Вопрос 4. Формирование советской федерации

Первые организационные меры нового руководства направлялись на формирование силовых структур, способных удержать большевиков у власти. На местах захват большевиками власти идет трудно. Именно в этот момент В. И. Ленин провозглашает знаменитый тезис о праве наций на самоопределение вплоть до отделения. Большевики начинают поддерживать все сепаратистские движения в рамках бывшей Российской империи. Цель этой политики - раскол формирующегося единого фронта антибольшевистских сил.

В январе 1918 г. Россия официально провозглашается федеративной республикой, причем республикой, образованной на основании национально-территориальных автономий, которые в то время уже существуют и оказывают явную поддержку большевикам.

Уже в первые месяцы после Октября возникают две исторические тенденции: во-первых, изменение территорий России в сторону некоторого ее уменьшения и, во-вторых, формирование советской федерации. То и другое опиралось на провозглашенное Революцией право наций на самоопределение. И естественно, что уже вскоре после Октября некоторые народы высказали пожелание реализовать свое право на это в форме отделения от России, опираясь на советские конституционные акты.

Среди первых конституционных актов советского Правительства центральное место по праву занимает «Декларация прав народов России», принятая 2 ноября 1917 г.

Так, в декабре 1917 г. право на самоопределение в форме отделения использовала Финляндия, которая поставила перед высшими органами власти Советской России вопрос о признании независимости своей республики. Соответствующее решение было принято без проволочек. Таким образом, Финляндия, получившая в XIX в. государственность из рук царской России, теперь получила независимость из рук России советской.

Безоговорочно подтвердило Советское правительство и право польского народа на самоопределение.

В первой половине июня 1918 г. съезд тувинского населения Урянхайского края принял решение о самостоятельности Тувы, но в отличие от Финляндии здесь сложилось не буржуазное, а народное государство, переходное к социалистическому.

На иных политических и юридических основах провозгласила и строила свою независимость Украинская республика, которая исторически стала второй независимой советской республикой.

11 декабря 1917 г. в Харькове открылся I Всеукраинский съезд Советов, провозгласивший создание Украинской Советской Республики, избрал ее Центральный Исполнительный Комитет, члены которого в подавляющем большинстве были большевиками. ЦИК в свою очередь образовал Правительство Советской Украины – Народный Секретариат. Органами отраслевого управления стали 13 секретарств. Совет Народных Комиссаров Российской Советской Республики 16 декабря 1917 г. официально признал это Правительство Украины.

Особо следует сказать о Прибалтике и Закавказье. Дело в том, что там стали возникать определенные образования, претендующие на статус независимых государств.

В Литве, к моменту Октябрьской революции полностью оккупированной немцами и бывшей под их покрывательством, в 1917 г. были созданы органы, претендующие на статус национальных. Так 11 декабря немцы разрешили Литовскому Совету принять документы, направленные на отделение от России, но в то же время закрепляющие Литву под германским господством. Следовательно, говорить о воссоздании независимой Литвы в феврале 1918 г. не приходится.

Конечно, литовский народ, как и другие, имел право на самоопределение вплоть до создания своего государства. Но в силу общепринятых принципов государственного и международного права для отделения Литвы от России следовало поставить и решить такой вопрос юридически, как это сделала Финляндия. В Литве этим пренебрегли. Немцы же вообще не вправе были распоряжаться оккупированной ими территорией, поскольку война еще не закончилась, и границы государства не были определены мирным договором. Таким образом, ни фактически, ни юридически Литву в тот период нельзя считать независимым государством.

Нечто подобное происходило и в оккупированной немцами Эстонии.

Что касается Латвии, то в ней события развивались иначе. В этом крае уже в конце 1917 г. начала создаваться национальная государственность на советской основе, в форме фактической автономии. Советы неоккупированной части Латвии объединили территорию, населенную латышами, создали органы власти и управления края. Съезд Советов принял акты, имеющие по существу конституционное значение. Однако объявить Латвию республикой или каким-то иным государственным образованием они не решились, тем более что половина латышского народа находилась в это время под немецкой оккупацией. Эта автономия просуществовала недолго. Уже в начале 1918 г. немцы оккупировали всю Латвию.

В Закавказье Революция победила только в Баку и его окрестностях. На остальной же территории власть оказалась в руках националистов, практически действовавших под эгидой иностранных держав – Германии, Турции, Англии и Франции. В мае 1918 г. в Грузии, Армении и Азербайджане было провозглашено создание так называемых независимых республик. Они тоже не пожелали юридически и цивилизованно оформить свой выход из России.

Таким образом, провозглашение Советской властью права наций на самоопределение создавало возможность изменения не только территории России, но и формы ее государственного единства. Однако, в первые недели существования Советского государства этот вопрос еще конкретно не был поставлен. Фактически Российская Советская Республика была унитарным государством. Она делилась на административно-территориальные единицы, во главе которых стояли местные органы власти. Каких-либо государственных образований внутри Российской Советской Республики пока что не было.

Октябрьская революция положила начало коренному изменению административно-территориального устройства страны.

В послереволюционном развитии административно-территориального устройства России можно отметить две взаимосвязанные тенденции: с одной стороны, стремление приспособить старую систему к новым условиям путем частичной, локальной перекройки границ губерний, уездов, волостей и т.п., с другой – попытки найти новые формы административного устройства территории государства.

