Политико-правовые теории предфилософского периода в развитии Эллады: Гомер, Гесиод, творчество «семи мудрецов», Гераклид, Пифагор.
Предфилософия Эллады. Гомер. В ранней древнегреческой истории можно выделить эпохи неолита и бронзы, а внутри бронзового века — Критское (первая половина второго тысячелетия до н. э.), Микенское (вторая половина второго тысячелетия до н. э.) и Гомеровское (начало первого тысячелетия до н. э.) раннеклассовые “азиатообразные” общества. “Гомеровская Греция”— Эллада после дорийского завоевания—была шагом назад по сравнению с ахейской Микен-ской Грецией, частичным возвращением к первобытнообщинному строю периода его разложения. Поэтому сложившийся в это время гомеровский эпос — преломление раннеклассового аристократического микенского строя в более примитивном дорическом сознании. “Гомеровский вопрос” — вопрос об авторстве и происхождении “Илиады” и “Одиссеи”, обычно связываемых с именем Гомера,— выходит за пределы наших лекций.
Мировоззренческое значение гомеровского эпоса.
Этот эпос — прекрасный пример социоантропоморфического мировоззрения, в котором художественный, мифологический и религиозный элементы представлены воедино. Но все-таки это больше художественно-мифологическое, чем религиозно-мифологическое мировоззрение, потому что в центре эпоса люди или полубоги — герои, боги же находятся на периферии, они соучастники человеческой драмы, их интересы переплетены с интересами людей. Правда, собственно мировоззренческие вопросы и сам основной вопрос мировоззрения в гомеровском эпосе затрагиваются лишь походя. Выявление мировоззренческих вкраплений в художественный текст— такова первая задача изучающего гомеровский эпос как одну из форм античной предфилософии.
Начала.
Проблема начала мироздания во времени—одна из главных проблем мифологического мировоззрения. Для мифологии проблема начала—это вопрос о космическом родоначальнике или родоначальниках, сверхъестественной супружеской паре, олицетворяющей те или иные казавшиеся исходными явления природы. Такую пару Гомер находит в боге Океане и в богине Тефиде. Океан—“предок богов” (Ил. XIV, 201)1, именно от него “все происходит” (Ил. XIV, 246). Этот Океан уже значительно демифоло-гизирован и деантропоморфизирован. В эпосе больше говорится об его естественной, чем об его сверхъестественной ипостаси. Это опоясывающая землю пресноводная река. Она питает ключи, колодцы и другие реки. Одним из своих рукавов — Стиксом — Океан протекает через подземное царство.
Космология.
Космология Гомера мифологически примитивна. Мироздание состоит из трех частей: неба, земли и подземелья. Небо и подземелье симметричны по отношению к земле: глубочайшая часть подземелья—Тартар—настолько же удалена от непосредственно расположенного под землей Аида, насколько вершина кеба отстоит от поверхности земли. Земля—неподвижная круглая плоскость. Небосвод медный. В значительно меньшем числе случаев он определяется как железный (железо еще только входило в обиход). Пространство между небосводом и землей наполнено вверху эфиром, а внизу — воздухом. Небосвод поддерживается столбами. Их охраняет титан Атлант. Солнце—это бог Гелиос, Луна—богиня Селена, ее сестра Эос—богиня зари. Созвездия, погружаясь временами в Океан, омываются в нем н обновляют свой блеск. Подземелье состоит из Эреба, Аида и Тартара. Вход в Эреб находится за Океаном.
Социоантропоморфизм.
В гомеровском эпосе почти все природное многое из социального имеет свою сверхъестественную антропоморфную ипостась. Сверхъестественные мифологические личности находятся между собой в отношениях кровного родства. Например, бог сна Гипнос—брат-близнец бога смерти Танатоса, бог ужаса Фобос—сын бога войны Ареса. Земля, вода и небо (воздух и эфир) олицетворяются братьями Аидом, Посейдоном и Зевсом. Медицина представлена богом Пеаном, безумие—Атой, мщение — Эриниями, раздор — Эридой и т. п. Все эти существа уже не полулюди-полузвери, как боги Древнего Египта. Они полностью антропоморфизированы. Однако рудименты зооморфизма, звероподобия сохраняются: боги могут принимать образ птиц, Гера представляется “волоокой”, в древнейшем пласте “Одиссеи” сохраняются образы фантастических существ, сочетающих черты человека и животного.
