Контрмеры - это меры, принимаемые государством в отношении правонарушителя в рамках международного права. Контрмеры подразделяют на реторсии и репрессалии. 23 страница
--------------------------------
<1> См. подробнее: Григораш И.В. Зависимые юридические лица в гражданском праве: опыт сравнительно-правового исследования. М.: Волтерс Клувер, 2007; Вишняков О., Гайнутдинов Д. Аутсорсинг как инструмент реформирования компании // Консультант. 2005. N 15; Костян И., Власенко М. Договор аутсорсинга с точки зрения права // Кадровик. Трудовое право для кадровика 2008. N 11; Самиев П. Аутсорсинг как национальная идея // Банковское обозрение. 2008. N 11; Кизим А.А., Гуров О.В., Андрианова-Ушакова А.А. Особенности перехода российских промышленных предприятий на аутсорсинг. Специфика правовой среды // Экономический анализ. Теория и практика. 2008. N 18; Луговая Н.Н. Предоставление персонала, или Плюсы и минусы аутсорсинга и аутстаффинга // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. N 4; Мамина И. Перспективы и проблемы применения аутсорсинга // Управление персоналом. 2007. N 12; Горнов П. Фемида и аутсорсинг // Консультант. 2008. N 17; www.berator.ru; Волченков С.А. Банковский аутсорсинг: теоретические и практические аспекты: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2009; Михайлов Д.В. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса: Учеб. пособ. М.: КноРус, 2006; Аксенов Е., Альтшулер И. Аутсорсинг: 10 заповедей и 21 инструмент. СПб.: Питер, 2009. 464 с.
Применительно к сферам деятельности военной организации государства и степени влияния на осуществляемые процессы возможно определить следующие формы аутсорсинга: 1) в рамках оборонного строительства - производственный (промышленный); 2) в рамках военного строительства - административно-управленческих процессов и отдельных задач <1>. Производственный (промышленный) аутсорсинг в рамках оборонного строительства представляет собой передачу части производственной цепочки, а иногда и целого производственного цикла одной организацией во внешнее управление другой организации <2>. Аутсорсинг административно-управленческих процессов в рамках военного строительства представляет собой способ оптимизации деятельности военной организации государства, при котором происходит передача второстепенных, непрофильных функциональных обязанностей, напрямую не связанных с реализацией властно-распорядительных полномочий, внешней негосударственной специализированной организации (индивидуальному предпринимателю), способной выполнять указанные процессы более эффективно, путем заключения гражданско-правовых договоров на конкурсной основе в соответствии с заданными (установленными по договору) условиями <3>.
--------------------------------
<1> Аутсорсинг отдельных задач предполагает передачу сторонним исполнителям отдельных проектов с ограниченными сроками и бюджетом. В данном исследовании эта форма аутсорсинга рассматриваться не будет.
<2> Существует также вариант не передачи, а продажи производственных подразделений с целью дальнейшего сотрудничества на условиях, установленных в договоре аутсорсинга. Например, предприятие, изготавливающее и продающее мебель, занимается только проектировкой, контролем изготовления и реализацией конечной продукции. Все промежуточные этапы изготовления продукции осуществляются сторонними организациями (аутсорсерами).
<3> В сфере предпринимательских отношений давно и прочно утвердилось аналогичное понимание бизнес-процессов (англ. Business Process Outsourcing, BPO). Бизнес-процесс представляет собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью ресурсов входы процесса преобразуются в выходы, результаты процесса, представляющие ценность для потребителей.
Считается, что внешнему исполнителю могут быть переданы практически любые функции организации. На практике наиболее распространенными видами аутсорсинга является передача следующих функций (высокоуровневых процессов): технического обслуживания и ремонта (например, автомобильной техники, воздушных, морских судов); эксплуатации объектов недвижимости; планирования и оптимизации управленческих процессов; экономической и информационной безопасности; бухгалтерских услуг, расчета налогов, заработной платы сотрудников; юридического (правового) обеспечения деятельности организации; маркетинговых услуг; рекламных услуг; транспортных услуг; услуг доставки (логистики <1>); охранных услуг; информационных систем (IT-аутсорсинг <2>); процессов в области управления взаимоотношениями с клиентами (англ. CRM) и, в частности, обработки телефонных вызовов и передачи на сторону колл-центров <3>; управления персоналом (HR-услуг <4>, англ. HRO - Human Resources Outsourcing), в том числе кадровое администрирование, ведение кадрового делопроизводства и др. Термин "аутсорсинг" достаточно редко применяется для определения обслуживающих процессов, таких как уборка и обслуживание помещений (клининг); организация питания.
