Глава 8 государственная информационная политика
I § 1. Понятие государственной информационной политики
I Сущность государственной [информационной политики |
В информационно-политическом пространстве каждый актор формирует собственные практики, демон-кстрируя соответствующие способы достижения целей и взаимодействия со своими контрагентами. Однако наиболее сильное воз-| действие на всех участвующих в политических коммуникациях ; групп, партий, корпусов граждан и институтов оказывает государство — самый мощный производитель массовой информации в | обществе. Именно государство обладает наиболее развитой систе-| мой институтов, стремящихся утвердить единые для общества нор-[ мы информационных обменов.
Существует четыре возможных типа информационного поведения государства, у каждого из которых своя специфика установления и поддержания политических контактов с партнерами и [оппонентами. К ним относятся: государственная политика, информационные кампании, единичные информационные акции,а также [действия в режиме постфактум (представляющие собой реакцию государственных структур на некие свершившиеся события, лишаю-[щие их возможности целенаправленного воздействия на информационную ситуацию).Все эти типы поведения представляют собой I специфические формы реализации или информационного обес-[печения (сопровождения) целей государства и отличаются друг от (друга механизмами организации политического общения, инсти-[туциональным дизайном и даже определенными технологиями {поддержания коммуникации.
Основным способом поддержания дискурса в сфере власти вы-I ступает государственная информационная политика.При этом данный тип политической активности государства может принимать
различные формы: либо информационного обеспечения (сопровождения) его масштабных задач в различных областях общественной жизни, либо целенаправленной деятельности, развертывающейся в информационном пространстве. В первом случае, например, она может выражаться в долгосрочных информационных усилиях государства, сопровождающих освоение новых экономических территорий, решении крупных внешних или внутренних конфликтов, проведении выборов в представительные органы власти или какие-либо иные внутриполитические реформы. Во втором — представлять собой действия государства по техническому переоснащению информационной индустрии, установлению нового типа взаимоотношений правящего режима со СМИ, проникновению и закреплению своих позиций на внешних информационных рынках и т.д.
Применительно к решению таких информационных проблем государственную политику в этой сфере можно определить как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы; развитие соответствующих технических средств, обеспечивающих создание (обработку, хранение и доставку) информационных ресурсов делового, развлекательного, научно-образовательного и иного характера; предполагающих обеспечение международных контактов и связей государства и общества, встраивающих институты и структуры власти в наднациональные (глобальные) информационные процессы.
Сложный, комплексный характер этих постоянно решаемых государством задач в информационной сфере требует и достижения ряда более частных, вытекающих из его ролевых обязанностей целей. К ним могут быть отнесены:
■ обеспечение юридических прав граждан на получение инфор
мации в соответствии с принципами свободы слова и охраны
тайны личной жизни и интеллектуальной собственности;
■ обеспечение населению технических возможностей для по
лучения информации на современном уровне;
■ борьба с монопольными практиками использования инфор
мации внутри страны и на международной арене (что пред
полагает сочетание государственного протекционизма с от
крытостью информационной политики);
■ защита подрастающего поколения от агрессивной инфор
мации;
■ постоянное совершенствование систем образования и здра
воохранения на основе внедрения технических достижений
в информационной сфере;
■ удешевление государственной информации граждан, транс
формация функций государственных органов на основе по
стоянной передачи информации ее потребителям в элект
ронной форме;
■ сокращение теневого оборота и препятствование незакон
ному обороту информации;
■ постоянное совершенствование организационных и кадро
вых структур, обеспечивающих эффективное достижение
целей информационной политики.
Весьма интересен опыт различных стран в реализации информационной политики, ее институциональном обеспечении. Так, высокая эффективность работы управляющих структур США в немалой степени связана с их деятельностью на информационном рынке. В американской системе исполнительной власти создан офис управления и бюджета США, на который возложена ответственность за использование информационных технологий в стране и постоянный анализ рисков, возможностей инвестиций в эту сферу, осуществления капитальных вложений и др. В структуру государственных органов входит также и совет главных информационных чиновников. В его работе на постоянной основе помимо ответственных государственных служащих участвуют представители различных информационных агентств, крупнейших национальных средств массовой информации. Совет вносит предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности государства в информационной сфере, повышению координации работы административных и медиаструктур, ставит задачи в области снижения стоимости информационных технологий, роста производительности в информационной сфере и т.д.