Человекоподобие богов касается и их нравственных качеств. Моральный уровень богов низок. Боги телесны, их можно ранить, они испытывают боль. Однако боги отличаются от людей вечной молодостью и бессмертием. У них особая кровь. Они питаются нектаром и амврозией, передвигаются со скоростью мысли. Боги не творцы мироздания ни в целом, ни в его частях. Они лишь сверхъестественные двойники естественных процессов и явлений.
Олимпийская религия.
Это официальная религия древнегреческих полисов. Название происходит от горы Олимп (в Фессалии), на которой, по представлениям древних греков, обитали боги. Уходящая в облака снежная вершина Олимпа была древним грекам так же недоступна, как и небо. Главных олимпийских богов было двенадцать. Это Зевс, его брат Посейдон (другой брат Зевса Аид—бог подземного царства—на Олимпе не бывал, а потому и не входил в число олимпийцев), сестры Зевса—богиня домашнего очага Гестия, богиня земного плодородия Деметра, сестра-жена Зевса Гера, дети Зевса: Афина, Афродита, Аполлон, Гефест, Гермес, Арес, Геба.
Антропология.
О происхождении людей в эпосе ничего не говорится. Люди подразумеваются в противопоставлении богам. Люди краткожизненны и несчастны. Они зависят от произвола богов. Обязанность людей—приносить богам жертвы, умилостивляя их и умоляя их о помощи. Однако боги свободны принять жертву или отклонить ее. При этом боги руководствуются скорее своими страстями, чем разумом и нравственными соображениями.
Полианимизм.
В человеке различаются тело и три вида духа. Один из них—псюхе. Это душа как таковая. Она подобна телу, это его двойник и образ (эйдолон), только лишенный плотности и непроницаемости. “Псюхе” — начало жизни и источник движения тела. Она покидает тело после его смерти и перемещается в Аид. Другой вид духа—“тюмос”. Это аффективно-волевая часть духа. Третий вид—“поос”. Это ум. “Псюхе” разлита по всему телу, “тюмос” находится в груди, “ноос”— в диафрагме. Богам и людям присущи все три вида духовности, животным же—только два первых.
Судьба.
Это важнейший момент эпоса. Судьба обозначается древнегреческими словами “мойра”, “морос”, “ананке” и “айса”. Образ судьбы в значительной степени деаптропоморфизирован. Судьба не поддается ни в какой степени никакому умилостивле-нию. Она могущественнее богов. Взаимоотношение богов представлено в эпосе неоднозначно. Но преобладает все же представление о зависимости от судьбы не только людей, но и богов.
Богоборчество.
Гомеровский эпос—пример именно художественно-мифологического мировоззрения. В его центре—жизнь и история людей. Наряду с мыслью о зависимости людей от богов в эпосе имеются и богоборческие тенденции. Богоборец Диомед ранит Афродиту. Он готов сравняться с богами. Брешь между богами и людьми заполняют герои, полубоги-полулюди. Например, Ахилл — сын царя Пелея и богини Фетиды. Герои смертны. Они живут среди людей и как люди.
Элементы философии.
Элементы философии в гомеровском эпосе можно усмотреть в деантропоморфизации Океана и Судьбы, в подчинении богов безличной судьбе, в богоборческих мотивах и в прославлении разумности. Это одно из высших человеческих качеств. Загробная жизнь хуже земной. В Аиде “псюхе” ведет призрачное существование, в Аиде “только тени умерших людей, сознанья лишенные, реют”. Ахилл предпочитал бы быть батраком на земле, чем царем в подземелье.