--------------------------------
<1> Под логистикой понимается управление материально-техническим обеспечением, товарно-материальными запасами. См.: Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. С. 286.
<2> IT-аутсорсинг (аутсорсинг в области информационных технологий) - вид аутсорсинга, при котором происходит передача обслуживания информационных систем другой организации (например, обслуживание корпоративных сетей, веб-сайтов, серверов, создание и внедрение программных продуктов, дальнейшее их обслуживание и модернизация, консультации пользователей по вопросам информационных технологий, обеспечение защиты информации, проверка работоспособности компьютеров и т.д.). В России IT-аутсорсингом чаще называют абонентское обслуживание компьютеров и компьютерной техники.
<3> Под этим понимается использование ресурсов, знаний, налаженных процессов, профессионализма сторонней организации колл-центра (call-центр) в качестве основного инструмента гарантированной обработки всего входящего и исходящего телефонного трафика компании, с высоким уровнем качества.
<4> Аутсорсинг кадров (HR-услуг) включает как взаимодействие с кадровыми агентствами с целью подбора персонала, так и комплексное предоставление услуг: начисление заработной платы, расчет налогов, отслеживание выполнения трудового законодательства (отпуска, больничные, отгулы и т.д.), т.е. фактически аутсорсинговая компания становится фактическим работодателем, беря на себя все функции отдела кадров. Практика аутсорсинга процессов управления персоналом получила распространение в РФ, различные кадровые агентства занимаются набором (наймом) персонала, но поставщиков комплексных услуг значительно меньше, среди них можно выделить компании interComp и UCMS Group. Специфическими особенностями при этом обладают аутстаффинг и лизинг персонала.
Неоднократно высказывалось мнение о целесообразности передачи "непрофильных" функций МО РФ сторонним организациям. "Профильные" функции (задачи и полномочия) МО РФ определены Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082. Сформулированным задачам должны соответствовать полномочия <1>. Особенности формулирования 82 полномочий МО РФ в ст. 7 Положения проявляются в том, что даже терминологически МО РФ в 62 случаях действует самостоятельно <2>, а в 20 случаях - "в соучастии" <3>. Соответственно, лишь самостоятельные полномочия <4> (функции <5>) могут определяться как "профильные" и лишь в их рамках можно говорить об избыточности и возможности реформирования. При этом следует разграничивать полномочия МО РФ и функции ВС РФ, поскольку первые гораздо шире вторых.
--------------------------------
<1> Так, задаче осуществления мероприятий по строительству ВС (подп. 8 п. 3 Положения) соответствуют полномочия по разработке и реализации концепции и плана строительства ВС (подп. 11 п. 7 Положения) и осуществления контроля реализации планов строительства (подп. 15 п. 7 Положения).
<2> МО РФ самостоятельно: организует (развертывание, мероприятия, обеспечение, исследования, службу, деятельность, работу, функционирование, эксплуатацию, перевозки, защиту, обслуживание - 28); осуществляет (руководство, контроль, координацию, регулирование, расследование, организацию, реализацию - 15); разрабатывает (предложения, концепции, планы, ГОСТ, меры, мероприятия, политику, требования - 12); совершенствует (правовую основу, систему воспитания, управление - 3); определяет (порядок - 1); формирует (кадровую политику - 1); проводит (государственную экспертизу - 1); утверждает (требования - 1).
<3> МО РФ "в соучастии": координирует (деятельность, мероприятия, заказы - 6); реализует (меры, политику - 5); обеспечивает (реализацию, укрепление, хранение, учет, расходование - 4); подготавливает (предложения - 2); участвует (1); обобщает (1); финансирует (1).
<4> Под полномочием понимается официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел. См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С. 554.
<5> Под функцией понимается обязанность, круг деятельности. См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С. 858.
