О социал-демократической формации
Можно предположить, что последующим этапом улучшения качества жизни народа объективно станет социал-демократическая, буржуазно-социалистическая перспектива, которую он (народ) осознает сам. По сути только ради этой перспективы многие поддержали В. Путина в качестве президента.
В качестве социал-демократического варианта формулировки русской (российской) национальной идеи можно предложить: улучшение качества жизни россиян на основе снятого демократического правового государства, эффективной экономики, современной российской культуры. Такая формулировка впервые в истории России ставит людей на первое место и будет способствовать сохранению и развитию россиян, российской природы, культуры и цивилизации. Поэтому движение от государственно-капиталистической к социал-демократической России – магистральный путь развития страны. А. Смит писал:
Для того чтобы поднять государство с самой низшей ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны мир, легкие налоги и терпимость; все остальное сделает естественный ход вещей.
Либеральный пафос этого мыслителя в России недостаточен: он должен быть дополнен эффективным демократическим государством.
Надстройку буржуазно-социалистической формации образует: I) гражданское сообщество (система политических, экономических, религиозных, потребительских и иных самоорганизаций граждан); 2) демократическое правовое государство; 3) развитая система права (регулирующая большую часть отношений между людьми на основе общепринятой справедливости); 4) социал-демократическая идеология.
Базис буржуазно-социалистической формации образует экономика, характеризующаяся частной, акционерной, государственной собственностью на средства производства, гарантированным распределением национального продукта в интересах всего общества с помощью правового демократического социального государства.
Демографическая (исходная) система буржуазно-социалистической формации, формирующаяся под влиянием всех остальных систем, отличается: 1) обеспечением гражданских прав (безопасность, труд, образование, медицину, пенсию и т.п.); 2) ликвидацией всех форм дискриминации людей, т.е. относительным социальным равенством (и неравенством); 3) обеспеченностью развития личности как основного условия совершенствования всего общества, 4) высокой продолжительностью и качеством жизни.
Буржуазно-социалистическая (социал-демократическая) формация возникла в 30-х годах XX в. в развитых странах мира (США, Швеции, Англии и др.) на основе социальной гибридизации марксовского капитализма (изображенного в «Манифесте») с пролетарско-социалистическим социализмом, построенным в СССР. С тех пор она неуклонно совершенствуется. Буржуазно-социалистическая формация (демократический социализм) основана на принципах акционерной (кооперативной) собственности, социального партнерства (т.е. преодоления социального конфликта на стадии становления), относительной социальной справедливости. Социал-демократическая формация общества – это другое название «золотой середины» между марксовским капитализмом и пролетарским социализмом. Это отсутствие крайности между социальным равенством и эффективным производством, между социализмом и либерализмом.
Сейчас в мире около 80 социал-демократических партий, насчитывающих около 17 млн. человек и объединенных в социалистический интернационал. Во многих странах мира они находятся у власти. Можно сказать, что весь прогрессивный мир стал социал-демократическим, отличающимся социальной защищенностью трудящихся и эффективностью общественного производства.
В России социал-демократии не повезло. Еще в начале своего движения социал-демократическое крыло РСДРП во главе с Плехановым потерпело поражение от ленинского радикал-большевистского крыла. Затем социал-демократия компрометировалась весь сталинский период; в советских людях насаждался образ социал-демократа как интеллигентствующего негодяя и еврея. Правда, сейчас этот образ связывается в массовом сознании с либералами и демократами. Поэтому возрождение социал-демократии в структуре формации общества и массовом сознании будет, конечно, нелегким. М. Горбачев, создавший недавно еще одну социал-демократическую партию России, взял на себя тяжелый груз и большую ответственность.
В связи с социал-демократической перспективой страны потребуется и изменение Конституции, против которого сейчас выступает В. Путин «Изменение Конституции не представляется неотложной и первоочередной задачей. Мы имеем по-настоящему хорошую Конституцию». На наш взгляд, новое руководство страны во главе с В. Путиным должно в дальнейшем реформировать суперпрезидентскую республику, если собирается двигаться к буржуазно-социалистической формации. Такая реформа должна включать в себя: 1) ограничение политической и административной власти президента; 2) формирование исполнительной власти, опирающейся на парламентское большинство, ответственное за деятельность правительства; 3) создание независимой и сильной судебной системы; 4) укрепление федерализма за счет расширения прав и обязанностей субъектов Федерации; 5) создание мощного местного самоуправления – фундамента демократической власти населения и т.п.
Таким образом, постсоветская Россия при Путине вновь стоит перед выбором системы идеалов и ценностей. Либо она выбирает: 1) права, свободы и интересы человека (т.е. идет по социал-демократическому пути); 2) либо права, свободы и интересы государства (т.е. идет по имперско-державному пути). Совместить эти системы идеалов и ценностей трудно. Последствия опыта СССР, реализовавшего вторую систему идеала и ценностей, еще живы и напоминают о себе.
Известный австрийский экономист, лауреат Нобелевской премии Хайек выдвинул на передний план ценности «консервативного либерализма» (экономической, политической, социальной свободы). Он видит источник всех бед современно общества в чрезмерном доверии к рациональному знанию и его продуктам: государственному регулированию во имя справедливости, сильному государству, стремлению поставить природные и общественные процессы под тотальный контроль во имя самых благородных утопий. Этот путь для России губителен.