Контрмеры - это меры, принимаемые государством в отношении правонарушителя в рамках международного права. Контрмеры подразделяют на реторсии и репрессалии. 35 страница

Статут предусматривает индивидуальную уголовную ответственность, включая ответственность для пособников в совершении преступления или лиц, каким-либо иным образом содействующих его совершению или покушению на него (ст. 25). Однако, согласно ст. 25 (1), Суд обладает юрисдикцией только в отношении физических лиц. Следовательно, его юрисдикция не распространяется на корпорации per se (как это может происходить в национальном законодательстве, когда право причисляет корпорации к юридическим лицам). В результате корпорации не могут обвиняться или подвергаться преследованию Судом. Однако не следует путать это положение с положением о должностных лицах и сотрудниках корпораций, которые могут нести индивидуальную уголовную ответственность за геноцид, преступления против человечности и военные преступления или в качестве "командиров" или "начальников" согласно ст. 28. В этой статье особо предусматривается ответственность командиров и других начальников за действия их подчиненных при определенных обстоятельствах.

В то же время Статут признает определенные основания для освобождения от уголовной ответственности, такие как самооборона, психическое расстройство и ошибка в факте (ст. ст. 31 и 32). Следует, однако, отметить, что лицо не может выдвигать в качестве основания для освобождения от ответственности то обстоятельство, что оно действовало по приказу правительства или начальника, если: 1) это лицо не было юридически обязано исполнять приказы данного правительства или начальника; 2) лицо знало, что приказ был незаконным; 3) приказ не был явно незаконным. Далее Статут предусматривает, что приказы, требующие от лица совершить геноцид или преступления против человечности, являются явно незаконными (ст. 33). Следует также отметить ст. 30, которая предусматривает, что намерение совершить преступление или знание о преступлении должно быть доказано согласно соответствующим определениям в Статуте.

После обращения прокурора Палата предварительного производства принимает решение о выдаче ордера на арест и передачу лица, подозреваемого в совершении преступления, подпадающего под юрисдикцию МУС. В Статуте указывается ряд факторов, которые Палата должна принять во внимание перед выдачей такого ордера, в том числе разумные основания полагать, что это лицо совершило преступление, в отношении которого ведется расследование (ст. 58). От государств-участников требуется оказывать содействие Суду, исполняя его просьбы об аресте и передаче лиц МУС (ст. ст. 59 и 89). Когда лицо предстает перед Судом, добровольно или на основании ордера, Палата предварительного производства должна провести слушание, чтобы убедиться в том, что Прокурор обладает достаточными доказательствами для подтверждения каждого пункта обвинения (ст. 61 (5)). Лицо имеет право ходатайствовать о временном освобождении на нескольких этапах до начала судебного разбирательства (ст. 59 (3) и 60 (2)). Существуют также несколько возможностей для обвиняемого, прокурора и государств обратиться к Палате предварительного производства с просьбой о пересмотре различных решений прокурора и обжаловать определенные решения Палаты предварительного производства перед началом судебного разбирательства (см., например, ст. ст. 19 и 53).

В Статуте гарантируется право на справедливое судопроизводство <1>. Статья 67 устанавливает права обвиняемого на справедливое публичное слушание, проводимое в соответствии со стандартами, вытекающими из Международного пакта о гражданских и политических правах и других широко признанных международных документов. Легко уязвимые свидетели и потерпевшие также пользуются защитой во время любого судебного разбирательства, и Суд решает, какие доказательства допустимы или недопустимы (ст. ст. 68 и 69). Суд также будет иметь возможность преследовать лиц, которые пытаются помешать отправлению правосудия, например, давая ложные показания, предлагая взятку судьям или угрожая им (ст. 70).

--------------------------------

<1> Например, обвиняемый должен присутствовать на процессе (ст. 63); обвиняемый имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в Суде в соответствии с применимым законом (ст. 66 (1)); бремя доказывания вины обвиняемого лежит на прокуроре, который должен убедить Суд в виновности обвиняемого, не подлежащей сомнению на разумных основаниях (ст. 66 (2) и (3)).

