Великие князья Киевской Руси
Рюрик (ум. 879 г.). Начало княжения в Новгороде – 862 г. Основатель династии, правившей в Киевской Руси и отдельных русских княжествах периода феодальной раздробленности и в России до 1598 г. Согласно летописному преданию, Рюрик с братьями Синеусом и Трувором был призван на Русь представителями племен: новгородскими славянами, полоцкими кривичами, весью (вепсами) и чудью (предками эстонцев) и стал княжить в Новгороде или Ладоге. Вопрос о том, кто были Рюрик и его соплеменники, откуда они пришли на Русь, был Рюрик призван княжить или приглашен как предводитель военной дружины, по сей день остается спорным.
Олег (период правления: 879 – 912 гг.). Старший в роду Рюриковичей, новгородский князь. В 882 г. совершил поход на юг, присоединил киевские земли, перенес столицу государства в Киев. На пути «из варяг в греки» возникла раннефеодальная монархия - Киевская Русь, аналогичная империи Карла Великого в Западной Европе. Совершал успешные военные походы на столицу Византии - Царьград (Константинополь). Положил начало длительным военным и мирным отношениям между Византией и Киевской Русью. Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море». В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.
Игорь Рюрикович (период правления:912 – 945 гг.). За 33 года своего правления сумел укрепить Русь и после военных походов на Царьград заключил выгодные договоры с Византией. Однако он получил известность не благодаря своей политике, а из-за трагической гибели. Он был разорван за ноги древлянами после неудачной попытки вторично собрать с них дань.
Ольга - христианское имя Елена(ок. 894 – 969 гг.). Начало правления - 945 г. Великая княгиня киевская, жена князя Игоря. После убийства мужа древлянами в 945 г. жестоко подавила их восстание. Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (своеобразная мера дани), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Княгиня установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — «тиун». Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др. На реке Пскове, где она родилась, Ольга, по преданию, основала город Псков. В 955 г. (или 957 г.) посетила Константинополь; приняла христианство. В 968 руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована русской церковью. Когда речь идет о княгине Ольге, всегда возникает встает вопрос о ее происхождении.
Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода, «от языка варяжска». По мнению норманистов, варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga. Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых первой половиной X века. С другой стороны, в летописях имя Ольги часто передано славянской формой «Вольга». Известно и древнечешское имя Olha. Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: «когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее и нарек в свое имя Ольга». Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга». Олег же поженил Игоря и Ольгу. Болгарские историки выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение «Нового Владимирского Летописца» («Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу») и переводя летописное название Плесков не как Псков, но как Плиска — болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора «Нового Владимирского Летописца» перевести сообщение «Повести временных лет» об Ольге из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.
Святослав Игоревич (929 – 972 гг.). Отважный воитель, по словам летописца, открыто бросавший врагам вызов «иду на вы!», Святослав совершил ряд успешных походов. Он освободил от уплаты дани хазарам племя вятичей, жившее в бассейне Оки; разгромил волжских болгар и могущественный Хазарский каганат, совершив победоносный поход на Нижнюю Волгу, Северный Кавказ и Приазовье. Но исчезновение этого могущественного государства привело к необратимым, а в исторической перспективе – катастрофическим геополитическим изменениям в Восточной Европе. Хазарская держава сдерживала миграционные волны, накатывавшиеся из Азии. Разгром каганата сделал печенегов хозяевами положения в южнорусских степях, и эту перемену ощутил уже сам Святослав, поэтому киевляне, осаженные печенегами, имели все основания упрекать своего князя в том, что он ищет чужих земель, а своих не бережет. Но печенеги были только первой волной кочевых орд, через век их сменят половцы, а еще через два – монголы.
Владимир Святославович (942 – 1015 гг.). Стал новгородским князем в 970 г., захватил киевский престол в 978 г. Сын великого князя Святослава Игоревича от Малуши, ключницы княгини Ольги. Отроком Владимир был отправлен княжить в Новгород в сопровождении своего дяди - воеводы Добрыни. Хитростью расправившись со своим братом Ярополком (до того убившим третьего сына Святослава - Олега), Владимир становится единовластным правителем Руси. В 988 г. Владимир крестился, а затем (в 988 или 990 гг.) провозгласил христианство государственной религией Руси. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростово-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей). В крещении получил имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии— 15 июля по Юлианскому календарю.
Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978 – 20 февраля 1054 гг.). Начало княжения 1016 г.Время Ярослава – время внутренней стабилизации, способствовавшей возрастанию международного авторитета Руси, о чем говорит факт, что дочери Ярослава стали королевами: Анна - французской, Елизавета - норвежской, а затем датской, Анастасия - венгерской. В годы его правления возникают первые русские монастыри, развивается книгописная деятельность. Путь этого князя к власти был далеко не столь праведным (междуусобные войны с братьями), но утвердившись на троне, он приложил немало сил, чтобы заслужить признательность современников и потомков, запечатленную в прозвище Мудрый. При Ярославе Мудром Киев часто сравнивали по красоте с Константинополем. Западный хронист того же века, Адам Бременский, называет Киев соперником Константинополя. При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 году Ярослав основал монастыри Святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве; повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября («Юрьев день»). Он издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Иларион стал первым русским митрополитом. Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Огромные средства тратились на переписку книг. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост. При нём появились монеты с надписью «Ярославле серебро». На одной её стороне был изображен Иисус Христос, на другой — Георгий Победоносец, покровитель Ярослава. Известно, что для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра. Причём плата эта была слишком малой, скорее символической, но она обеспечивала мир с варягами и защиту северных земель.
Владимир II Мономах (1053 – 1125 гг.). Начало правления 1113 г. Подлинный преемник славы Ярослава, сумевший возродить былое могущество Киевской державы. Последний киевский князь, практически контролировавший всю Русь. Результатом миротворческих усилий Мономаха стал так называемый Любечский снем (княжеский съезд) 1097 г., отразивший важную веху в политической истории Киевской Руси. Съезд был призван устранить причину усобиц, однако решение съезда имело двоякое значение. С одной стороны, оно упорядочивало отношения между князьями, с другой, означало юридическое закрепление начавшегося распада Киевской Руси. Это князь-созидатель, - устроитель, - успокоитель, -полководец, -идеолог. Он совершил 83 военных похода, большей частью успешных, в том числе против опасных соседей Руси - половцев. Помимо полководческих и управленческих талантов Владимир Мономах обладал и даром незаурядного писателя. Он автор знаменитого «Поучителя», призывающего князей к единству в условиях начавшейся феодальной раздробленности.
По одной легенде прозвище Мономах (единоборец) он получил за победу в поединке с генуэзским князем при взятии Кафы (Феодосии). По другой легенде прозвище связано с родством по матери с византийским императором Константином IX Мономахом.
Часть 2