Перечисленные задачи важны для саморазвития информационной сферы, поддержания коммуникации между институтами власти и обществом и потому предполагают постоянное внимание со стороны государства. Если же государство не в состоянии решить задачу, эту нагрузку берут на себя другие акторы, действующие в информационной сфере.
В зависимости от того, является ли решение указанных задач основной формой деятельности государства или же выступает условием достижения иных целей, роль государственной информационной политики может признаваться либо первостепенной,либо второстепенной. Первая служит показателем того, что в современных условиях без целенаправленной деятельности в информационной сфере нельзя решать существенных для общества задач в
14-4386
любых областях жизни. Вторая демонстрирует зависимую, обслуживающую роль информационных действий государства по сравнению с другими его целями, поставленными властью в сферах экономики, социальной или политической жизни.
Однако информационная государственная политика — и чем дальше, тем больше — выступает в качестве системообразующего элемента совокупной деятельности государства в целом, важнейшего средства поддержания публичного диалога власти и общества. Благодаря завоеванию таких позиций она способна не только достигать собственных целей, но и компенсировать неудачи государственного управления в каких-то иных областях общественной жизни. Впрочем, по тем же причинам эта политика — в случае слабой проработки государственных планов в информационной сфере — может и усугубить неудачи правительства.
Структура государственной информационной политики |
Противоречивые проблемы, решаемые в процессе формирования и развития государственной информационной политики, обусловливают ее сложную и специфическую внутреннюю структуру.
Институциональнуюструктуру государственной информационной политики составляют организации, формирующие ее содержание и цели. К ним относятся: управляющие и координирующие структуры верховной власти; аналитические структуры (представляющие центры ситуационного анализа при различных правительственных ведомствах, в регионах или важнейших структурах власти); базы и банки данных (включая национальные библиотеки); центры (технической) защиты информации; центры разработки стандартов информационных контактов (для адаптации к мировому политическому пространству); пиар-службы при государственных органах и соответствующие научно-исследовательские структуры.
В мире существует система определения количественных показателей прозрачности, интерактивности и информационной открытости деятельности правительств и готовности населения жить в сетевом пространстве. Например, индикатор прозрачности состоит из суммарной оценки информации министерств и ведомств о своей деятельности. Индикатор интерактивности показывает, насколько потребителям удобно пользоваться такой информацией, и т.д. По обобщенному показателю открытости (равному 1,62) Россия в списке из 103 стран занимает 74-е место между Польшей и Саудовской Аравией. Максимальный показатель открытости имеет Дания — 18,19; наибольшая ве-
личина индикатора прозрачности также принадлежит ей и составляет 14 (у России — 6). Максимальное значение индикатора интерактивности имеет Монако — 8 (Россия — 2,1). В целом Россия относится к странам второй степени готовности к жизни в условиях сетевых технологий (всего четыре степени).
Еще одна система индикаторов, называемая Индекс информационного общества (ISI), предполагает оценку информационных технологий. Разрабатываемый на этой основе индекс ИО (обобщенно показывающий уровень технологической оснащенности и открытости коммуникаций) служит для определения степени участия (готовности) страны в информационной революции. Около 98% всех ИТ приходится на долю 55 стран. Место России — в третьей четверти списка, а лидируют государства Северной Европы и США. Наша страна сегодня уступает по технической оснащенности приблизительно в 8 раз, по критерию ИО — в 3,5 раза. Чтобы приблизиться к странам Европы (Англии, Франции, Германии), нам надо повышать соответствующие показатели в 4—5 раз1.