Статья 74 предусматривает, что все судьи Судебной палаты должны присутствовать на каждой стадии судебного разбирательства и в ходе всех совещаний и должны стремиться достичь единодушия в своем решении. Их решения должны выноситься в письменном виде и быть обоснованными (ст. 74 (5)). Статья 76 (4) предусматривает, что любой вынесенный приговор должен оглашаться публично и, когда это возможно, в присутствии обвиняемого. В Статуте также допускается обжалование различных решений Судебной палаты, таких как решение о признании лица виновным или о вынесении ему определенного приговора (ст. ст. 81 - 84). Все подобные ходатайства будут заслушаны Апелляционной палатой, которая состоит из председателя и еще четырех судей в каждой инстанции (ст. 39). Суд может назначить лицу, признанному виновным, следующие меры наказания: 1) лишение свободы на срок, не превышающий 30 лет; или 2) пожизненное лишение свободы, когда это оправдано исключительно тяжким характером преступления и индивидуальными обстоятельствами лица, признанного виновным в его совершении; и/или 3) штраф; и/или 4) конфискацию доходов, полученных в результате преступления (ст. 77). Кроме того, Суд может вынести постановление о возмещении осужденным ущерба потерпевшим в форме реституции, компенсации или реабилитации (ст. 75 (2)).

Статут предусматривает, что Суд имеет собственные Правила процедуры и доказывания, окончательный вариант которых будет принят Ассамблеей государств-участников (ст. 51). В этих Правилах будут более подробно изложены положения, касающиеся проведения всех процедур МУС <1>.

--------------------------------

<1> Например, в Правилах, вероятно, будут регулироваться такие практические вопросы, как факторы, которые Суд должен принять во внимание при наложении штрафа, процедура определения того, какая форма возмещения ущерба уместна в каждом конкретном случае, и период, в течение которого можно подать ходатайство об обжаловании.

Суду необходимы сотрудничество и помощь государств в ходе всего процесса расследования, судебного преследования и исполнения приговора (ст. ст. 86 - 103). Государства-участники должны исполнять просьбы Суда о помощи, если при этом не возникает реальной угрозы национальной безопасности (ст. 72) и за исключением других определенных ситуаций, число которых очень ограничено. От государств-участников также может потребоваться помощь в исполнении постановлений о штрафе, конфискации или возмещении ущерба (ст. ст. 75(5) и 109). Кроме того, любое государство может принимать лиц, которым вынесен приговор, и осуществлять надзор за ними (ст. ст. 103 - 107). Однако это государство не может изменить наказание лица или освободить лицо до истечения срока наказания по приговору, вынесенному Судом (ст. ст. 105 и 110).

Статут воплощает традиционную концепцию правосудия, которая предусматривает уголовное преследование и наказание виновных и обязует Суд установить принципы, касающиеся возмещения ущерба потерпевшим или в их отношении, в том числе реституции, компенсации и реабилитации (ст. 75). Более того, ст. 79 предусматривает учреждение решением Ассамблеи государств-участников Целевого фонда. Фонд будет управляться в соответствии с критериями, определяемыми Ассамблеей (ст. 79 (3)). Суд может вынести решение о возмещении ущерба потерпевшим через этот Фонд или распорядиться, чтобы денежные средства и другое имущество, изъятые посредством штрафов или конфискации, были переданы в Фонд (ст. ст. 75 (2) и 79 (2)).

Статут идет дальше и предоставляет слово потерпевшим, которые могут давать показания, участвовать во всех стадиях разбирательства в Суде, а также имеют право на защиту их безопасности, интересов, личности и личной жизни. Такое их участие отражает принципы Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (ООН 1985 г.), которых должны придерживаться национальные судебные системы. Положения Статута требуют от Суда предоставить такие права и защиту во время его разбирательств (например, ст. 68). Включение этих положений в Статут свидетельствует о важности роли потерпевших во всем процессе, и можно надеяться, что Суд станет инструментом эффективной борьбы против несправедливости по отношению к потерпевшим во всем мире.

