Тема 10. Право международных организаций

Литература:

1. Арах М. Европейский Союз. Видение политического объединения. М., 1998.

2. Бобров Р.Л., Малинин С.А. Организация Объединенных Наций (Международно-правовой очерк). Л., 1960.

3. Витвицкая О. Право Европейского Союза. СПб., 2005.

4. Кривчикова Э.С. Основы теории права международных организаций. М., 1979.

5. Крылов С.Б. История создания Организации Объединенных Наций: Разработка текста Устава ООН (1944-1945 гг.). М., 1960.

6. Международные организации. Под ред. И.П. Блищенко. М., 1994.

7. Моисеев Е. Г. Правовой статус СНГ. М., 1995.

8. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М., 1998.

9. Основы права Европейского Союза. М., 1997.

10. Право Европейского Союза: правовое регулирование торгового оборота / Под ред. В.В. Безбаха, А.Я. Капустина. М., 2000.

11. Право Европейского Союза / Под ред. С.Ю. Кашкина. М., 2003.

12. Топорнин Б.Н. Европейской право. М., 1998.

13. Хартли Т.К. Основы права Европейского Сообщества. М., 1998.

Нормативные акты:

1. Устав Организации Объединенных Наций. (Принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.) (С изм. и доп. от 31 декабря 1978 г.) // СДД СССР. Вып. XII. М., 1956. С. 14 - 47.

2. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, от 3 февраля 1946 г. // СДД СССР. Вып. XV. М., 1957. С. 32 - 40.

3. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. (Принят в г. Лондоне 16 ноября 1945 г.) // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957. С. 583 - 595.

4. Устав Совета Европы, от 5 мая 1949 г. // СЗ РФ. 24 марта 1997 г. № 12. ст. 1390.

5. Устав Содружества Независимых государств, от 22 января 1993 г. // БМД. 1994. № 1. С. 4-14.

6. Договор о Европейском союзе, от 7 февраля 1992 г. // Хартли Т.К. Основы права Европейского сообщества. С.623-633.

Специальные термины:

Аккламация, дискреционные полномочия международной организации, интеграция, международная конференция, международная организация, международная неправительственная организация, наднациональность, право вето, специализированные учреждения.

Контрольные вопросы:

1. Выделите признаки международной организации. Какими актами регулируется деятельность международной организации?

2. Какие лица являются сотрудниками международной организации? На основе каких критериев занимают они свои посты?

3. Каким образом регулируется труд сотрудников международных организаций?

4. Почему правосубъектность международных организаций является ограниченной?

5. Что понимается под “скрытыми” (дискретными) полномочиями международной организации?

6. Какова стандартная структура органов международной организации, используемая в системе ООН?

7. В чем отличие между актом международной организации (например, резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН) и международным договором?

8. Каковы исторические предпосылки создания ООН?

9. Какие цели преследует ООН? Каково их правоприменительное значение?

10. Какое государство может стать членом ООН?

11. Перечислите главные органы ООН. Опишите их структуру и полномочия.

12. Охарактеризуйте специализированные учреждения ООН.

13. Каковы исторические предпосылки создания СНГ?

14. Какие цели преследует СНГ?

15. Какое государство может стать членом СНГ?

16. Перечислите главные органы СНГ. Опишите их структуру и полномочия.

17. Каковы исторические предпосылки создания Совета Европы?

18. Какие цели преследует Совет Европы?

19. Какое государство может стать членом Совета Европы?

20. Перечислите главные органы Совета Европы. Опишите их структуру и полномочия.

21. Каковы исторические предпосылки создания Европейского Союза?

22. Какие цели преследует Европейский Союз? Каково их правоприменительное значение?

23. Какое государство может стать членом Европейского Союза?

24. Перечислите главные органы Европейского Союза. Опишите их структуру и полномочия.

Задания:

4. Составьте проект устава международной организации защиты студентов. Устав должен состоять из следующих положений:

*6 Преамбула.

*7 Статья 1. Цели организации.

*8 Статья 2. Принципы деятельности организации.

*9 Статья 3. Основные направления сотрудничества в рамках организации.

*10 Статья 4. Условия членства в организации.

*11 Статья 5. Перечень главных органов организации.

*12 Статья 6 и далее. Структура и полномочия органов.

Задачи:

1. В период 1948 - 1955 гг. Советский Союз при голосовании в Совете Безопасности за принятие новых государств в члены ООН выдвинул условие, в соответствии с которым прием новых государств ставился в зависимость от приема в члены ООН всех 15 республик в составе СССР. Генеральная Ассамблея ООН обратились в Международный Суд ООН с запросом относительно правомочия Генеральной Ассамблеи ООН самостоятельно принимать решение о принятии новых членов в отсутствии рекомендации Совета Безопасности ООН (резолюция от 22 ноября 1949 г.). Вопрос был сформулирован следующим образом: “Может ли государство быть принято в члены ООН в силу части 2 статьи 4 Устава ООН, на основе решения Генеральной Ассамблеи, если Совет Безопасности не сделал рекомендацию относящуюся к его принятию либо по той причине, что государство-кандидат не получило требуемого числа голосов, либо по той причине, что постоянный член Совета Безопасности голосовал против принятия этого государства?”

Попытайтесь ответить на данный вопрос.

Может ли член ООН, призванный в силу статьи 4 Устава проголосовать по поводу принятия нового члена в рамках Генеральной Ассамблеи либо в рамках Совета Безопасности, ставить выражение своего мнения в зависимость от условий явно не выраженных в части 1 статьи 4 Устава? В частности, может ли член ООН, признавая, что условия предусмотренные частью 1 статьи 4 Устава выполнены государством, ходатайствующим о принятии в ООН, ставить свое утвердительное голосование в зависимость от того, будут ли другие государства приняты в члены ООН одновременно с государством, по поводу которого проводится голосование?

2. Г-н Владимир Викторович Якимец заключил контракт с ООН сроком на пять лет (1977-1982 г.г.) в качестве ревизора русской службы перевода. В 1981 г. он получил назначение на должность администратора в бюро планирования и координации программ. В конце 1982 г. контракт с ним был продлен до 26 декабря 1983 г. 9 февраля 1983 г. г-н Якимец сделал запрос о предоставлении политического убежища в США. В этот же день он предупредил Генерального Секретаря ООН о своем намерении приобрести статус лица, постоянно проживающего в США.

25 октября 1983 г. г-н Якимец направил Подсекретарю по планированию меморандум, в котором он выражал надежду, что учитывая его заслуги на службе ООН, ему дадут рекомендацию на продление его контракта с ООН. 23 ноября 1983 г. глава службы по персоналу проинформировал г-на Якимец об инструкциях, полученных из кабинета Генерального секретаря ООН, в соответствии с которыми Организация не намерена продлевать контракт с ним после его истечения 26 декабря 1983 г.

29 ноября г-н Якимец выразил протест против этого решения, ссылаясь на права, предоставленные ему в пунктом 5 раздела IV резолюции 37/126 Генеральной ассамблеи, в соответствии с которым, “в случае, если служащие, назначенные на определенный срок, проработав 5 лет, покажут удовлетворительные результаты, их ситуация будет принята во внимание в целях продолжения карьеры”.

Квалифицируйте основные факты. Существуют ли правовые препятствия для продления контракта с г-м Якимец? Обязан ли Генеральный Секретарь продлить контракт с г-м Якимец?

Наши рекомендации