Элементами государственной информационной политики выступают публичная, полутеневая и теневаяформы деятельности. Поскольку деятельность государства независимо от характера решаемых задач направлена на организацию коммуникаций в публичной сфере, ее основные механизмы и технологии носят явный институализированный характер. Основные усилия государства постоянно направлены на формирование открытых и доступных для общественности способов передачи информации, а создаваемые властными структурами сообщения специально форматируются для распространения по таким каналам. Таким образом, информационно-коммуникационные связи власти и общества складываются в процессе развертывания открытого форума идей, которыми обмениваются эти два контрагента. В демократических государствах публичность государственной информационной политики свидетельствует и о направленности усилий властей на общественные интересы.
| Щ Реализация крупных информационных проектов представляет собой очень прибыльный, но одновременно и столь же рискованный бизнес. По оценкам специалистов, один доллар, вложенный в информацию, дает в 10 раз больше прибыли, чем нефтяной. Следовательно, государство, пытаясь обеспечить свои цели, но не имея при этом права рисковать деньгами налогоплательщиков, должно выбирать соответствующие способы реализации подобных целей.
14'
i
§ 2. Отношения государства с медиаструктурами |
Кроме того, оно должно акционировать свои информационные структуры, приносящие устойчивую прибыль, чтобы использовать их деятельность для нужд населения. Публичный характер действий государства предполагает, что и характер задач его информационной политики, и развитие информационных структур и магистралей должны выстраиваться в соответствии с рыночными принципами и отражаться в усилиях власти по повышению уровня жизни населения.
Необходимость не только поддерживать массовые коммуникации, но и решать сложные проблемы, связанные с урегулированием отношений внутри правящих слоев или же весьма конфиденциальных вопросов, вынуждает государство использовать механизмы налаживания политических коммуникаций полутеневого и теневого характера.
К таким полутеневым методам, в частности, относятся различные действия в дипломатической сфере. Как выяснилось уже после падения Багдада (во время американо-английской акции 2003 г.), перед началом военных действий в страну приезжал Е. Примаков в качестве личного посланника Президента России, чтобы убедить С. Хусейна уйти в отставку. Этот маневр — один из базовых элементов проведения информационной политики страны по решению иракского конфликта — длительное время был неизвестен широкой общественности и послужил сохранению дружеских отношений с США и Великобританией.
Сочетание публичных и теневых методов информационного взаимодействия позволяет государству эффективно решать свои проблемы. Удельный вес этих структурных элементов в общей политике государства и их временной масштаб (т.е. кратко-, средне-или долгосрочное применение такого рода средств поддержания коммуникации) зависят от конкретной ситуации и типа государственного устройства. Однако в любом случае, если теневые и полутеневые формы информационных обменов начинают вытеснять публичные механизмы поддержания политических коммуникаций, это свидетельствует не только об изменении типа государства (выхолащивании демократических принципов организации власти), но и о качественной трансформации самого информационного пространства, способного полностью разрушить политические контакты власти и общества.
Медиаполитика государства: исторические типы |
Как уже говорилось, в информационной сфере перед государством стоит множество сложных и порой противоречивых задач. Однако его
деятельность всегда осуществляется в неких устойчивых направлениях,что свидетельствует о постоянстве некоторых решаемых им комплексных проблем. С учетом сложившейся практики к ним могут быть отнесены: формирование рынка массовой информации и выстраивание отношений с медиасистемой, создание имиджа государства, формирование кадровых и организационных структур информационной политики, правовое обеспечение развития информационной сферы, поддержание взаимовыгодных отношений с международными информационными структурами, обеспечение информационной безопасности государства и ряд других.
Учитывая необходимость постоянного поддержания политической коммуникации с обществом, наиболее важным направлением информационной политики государства становится выстраивание сферы массовой коммуникации, центральным звеном которой выступают отношения со СМИ. История дает обильный материал о различных периодах взаимоотношений государства и СМИ, трансформации норм и принципов регулирования властью деятельности этих институтов, эволюции технологий взаимного контроля и других параметров их политических контактов.
