Вопрос 5. Разработка и принятие первой российской советской конституции (1918 г.)

Основанием для существования новой системы государственного управления в России становится первая советская Конституция, принятая V Всероссийским съездом Советов и вступившая в силу 19 июля 1918 г. Базовым понятием нового конституционного порядка стала диктатура пролетариата, для обеспечения которой и вводились новые органы власти.

Высшим органом властиконституция провозгласила Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним ВЦИК. ВЦИК формировал правительство РСФСР – Совет Народных Комисаров, состоящий из народных комиссаров, возглавляющих отраслевые народны комиссариаты. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты.

Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности, основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства. Формировали общегосударственное законодательство.

Характерно, что законодательную власть В РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие обязательный характер. Наиболее значимые из них утверждал ВЦИК. Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинении им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории местным советам предоставлялись широки полномочия по реализации своей компетенции.

30 ноября 1918 г. в рамках системы советской власти был сформирован Совет рабочей и крестьянской обороныс целью координации деятельности всех органов власти для обеспечения победы в Гражданской войне. В его состав входил председатель Революционного Военного Совета Республики, председатель ВЦИК, нарком путей сообщения, председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии и заместитель наркома продовольствия. В задачи СРКО входили: вопросы мобилизации, вооружения, продовольственного снабжения и оперативного руководства армией. Этот орган играл важную роль в процессе войны и после ее завершения в апреле 1920 г. был преобразован в Совет Труда и Обороны, действующий на правах комиссии при СНК.

Постепенно расширяется система наркоматов. Создаются Наркомат по железнодорожным делам, Наркомат государственного призрения, Высший совет народного хозяйства (для управления национализированным имуществом), Наркомат народного контроля, Наркомат здравоохранения. Комитет по военным и морским делам преобразуется в Наркомат по военным делам и Наркомат по морским делам, Наркомат торговли и промышленности — в Наркомат торговли, а Наркомат по железнодорожным делам — в Наркомат путей сообщения. Упраздняются созданные для левых эсеров Наркомат государственных имуществ и Наркомат по местному самоуправлению. В сентябре 1918 г. образуется Революционный военный совет (Реввоенсовет), которому подчиняются оба военных наркомата. Сложившаяся схема из 18 наркоматов была утверждена в Конституции.

Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), игравший ключевую роль в управлении экономикой государства, непрерывно эволюционирует на протяжении всего периода становления советской власти. Постепенно в его составе начинают выделяться в качестве основных структурных единиц главки, формируемые по принципу отраслевой принадлежности и типу продукции.

19 июля Основной Закон был опубликован в «Известиях ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.

Конституция отражала реальное соотношение классовых сил в стране (состояла из 90 статей). В ней закреплены коренные принципы советской демократии. Так, Статья 10 гласила: «Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся. Прямо предусматривалось и два конкретных случая такого лишения: статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, некоторые другие категории населения; ст. 19 ограничивала их в праве военной службы, говоря, что «право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся, на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей» (военно-транспортных, военно-строительных и т.п.).

В Конституции закреплялся принцип советской демократии, характерной чертой которой являлся ее интернационализм. Статья 22 Конституции гласила: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Этой общей норме соответствовали две специальные статьи Конституции – ст. 21 предусматривала предоставление «убежища всем иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления»; а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов «без всяких затруднительных формальностей» права российского гражданства.

Конституция исходила также из принципа равноправия женщины с мужчиной. Несмотря на то, что особой статьи об этом в тексте нет, принцип последовательно проводится по всему Основному Закону. Специально равноправие полов подчеркивается в избирательном праве, где оно имеет особое значение.

Конституция предоставила гражданам широкий для своего времени круг демократических свобод: свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения во всякого рода союзы (ст. 16). При этом в законе каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже упоминавшихся – классовых, нет: все свободы предоставляются только трудящимся.

Все статьи Конституции, провозглашавшие те или иные свободы, содержали указание на их обеспечение: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви...» (ст. 13); «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг...» (ст. 14). Аналогичным образом строятся и следующие статьи.

Конституция отразила и такую черту советской демократии, как соответствие правам граждан их обязанностей. Перечислив права граждан, она называет и важнейшие обязанности. Так, ст. 18 провозглашает всеобщую обязанность трудиться («Не трудящийся, да не ест!»), а ст. 19 – всеобщую воинскую обязанность.

В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а следовательно, и все статьи о федерации, содержащиеся в ней (ст. 1–8). Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного Закона.

Статья 11 Конституции закрепила то важное положение, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы... Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику».

Таким образом, Конституция вполне четко определила форму федерации для России – «государство с автономными включениями». Членами федерации являются автономные областные союзы. Их нужно отличать от неавтономных областных объединений, также предусмотренных ст. 11 («Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику.»).

В ст. 49 Конституции была определена компетенция высших органов власти РСФСР. Здесь же затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.

В качестве важнейшего принципа советской федерации закреплялась добровольность объединения. Статья 2 говорила, что РСФСР «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Статья 8 отмечает стремление создать «действительно свободный и добровольный... союз трудящихся классов всех наций России».

