Занятие 1. (активная форма - исследование-дискуссия)

Цель введения активной формы и цель занятия заключается в создании профессионального контекста, приобретении коммуникативных и исследовательских умений, развитии способности самостоятельно формулировать учебные цели и задачи, формировании профессиональных навыков, обеспечении диалогического взаимодействия в совместной деятельности, формировании целостного представления о профессиональной деятельности и её динамике, развитии теоретического и практического мышления в профессиональной среде, обеспечении условий развития познавательной и профессиональной мотивации.

План занятия:

I. Восточная деспотия как форма государственной власти.

2. Государство и право Древнего Египта. Реформа Эхнатона.

3. Государство и право Древнего Вавилона.

4. Судебник царя Хаммурапи.

Технология проведения занятия – разбор и исследование конкретных исторических правовых источников и норм права.

Студенты работают индивидуально или в малых группах.

В процессе исследования содержания исторического правового памятника «Законы Хаммурапи» необходимо проанализировать следующие положения:

1. Источники и общая характеристика «Законов Хаммурапи».

2. Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона.

3. Вещное и обязательственное право.

4. Семейное и наследственное право.

5. Преступления и наказания.

6. Суд и судебный процесс.

При рассмотрении первого вопроса сначала необходимо обратить внимание на то, что «Законы Хаммурапи» были созданы в период могущества древневавилонского общества. Они отразили в себе правовой материал предшествовавших государственных образований существовавших на территории Месопотамии (царства Ларсы, Инна (XX в. до н.э.)) и др. Их основные юридические нормы оказали значительное влияние на разработку этого правового памятника. Обратите особое внимание на влияние Законов Хаммурапи предшествующего законодательства (Законы Ур-Намму, Законы Липид-Иштара, Законы царя Эшнунны).

Изучение «Законов Хаммурапи» на семинарском занятии позволяет студентам усвоить правовую культуру Вавилонского общества, основные институты, особенности развития права в Древнем Вавилоне. При изучении этой проблемы следует обратить внимание на следующие аспекты. Рассматривая общую характеристику «Законов Хаммурапи», следует, прежде всего, обратить внимание на историю находки этого документа, его структуру, принятую ныне большинством учёных. Особо необходимо подчеркнуть, что приводимый в хрестоматиях или сборниках данный документ является результатом последующей научной обработки текста правового памятника (разбивка на статьи, восстановление утраченного текста). Подобная структура документа была характерна и для предшествовавших правовых памятников Древней Месопотамии («Законы Шульги» (2093-2046 гг. до н.э.), «Законов Эшнуны» (около 1790г. до н.э.). Важными источниками сборника были казусы – случаи из судебной практики, нововавилонское законодательство.

Далее необходимо рассмотреть структуру документа, выделить три самостоятельные части, а именно: введение (пролог), основной текст, разбитый позднее на 282 параграфа и заключение (эпилог).

Особо обратите внимание на введение, где, как правило, даются представления о функциях государственной власти, о предначертании верховного правителя. Студенты должны разъяснить основные положения, которыми Хаммурапи характеризует свою деятельность. При этом проанализируйте заключение этого документа, где царь развивает эти идеи. Анализ пролога и эпилога позволяет выявить идеологические концепции государственной власти, её функции, истоки правопорядка в государстве, роль Хаммурапи в создании данного судебника в жизни Древнего Вавилона.

Обращаясь к основному тексту Судебника Хаммурапи, необходимо проанализировать порядок расположения правовых норм, внутреннюю их логику. Изучая основной текст «Законов Хаммурапи» дайте анализ формы их изложения, формализм, казуистичность этого документа. Ответьте на вопрос: Прослеживается ли связь этого документа с религией, моралью? Являются ли они результатом исключительно правотворчества Хаммурапи, записью норм обычного права, фиксацией судебных прецедентов. Обратите особое внимание на то, что это первый известный сборник законов, освещавших рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранения принципа талиона, применения ордалий.

При обсуждении правового положения основных групп населения по «Законам Хаммурапи» необходимо в первую очередь проанализировать социальные группы, которые имелись в вавилонском обществе, их правовое положение, обратив особенно внимание на следующие три социальные группы: «авилум», «мушкенум» и «вардум». Проанализируйте термин «человек», используемый в русском переводе текста «Законов Хаммурапи». Рассматривая правовой статус таких категорий вавилонского общества как: «редумы», «банрумы», «тамкары» раскройте их обязанности по отношению к государству, их особенности в правовом статусе. Обратите внимание на то, что наиболее характерно заметны различия в правовом отношении различных социальных групп при анализе наказаний за те или иные преступления однотипного порядка. Обратите особое внимание на связь социальной структуры Древнего Вавилона с многоукладным характером его экономики.