В исторической ретроспективе можно выделить устойчивые типы государственной политики по отношению к СМИ. Так, в тоталитарныхгосударствах сохраняются полный контроль власти над информационной сферой и абсолютный приоритет идеологических и пропагандистских способов формирования массовых коммуникаций, что превращает СМИ в абсолютно зависимый от воли правящих кругов механизм. Будучи важным звеном в формировании сферы массовых коммуникаций, СМИ тем не менее обладают здесь чисто техническим статусом и предназначены только для трансляции «руководящих идей». Они, по сути, лишены права даже самостоятельно их комментировать. Вследствие такой сверхзависимости СМИ государственная политика в отношении данного информационного института просто не складывается. Ибо СМИ в данном обществе используются в качестве технических инструментов государства-партии как синтетического института власти. Этот информационный институт не имеет политического значения и представляет собой даже не инструмент идеологического контроля за
населением, а скорее форму имитации присутствия общественности в информационном пространстве.
В авторитарныхгосударствах ситуация существенно изменяется. Поскольку основной целью признано обеспечение послушного электората (т.е. населения, обладающего определенными информационными и политическими правами), главной задачей государства становится установление контроля и манипулирование медиаструктурами. В условиях жесткого политического правления СМИ не выступают ведущей силой в информационном пространстве и по большей части все еще представляют собой марионеток власти. Однако они имеют определенные возможности политического влияния и даже некоторую независимость, обусловленную сохранением минимальных свобод в обществе и политическим потенциалом населения.
Авторитарное государство проводит тщательный отбор информационных потоков, создаваемых СМИ, использует механизм политико-идеологической цензуры и даже частичных репрессий по отношению к журналистам. В этих условиях самым распространенным приемом государственной политики становится недопущение оппозиции на телеканалы, установление жесткого контроля за критикующими правительство журналистами и попрание творческой свободы работников СМИ.
В начале 2003 г. к Президенту Украины обратился глава комитета Верховной рады с открытым письмом по вопросам свободы слова и информации Н. Томенко. Он обратил внимание президента Кучмы на то, что, по его мнению, за время осуществления им функций главы государства существенно изменился характер информационных отношений: из телеэфира исчезли политические дебаты между правительством и оппозицией, все более явным стал заказной характер материалов в ведущих СМИ, установлен жесткий контроль администрации президента за материалами СМИ и т.д. Все это, по словам депутата, ограничивает права граждан на свободный доступ к информации и свидетельствует о неэффективной деятельности государства.
Качественные изменения места и роли СМИ в публичной и информационной сферах происходят в условиях демократии.Вначале СМИ осуществляют отдельные заказы общественности, а затем превращаются в самостоятельный институт, который позиционирует себя как основного выразителя общественного мнения, самого оперативного посредника в системе представительства гражданских интересов, гаранта свободы слова и совести, орудие общественного контроля за властью и побуждения ее к ответствен-
ности перед населением. Законодательство закрепляет многообразие форм СМИ и форм собственности, их свободную конкуренцию, а нарастающий плюрализм государственных и частных СМИ, конституционно-правовые гарантии защищают их от произвола властей.
Очевидно, что такого рода трансформация системы представительства гражданских интересов в информационном пространстве обусловливает изменение стиля и характера государственной политики, которая направлена в основном на поддержание отношений со СМИ как самостоятельным и авторитетным партнером. Конечно, и в этих условиях государство не отказывается от контроля за СМИ (например, в 80-х годах XX в. во Франции у государства была монополия на телевещание на всей территории страны). Однако этот контроль оно пытается осуществлять прежде всего в целях сохранения в их деятельности приоритета общественных интересов и создания условий поддержания общественного консенсуса, а также для предотвращения использования СМИ против интересов самого населения.
