Тема 2. Политические идеи в Древнем Китае.

1. Идеология раннего даосизма. Дао в учении Лао-цзы.

2. Учение Конфуция о государстве.

3. Учение легистов.

Эссе «Культурные уроки гибели Циньского легистского государства в Китае»

Основные термины: даосизм, конфуцианство, легизм, тянь-мин, гэ-мин, тянь-цзы, у-вэй, дао, женьши, ван, ли, цзюнь-цзы, сяо-жень, фа, меритократия.

Методические рекомендации

Приступая к изучению политико-правовой мысли «Поднебесной» следует помнить, что Китай сохранил очень высокий уровень преемственности традиций и культуры. Многие явления древности (как например, иероглифическая письменность) пережили века и дошли до нашего времени. А конфуцианство долгое время, со II в. до н.э. и до Синьхайской революции 1911–1913 гг. являлось официальной государственной идеологией. Основные черты ханьского менталитета формировались именно в далёком прошлом под влиянием великих китайских мыслителей. Следовательно, изучение их идей позволит приблизиться к понимаю характера и менталитета современных китайцев.

Даосизм. Традиция называет основателем этого учения Лао-цзы. Для более ясного понимания его философии следует остановиться на характеристике эпохи, в которой он жил, определить род его занятия. Центральным понятием в первом вопросе является «дао». Стоит отметить, что оно многозначно. Приведите возможные его переводы на русский язык. Как соотносятся между собой человеческое и небесное дао? В чём, согласно даосизму, состоит смысл жизни человека? Что есть справедливость? Какое значение даосы придают спонтанному развитию? После ответа на эти вопросы попытайтесь определить отношение ранних даосов к правителю, государственным законам, образованию и культуре? Основой общественного устройства, по даосизму, является принцип у-вэй – в чём его смысл?

Более поздние даосы всё же признали неизбежность существования государя. Но, однако, на свой лад определяли его место в управлении «Поднебесной». Какими качествами он должен обладать? К чему стремиться? Каковы его функции и методы управления?

Конфуцианство. Анализ политико-правовых идей конфуцианства следует начать с изучения биографии основателя этого учения – Конфуция. Следует обратить внимание на его социальное происхождение, эпоху, в которой жил и творил философ, его род занятий и карьеру. Объясните, каким образом, согласно китайскому мировоззрению, происходила смена правителей. Что означают понятия «тянь-мин» и «гэ-мин»?

Далее следует перейти к трактовке государства в учении Конфуция. Здесь необходимо объяснить, каким образом должны строиться отношения между правителем и подчинёнными и почему? Предполагалась ли конфуцианством социальное неравенство, и на чём оно было основано? Объясните значение традиции в китайском обществе. Что для Конфуция значит ритуал-ли?

Изучая образ правителя в учении Конфуция, обратите внимание, прежде всего, на характеристику, которую давал философ политике, в чём он видел её цель. Исходя из этого, перечислите с собственными комментариями советы, которые он давал государю. В частности, Конфуций говорил: «Опирайтесь на помощников, прощая им мелкие провинности; привлекайте на службу добродетельных и способных». Каков был идеал чиновника? Объясните значение терминов «цзюнь-цзы» и «сяо-жень».

Легизм. Основные идеи легизма изложены в трактате IV в. до н.э. «Книга правителя области Шан», ряд глав которого написан министром царства Цинь Шан Яном. Шан Ян создал концепцию государства как гигантской всеохватывающей машины принуждения, в котором закон играет роль эффективного, связанного с физическим насилием, орудия в войне власти против подданных. При изучении легизма следует рассмотреть следующие аспекты: концепция закона как средства укрепления царской власти, всеобщая регламентация, тотальное игнорирование проблемы средств как самостоятельной, преувеличение роли структур и низведение до нуля их носителей. Обрисуйте идеальное государство легистов. Каковы условия для развития сильного государства?

Легисты разрабатывали в своих трактатах и методы организации государственного аппарата. Следует остановиться на этих методах подробнее. Какие практические советы даются по налаживанию эффективного контроля? Осветите роли бюрократии в государстве. Нужно ли правителю советоваться с народом, по мнению легистов? В чём заключается «путь правителя»? Почему необходимы в управлении жёсткие принудительные меры?

Идеалы легистов получили и практическое воплощение. В частности, следуя этим принципам, такие политические деятели, как Цзы Чань (ум. в 522 г. до н.э.) и Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.) осуществляли свои реформы. После объединения Китая государством Цинь в 221 г. до н.э. на всей территории стран было введено построенное в соответствии с этой теорией управление. Это привело в 209 г. до н.э. к крупному народному восстанию, в результате которого династия Цинь пала (подробнее см. учебник по Истории древнего Востока). В чём Вы видите культурные уроки гибели легистского Циньского Китая, их значение для современного мира?

Источники:

1. Антология мировой политической мысли. Т. 1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. М., 1997.

2. Источники по истории политических и правовых учений. М., 1981.

3. Хрестоматия по истории Древнего Мира. / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1980. Т. 2.

Литература:

1. Баркалов В.Я. Политические учения Древнего Востока. Барнаул, 1994.

2. Берзин Э.О. Конфуций, Шан Ян и другие // Атеистические чтения. 1986. Вып. 16.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.

4. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли: (Формирование основ мировоззрения и менталитета). М., 1989.

5. Го Мо-жо. Философы Древнего Китая. М., 1961.

6. Древнекитайская философия. М., 1972 – 1973. Т. 1 – 2.

7. Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984.

8. История древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001 (и более поздние издания).

9. Общество и государство в Китае. М., 1981.

10. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.

11. Переломов Л.С. Легистская концепция «равенства перед законом» и ханьская бюрократия // Китай: общество и государство. М., 1973.

12. Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.

Наши рекомендации