Для открытого типа характерна мотивированная, целенаправленная, рациональная, соответственно психологически и эмоционально обусловленная политическая деятельность.
Психологи выделяют три формы проявления активности человека: инстинктивную, навыки, умственную. Соответственно этому рассматриваются и разновидности политического поведения.
В политике сохраняются все проявления человеческих инстинктов: самосохранение, жестокость, агрессия, насилие, солидарность и т.д.
Если говорят о политических навыках, то имеют ввиду определенные умения, привычки, стереотипы.
Основным признаком умственного поведения выступает целенаправленность. Ее обеспечивают за счет всяких программ, идеологических схем, концепций, акций, кампаний и т.д.
Механизм политического поведения сложен и неоднозначен и может проявляться в следующих функциях политика:
· объединение общества, граждан вокруг определенных ценностей, интересов, целей и задач.
· поиск и принятие оптимальных политических решений. Реализация этой функции требует определенных аналитических навыков, умения сравнивать, выбирать самые эффективные решения.
· защита граждан от проявления беззакония, самоуправства бюрократии, поддержания гражданского порядка.
· укрепление политических связей с массами.
· инициирование, обновление и генерирование оптимизма и социальной энергии масс, мобилизация их на реализацию определенных целей и задач.
Тема 6. Массы в политике.
План: 1. Психология масс. Массовое сознание.
2. Массовые настроения. Политическая психология массовых настроений.
3. Механизмы стихийного поведения.
1. Термин «массы» в обществознании впервые появляется в контексте аристократической критики социальных перемен в XVII-XIX веках. Англичанин Э. Берк и француз Ж. де Местр первыми назвали пугавшую тогдашних аристократов силу «толпой» или «массой».
Первым теоретиком масс в конце XIX века стал Г. Лебон. Главной моделью для него была толпа, которая рассматривалась как психологический феномен, возникающий при непосредственном взаимодействии индивидов независимо от их социального положения, национальности, профессии, даже случайности повода, вызвавшего образование данной толпы. В толпе образуется социально-психологическое («духовное») единство массы — «душа толпы». Она проникается общими чувствами, взаимовнушение способствует значительному росту энергетики, в толпе глушится, исчезает сознательная личность.
Однако модель массы исключительно в виде толпы давно не является общепризнанной. В современной науке толпа рассматривается лишь как один из видов массы
Основные виды масс выделяются по ряду ведущих признаков. Соответственно, массы делятся:
1) по размеру — на большие и малые;
2) по стабильности — на устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные);
3) по компактности — на сгруппированные и несгруппированные, упорядоченные или неупорядоченные в пространстве;
4) по формам внутренней связи — на контактные и неконтактные (дисперсные);
5) по особенностям возникновения — на спонтанные, стихийно возникающие («естественные») и специально организуемые («искусственные»);
6) по гомогенности — на социально однородные и неоднородные.
Конкретные наблюдения и эмпирические исследования позволяют прийти к трем основным конкретным разновидностям «массы», встречающимся на практике.
1) Толпа. Как писал X. Ортега-и-Гассет, «толпа — понятие количественное и видимое. Выражая ее в терминах социологии, мы приходим к понятию социальной массы».
2) «Собранная публика» представляет собой скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом (от зрителей в театре до участников политических митингов). Основа объединения такой публики — сходство установок, ориентации и готовности к действию, которые возникают под влиянием воздействия одних и тех же стимулов (фильм, театральная постановка, лекция или дискуссия).
3) «Несобранная публика», к которой относят электоральные массы, возникающие под влиянием политической рекламы, или массы поклонников кумиров современной музыки.
Основные характеристики массы:
1) статистичность, то есть аморфность массы, ее несводимость к самостоятельному, системному, структурированному целостному образованию (группе), отличному от составляющих массу элементов;
2) стохастичная, вероятностная природа массы, то есть открытость, размытость ее границ, неопределенность ее состава в количественном и качественном отношении;
3) ситуативность, временность ее существования;
4) выраженная гетерогенность, разнородность состава массы.
Стержневым элементом психологии масс является массовое сознание.
Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам»). Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных «классических» групп общества (больших и малых), однако не сводится к ним. Массовое сознание в основном носит обыденный характер в силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности своего носителя.
Содержание массового сознания. В массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые той или иной возникающей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов — массой. Они вырабатываются в процессе общения людей и совместного восприятия ими социально-политической информации (в ходе политического митинга).
Массовое сознание отличает:
во-первых, общесоциальная, а не только групповая типичность всех образующих его компонентов;
во-вторых, их общесоциальное признание, санкционированность той или иной массовой общностью.
Таким образом, массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание. Хотя массовое сознание и реализуется в массе индивидуальных сознаний, оно не совпадает по содержанию с каждым из них в отдельности. Для зарождениям функционирования массового сознания как такового совершенно не обязательна совместная деятельность членов общности («массы»), что традиционно принято считать обязательным для появления классических вариантов группового сознания.
