Примерные проблемные задания по курсу история

1. Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян Искоростень и т. д. И, тем не менее, Ольга была канонизирована Православной церковью. Почему? Ведь ее за содеянное, казалось бы, казнить мало, а тут – в святые!

2. Прочтите отрывок из сочинения Н.И. Костомарова «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей»:

«Часов в одиннадцать утра новгородцы внезапно появились перед шведским лагерем, бросились на неприятелей и начали их рубить топорами и мечами, прежде чем тем успевали брать оружие. Немало было молодцов, которые отличились здесь своею богатырской удалью: между ними новгородец Савва бросился на шатер Биргера, что красовался посреди лагеря своим золотым верхом. Савва подсек столб у шатра… Сам Александр нагнал Биргера и хватил его острым копьем по лицу»…

О какой битве говорится в приведенном фрагменте?

3. В русском языке люди всех национальностей России - от чукчей до украинцев – называются именами существительными, и только одни русские - именем прилагательным. Почему?

4. Сравните деятельность Мстислава Великого и Карла Великого.

5. Этнолог и историк Лев Николаевич Гумилев в книге «Древняя Русь и Великая утверждает, что «культура Древней Руси была блестящей, но рыхлой». Согласны ли Вы с таким утверждением? Ответить на этот сложный вопрос вам, может быть, поможет следующий тезис: культура Византии была блестящей, но не рыхлой. Подумайте, что здесь понимается под «рыхлостью».

6. Известно, что в средневековой Западной Европе существовала феодальная лестница. А была ли такая лестница в Киевской Руси? Если да, то что собой представляла?

7. Овладев Сибирью, пишет Р. Г. Скрынников, вольные казаки во главе с Ермаком задумались над вопросом: что делать дальше? Отправляясь в Сибирь, они надеялись, конечно же, обогатиться… Так и вышло. В Кашлыке они захватили большие богатства. Ничего им теперь не мешало вернуться на Русь: задачу, поставленную Строгановым, выполнили, к тому же разбогатели. Но вместо этого казаки принимают решение идти дальше. Позднее большинству из них это решение стоило головы.

Почему казаки не вернулись на Русь – удовлетворенные выполненным заданием и богатые? Зачем сложили буйны головы, ведь могли и дальше жить по своему казацкому характеру – вольно и припеваючи?

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ К ПРОМЕЖУТОСЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ:

1. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется:

1) субъективизм; 3) историография
2) методология; 4) рационализм

2. Рассмотрение исторического процесса как результата проявления мирового духа характерно для …

1) субъективизма; 2) марксизма; 3) материализма;
4) объективизма

3. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением…

А) последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин события, явления 1) сравнительный
Б) сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними 2) ретроспективный
В) классификация исторических явлений, событий, объектов 3) идеографический
Г) описание исторических событий и явлений 4) типологический


4. Прогресс общества как смену экономических формаций рассматривает:

1) идеализм; 2) марксизм; 3) объективизм.

5. Укажите правильное соответствие между функцией исторического знания и ее определением…

А) способ идентификации и ориентации общества и личности 1) познавательная
Б) выработка научно обоснованного политического курса 2) социальной памяти
В) выявление закономерностей исторического развития 3) практически-политическая
Г) предвидение будущего 4) прогностическая


6. Пролетариат как ведущую силу развития человеческого общества определяет:

1) марксизм; 2) идеализм; 3) субъективизм

7. Первая попытка создать обобщающий труд по истории принадлежала современнику Петра I:

1) Татищеву В.Н. 2) Ломоносову М.В. 3) Ключевскому В.О.

4) Карамзину Н.М.
8. Одним из первых, кто выступил против «норманнской теории», был

1) Татищев В.Н. 2) Ломоносов М.В. 3) Карамзин Н.М.

4) Соловьев С.М.

9. Укажите соответствие между известным российским историком и направлением его исследования.

А) один из основоположников советской исторической науки 1) В.Н. Татищев
Б) основоположник «дворянской» исторической науки, предпринявший попытку создать первый обобщающий труд по истории 2) Н.М. Карамзин

Темы эссе (творческих работ)

1. Историческое сознание и память.

2. Русские летописи как исторический источник.

3. Берестяные грамоты – встреча с прошлым.

4. Нестор – первый русский летописец

5. Россия между Западом и Востоком – взгляд евразийцев на русскую историю.