Военным строительством занимается Президент РФ и Правительство РФ, а МО РФ - строительством ВС РФ. Минобороны России является органом управления ВС РФ (п. 2 Положения), осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству <1>, Федеральной службы по оборонному заказу <2>, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю <3> и Федерального агентства специального строительства <4>. Положением о МО РФ установлено, что Минобороны России осуществляет следующие полномочия (п. 7): осуществление правомочий собственника имущества, закрепленного за ВС (подп. 71); организация функционирования и развития единых систем технического и тылового обеспечения ВС (подп. 46); осуществление размещения и оплаты заказов на вооружение и военную технику <5> (далее - ВиВТ) (закупка, сервисное обслуживание, модернизация, ремонт, утилизация), капитальное строительство, закупка (продовольствия, вещевого и др. имущества, материальных и иных ресурсов) (подп. 48); организация эксплуатации, модернизации и ремонта ВиВТ, имущества в ВС (подп. 52); организация торгово-бытового обслуживания военнослужащих и членов их семей (подп. 67).
--------------------------------
<1> См.: Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1083 "Вопросы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству" (с изм.) // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3539.
<2> См.: Указ Президента РФ от 21 января 2005 г. N 56с "Вопросы Федеральной службы по оборонному заказу" (с изм.) // СЗ РФ. 2004. N 5. Ст. 358.
<3> См.: Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" (с изм.) // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3541.
<4> См.: Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1084 "Вопросы Федерального агентства специального строительства" (с изм.) // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3540.
<5> См.: Приказ Минобороны РФ от 29 января 2007 г. N 43 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по оборонному заказу государственной функции по ведению в установленном порядке реестра заключенных государственных контрактов (договоров) по государственному оборонному заказу" (зарег. в Минюсте России 22 марта 2007 г. Рег. N 9132) // БНА ФОИВ. 2007. N 17.
Какие полномочия можно считать "непрофильными", подлежащими оптимизации? Прямой ответ на этот вопрос вызовет бурю критики, ведь всегда можно доказать обратное. Попытаемся определить такие полномочия, как сферы (направления деятельности), исходя из уже устоявшихся, получивших правовое закрепление: 1) сфера промышленного производства продукции военного назначения (ПВН), деятельность предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), государственный оборонный заказ; 2) сфера услуг, материально-технического обеспечения, обеспечивающая различные потребности МО РФ (в том числе военное образование, военная медицина). Обозначенные сферы могут быть отнесены к "непрофильным", без которых возможен новый облик как МО РФ, так и ВС РФ. Так в чем же состоит новый облик? Видимо, только в военной составляющей деятельности ВС РФ ("армия бомбит и стреляет"). Представляется, что при этом важно как сохранить определенную самодостаточность военной организации, сбалансированность функций, так и иметь твердые гарантии четкого и бесперебойного выполнения сторонними организациями переданных им функций в интересах МО РФ (в том числе в условиях военного времени, на удаленных ТВД и др.).
На аутсорсинг могут быть переведены предприятия ремонтной сферы <1>, объекты жилищно-коммунального и гостиничного хозяйства <2>, предприятия социально-бытовой сферы, объекты снабжения военнослужащих <3>, учреждения здравоохранения (с правом юридического лица) <4>, учреждения образования <5>, культуры <6>, спортивные объекты (сооружения). Это позволит решить проблему эффективности использования недвижимого имущества, т.е. обеспечить квалифицированное управление, увеличение доходности, должное обслуживание, эксплуатацию и своевременный ремонт объектов. Повышение эффективности использования зданий, улучшение их физического и экономического состояния приведет к повышению доходности и увеличению их рыночной стоимости, а также стоимости организаций, осуществляющих хозяйственное использование данных объектов. Это естественным образом повлияет на увеличение стоимости основных средств и совокупную прибыль МО РФ как юридического лица <7>.
--------------------------------
<1> К предприятиям ремонтной сферы можно отнести: вертикально интегрированные акционерные холдинговые компании, акции которых закреплены в собственности государства, что обеспечивает условия сохранения управляемости и финансовой устойчивости этих предприятий в период реформ; АО (с реализацией акций на открытых аукционах); АО (с 100% акций в собственности государства) и др.
<2> К объектам жилищно-коммунального хозяйства можно отнести: объекты коммунально-бытового назначения; инженерные коммуникации; жилые строения (в том числе ветхие, аварийные, с просроченными сроками капитального ремонта); гостиницы.