Первая тенденция вытекала из невозможности в трудной внутренне- и внешнеполитической обстановке сразу в корне перестроить систему административного деления в соответствии с принципами организации социалистического государства. В то же время необходимость создания административно-территориального устройства, учитывающего сложившиеся экономические связи, была очевидной. Следовало также приблизить руководство к местам, укрепить связь Советов с массами. Наконец, реорганизация территориального устройства должна была упрочить руководящую роль пролетариата в его классовом союзе с крестьянством.

Вопросы административного деления были связаны с жизненными интересами трудящихся. Поэтому инициатива при их решении исходила обычно снизу, непосредственно от самого населения при всемерной поддержке со стороны государства. Так, Декрет СНК 27 января 1918 г. установил, что изменение территории административных единиц производится местными Советами. При отходе частей одной губернии к другой возникающие технические вопросы и недоразумения должны разрешаться смешанными комиссиями из представителей советских органов заинтересованных губерний. Декрет допускал образование новых областей, губерний, уездов и волостей путем разделения на части старых административно-территориальных единиц. С этой целью в апреле и мае 1918 г. НКВД опубликовал специальное разъяснение и циркуляр, упорядочивавшие практику изменения границ волостей, уездов и губерний.

Поиски новых форм административно-территориального устройства шли также по линии создания Областных объединений Советов и изучения на практике их достоинств и недостатков.

Российская Советская Республика недолго оставалась унитарным государством. Очень скоро ее социалистический унитаризм сменился социалистическим федерализмом.

Между II и III Всероссийскими съездами Советов подготавливается переход России от унитарного к федеративному устройству. Окончательное решение было принято на III Всероссийском съезде Советов в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»,провозглашавшей Российскую Советскую Республику федеративным государством (РСФСР). Практическое строительство Российской Федерации развернулось вскоре после III съезда Советов. Оно пошло по линии создания автономных единиц внутри РСФСР.

Самой крупной из первых автономных республик явилась Туркестанская АССР. Идея автономии Туркестана, выдвинутая местной буржуазией до Октябрьской революции, оказалась популярной в народных массах. Однако туркестанские большевики не сразу использовали эту идею в интересах укрепления дружбы и сотрудничества русского народа с коренными национальностями края, что было на руку местным националистам, провозгласившим в Коканде автономию Туркестана на буржуазной основе. Состоявшийся в январе 1918 г. IV краевой съезд Советов поставил целью создание советской автономии края, а V съезд Советов Туркестана 30 апреля провозгласил его республикой и автономной частью Российской Федерации.

В условиях острой классовой борьбы возникла Терская Советская Республика. На II Съезде народов Терека, состоявшемся в Пятигорске в феврале–марте 1918 г. Съезд подтвердил неразрывную связь Терека с Советской Россией.

В этот период на территории РСФСР возникли также Кубано-Черноморская, Донская и Таврическая автономные республики.

Отметим, что становление Российской Федерации на ее первом этапе характеризовалось определенными особенностями. Образование автономных советских республик в 1918 г. проходило снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными партийными и советскими органами, которые в своих решениях опирались, конечно, на принципиальные указания центральных органов партии и государства. Важной формой руководства было направление из центра специальных комиссаров.

Образование республик по инициативе местных органов неизбежно вело к тому, что они создавались в рамках прежних административно-территориальных единиц (Терская область, Область войска Донского, Кубанская область, Черноморская и Таврическая губернии, Туркестанский край). Это привело к несоответствию между границами республик и границами расселения народов, так как старое административное деление разрывало народы между разными губерниями и областями. То есть, республика в это время была единственной государственной и политической формой автономии.

Вместе с тем, правовое положение автономных республик 1918 г. не было определено достаточно полно и четко. Каждая республика решила в принципе положительно вопрос о сохранении государственно-правовой связи с РСФСР, высказавшись за свое существование в составе Российской Федерации, т.е. за автономию. Однако в соответствии с резолюцией III Всероссийского съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики» требовалось уточнить содержание этой автономии, т.е. провести разграничение компетенции между РСФСР и автономными республиками, установить конкретные формы связи между их органами. Эту работу в условиях военной обстановки провести не было возможности.

Автономные республики 1918 г. оказались недолговечными, кроме Туркестанской (просуществовала до октября 1924 г.). Первыми были захвачены интервентами и белогвардейцами и прекратили свое существование Закавказские республики (дольше всех до февраля 1919 г. продержалась Терская республика). Главная причина недолговечности названных республик состояла в том, что они не вполне соответствовали национально-территориальному принципу, лежащему в основе социалистической федерации. После освобождения территории Северного Кавказа и Тавриды от интервентов и белогвардейцев существовавшие здесь в 1918 г. советские республики не были восстановлены. Вместо них стали создаваться иные, основанные на строгом соблюдении национального принципа.

Подводя итог сказанному отметим, что в первые месяцы после Октября был не только создан новый государственный механизм Российского государства, но и сложилась новая, федеративная форма его государственного единства. Большевики обеспечили все реальные условия для самоопределения народов, а эти народы совершенно добровольно объединились с русским в одном государстве.

Наши рекомендации