Китай в viii-iii вв. д.н.э

В начале VIII в. до н. э. учащаются столкновения чжоусцев с племенами жунов. По происхождению жуны были родственны чжоусцам, но отличались от них по образу жизни и формам хозяйства. Решающие столкновения с полукочевыми племенами жунов происходят в правление Ю-вана (781— 771 гг. до н. э.). В 770 г. до н. э. пришлось перенести столицу на восток, в район современного Лояна. Период VIII—III вв. до н. э. называют поэтому Восточным Чжоу.

В VIII в. до н. э. консолидируются кочевые племена(ди). В начале VII в. до н. э. ди двинулись на юг, опустошая земли на левом берегу Хуанхе. Ди форсируют Хуанхэ и нападают на владения чжухоу.

Во взаимоотношениях населения Древнего Китая с соседними племенами отчетливо проявляется несовпадение политических отношений с этническими. Древние китайцы начинают противопоставлять себя «варварам», обозначая свою общность термином хуася (или чжуся). После перенесения столицы на восток власть Вана заметно ослабевает. Скудеет казна.

На авторитете правящего дома Чжоу пагубно сказывались и внутренние распри, неоднократно вспыхивавшие в VII—VI вв. до н. э. Один из наиболее крупных чжухоу добивается главенствующего положения и становится «гегемоном». Правитель Ци был официально провозглашен гегемоном в 650 г. до н. э. на съезде правителей (чжухоу).

После его смерти царство Ци лишилось положения гегемона. Им вскоре становится другое крупное царство — Цзинь. Годы наивысшего могущества царства Цзинь — период правления Вэнь-гуна (636—628 гг. до н. э.).

В конце VII в. до н. э. происходит раскол среди кочевников ди, захвативших среднее течение Хуанхэ. Это послужило Цзинь поводом для вмешательства. Весной 594 г. до н. э. в 8-дневной битве главные силы ди были разгромлены. Соперничество м/у Цзинь и Чу составляло основную линию политической истории в VII—VI вв. до н. э. В конце VII в. до н. э. правитель Чу принял титул вана. Разбив Цзинь, Чу начинает диктовать свои условия древнекитайским царствам. Цзинь удалось добиться реванша лишь в 575 г. до н. э.

В начале V в. до н. э. обостряется борьба за гегемонию м/у двумя царствами У и Юэ. В 493 г. до н. э. правитель У нанес поражение Юэ(482г), после чего одержал победу над армией Ци и разгромив Лу и Сун. Примерно через десять лет Юэ, разбил войска соперника и подчинил себе большинство северных царств. Гегемония Юэ завершает период Чуньцю; с разделением царства Цзинь на три самостоятельных государства Чжао, Вэй, Хань (403 г. до н. э.) в истории начинается период Чжаньго («Воюющих царств»).

Чжаньго — эпоха бурных социальных потрясений, коренных изменений во многих областях общественной жизни Древнего Китая. В царстве Цзинь в 513 г. до н. э. был отлит железный треножник с текстом законов. Наиболее ранние археологические находки железных орудий относятся к V в. до н. э. В IV в. до н. э. железные орудия получают достаточно широкое распространение в земледелии. Применение тягловых пахотных орудий типа рала с железным наконечником произвело подлинную революцию в земледельческой технике.

В середине I тысячелетия до н. э. оформляется новая система собственности на землю. В связи с этим в VI в. до н. э. в ряде древнекитайских царств происходит переход к совершенно новой форме отчуждения произведенного продукта — к поземельному налогу. Распространение железных орудий труда и общий прогресс техники стимулировали индивидуализацию ремесленного производства, рост благосостояния отдельных ремесленников. Это способствовало использованию в широком масштабе в ремесле и торговле рабов как производительной силы.

Происходит идеологическая борьба в Древнем Китае в VI—III вв. до н. э.

Возникновение конфуцианского учения сыграло исключительную роль в истории Древнего Китая. Центральное место в этико-политической доктрине Конфуция (Кун Цю, 551— 479 гг. до н. э.) занимает учение о «благородном человеке» (цзюнь цзы). К решению политических проблем Конфуций подходил не делая принципиального различия между государством и семьей. Применение к государству модели взаимоотношений между членами семьи и означало требование сохранить в незыблемости те порядки, когда «правитель — это правитель, подданный — это подданный, отец — это отец, сын — это сын».

С иных позиций подходил мыслитель — Мо-цзы (Mo Ди, рубеж V—IV вв. до н. э.). Все социальные беды, по его мнению, происходят от «обособленности», проповедуемой конфуцианцами. Поэтому Mo Ди и выдвигает тезис о необходимости «всеобщей любви», которая позволит навести порядок в Поднебесной. Выступая против семейно-родственной обособленности членов общества, Mo Ди резко критиковал обычай передачи привилегий и должностей по наследству. Призывая «почитать мудрых».

Реформы.

В IV в. до н. э. были проведены социально-политические реформы, направленные на окончательный слом изжившей себя системы общественных отношений.

Цинь, самое западное из всех древнекитайских царств, и его правитель принял предложение Шан Яна о проведении реформ, которые должны были привести к усилению государства. К 359 г. до н. э. относятся первые указы о реформах. Они предусматривали: 1) введение нового терр-го деления населения на «пятки» и «десятки» семей; 2) наказание тех, кто имел более двух взрослых сыновей, продолжавших жить под одной крышей с родителями; 3) поощрение военных заслуг и запрещение кровной мести; 4) поощрение занятий земледелием и ткачеством; 5) ликвидацию привилегий представителей наследственной знати, не имевших военных заслуг.

Вторая серия реформ в Цинь относится к 350 г. до н. э. Было введено административное деление на уезды; жителям царства Цинь разрешалось свободно продавать и покупать землю; была проведена унификация системы мер и весов.

Легализация купли-продажи земли, отмена привилегий наследственной аристократии, принудительное дробление больших семей. На смену ей Шан Ян ввел систему рангов, которые присваивались за военные заслуги. Позднее было разрешено приобретение рангов за деньги. Хотя сам Шан Ян поплатился за свою деятельность жизнью, его реформы были успешно осуществлены. В то же время реформы Шан Яна стимулировали развитие рабовладения.

Наши рекомендации