Молодежь— один из скрытых ресурсов общества

Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, заключа& ется в следующем: стабильно ли значение молодежи в обще& стве? Очевидно, нет. Существуют общества, где пожилые люди пользуются большим уважением, чем молодые. Так было, например, в Древнем Китае. В других же обществах, например в США, человек после сорока лет считается слиш& ком старым для работы, и требуется только молодежь. Об& щества различаются не только по престижу молодых людей, но и в зависимости от того, объединена ли молодежь в груп& пы и движения, которые влияют на ход событий... Пробле& ма состоит в том, что хотя всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее вопрос их ис& пользования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь — это один из скры& тых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мо& билизации которых зависит его жизнеспособность...

 

Нетрудно догадаться, в каких обществах наибольший престиж имеют пожилые люди, а обновляющие силы моло& дежи не объединены в движение и остаются лишь скрытым резервом. Я полагаю, что статичные общества, которые раз& виваются постепенно и при замедленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей мо& лодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций, а методами обучения являются воспро& изведение и повторение. Такое общество сознательно прене& брегает жизненными духовными резервами молодежи, по& скольку не намерено нарушать существующие традиции.

В противоположность таким статичным, медленно меня& ющимся обществам динамичные общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господству& ющей в них социальной или политической философии, опи& раются главным образом на сотрудничество с молодежью... В этом отношении разница существует только между обще& ствами, добивающимися изменений с помощью реформ и ре& волюций. И в том и в другом случае это должна быть мо& лодежь. Пожилое и среднее поколения могут только предсказывать характер грядущих изменений, однако новой жизнью будет жить только молодое поколение. Оно будет воплощать в жизнь те ценности, которое старшее поколение признает лишь теоретически.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994. — С. 454—455.

Вопросы и задания к источнику. 1)Как, по мнению автора, раз&

личаются общества с точки зрения места и роли в них молодежи?

2) Приведите примеры существовавших в разных странах молодеж&

ных организаций: а) возникших стихийно, по инициативе «снизу»;

б) созданных и направляемых государством. 3) Разделяете ли вы

вывод автора о том, что главной движущей силой революций и ре&

форм выступает молодежь? Обоснуйте свою точку зрения, привле&

кая известные вам факты прошлого и современности.

Наши рекомендации