Особое внимание необходимо обратить на положение рабов, раскройте их правовой статус, различные категории рабов и в чём они заключались (ст. 7, 146, 171, 175, 176, 247, 205, 213, 214, 231, 251, 252, 278-282). Какие выводы о правовом положении рабов можно сделать из анализа указанных статей.

Рассматривая нормы вещного и обязательственного права, обратите особое внимание на институт собственности, владения, держания (пользования). Особо проанализируйте правовое положение земельной собственности, которая является основным средством производства и объектом вещного права (ст. 39-42). Обратите внимание на то, что «Законы Хаммурапи» регулируют, главным образом, отношения в царско-храмовом хозяйстве, не касаясь внутриобщинных отношений, хотя земля принадлежала и общине в целом (ст. 9, 25, 53, 39, 60, 65 и др.). В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царская, храмовая, общинная, личная. Раскрывая институт собственности, проанализируйте институт служебного держания, по которому земли давались правителем за государственную службу (имущество «илку» ст. 26, 27, 29). Какой режим устанавливался для такого имущества?

Опираясь на «Законы Хаммурапи» рассмотрите другие объекты права собственности помимо земельных участков, на которые распространялось вещное право. Какие способы приобретения можно выявить на основе анализа «Законов Хаммурапи».

После анализа институтов вещного права необходимо проанализировать основные аспекты обязательственных отношений, обратив особое внимание на договоры. Необходимо установить какие виды договоров нашли отражение в тексте данного документа. Раскройте условия действительности договоров, которые упоминаются в судебнике наиболее часто (купля-продажа, аренда, найм, займ, хранение и др.), ответственность за их невыполнение (личная и имущественная). Проанализируйте, как государство вмешивалось в договорные отношения частных лиц, ограничивая их свободу в выборе условий договоров определёнными рамками. В чём конкретно проявлялось вмешательство государства в эту сферу?

На конкретном материале проследите имущественную ответственность должника перед кредитором. В чём заключалась указанная ответственность? Какие ограничения власти кредитора Законы Хаммурапи устанавливали над должником? В чём состоит суть этих ограничений? Обратите внимание на стремление Судебника оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком, как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Проанализируйте также обязательства, возникающие из деликтов (правонарушений). Ответственность несёт тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего. Однако в случае отсутствия вины ответственность за причинение ущерба не наступила.

Анализ брачно-семейного права, которому в «Законах Хаммурапи» отведено почти четверть статей (со 128 по 193 статью). Сюда же можно отнести ст. 194 и 195, где рассматриваются наказания за преступления по данному составу.

«Законы Хаммурапи» раскрывают природу и цель брака. Судебник рассматривает определённые условия заключения брака. Студентам следует проанализировать, какие это условия? При каких обстоятельствах возможен развод супругов? Какова судьба задатка (брачного дара) в случае отказа от свадьбы, не выполнения условий брачного договора.

После ответа на указанные вопросы следует, основываясь на конкретных статьях документа, определить права и обязанности супругов. На основе, изученного материала проанализируйте статус замужней женщины в вавилонском обществе, какие она имела гарантии материального содержания.

При анализе имущественных прав и обязанностей супругов обратите внимание на ст. 159-164, где рассматривается вопрос о брачном выкупе и приданном супруги, а также на ст. 150, где говорится об имуществе, перешедшем от мужа к жене по договору дарения. Какова юридическая природа этих категорий имущества? Как меняется статус приданного в различных обстоятельствах?

«Законы Хаммурапи» содержат нормы, регулирующие взаимоотношения родителей и детей. При анализе конкретных статей рассмотрите, какова по ним власть родителей и каковы ограничения её. Раскройте правовое положение детей, порядок наследования детьми имущества их родителей. Каково правовое положение приёмных детей?

К нормам, регулирующим семейные правоотношения, тесно примыкают нормы, определяющие вопросы наследования (ст. 150). Необходимо проанализировать порядок наследования, круг наследников, распределения долей в наследстве, возможности и основания для лишения наследства, установленные Судебником.

Рассмотрение вопроса о преступлениях и наказаниях по «Законам Хаммурапи» следует начать с того, что в них отсутствует строгая грань между уголовным преступлением и гражданским правонарушением. Как понимается преступление в «Законах Хаммурапи»? Студенты должны привести конкретные статьи «Законов Хаммурапи», отражающие характеристику преступления и наказания.

