Правовое регулирование юридических конфликтов
В настоящее время в России происходят социальные конфликты, раскалывающие страну: 1) между демократами и коммунистами; 2) между Центром (Москвой) и регионами; 3) между государством и предпринимателями; 4) между индивидами и государством; 5) между нищающим большинством и богатеющим меньшинством; 6) между русскими и другими нациями; 7) между старшим и молодым поколениями и др. Перечисленные конфликты – вполне закономерный результат развития страны. Единственный способ преодоления таких конфликтов – их правовое регулирование, отказ от опоры на силу власти. Сила права должна потеснить силу власти, как и положено в правовом государстве.
Задача государственных и общественных организаций) предприятий, отдельных лиц заключается в переводе какого-либо конфликта в форму юридического противоборства, основанного на законе, с его публичными процедурами и средствами. В результате такой операции социальный конфликт институционализируется, а затем разрешается и гасится. Это предполагает:
1) совершенствование правового обеспечения и правовой культуры судей и населения и создание материально-технических условий осуществления судопроизводства (финансов, оргтехники, средств связи и т.п.);
2) ориентацию всего населения на достижение правовых целей, т.е. целей, соответствующих законам;
3) запрет на развертывание и эскалацию конфликта, создание правовых норм согласования интересов разных субъектов;
4) рассмотрение юридических споров о неправомерности актов и действий в суде в порядке иерархического подчинения;
5) компенсацию убытков и восстановление прежнего юридического статуса.
Пока российское право еще недостаточно приспособлено к переводу социальных конфликтов в юридические и их разрешению. Это обусловлено отсутствием не только непротиворечивой правовой системы в России, которая только постепенно складывается, определяя правила взаимоотношения всех субъектов в правовом поле России, но и коллизионных правовых норм, неразвитостью процедур разрешения юридического конфликта. Конституция РФ признала федеративное коллизионное право. Сейчас только формируется такая процессуальная отрасль, как коллизионное (конфликтное) право, охватывающее юридические принципы и нормы организации и разрешения юридических конфликтов.
Глава 15. Конфликты социальных субъектов
Национальные конфликты
Межнациональные (национальные) конфликты являются, как правило, результатом национализма участвующих в них социальных субъектов (этносов и наций). История показывает, что национализму и межнациональным конфликтам привержены и традиционные, и модернизируемые, и капиталистические, и социалистические нации и государства.
Нация и этнос
Нация и этнос – понятия разные. Этнос характеризуется общностью обычаев, традиций, психологического склада, языка, религиозности, чувства солидарности, объективной основой которых являются кровное родство, проживание на одной территории, церковь, экономические связи и т.п.
Немецкий социолог М. Вебер определяет нацию как этническую общность, стремящуюся к созданию своего государства, способного создать условия для воспроизводства (сохранения) и развития данных природокультурных ценностей (русских, латышских, татарских и др). Вебер рассматривает нацию как естественное место воспроизводства и развития природокультурных ценностей, таких, как физический и психологический тип, язык и религия, культурные традиции и т.п. Одного чувства этнической солидарности для воспроизведения и развития этих природокультурных ценностей недостаточно. Для этого нужны политические, военные, экономические действия.
Этнос служит для воспроизводства своих членов в процессе деторождения, социализации и воспитания. Он заинтересован в увеличении своей численности с помощью увеличения рождаемости и сокращения смертей. Этнос стремится превратиться в социальный институт – национальное государство, в рамках человечества имеющий свою территориально-этническую организацию. В результате войн и природных катастроф этнос может быть разделен на разные части государственными границами, как это произошло сейчас с русскими, которые оказались разделенным народом. Многие из россиян живут в Прибалтике, Украине, Казахстане и других республиках бывшего Союза. Но они сохраняют свою этническую идентичность, которая в той или иной степени ущемляется новыми этнократическими государствами. В Украине проживает около Ц млн. россиян (20% населения), в Казахстане – 6 млн. (около 40% населения). Их дискриминация вызывает напряженность в отношениях России со странами СНГ. Об этом свидетельствуют сложные отношения между казахами и казаками в Северном Казахстане, русскими и украинцами в Крыму и Донбассе, Западной Украине. По оценкам специалистов, из Узбекистана хотели бы выехать в 1996 г. 75% опрошенных (59% в 1992 г.), из Казахстана – 66% и из Киргизии – 62% опрошенных.