Определение и разновидности религиозного туризма. Религиозный туризм в христианстве, исламе, буддизме.
Определение и разновидности религиозного туризма
Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы страны постоянного проживания на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий. Подрелигиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.
Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:
-паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.
Паломнический туризм - это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество - стремление верующих людей поклониться святым местам.
В науке обычно выделяют несколько видов паломничества, классифицирующихся по различным признакам:
1) по числу участников и семейной принадлежности - индивидуальные, семейные и групповые паломничества;
2) по продолжительности - длительные и кратковременные паломничества (раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней);
3) по сезонности - круглогодичные паломничества, а также приуроченные к религиозным праздникам;
4) по объектам посещения - посещения конфессиональных культовых мест (церквей, монастырей, храмов), а также природных культовых мест (гор, озер, пещер, родников, рощ);
5) по местоположению объекта паломничества - внутренние (в пределах государственных границ) и зарубежные паломнические туры;
6) по признаку обязательности - добровольные и обязательные паломнические туры (например, в исламе паломничество хадж является обязательным для каждого правоверного).
Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предполагает посещение религиозных центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые памятники, музеи, посетить богослужения, принять участие в крестных ходах, медитациях и других религиозных мероприятиях. Этот вид туризма тесно взаимосвязан с научным туризмом религиозной направленности.
религионый туризм в христианстве
В России имеется восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и посещаемыми.
1. Серафимо-Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский),
Нижегородская область.
2. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен
Александр) Лодейнопольского района Ленинградской области.
3. Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский) Задонск, Липецкая область.
4. Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская), (Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.
5. Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев
Посад, Московская область.
6. Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Калужская область.
7. Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж.
8. Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадтский), Санкт-Петербург
По страновой принадлежности можно выделить монастыри, храмы, находящиеся:
1) на территории России;
2) на территориях республик СНГ. Как и на территории России, здесь существуют епархии РПЦ, например: Киевская, Одесская, Харьковская, Черниговская и др. (Украина); Минская, Брестская и др. (Белоруссия); Алмаатинская, (Казахстан); Ташкентская (Узбекистан, Киргизия, Туркменистан);
3) на территориях стран дальнего зарубежья. Монастыри и хря
мы находятся на территориях Корсунской епархии (Франция, Италия, Швейцария), Таллинской епархии (Эстония) и ряда другим
4) на двух территориях, играющих особую роль в жизни православных верующих, — Святой земле (Русская духовная миссия) и Афоне.
религиозный туризм в исламе
Паломничеством в исламе считается посещение двух священных городов — Мекки и Медины. Эти паломничества: 1) хадж 2) умра. Посещения других мест, где могут находиться могилы мусульманских святых или знаменитые мечети, паломничеством не считаются. В суннитском исламе подчеркивается, что человек приезжает поклониться не этому месту, а Аллаху в этом месте. Иначе возникнет идолопоклонство. В шиитском исламе велико почитание мощей имамов.
Мекку ежегодно посещают около 2 млн. паломников. Здесь построена одна из самых больших мечетей мира — Харам бейт-Уллах. Внутри мечети находится святилище Кааба. Кааба сложена из каменных плит и имеет форму куба длиной 15 м. В юго-восточной углу Каабы на высоте около метра находится Черный камень, к нему паломники стремятся прикоснуться и поцеловать его, когда они обходят Каабу семь раз против часовой стрелки. Камень установлен в специальной нише и помещен в серебряное обрамления Святилище Кааба покрыто черным покрывалом — кисвой. Большую часть года святилище скрыто под кисвой. По завершении хадж покрывало снимают, разрезают на кусочки и продают паломникам в качестве сувенира.
Паломничество в Медину обычно совмещают с паломничеством в Мекку. Между Меккой и Мединой — 300 км, паломники преодолевают это расстояние на автомобиле или самолете. Главная мечеть в Медине меньше, чем мечеть в Мекке. В ней похоронен пророк Мухаммед. Рядом находится кладбище аль-Баки, на котором похоронены многие члены семьи и сподвижники пророка (его дочь Фатима, внук Хасан и халиф Осман). В Медине паломники поднимаются на гору Джабал ал-Нур, чтобы посетить пещеру, где пророку было ниспослано первое видение, на гору Джабал ат-Нур, где он скрывался от отрядов жителей Мекки. Паломники посещают места знаменитых сражений и мечети. Мечеть ат-Таква построена во время первого вступления Мухаммеда в Медину. Ее интересная особенность — в ней два михраба, один из них обращен в сторону Иерусалима.