<3> К предприятиям социально-бытовой сферы, объектам снабжения военнослужащих можно отнести: предприятия бытового обслуживания (ателье, бани, парикмахерские и др.); торговые предприятия (магазины); объекты общественного питания (столовые, кафе и др.); хлебопекарни.
<4> К учреждениям здравоохранения (с правом юридического лица) можно отнести: военные госпитали (и их филиалы), санатории (и их филиалы) и другие лечебно-профилактические учреждения, имеющие коечный фонд; лечебно-диагностические и консультативно-диагностические центры, поликлиники (в том числе являющиеся структурными подразделениями), диспансеры и другие амбулаторно-поликлинические учреждения. Исключение составляют медицинские пункты, войсковые лазареты - они отнесены к объектам войскового хозяйства.
<5> Высшее военно-учебное заведение создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством РФ по представлению Министра обороны РФ. Полномочия учредителя после создания (реорганизации) высшего военно-учебного заведения выполняет Министерство обороны. См.: Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации (с изм.). Утверждено Приказом Минобороны РФ от 12 марта 2003 г. N 80 "Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации" (зарег. в Минюсте России 8 апреля 2003 г. Рег. N 4388) // Российская газета. 2003. N 70; БНА ФОИВ. 2003. N 27; Российская газета (приложение). 2003. N 27.
<6> В соответствии с п. 2 Положения о Домах офицеров и офицерских клубах Вооруженных Сил Российской Федерации, учредителем Домов офицеров и офицерских клубов является Министерство обороны. См.: Приказ Минобороны РФ от 17 июня 1997 г. N 235 "О Домах офицеров, офицерских клубах и клубах воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации". Текст Приказа официально опубликован не был.
<7> См.: пункт 13 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 <1> Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N 875 <2> учреждено ОАО "Оборонсервис" <3>, акции которого находятся в собственности РФ по формуле "100 процентов акций минус одна акция". Это должно оптимизировать структуру организаций, подведомственных Минобороны России, повысить эффективность их деятельности. В уставный капитал холдинговой компании <4> ОАО "Оборонсервис" внесены акции девяти учреждаемых ОАО (они являются дочерними предприятиями): "Авиаремонт", "Спецремонт", "Ремвооружение", "Оборонстрой", "Агропром", "Оборонэнерго", "Военторг", "Красная звезда", "Славянка". Задача этих ОАО - обеспечивать потребности Вооруженных Сил РФ, а также государственных и иных (в том числе иностранных) заказчиков <5>. По завершении этапа формирования оборонного холдинга учредители приступили к осуществлению внутренней оптимизации. Уставный капитал "Оборонсервис" сформирован из акций ОАО, созданных путем преобразования 268 ФГУПов и 43 ОАО (всего - 311 предприятий). МО РФ осуществляет права акционера РФ в отношении указанных ОАО <6> и обеспечивает формирование советов директоров. "Оборонсервис" включен в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ <7>.
--------------------------------
<1> См.: Указ Президента РФ от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" // СЗ РФ. 2008. N 38. Ст. 4273.
<2> См.: Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N 875 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" // СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5623.
<3> Приоритетным направлением деятельности ОАО "Оборонсервис" определено управление деятельностью учреждаемых ОАО и координация их взаимодействия в интересах ВС РФ, государственных и иных заказчиков, включая иностранных.
<4> Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, именуются дочерними. См.: Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. Утверждено Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (с посл. изм.) // Российская газета. 1992. N 251; САПП РФ. 1992. N 21. Ст. 1731; Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 47. Ст. 2722. О холдинговых компаниях см. подробнее: Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование экономической зависимости. Управление в группах компаний. М.: Волтерс Клувер, 2008. 560 с.; Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: Научно-практ. издание. М.: Волтерс Клувер, 2008. 648 с.
<5> Определены следующие приоритетные направления деятельности учреждаемых ОАО: "Авиаремонт" - гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники; "Спецремонт" - гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация техники; "Ремвооружение" - гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация вооружения и военной техники; "Оборонстрой" - строительство и эксплуатация объектов; "Агропром" - производство и поставка сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров; "Оборонэнерго" - эксплуатация, обслуживание, ремонт, модернизация энергетических объектов; "Военторг" - торгово-бытовое обслуживание и организация питания; "Красная звезда" - производство полиграфической продукции и осуществление деятельности в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации; "Славянка" - предоставление гостиничных услуг.