Участники Римской конференции были особенно озабочены тем, чтобы учесть гендерный вопрос во всех аспектах функций Суда. В Статут включены важные положения, касающиеся уголовного преследования в связи с преступлениями, связанными с сексуальным и гендерным насилием. Изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация и любые другие формы сексуального насилия определяются как преступления против человечности и военные преступления. Среди сотрудников Суда будут специалисты по вопросам, связанным с насилием, совершаемым против женщин, а также будет существовать справедливое представительство судьями женского и мужского пола в Суде.

Другой формой уголовной ответственности военных преступников является их привлечение к суду отдельных государств <1>. В связи с этим возникает вопрос о выдаче военного преступника тому государству, на территории которого им было совершено преступное деяние. Государства обязаны выдавать таких преступников независимо от того, являются ли они иностранцами или гражданами собственной страны, и независимо от наличия двусторонних соглашений о выдаче. На военных преступников не распространяются сроки давности, на что прямо указано в ст. 1 Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности от 26 ноября 1968 г. <2>. На военных преступников не распространяются нормы, регулирующие право убежища (ст. 1 п. 2 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г.).

--------------------------------

<1> Так, судебные процессы над военными преступниками за совершенные ими злодеяния на территории СССР в годы Великой Отечественной войны были проведены советскими судами в Харькове, Краснодаре, Киеве, Минске, Ленинграде, Хабаровске и других городах. С 25 по 30 декабря 1949 г. в г. Хабаровске проходил судебный процесс в отношении 12 бывших военнослужащих японской армии, обвиненных в подготовке и применении бактериологического оружия. Преступники были приговорены к различным срокам наказания от 3 до 25 лет. См. подробнее: Материалы судебного процесса по делу бывших военнослужащих японской армии, обвиненных в подготовке и применении бактериологического оружия. М.: Госполитиздат, 1950. С. 3, 4.

<2> Ведомости ВС СССР. 1971. N 2. Ст. 18. От имени СССР Конвенция подписана 6 января 1969 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР 11 марта 1969 г. N 3667-VII с заявлением (Ведомости ВС СССР. 1969. N 12. Ст. 95). Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 22 апреля 1969 г. Конвенция вступила в силу для СССР 11 ноября 1970 г.

Новой формой международной уголовной юрисдикции следует считать Специальный суд по Сьерра-Леоне, который был создан на основе двустороннего соглашения между ООН и Правительством Сьерра-Леоне от 16 января 2002 г. на основе Резолюции СБ ООН N 1315 (2000) от 14 августа 2000 г. Юрисдикция Суда распространяется не только на судебное преследование лиц, совершивших серьезные нарушения международного гуманитарного права, но и на лиц, совершивших серьезные нарушения национального законодательства Сьерра-Леоне <1>, в том числе миротворческий контингент. Вместе с тем приоритетная юрисдикция в отношении миротворцев установлена для национальных судов посылающих их государств.

--------------------------------

<1> Подробнее об этом см.: Белый И.Ю., Ложников И.С. Создание специального Суда по Сьерре-Леоне в концепции урегулирования вооруженного конфликта // Международное публичное и международное частное право. 2002. N 5 (9). С. 45 - 52; Белый И.Ю., Ложников И.С. Международные органы уголовной юстиции: правовые новации (Специальный суд по Сьерра-Леоне) // Актуальные проблемы экономики, политики и права: Сб. науч. ст. М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2003. С. 139 - 147; Белый И.Ю., Ложников И.С. Тенденции развития международной уголовной юстиции: Специальный суд по Сьерра-Леоне // Московский журнал международного права. 2003. N 1 (49). С. 31 - 39; Белый И.Ю. Международное преследование за военные преступления: правовые и процессуальные аспекты. М.: ЮРКНИГА, 2004. С. 25.

Таким образом, в МГП прослеживается тенденция перехода от создания международных органов уголовной юстиции ad hoc (на различной международно-правовой основе) в целях реализации принципа личной уголовной ответственности физических лиц за серьезные нарушения норм МГП в ходе межгосударственных и внутригосударственных вооруженных конфликтов к утверждению единого постоянно действующего органа уголовного правосудия Международного уголовного суда. Юрисдикция внутригосударственных судов в отношении преступлений против мира и безопасности человечества носит восполняющий характер.