Содержание массового сознания может быть определено практически как бесконечное, если попытаться предвосхитить все возможные варианты возникновения
Структура массового сознания
РАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:
Блок социально-политических ценностей
Блок мнений и настроений
Блок социально-политических ожиданий и оценок возможностей влияния на проблему
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ДЕЙСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ:
Яркое эмоциональное переживание проблемы, вызывающее потребность в действиях
Ведущими макроформами в определенные периоды развития выступают общественное мнение и массовые настроения.
Общественное мнение — особая форма выражения массового сознания, включающая в себя скрытое или явное отношение той или иной общности или совокупности общностей к происходящим событиям, бытующим явлениям и возникающим проблемам.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Выражает отношение: Требует принятия Дает советы, Предписывает те или
Экспрессивная функция и исполнения принятых формирует иные действия:
решений: рекомендации: Директивная
Функция
Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Вместе с тем, границы его суждений достаточно определенны. В качестве объекта высказываний выступают лишь те факты и события действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью. Если в стабильные периоды развития субъект общественного мнения обычно находится в четких рамках принадлежности к тем или иным группам, то кризисное политическое развитие разрушает эти рамки.
Тогда общественное мнение способно обобщить те или иные индивидуальные и групповые мнения, нивелировать характерные для них специфические различия и образовать, тем самым, массу людей, придерживающихся единого, теперь уже в самом широком смысле общественного мнения. Такое массовое общественное мнение и становится макроформой массового сознания. Выражаясь в виде более или менее стихийного поведения, оно проявляется в более легитимных или менее легитимных формах. К первым относятся выборы органов власти, референдумы, средства массовой информации, социологические опросы и т. д. Ко вторым — митинги, манифестации, акции протеста, восстания и т. д.
2.Методологический анализ показывает: понятие «массовые настроения» выступает в качестве субкатегории по отношению к ряду политико-психологических понятий. Массовые настроения связаны с политическим сознанием как форма функционирования массового политического сознания на обыденном уровне, а также как первичный, эмоционально-оценочный, а иногда и непосредственно действенный компонент такого сознания. Массовые настроения включены в политическую культуру а) как компонент актуального политического сознания,
б) как часть его прежних вариантов,
в) как идеологический прообраз будущего сознания.
Массовые настроения связаны с политическим поведением как механизм инициирования и регуляции такого поведения. Массовые настроения включены в политическую систему, служа субъективной основой функционирования как ее отдельных элементов, так и системы в целом. Массовые настроения относятся к политико-психологическим механизмам, связанным с политикой как деятельностью значительных масс людей и обеспечивающим мотивационную сторону этой деятельности.
На индивидуальном уровне, настроения — это специфические состояния, сутью которых является интеграция влияния объективных событий, происходящих с человеком, и их субъективного переживания. Настроения — один из высших уровней субъективного осмысливания (наделения личностными смыслами) того, что объективно происходит с человеком и воспринимается им. Это своего рода «предсознание», резерв сознания, его чувственно-эмоциональная основа. Настроения тесно связаны с потребностями человека, выполняя две функции.
Во-первых, сигнальная функция: настроения — сложная аффективно-когнитивная сигнальная реакция, указывающая на расхождение потребностей с условиями жизни и возможностями их удовлетворения.
Во-вторых, побудительная функция: настроения — мощный регулятор психики и стимулятор поведения.
Массовые настроения развиваются на основе индивидуальных — как одинаковые переживания массой индивидов соответствия нормативного «общественного настроения» их внутреннему состоянию. Массовые настроения — особые состояния, отражающие переживания теми или иными множествами людей соответствия диктуемых обществом норм и нормативных «общественных настроений» реальным возможностям их осуществления. Социально-психологически, настроения — особый феномен, сущность которого заключена в переживании субъектом и наделении неким смыслом своей принадлежности к социальной общности или общественно-политической системе в целом.
В политической психологии массовые настроения рассматриваются как однородная для множества людей субъективная реакция, отражающая удовлетворенность социально-политическими условиями жизни; оценку возможностей реализации социально-политических притязаний; стремление к изменению условий ради достижения притязаний. Природа настроений связана с взаимоотношением притязаний (ожиданий) людей и условий жизни. Это специфическая реакция на рассогласование потребного и наличного.
Субъект массовых настроений — общность людей, объединенных единым переживанием. Зарождаясь в конкретных группах и слоях, настроения быстро распространяются, формируя специфические по своим характеристикам массы в качестве субъектов этих настроений. В конкретном выражении — это толпа, в более широком — массовое движение, в экстремальном — большинство общества.
Истоки развития настроений связаны с разными субъективными оценками действительности. Оценки могут совпадать, порождая ситуации, когда значимые для людей события оцениваются одинаково. Развитие настроений носит циркулярный характер, подчиняющийся законам «эмоционального кружения».