После этого проанализируйте основные виды преступлений и наказаний, встречающихся в документе. Ответьте на вопрос: Почему Судебник Хаммурапи практически не затрагивает преступления против государства и религиозных преступлений. Особое внимание следует уделить факторам, определяющим назначение того или иного наказания. Попытайтесь установить, рассматривает ли Судебник фактор вины правонарушителя, различаются ли между собой умышленные и неосторожные преступления, выделяются ли различные стадии совершения преступления, формы соучастия в преступном деянии. Необходимо также обратить внимание на назначение наказания в зависимости от принадлежности преступника и потерпевшего к той или иной социальной группе, тяжести содеянного.

Как Судебник Хаммурапи трактует принцип талиона при назначении наказания. В чём смысл данного принципа? В каких случаях он применяется по «Законам Хаммурапи»? Можно ли считать принципом талиона принцип, применённый при назначении наказания в статье 230?

Определите принцип ответственности, условия отягчающие, смягчающие и освобождающие от ответственности, цель и формы наказания.

После этого студенты должны проанализировать статьи «Законов Хаммурапи», рассматривающие организацию суда и судебного процесса в древнем Вавилоне. Им посвящено около десяти статей (3-5, 9-13). Однако в них можно проследить различные уровни судов, ответственность судей за нарушение правил судопроизводства. Текст «Законов Хаммурапи» зафиксировал порядок привода ответчика и свидетелей в суд, различные способы доказавания. Раскройте основания возбуждения судебного процесса, его характер, основные виды доказательств. Существовала ли возможность пересмотра судебного решения? Наступала ли ответственность за лжесвидетельства, ложное обвинение и неправомерные действия со стороны судьи? Следует выявить, имелись ли процессуальные различия между уголовным и гражданским процессом.

Особое внимание обратите на статью 2 «Законов Хаммурапи», где даётся описание так называемого «божьего суда». В чём состоит цель и смысл такого «суда»?

Оценка успешности учебной деятельности студента заключается в присвоении индивидуальной оценки.

Конечный результат представляется студентами в форме суждения-заключения по исследованным вопросам.

Дидактическое оснащение – исторический правовой источник.

ЛИТЕРАТУРА

Исторический правовой источник:

1. Законы вавилонского царя Хаммурапи / Хрестоматия по истории Древнего мира. ч. I. М., 1980г.

Основная:

1. Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И. Батыра. М., 2009г.*

2. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран. М., 2008г. *

3. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. Учебник для вузов. М., 2007г.*

4. Каширина Т.В., Митин А.В., Кемниц В.Э. История государства и права зарубежных стран. М., 2010г.

5. История государства и права зарубежных стран./Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. Ч. 1-2, М., 2009г.*

6. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права, т. 1,2, М., 2004г.*

7. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. Учебник для бакалавров. М., 2011г.

8. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, т. 1,2. Под ред. К.И. Батыра, М., 2007г.*

Дополнительная:

1. Авдеев З.И. История Древнего Востока. М., 1970г.

2. Богданов И.В. Две традиции о происхождении V династии в Египте // Вестник древней истории. 2006г. № 1.

3. Васильев Л.С. История Востока: в 2 т. М., 2006г.

4. Волков И.М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М., 1914г.

5. Дандамаев М.А. Вавилонское народное собрание в 7-6 вв. до н.э. // Восток. 1998г. № 4.

6. Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии. М., 1982г.

7. Дьяков И.М. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. М., 1959г.

8. Емельянов В.В. Древний Шумер. СПб., 2001г.

9. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства. (Предисловие, перевод и комментарии под ред. И.М. Дьяконова) – «Вестник древней истории», 1952г. № 3-4

10.История Востока в шести томах. Том I. Восток в древности. М., 2000г.

11.История государства и права зарубежных стран. (Под ред. О. А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой) М., 1998г.

12.Кормышева Э. Древний Египет. М., Весь мир, 2005г.

13.Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994г.

14.Крамерс. История начинается в Шумере. / Пер. с англ. 2-е изд. М., 1991г.

15.Круглов Е.А. Очерки истории государства, религии и. права Древнего Востока. Уфа, 1998г.

16.Оппенхейм Н. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1980г.

17.Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и средние века). Учебно-методическое пособие для семинарских занятий. М., Зерцало, 2000г.

18.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том I. Древний мир и Средние века. М., Норма, 2004г.

19.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Состав. В.А. Томсинов. М., 2001г.*

20.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) / Состав. Н.А. Крашенниникова. М., 2004г.*

21.Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2001г.*

22.Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 2004г.*

23.Якобсон В.А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // Вестник древней истории, 1981г., № 4

24.Якобсон В.А. «Кража» и «грабёж» по законам Хаммурапи – Палестинский сборник. Вып. 26. М., 1978г.

Наши рекомендации