6. Советская историческая школа.

7. Иностранцы об историческом пути России.

8. Особенности российской цивилизации.

9. Происхождение славян.

10. Соседи Древней Руси.

11. Причины и особенности образования древнерусского государства.

12. Древнерусская культура: ремесла, архитектура, литература.

13. Русь и держава Чингизидов.

14. Александр Невский: Русь между Западом и Востоком.

15. Куликовская битва и её значение.

16. Новгородская республика.

17. Боярская Дума и Земские соборы XV-XVI вв.

18. Приказная система в Российском государстве.

19. Раскол русской православной церкви в XVII веке.

20. Развитие армии и создание флота в конце XVII – начале XVIII веков.

21. «Великое посольство» - первый шаг к реформам Петра.

22. «Табель о рангах» Петра I как система реформирования бюрократического аппарата.

23. Петровские реформы в области культуры и образования.

24. Абсолютизм в России XVII – XVIII веков.

25. «Птенцы гнезда Петрова» (соратники Петра Великого).

26. Каковы особенности России как империи.

27. Российские императрицы: жизнь на троне.

28. Создание Академии наук и Московского университета.

29. Жизнь и быт российского дворянства в XVIII веке.

30. Русско-турецкие войны XVIII в.

31. Крестьянские войны XVII – XVIII вв.

32. Великое полководцы и флотоводцы России XVIII в. (по выбору студента).

33. Культура России и европейское Просвещение.

34. Изменения духовного мира русского человека в XVIII в.

35. Россия в европейском конфликте начала XIX в.

36. Декабристы – первые революционеры или «вольные мечтатели»?

37. Влияние Отечественной войны 1812 года на российское общество.

38. Политический сыск и политическая цензура в России в XIX в.

39. Западники и славянофилы: дискуссии о путях развития России.

40. Судьба реформатора М.М. Сперанского.

41. Присоединение Кавказа. Судьба горских народов.

42. Крымская война: причины и последствия

43. Культура России в первой половине XIX в.

44. Реформы в царствование Александра II.

45. Национальный вопрос во второй половине XIX в.

46. Рабочее движение в России в конце XIX в.

47. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

48. Развитие науки и техники во второй половине XIX в.

49. «Серебряный век» русской культуры.

50. Мир, Европа и России на рубеже XIX – ХХ вв.

51. Аграрная реформа П.А. Столыпина и её значение для России..

52. Политические партии в России: исторический выбор.

53. Российское общество в годы Первой мировой войны.

54. Социально-политические и экономические преобразования советской власти.

55. Гражданская война: причины, основные события, итоги и уроки.

56. СССР в годы первых пятилеток.

57. СССР в годы Второй мировой войны.

58. Антигитлеровская коалиция: создание, взаимодействие, разногласия участников.

59. Конференции союзников: Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская.

60. Судьба культурных ценностей, похищенных в годы войны.

61. Культура и наука в годы войны.

62. Современные трактовки истории Второй мировой войны.

63. НАТО и Варшавский договор.

64. ХХ съезд КПСС и его последствия.

65. Альтернативы послевоенного развития СССР. Попытки реформирования страны в 1950-1960-е годы.

66. Культура и идеология. Диссидентское движение.

67. Война в Афганистане.

68. Ускорение и Перестройка.

69. Кризис политической системы в СССР в 1985-1991 гг.

70. М.С. Горбачев – первый Президент СССР.

71. Рыночные преобразования в России.

72. Нефть и газ в истории России.

73. Деятельность российского парламента.

74. Национальные проблемы современной России.

75. Основные тенденции развития военно-политической обстановки в мире в 2016 г.

Сведения об авторах

Горкуш Светлана Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и права.

Епонешникова Галина Владимировна, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России и права.

Павлова Ольга Федотовна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России и права.

[1] Книги, отмеченные звездочкой, имеются в Научно-технической библиотеке МИРЭА.

[2] История России с древнейших времен до конца XVIII века. Учебник. Под ред. Б.Н. Флори. -М. 2010; Борисов Н.С. Политика Московских князей (конец XIII – первая половина XIV в.). - М.: МГУ, 1999. - 391 с. Электронный ресурс библиотека истфака МГУ www.his.msu.ru/ER/Etext /PICT /feudal.htm/

Наши рекомендации