Паломничество в Мекку будет считаться хаджем, если оно закончилось в праздник Курбан-байрам и человек совершил все необходимые ритуалы в течение десяти дней. Паломничество, менее продолжительное по срокам и кончившееся в другой день, будет называться умрой. Во время хаджа мусульманин должен выполнить четыре условия:
1) облачиться в белое одеяние (ихрам);
2) совершить обход вокруг Каабы (таваф);
3) совершить предстояние в долине Арафат (вукуф);
4) вновь совершить обход вокруг Каабы после возвращения
долины Арафат.
религиозный туризм в буддизме
Есть 8 центров почитания Будды Шакьямуни, 4 являются главными: Лумбини (Непал, недалеко от границы с Индией), Бодхгая (шт. Бихар), Сарнатх (около города Варанаси, шт. Уттар-Прадеш), Кушинагара (около города Горакхпур, шт. Уттар-Прадеш) (Индия); 4 других — Вайшали, Шравасти, Раджгир и Санкасья (Санкисса) (Индия). Многие паломники посещают все 8 мест. Определенным различием между этими местами является то, что в некоторых из них, особенно в Бодхгае и Лумбини построено много буддийских монастырей и ступ (священное место) буддистами из разных стран мира. Там также ведется издательско-просветительская деятельность. С другой стороны, Вайшали и Санкасья в настоящее время представляют интерес для туристов, увлекающихся историей буддизма и индийской, а также мировой культурой, хотя они также посещаются паломниками. Эти особенности важно учитывать при практической разработке туров.
Деловой туризм.
Ежегодно в мире совершается свыше 100 млн. бизнес поездок. Их территориальное распределение характеризуется крайней неравномерностью. Большая часть туристов со служебными целями направляется в Европу. В структуре деловых поездок на европейском континенте преобладают командировки бизнесменов, конгрессные туры, поездки на выставки и ярмарки, инсентив туры для служащих фирм.
Занимая первое место в мире по числу прибытий и расходам на деловой туризм, Европа тем не менее постепенно утрачивает лидирующие позиции на этом сегменте туристского рынка. По темпам роста делового туризма она отстает от других регионов мира, причем разрыв между ними увеличивается. Типичный турист, путешествующий со служебными целями, - мужчина среднего возраста с высшим образованием, квалифицированный специалист или руководящий работник. Для делового туризма практически обязательным условием является владение английским языком.
Основной "поставщик" деловых туристов в Европе - Германия. Ежегодно свыше 5 млн немцев отправляются.
Среди европейских государств, принимающих потоки деловых людей, выделяются (кроме Германии) Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Швеция, Швейцария. Особое место занимает Бельгия с главным городом Брюсселем, являющимся одновременно и столицей ЕС. Во Франции и Бельгии каждое десятое прибытие осуществляется с деловыми целями, в Великобритании - каждое третье.
Заметную роль на рынке бизнес туризма играют страны Центральной и Восточной Европы. Стремительно развивается бизнес туризм на американском континенте. Каждая восьмая поездка в Новом Свете совершается со служебными целями. Основные потоки деловых людей направляются в США, Канаду и Мексику, которые лидируют на всех сегментах туристского рынка в Западном полушарии. Поток деловых туристов набирает силу в Латинской Америке. С подъемом в экономике, расширением и укреплением торговых связей многие страны этого региона упрочили свои позиции на рынке делового туризма. Увеличивается число прибытий со служебными целями в Парагвай, Гватемалу, Коста Рику. В Юго Восточной Азии первая половина 1990 х гг. характеризовалась ростом числа служебных поездок, определявшим общую динамику туристских прибытий. В 1995 г. каждая пятая поездка в регионе была деловой. Треть прибытий приходилась на Сянган (Гонконг), Сингапур и Тайвань.
Подлинный бум делового туризма в середине 1990 х гг. произошел в Индонезии. В Африке и на Ближнем Востоке деловой туризм развивается неравномерно. Подъемы и спады в динамике прибытий зависят главным образом от политической ситуации в регионе. В Африке высокие темпы роста делового туризма показывали Республика Конго, Зимбабве и Эфиопия. По прибытиям в абсолютном выражении лидировали Египет, Южно Африканская Республика и Марокко. На Ближнем Востоке основные потоки деловых людей устремлялись в нефтедобывающие страны (Саудовскую Аравию и др.), а также в Израиль и Иорданию.