По мере развития демократии и перехода общества к постдемократическойорганизации власти и информационного пространства появляются новые тенденции во взаимоотношениях государства и СМИ. Как уже говорилось, характерные для этого этапа процессы интенсификации информационных обменов, увеличение скорости прироста информации и богатства информационных услуг, сужение публичных отношений государства и общества изменяют возможности и самих СМИ, и государства. Средства массовой информации все больше ориентируются на применение технологий шоу-бизнеса, приоритет развлекательного начала в политическом информировании, что снижает качество общественных дебатов и вытесняет аналитическую прессу на обочину массового интереса. Усиливается и манипулятивный потенциал СМИ. Такого рода факты и тенденции нередко ведут к несбалансированной подаче информации, подрыву демократических ценностей, демобилизации электората, нарастанию отчуждения граждан от политики.
Государство не может препятствовать нарастанию коммерциализации СМИ, концентрации собственности на информационном рынке. Не может оно и целенаправленно воздействовать на политически заданную тональность действий СМИ или сохранение общественно значимого сегмента в их сообщениях. Государство сталкивается с совершенно новыми для себя проблемами (например, необходимостью легализации «цифровой подписи», перестраивания своих функций в режиме «государства on-line» и «электронного правительства», ослабления контроля за централизацией собственности в информационной сфере, постоянного тех-
i
нического переоснащения публичной сферы, правового обеспечения интеграции информационных структур, оказывающих услуги на рынке телекоммуникаций, и т.д.). Все это свидетельствует о снижении уровня государственного регулирования информационного пространства.
Все чаще эти функции государства выполняют крупнейшие информационные холдинги, транснациональные корпорации, обладающие мощнейшими финансовыми ресурсами и контролирующие основные информационные потоки. Установление медиакратических порядков свидетельствует о начале выстраивания новых отношений в информационном пространстве между теряющим многие привычные функции государством и набирающими властную мощь СМИ. И только будущее покажет, как будут поделены полномочия государства и СМИ в пространстве политики и власти.
Модели отношений государства со СМИ в условиях демократии |
Однако если и не заглядывать далеко в будущее, следует признать, что и в условиях демократии взаимоотношения государства со СМИ
довольно сложны и разнообразны. Сложившаяся практика дает возможность выделить некоторые относительно устойчивые модели их партнерских связей, которые одновременно представляют собой и нормативные образцы организации таких отношений в различных странах, только идущих по пути демократизации.
Так, известные западные специалисты Г. Сиберт, Т. Петерсон, В. Шрамм, Д. Норд, Д. Меррилл, В. Хэчтен и другие обращают внимание на различного типа отношения СМИ и государства, когда последнее стремится защищать интересы граждан и исключить стороннее давление на средства массовой информации. А СМИ пытаются обеспечить своевременность поступления информации, сохранить ее открытость, правдивость, беспристрастность.
Одной из таких моделей выступает система отношений, обозначенная формулой «свободный рынок идей». В данном случае главной задачей государства является установление гарантий доступа граждан к информации без предварительного разрешения властей; кроме того, предполагаются ненаказуемость критики властей со стороны СМИ; отсутствие цензуры и ограничений на сбор журналистами материалов законными средствами; отсутствие ограничений на распространение материалов массовой коммуникации через государственные границы; установление гарантий свободы журналистов внутри СМИ.
В модели «социальная ответственность» несколько иные акценты: СМИ, взаимодействуя с государством, должны выполнять
определенные обязательства перед обществом, соответствующие стандартам объективности подачи информации, ее достоверности и точности, а также сбалансированности. Государство обязано обеспечивать плюрализм СМИ, но при существовании угрозы общественной безопасности сохранять возможность вмешательства в их деятельность. СМИ же в своей повседневной работе не должны
I провоцировать массовые страхи среди населения, способствовать популяризации насилия и других негативных эмоций.
В модели «демократическое представительство» упор делается на содержание материалов СМИ, свободе от бюрократического
| контроля властей, а также поддерживается право СМИ служить в первую очередь культурно-просветительским, а не коммерческим интересам аудитории.