§ 5. Приказы военных начальников и уголовная

ответственность за их невыполнение

В Уголовном кодексе РФ под неисполнением подчиненным приказа начальника (ст. 332 УК РФ) понимается несовершение действий, предписанных приказом, совершение действий, запрещенных приказом, или несвоевременное, неполное, неточное исполнение приказа. Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основополагающими принципами единоначалия <1>. Приказ - это распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение (ст. 36 Устава внутренней службы ВС РФ).

--------------------------------

<1> Единоначалие заключается в наделении командиров (начальников) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на них персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Приказ является обязательным для исполнения, если он отвечает следующим требованиям.

1. Отдается должностным лицом - командиром (начальником). Должностное лицо - это лицо, постоянно или по специальному полномочию осуществляющее или выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Начальник - это лицо, которому постоянно или временно подчинены другие военнослужащие: а) по служебному положению; б) по воинскому званию.

2. Отдается в пределах, установленных законодательством, воинскими уставами и должностными полномочиями этого командира (начальника).

Чаще всего неправомочные приказы являются следствием превышения командирами (начальниками) своих служебных полномочий или злоупотребления ими. Превышение служебных полномочий - это совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, а именно: а) относящихся к полномочиям другого должностного лица; б) те, что могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе; в) которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

При этом ответственность командира (начальника) наступает в том случае, если превышение служебных полномочий повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 286 УК РФ).

Злоупотребление должностными полномочиями - это использование командиром (начальником) своих служебных полномочий вопреки интересам службы. При этом ответственность командира (начальника) наступает в том случае, если злоупотребление должностными полномочиями совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенные нарушения прав и законных интересов граждан или охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 285 УК РФ).

3. Соответствует по содержанию и сути требованиям законов и воинских уставов. Командир (начальник), отдавший приказ, несет ответственность за его соответствие законодательству. Иными словами, содержащиеся в приказе требования совершения определенных действий, соблюдения тех или иных правил должны соответствовать порядку и правилам, установленным законами и другими нормативными актами (ст. 356 УК РФ).

4. Отдан в интересах службы в установленном порядке и форме. Под интересами службы следует понимать потребности решения стоящих перед начальником служебных задач, а равно иного обеспечения боевой способности руководимого им воинского подразделения. Вред, причиненный интересам службы, может быть: а) физическим (гибель людей); б) материальным (уничтожение, повреждение имущества, расходование дополнительных материальных средств); в) организационным (срыв решаемых задач); г) моральным (снижение уровня дисциплины среди личного состава, утрата начальником авторитета среди подчиненных).

Военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона. Приказ отдается в порядке подчиненности. Только при крайней необходимости старший начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае он сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или приказывает подчиненному самому доложить своему непосредственному начальнику. Командир перед отданием приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения <1>.

--------------------------------

<1> Формы отдания приказа могут быть следующими: а) письменная (является обязательной по кадровым, финансовым и иным вопросам, ее несоблюдение делает приказ незаконным); б) устная; в) по техническим средствам связи. Приказ может быть отдан одному или группе военнослужащих, может быть передан подчиненному непосредственно либо через иное лицо.

Факультативными (дополнительными) признаками обязательного для исполнения приказа являются: 1) ясность его формулировок, не допускающих двоякого толкования; 2) соответствие общего объема требований, содержащихся в приказе, объему служебных, должностных и специальных обязанностей военнослужащего.

По общему правилу подчиненный обязан беспрекословно выполнить приказ начальника, если же он считает этот приказ незаконным, то может его обжаловать. Под заведомо незаконным понимается приказ, преступный характер которого очевиден для исполнителя, т.е. он не имеет признаков, присущих приказу, обязательному для исполнения.