ЦИКЛ РАЗВИТИЯ МАССОВЫХ НАСТРОЕНИЙ
Максимальный подъем
настроений
Накопление и кристаллизация Разрешение или спад
настроений настроений
Глухое брожение Апатия в
настроений настроениях
Динамика развития настроений связана не только со сменой их направленности, интенсивности, но еще и с быстротой перехода от настроений к осознанным мнениям, оценкам и действиям. В политико-психологическом отношении эта динамика выражается уровнями экспрессивности настроений.
То, что привыкли считать «своим» и ни за что не отдадут
То, что в принципе готовы отстаивать
То, на что надеются и о чем говорят
То, чего люди хотят, но молчаливо переживают
Функции массового настроения:
МАССОВЫЕ НАСТРОЕНИЯ
Обеспечивают динамику политических процессов с субъективной стороны | ||||
Формируют субъект массовых политических действий | Инициируют и регулируют политическое поведение | Дают стратегическую политико-психологическую оценку |
Возможности воздействия на массовые настроения связаны с изменением притязаний и возможностей их реализации. Стабилизация позитивных настроений достигается за счет уравновешивания этих моментов. Отставание возможностей вызывает недовольство. Их совпадение с притязаниями, а тем более опережение, — подъем позитивных настроений.
Массовые настроения, формируя субъекта политического действия, сплачивают людей в политические движения совместным переживанием расхождения притязаний и возможностей их достижения, а также позитивной оценкой вероятности реализации притязаний посредством определенных действий. Основываясь на расхождении потребностей и возможностей (недовольство), настроения различаются интенсивностью оценки существующей ситуации, отношением к прошлому и будущему, а также оценкой направленности необходимых действий.
Инициируя политическое поведение, массовые настроения ведут к модификации политической системы. Это происходит либо «снизу» — выделяется политическая сила, способная оформить настроения и повести массы, либо «сверху» - правящие круги побуждаются к реформам. В психологически динамичном обществе даже незначительные колебания настроений вызывают резкие изменения. В статичном обществе необходимо, чтобы однородные настроения охватили большинство — только тогда произойдет радикальный слом системы. Особый случай - опыт самообновления системы, разрушающий настроенческую однородность ради избежания ее саморазрушения. Решаясь на перестройку под влиянием предвосхищаемого давления массовых настроений, такая система попадает в зависимость от ею же инициированных процессов и оказывается вынужденной ускорять и углублять преобразования под давлением уже реального недовольства.
3. Политическая психология различает две основные формы поведения: зависящее от воли и сознания индивидов и независящее от них. В последнем случае говорят о стихийном поведении. Стихийное массовое поведение — это неорганизованное, но аналогичное и сравнительно необычное поведение большого количества людей. Анализ такого поведения включает два направления. Во-первых, рассмотрение субъектов этого поведения: толпы, «собранной публики» и «несобранной публики». Во-вторых, анализ его наиболее демонстративных форм: стихийной паники и массовой агрессии.
Базовыми механизмами стихийного поведения являются: взаимное заражение, внушение и массовое подражание индивидов друг другу, возникающие в непроизвольно складывающейся общности (массе). Совместное действие этих трех механизмов обеспечивает эмоциональное «взвинчивание» вначале отдельных индивидов, а затем и всей общности, что и является условием .массового стихийного поведения.
Для конкретного обозначения того, что происходит с людьми в общностях, склонных к неуправляемому поведению, обычно используют выражения «циркулярная реакция» и «эмоциональное кружение». Эмоциональное «взвинчивание», приводит субъект в такое состояние, при котором он теряет способность к самоконтролю и оказывается во власти мощных иррациональных импульсов.
«Циркулярная («круговая») реакция» (термин Ф. Олпорта) — первый этап действия такого общего механизма.
Та или иная эмоция, подхватываясь другими людьми, обычно возвращается к вам как бы по кругу. Это этап первоначального эмоционального самоиндуцирования общности. Постепенно усиливаясь, та или иная эмоция может циркулировать определенное время.
Разумеется, процесс циркуляции может прерываться, и тогда эмоция постепенно сойдет на нет. Однако при включении в общность новых людей она будет каждый раз как бы воспроизводиться заново. Это происходит в тех случаях, когда именно эта эмоция и повод для ее возникновения достаточно актуальны и значимы для людей. Тогда их переживания достигают определенного уровня. Тем самым обеспечивается следующий этап эмоционального «взвинчивания».
«Эмоциональное кружение» — второй этап развития психофизического состояния в общности. Достигнув, в силу циркулярной (точнее, спиралевидной) реакции, определенной интенсивности, эмоция стремится сохранить себя на достаточно высоком уровне. Суть данного этапа проста: в стихийно складывающейся общности та или иная эмоция как бы кружится, уже не усиливаясь, а просто непрерывно поддерживая саму себя. Так, собственно, и складываются стихийные эмоциональные общности.
«Циркулярная реакция» ведет к ситуационному стиранию индивидуальных