<6> Порядок участия публично-правовых образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (следовательно, в том числе и в отношениях, связанных с учреждением АО), определен ст. 125 ГК РФ. Нормы этой статьи устанавливают, что от имени публично-правовых образований выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления. Корреспондирует этим нормам норма ч. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", устанавливающая запрет государственным органам и органам местного самоуправления выступать учредителями общества (если федеральные законы прямо не предусматривают иное). Подобное положение установлено ч. 3 п. 4 ст. 66 ГК РФ.
<7> См.: Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" (с изм.) // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3313.
Аутсорсинг административно-управленческих процессов в рамках военного строительства не исключает привлечение внешних исполнителей для выполнения ряда функций, которые традиционно выполнялись исключительно лицами, включенными в военную организацию государства. Новые форматы вооруженных конфликтов современности вызвали не только появление новых подходов к использованию средств и методов ведения боевых действий, но и переосмысление роли комбатантов.
В начале XXI в. четко проявилась новая тенденция в военном деле - создание частных вооруженных формирований и ведение их "корпоративными воинами" боевых действий (своеобразная "приватизация" вооруженных сил) <1>. По-английски они именуются либо Private Military Companies (PMC), либо Private Military Firms (PMF). В дальнейшем нами будет использоваться аббревиатура ЧВК. В современных вооруженных конфликтах и международных миротворческих операциях ЧВК становятся равноправным правовым субъектом наряду с родами и видами вооруженных сил <2>. Согласно заключениям американских экспертов, формирования подобного типа со временем будут приобретать все большую роль. Такие формирования уже сегодня берут на себя все больше функций армии и полиции. Привлечение ЧВК для решения задач с помощью вооруженной силы, становление и развитие "военного подряда" - свершившийся факт, однако юридические исследования данной проблемы носят фрагментарный характер <3>.
--------------------------------
<1> См. подробнее сайты: Global Security (http:// www.globalsecurity.оrg/ military/ world/ para/ pmc-list.htm); Military Contractors (http:// www.topsy.оrg/ contractors.html); Private Military Companies (http:// www.primetimecrime.com/ Recent/ War%20on%20terror/ Private%20Military%20Companies.htm). Статьи: Merc War by Aaron Glantz. Thursday April 01, 2004. www.orpwatch.org; Private military company: a legitimate International entity within modern conflict. By major S. Goddard, maj, ra Inf, Australia. B.A., University of New South Wales, Fort Leavenworth, Kansas. 2001; "Private Firms Do US Military's" By Jim Krane. Associated Press. October, 29, 2003; IPOA Press Release. February 23, 2005. "Groupe EHC (EHC Group) Becomes IPOA's First French Member" (www.IPOAonline.org).
<2> См.: Мукин Ю. Использование гражданских контрактников и частных вооруженных формирований в современных конфликтах // Зарубежное военное обозрение. 2008. N 7. С. 27.
<3> Проблематике ЧВК посвящен ряд специальных исследований: Peter Singer. Corporate Warriors: The Rice of the Privatized Military Industry. Cornell University Press, NewYork, 2003; Spicer rim. An Unorthodox Soldier. Peace and War and Sandline Affair. Edinburgh, 2003; Уэсселер Рольф. Война как услуга / Пер. с нем. Г. Сахацкого. М.: Столица-Принт, 2007. 320 с.
Действительно, если в силу политических причин иметь многочисленные вооруженные силы "не модно", следует искать пути восполнения численности путем "огражданивания". Бывшие военные специалисты, хорошо знающие свою "работу", на условиях хорошей оплаты готовы вновь встать в строй и выполнять задачи "полувоенного" характера, в том числе с риском для жизни. Можно высказать суждение о том, что спрос на частные военные услуги в обозримом будущем будет расти.