Формами неисполнения приказа являются следующие: 1) открытый отказ от его исполнения (неповиновение), когда подчиненный, получив приказ начальника, заявляет о своем нежелании исполнять его либо иным способом демонстрирует такое нежелание; 2) иное невыполнение, под которым понимается невыполнение приказа к установленному сроку, когда приказ начальника подчиненный внешне принимает к исполнению, но фактически его не исполняет; 3) ненадлежащее выполнение подчиненным требования начальника, т.е. его выполнение с нарушением установленных требований, в частности, незаконными способами, в неустановленное время, в ненадлежащем месте (например, по причине забывчивости, нечеткого уяснения содержания приказа, проявленного легкомыслия в отношении времени, места и способа выполнения приказа).

Уголовная ответственность за неисполнение приказа наступает в случаях причинения существенного вреда интересам службы либо наступления тяжких последствий. Тяжкие последствия неисполнения приказа могут зависеть: от значимости невыполненных требований (например, срыв мероприятий по обеспечению боевой готовности подразделения, части, корабля, вывод из строя боевой техники); объема физического вреда (например, гибель человека или причинение ему тяжкого или средней тяжести расстройства здоровью); объема материального ущерба (крупный размер); влияния на других подчиненных (например, отказ от исполнения приказа, сопряженный с призывом к другим военнослужащим не исполнять приказы начальника, если такой призыв был воспринят как руководство к действию); обстановки совершения преступления (например, присутствие при неповиновении подчиненных начальника, отдавшего приказ).

Лицо, отдавшее приказ, несет ответственность: а) за непринятие мер по его выполнению, что может быть квалифицировано как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе (халатность) (ст. 293 УК РФ); б) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (злоупотребление должностными полномочиями) (ст. 285 УК РФ); в) совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий (превышение должностных полномочий) (ст. 286 УК РФ).

При этом если халатности присуща только неосторожная вина, то должностное злоупотребление по отношению к действию (бездействию) характеризуется прямым умыслом, а также корыстной или иной личной заинтересованностью.

Военные преступления могут быть совершены специальным субъектом - "командиром", "начальником", "лицом, эффективно действующим в качестве военного командира": 1) если силы, находящиеся под его эффективным командованием (властью) и контролем, совершили военные преступления; 2) командир (начальник) не принял необходимых и разумных мер для предотвращения совершения преступления либо не передал вопрос в компетентные органы для расследования и уголовного преследования (ст. 28 Римского статута).

В настоящее время законами многих стран признается, что ссылка на приказы старших начальников не освобождает подчиненных от уголовной ответственности. Содержатся ли эти положения в военном или гражданском уголовном кодексе или применяются в силу прецедентного права, зависит от юридических традиций той или иной страны. Несомненно, однако, что начало этому положили процессы в Нюрнберге и Токио <1>.

--------------------------------

<1> См.: Морис Обер. Вопрос о приказах старших войсковых начальников и ответственности командиров в Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. (Протоколе I), относящемся к защите жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г. М.: МККК, 1994. С. 7.

Актуальность и сложность рассмотренных выше проблем соблюдения норм МГП, установления международно-правовой ответственности государств и физических лиц (индивидов) требуют их внимательного изучения как каждым слушателем самостоятельно, так и в ходе учебных занятий. С этой целью предлагается проект плана (образец) проведения такого занятия (см. Приложение 40).

Глава 6. ВОЕННЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

§ 1. Обязанности государственных служащих по обеспечению

соблюдения норм международного гуманитарного права

Процесс формирования государственной службы в России, как и в других государствах, был связан с этапами становления государственной системы страны и присущими им особенностями. В XVI в. и первой половине XVII в. в России использовалась практика не постоянных, а временных служебных поручений. Лишь с середины XVII в. возникает узкая специализация государственных органов, распределение "служилых людей" <1> по отраслям управления и, соответственно, формирование института постоянных служебных должностей в государственных учреждениях <2>.

--------------------------------

<1> Термин "служилый" понимается следующим образом: 1) в России XIV - XVII вв. - относящийся к военной службе, несущий такую службу; 2) находящийся на государственной, административной службе. См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: ИТИ Технологии, 2007. С. 732.

<2> Одним из первых в России документов, регламентирующих прохождение службы служилых людей, стало Уложение о службе 1556 г.