Добровольность объединения народов в РСФСР проявилась уже в начальный период формирования Российской Федерации. Характерной чертой процесса образования первых автономных республик в 1918 г. было, как уже отмечалось, провозглашение их снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными органами партии и Советской власти.

Конституция также закрепила национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации. Федерация являлась не самоцелью, а средством разрешения национального вопроса. В.И. Ленин считал ее «шагом вперед» в деле разрешения национального вопроса.

Конституция РСФСР закрепила сложившуюся систему органов власти и управления. К высшими органами власти и общего управления относятся Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминает также (ст. 45) о Президиуме ВЦИК, но сколько-нибудь полно его правовое положение не раскрывает. Органами отраслевого управления согласно Конституции являются Народные комиссариаты, которых теперь стало 18. Была определена и структура местных органов власти и управления. Органы Советской власти всех степеней были выборными. Таким образом, в Конституции были закреплены основные принципы советской избирательной системы.

Заключение

Ко времени завершения Гражданской войны практически на всем пространстве бывшей Российской империи (за исключением ряда территорий) утвердились большевистские правительства. Кроме РСФСР существовали находящиеся с ней в тесных договорных отношениях Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики (ССР), Бухарская, Хорезмийская и Дальневосточная республики. На этом этапе органы власти РСФСР фактически выполняли роль органов власти союза республик, а представители национальных республик были введены в состав руководства РСФСР. Национальные партийные организации существовали в составе партии на правах областных парторганизаций.

В развитие сложившихся тенденций в марте 1922 г. возникает Закавказская федерация, а уже в декабре 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов утверждает Декларацию об образовании СССР на базе РСФСР, ЗСФСР, БССР и УССР. Позднее в его состав входят Туркменская ССР и Узбекская ССР (1925); Таджикская ССР (1931); Армянская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР (все три вместо ЗСФСР в 1936); Казахская ССР и Киргизская ССР (1936); Молдавская ССР, Эстонская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Карело-Финская ССР (1940).

В 1924 г. принимается Конституция СССР. В ней разграничиваются полномочия между органами власти республик и Союза и определяются высшие органы власти.

Высшим органом власти СССР объявляется съезд СССР, избиравшийся от городских и губернских советов, в период между съездами высшим органом власти был ЦИК СССР, состоящего из Союзного совета и Совета национальностей. В промежутках между сессиями ЦИК СССР, высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР. Совет народных комиссаров СССР – высший распорядительный и исполнительный орган. Существовали пять общесоюзных наркоматов, пять объединенных и республиканские наркоматы. Что касается органов власти и управления союзных республик, то их юрисдикция распространялась на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную сферу Союза.

Большевикам удалось удержать власть и создать принципиально новый государственно-управленческий аппарат, не уступающий, а в некоторых моментах превосходящий предшествующий.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Политические и обще-социальные причины Февральской революции 1917 г.

2. Политические и организационно-правовые итоги Февральской Революции 1917 г.

3. Политика Временного правительства. Двоевластие: причины образования.

4. Советы: сущность, необходимость возрождения и правовой статус.

5. Предпосылки возникновения советского государства, его первые декреты.

6. Второй Всероссийский съезд Советов и формирование высших органов власти.

7. Формирование основ советской федерации. «Декларация прав народов России»

8. «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» 1918 г.

9. Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 г. Ее содержание и основные принципы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рабочим, солдатам и крестьянам! (Обращение II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов) // Хрестоматия по истории отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1997.

2. Декрет о мире // Там же.

3. Декрет о земле // Там же.

4. Декрет об образовании рабоче-крестьянского правительства // Там же.

5. Декларация прав народов России // Там же.

6. Декрет об образовании рабочего и крестьянского правительства // Хрестоматия по истории отечественного государства и права.1917–1991 гг. / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1997.

7. О федеральных учреждениях Российской республики // Там же.

8. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1918 г. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права.1917–1991 гг. / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1997.

9. О федеральных учреждениях Российской республики // Там же.

10. О 8-часовом рабочем дне (Из постановления СНК) // Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917–1945 / Под ред. Э.М. Щагина. М., 1991.

11. Декрет СНК о свободе совести, церковных и религиозных обществах // Хрестоматия по истории СССР. 1917–1945 гг. / Там же.

12. Декрет ВЦИК и СНК об учреждении Совета народного хозяйства // Там же.

13. Резолюция III Дальневосточного съезда Советов рабочих и солдатских депутатов о власти // Там же.

14. Положение ВЦИК и СНК о рабочем контроле // Там же.

15. Городецкий В.Н. Рождение Советского государства. 1917–1918 гг. М., 1987.

16. История отечественного государства и права: Учебник. Ч. 2 / Под ред. О.И. Чистякова. Изд.3-е, переработ. и доп. М. МГУ. 2007.

17. Иоффе Г. Третьего не дано // Переписка на исторические темы. М., 1989.

18. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1980.

19. Ленин и ВЧК. Сб. документов (1917–1922 гг.). М., 1975.

20. Портнов В.П., Славин М.И. Этапы развития Советской Конституции. М., 1982.

21. Софинов П.Г. Очерки истории Всероссийской чрезвычайной комиссии (1917–1922 гг.). М., 1960.

22. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г. М., 1984.

Наши рекомендации