Для человека с советским воспитанием подобные идеи режут слух - мы привыкли к тому, что легальная вооруженная сила есть только у государства. С этой точки зрения профессиональный военный - это государственный служащий в погонах. Американский военный аналитик Решад Азиз <1> считает, что смена мировых политических и экономических реалий меняет представление о том, какими должны быть легальные вооруженные силы. Этот феномен пугает правозащитные организации, считающие частные военные и охранные компании, действующие в Ираке, Афганистане, Колумбии, в странах тропической Африки и Юго-Западной Азии, - конторами по привлечению наемников и "зарабатыванию денег на войне". Но даже ООН меняет сейчас свое отношение к "частникам". Не исключено, что в ближайшие десятилетия наряду с привычными национальными армиями боевые задачи будут выполнять ЧВК. Разумеется, мы исходим из того, что частные вооруженные формирования не входят в структуру вооруженных сил и правоохранительных органов, не создаются государством.
--------------------------------
<1> См.: Решад Азиз. Приватизированная война. http:// www.1news.az/ articles.php?item_id= 20071008104655474&sec_Id=48.
Только в 90-х гг. XX в. "корпоративные воины" так или иначе участвовали в 700 конфликтах, тренировали войска в 42 странах, участвовали в постконфликтном урегулировании. В вооруженном конфликте в Персидском заливе соотношение военнослужащих США и специалистов ЧВК было 1:50. Но с началом "глобальной войны с террором" произошел настоящий бум "частного военного бизнеса", с концентрацией применения, естественно, в Афганистане и Ираке, являясь вторым (после Пентагона) "поставщиком" военных сил. В Ираке, по разным оценкам <1>, "работало" более 100 ЧВК, в их составе находились около 30 тыс. сотрудников и 70 тыс. местных жителей, являвшихся идеальным инструментом там, где с политической точки зрения использование армейских сил крайне невыгодно либо вообще невозможно. Лица, завербованные такими компаниями, действуют в "серой зоне" в условиях ограниченного надзора или армейского контроля. ЧВК разрабатывают концепции безопасности и проводят анализ рисков, осуществляют военную и полицейскую подготовку в 130 странах мира.
--------------------------------
<1> Достаточно сложно получить точные данные о количестве ЧВК и численности их персонала. Так, согласно Докладу за 2005 г. Управления государственной ответственности Правительства США Конгрессу об использовании ЧВК в Ираке, там действовали до 60 компаний с персоналом до 25 тыс. сотрудников. В докладе за 2006 г. приведены другие цифры: 181 ЧВК и более 48 тыс. персонала. Перепись подрядчиков в Ираке, проведенная Министерством обороны США и охватывающая граждан США, Ирака и третьих стран (но не субподрядчиков), работающих в Ираке на Правительство США, дала более высокую цифру - 100 тыс. Цит. по: Жийар Э.-К. Бизнес идет на войну: частные военные и охранные компании и международное гуманитарное право // Международный журнал Красного Креста. 2006. Т. 88. N 863. С. 3.
На самом деле эта тенденция далеко не нова, иное дело, что она должна облекаться в определенную юридическую форму, которая нуждается в определении своей правомерности. В этой связи возникает ряд взаимосвязанных проблемных вопросов, требующих своего разрешения. Условно, через призму юрисдикции государства, их можно разделить на две группы: 1) статус ЧВК как юридических лиц; 2) статус физических лиц (персонала), входящих в состав ЧВК. При этом имеется в виду как юрисдикция государства регистрации (происхождения) юридических и физических лиц, так и юрисдикция принимающего государства, а также третьего государства, чьи интересы могут быть затронуты такой деятельностью.
Выяснение статуса ЧВК как юридических лиц требует исследования следующих проблемных вопросов: а) что собой представляют ЧВК; б) каковы их цели и задачи, права и обязанности (каков их бизнес); в) каков объем отношений с государством, которое их нанимает, и с государством, где они осуществляют свою деятельность; г) в силу каких соображений рядом государств уже сделан такой выбор; д) каковы пределы аутсорсинга государственных функций в военной сфере; е) каковы последствия такой эрозии силовой монополии государства; ж) следует ли такую деятельность запретить либо ограничиться установлением рамок правового регулирования (на международном уровне, на внутригосударственном уровне либо путем саморегуляции). Выяснение статуса физических лиц (персонала), входящих в состав ЧВК, требует исследования следующих проблемных вопросов: а) является ли персонал ЧВК комбатантами, гражданскими лицами либо наемниками; б) каков объем правовой защиты этих лиц; в) является ли их участие в вооруженных конфликтах международно-противоправным деянием.