В силу специфики становления и укрепления российского централизованного государства с монархической формой правления в России утвердился тип государственной службы как повинности <1>, которая была отменена лишь в XVIII в. <2> и в XIX в. <3> превратилась в соглашение <4> служащих с государством <5>. Термин "служилые люди" постепенно вышел из обращения и вместо него стал употребляться термин "чиновник" <6>, т.е. "служащий царю и жалованный чином" (степенью служебного значения, достоинства, класса по Табели о рангах). Законодательно существование чиновничества как особой группы и его правовое положение были оформлены в первой четверти XVIII в. <7>. С формированием чиновничества как профессиональной категории вырабатывались принципы комплектования кадров для государственных учреждений <8>, требования к поступающим на службу <9>, их права <10>, обязанности <11>, основания прекращения службы <12>. Важнейшим актом (документом служебного состояния) являлся послужной (формулярный) список, который составлялся каждым учреждением о всех входящих в его состав должностных лицах <13>. Сословный принцип в подборе персонала управленческого аппарата в России утратил значение только в 1906 г. <14>.

--------------------------------

<1> Под повинностью понимается общественная или государственная обязанность населения. См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С. 529. В условиях петровской монархии существовали строжайшие меры, принуждавшие дворян обязательно нести государственную службу.

<2> Обязательная государственная служба была отменена (с сохранением некоторых ограничений) только манифестом Петра III (1752 г.) и "Жалованной грамотой дворянству" Екатерины II (1785 г.).

<3> Во времена правления Александра I.

<4> Под соглашением понимается взаимное согласие, договоренность, а также договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон. См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С. 742.

<5> Однако преимущественное право расторжения таких трудовых отношений закреплялось за государством.

<6> Современное понимание слова "чиновник" ассоциируется с государственным служащим, а в переносном смысле - человек, который ведет свою работу равнодушно, без интереса, бюрократически. См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С. 885.

<7> Вышедший 24 января 1722 г. закон "Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных..." устанавливал три рода государственной службы - военную, гражданскую и придворную. Вводилась единая система чинов, их номенклатура и иерархия. В общей сложности Табель включала 14 классов и 262 должности.

<8> Среди них помимо политической "благонадежности", "верности службе" сформировался принцип служебной годности.

<9> В России были установлены следующие условия и требования, которым должны удовлетворять лица, желающие вступить в государственную службу: 1) происхождение: право поступать на службу имеют дворяне потомственные и дети личных дворян, дети офицеров и чиновников, получивших по чинам личное почетное гражданство, дети священнослужителей, дети купцов первой гильдии и др.; 2) лица, не имеющие права поступления на государственную службу по происхождению, получают это право на основании: образования, причем различные учебные заведения дают различные права на чины и должности; 3) пол: отдается предпочтение лицам мужского пола; лица женского пола принимаются на службу только по некоторым ведомствам и притом с разными ограничениями, например, по почтово-телеграфному, учебному, медицинскому, контрольному, путей сообщения; 4) возраст (не требуется достижения совершеннолетия, минимальный возраст - 16 лет); 5) неопороченное поведение; 6) подданство, допускаются изъятия для ведомств учебного, горного, телеграфного и др.; 7) вероисповедание: лица, не исповедующие православной, и в особенности христианской, веры или совершенно лишены права поступления на государственную службу, или весьма ограничены в этом праве.

<10> Основными правами и преимуществами служащих являлись: чины; материальное или денежное вознаграждение за службу, которые определялись законодательным путем; награды, имевшие несколько видов (Высочайшее благоволение, чины, ордена, аренды и пожалование земель, подарки от Высочайшего имени, единовременные денежные выдачи, пенсии).

<11> К числу обязанностей общего характера относились: добросовестное и закономерное выполнение служебных функций, верность главе государства, хранение служебной тайны.

<12> Служба прекращалась или по собственному усмотрению должностного лица, или по судебному приговору, или вследствие смерти должностного лица. Временное прекращение службы или увольнение от должности могло быть проведено и административным порядком вследствие неспособности или неблагонадежности чиновников - это увольнение без прошения и без объяснения причин, причем никакие жалобы по поводу такого увольнения никуда не принимались.

Наши рекомендации