Государство в политической системе общества
Вопрос о роли, значении и месте государства в политической системе современного общества является одним из самых актуальных для теории государства и права. Существуют разные точки зрения:
· Государство- это особое звено в политической системе
· Государство –это главный, центральный элемент политической системы
· Другие.
Особая роль государства в политической системе общества предопределяется его особыми качественными признаками, присущими ему характерными свойствами, которыми другие политические и неполитические организации не обладают. А именно:
· Государство обладает наивысшим суверенитетом, а потому способно осуществлять верховную власть.
· Государство распространяет свою власть на всю территорию страны и даже за ее пределы в отношении своих граждан.
· Государство является выразителем воли своего народа и его официальных представителей на международной арене, в отношениях с другими государствами.
· Государство устанавливает необходимый обществу правопорядок, в условиях которого могут нормально функционировать все другие организации, обеспечивать права и свободы человека.
· Государство подчиняет своей воле граждан собственного государства и других граждан, находящихся на его территории.
· Государство обладает многими монопольными правами и возможностями, в его компетенции находятся : законотворчество, гражданство, установление денежной единицы, охрана границы, принятие бюджета и др.
Решая свои политические задачи, государство вынуждено взаимодействовать с другими субъектами политических отношений. Формы и методы этого взаимодействия говорят о степени демократичности в его отношениях с политическими партиями, профсоюзами, религиозными организациями, различными политическими движениями.
· ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.
Участие партий в политической жизни общества – важнейшее ее назначение. Это их право и обязанность. Партии на законодательном уровне связаны с государством, оно для них является важнейшим объектом воздействия ( влияния) и одновременно гарантом их легальной деятельности.
В демократических государственно-правовых системах взаимодействие партий и государства осуществляется следующими путями:
ü Активное участие партии в определении политического курса государства как внутри страны, так и на внешней арене.
ü Государство фактически является инструментом проведения политики определенной партии или блока политических партий.
ü Активное участие в формировании органов власти как представительных, так и исполнительных.
Государство не остается безразличным к деятельности политических партий :
ü Устанавливает правовой статус партий
ü Определяет порядок партий в избирательных кампаниях.
ü Регламентирует вопросы регистрации в качестве политических партий тех или иных объединений граждан.
ü Устанавливает условия отказа от регистрации или приостановления деятельности политических партий.
· ГОСУДАРСТВО И ПРОФСОЮЗЫ.
Отношения государства и профсоюзов характеризуются весьма неоднозначно. На разных этапах существования государства и деятельности профсоюзов последние вступали то в отношения тесного сотрудничества, то занимали относительный нейтралитет, а то выступали и как противоборствующая сторона.
Политическая роль профсоюзов различается в зависимости от государственного режима.
ü При тоталитарных государствах профсоюзы – это зависимые от государства организации, являются своего рода «приводными ремнями» правящей партии в рабочем движении.
ü В демократических государствах профсоюзы – активные участники политической жизни общества, хотя на первый взгляд, они выступают с экономическими требованиями.
Поэтому правительство и законодатели активно сотрудничают с профсоюзами, заключают с ними договоры и соглашения о социальном партнерстве, взаимном сотрудничестве, а партии борются за их голоса на выборах, признавая тем самым их активными участниками политической жизни современного общества.
· ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ.
Отношения государства и церкви на их историческом пути были весьма разнообразны: от полного взаимоотчуждения до фактического слияния.
Большинство современных государств провозглашает свободу вероисповедания, отделение государства от церкви. Но это не означает, что церковь исключена из политической системы общества:
ü Истории известны и существуют в настоящее время государства, в которых религиозные организации оказывали и оказывают сильнейшее влияние на содержание деятельности не только отдельных органов власти, но и на государство в целом.
ü Церковь нередко являлась мощным объединяющим фактором, скрепляющим единение государства как такового.
История взаимоотношений церкви и государства , степень их взаимовлияния друг на друга позволяет выделить следующие государства:
ü Атеистическое государство. Характеризуется тем, что в них активно насаждается безбожие, ведется интенсивная атеистическая пропаганда, в то время как религиозная пропаганда не допускается.
ü Светское государство. Государство, которое признает деятельность религиозных организаций, но не вмешивается в их деятельность.
ü Теократическое государство. Государство в котором политическая и религиозная власть сосредоточена в руках духовенства.
ü Клерикальное государство. Государство, где одна, какая-либо религия официально имеет статус государственной или занимает привилегированное положение по сравнению с другими религиями, существующими в данном государстве.