Механизмы регулирования взаимоотношений государства и СМИ |
Отношения государства со СМИ характеризуются серьезными проблемами. Они касаются ограничения оборота информации (либо по причинам политического характера, либо в связи с необходимостью сохранения государственных секретов и тайн), внедрения морально-этических кодексов в профессиональную деятельность журналистов, защиты социальных и национальных меньшинств от агрессивной и нежелательной информации, нахождения оптимального соотношения между коммерческим и культурно-образовательным сегментами массовой информации, борьбы с монополизацией рынка наиболее крупными производителями информационной продукции и др.
Во многих государствах весьма актуальна проблема борьбы с олигополиями (сосредоточением в одних руках ведущих в регионе страны СМИ). В таких случаях возникает феномен, условно говоря, «города одной газеты», где все источники основной информации принадлежат одним и тем же собственникам, обладающим почти что монопольным правом формировать местное информационное пространство. Наличие таких «информационных цепей» (где в ряду с печатными СМИ, как правило, находятся телеканалы и радиостанции) ведет к ограничению свободы выражения точек зрения, а в конечном счете снижает возможности политического выбора гражданами. Понятно, что такая горизонтальная интеграция СМИ влияет и на способность государства гарантировать получение гражданами разносторонней информации. По этой причине во многих странах либо устанавливаются ограничения на владение определенным количеством акций СМИ, либо определяется размер части подконтрольного им информационного рынка. Од-
i
Стратегии и технологии Решая свои многообразные задачи,
государственной государство вырабатывает некие
информационной политики _
общие, универсальные стратегии
поведения в информационном пространстве. Это могут быть информационные стратегии, предполагающие неограниченное распространение государством информации в обществе и не связанные с целенаправленной подготовкой той или иной политической акции. В данном случае власть пытается сохранить стабильность общественного порядка и руководствуется принципами «не навреди», «успокой» и т.д.
Другой тип долговременных действий — «мобилизационная» стратегия, которая рассчитана на побуждение поведенческих практик населения и потому ориентируется на иные принципы: «заинтересуй», «вызови опасение», «пробуди активность», «направь действия» и т.д. Весьма распространена и так называемая отвлекающая стратегия, предполагающая изменение мыслительных и поведенческих практик контрагентов, не устраивающих власть. Имеется в арсенале государства и «техническая» стратегия, нацеленная на информирование нижестоящих структур вышестоящими и представляющая, по сути, форму чисто служебной деятельности госорганов. Одна из постоянных стратегий — «конструирование имиджа», т.е. сопровождение любых предметно направленных действий государства усилиями по облагораживанию собственного имиджа и его защите.
Для обеспечения такого рода стратегических целей государство использует различные технологии информационной активности. Прежде всего это публичные технологии, в том числе легальные способы взаимодействия с представителями СМИ (аккредитация журналистов в «горячих точках», их приглашение на брифинги, включение в состав делегаций, отбывающих в официальные поездки в зарубежные страны, приоритетная поставка информации и т.д.); встречи государственных чиновников с редакторами изданий; отслеживание органами власти общественной реакции на государственные решения; санкционирующие методики (арест фильмов, газет, запрет на живые интервью с террористами и т.д.).
К категории полутеневых технологий (сохраняющих лишь форму публичности) следует отнести так называемые серые методики, суть которых сводится к организации контактов органов власти с журналистами при помощи заранее заданных и подготовленных вопросов (ответов).
К теневым технологиям могут быть отнесены такие приемы, как использование косвенных административных, экономических рычагов, незаконные судебные преследования журналистов, шан-
таж, различного рода неформальные встречи, анонимное информирование общественности теневыми центрами и комитетами, формирующимися в недрах различных ведомств.
И замыкают типологию технологий нелегальные, или криминальные, приемы, имеющиеся в арсенале у государства. Как правило, это способы физического, внеправового устранения журналистов. Многие из журналистов становятся жертвами ведущихся государствами (или их отдельными учреждениями, политиками) военных действий, политических репрессий, заказных убийств (например, Д. Холодов в России, Г. Гонгадзе на Украине и т.д.).