Массовые общности и социальные группы
Массовые общности характеризуются отсутствием непосредственного общения в рамках большой численности (шахтеры, транспортники, учителя и т.п.); относительно слабой сплоченностью (аморфностью); входят в состав общества (или человечества – как этносы). Массовые общности состоят из социальных групп. Часто понятия «общность» и «группа» употребляются в одном значении – объединение людей.
Социальные группы представляют собой объединения людей с устойчивым (регулярным) взаимодействием в процессе какой-то деятельности, высокой степенью сплоченности (общности потребностей, чувств и взглядов), вхождением в массовые общности. Разные социальные группы воспринимают друг друга как «свои» или «чужие» по характеру труда, манере поведения и одежды, содержанию и стилю разговора, форме досуга и политическим пристрастиям и т.п.
Социальные группы делятся на малые (до 20 человек) и большие (свыше 20 человек). Малые (первичные) социальные группы – это студенческая группа, трудовая бригада, спортивная команда и т.п. и большие (вторичные) – студенты факультета, коллектив цеха, спортсмены какого-либо клуба и т.п. Если малые социальные группы образуются в результате непосредственного, эмоционального, деятельного взаимодействия индивидов, то большие – в результате опосредованного, формального, организационного взаимодействия.
Важнейшей первичной социальной группой (а также и институтом) общества выступает семья, в которой происходит воспроизводство и социализация людей.
Социальные (массовые) общности различаются между собой по главному признаку, выделяющему их в обществе (см. рис.7.3):
1) возрастные группы (молодежь и пенсионеры) – различаются своим социальным опытом (идеологическим, политическим, экономическим, трудовым). Одни (например, революционеры) принимают настоящее и особенно будущее, а другие – консерваторы, отрицают будущее во имя прошлого;
2) экономические общности (классы) – различаются своим местом в системе экономики и власти, власти, психологией и мировоззрением. У классов субъективные признаки (психология и мировоззрение) обусловлены во многом их местом в системе экономики, например, буржуазия и пролетариат. Для классов важнейшими являются политические и экономические интересы;
3) профессиональные группы – различаются характером трудовой деятельности (шахтеры, крестьяне, учителя и т.п.), профессиональными интересами;
4) национальные группы – различаются национальным самосознанием, языком, психологическим складом, традициями и обычаями, национальными интересами;
5) религиозные группы – различаются исповедуемой ими религией, религиозными интересами, типом культовых обрядов и т.п.;
6) городское и сельское население – различаются укладом жизни. Существует множество и других социальных групп.
Экономические классы
Важную роль в развитии общества продолжают играть экономические классы – большие группы людей, объединенные характером труда, формой собственности на средства производства, способом получения дохода, уровнем богатства, психологическими чертами, ментальностью, мировоззрением.
Роль классов в развитии общества исследована в трудах Макиавелли, историков Французской революции, Маркса, Энгельса, Ленина и др. В соответствии с марксистскими представлениями история развития постпервобытных обществ (рабовладельческого, феодального, капиталистического) – это история борьбы антагонистических классов (рабов и рабовладельцев, феодалов и крепостных, буржуа и пролетариев). Эта борьба прекращается в результате свершения пролетарско-социалистической революции, которая ликвидирует антагонистические классы, социальные конфликты и устанавливает социальный мир (и застой) в обществе под властью диктатуры пролетариата.
Сейчас понятие класса употребляется в более точном значении слова. Если у Маркса мировоззренческие, психологические, политические признаки полностью зависели от экономического положения людей, то в современном (М.Вебер, Р. Дарендорф и др.) понимании они зависят также и от уровня воспитания, религии, образования, общения и т.п. Все это размывает субъективную (психологическую, мировоззренческую, политическую) составляющую классовых признаков. Р. Дарендорф вслед за Марксом также считал классы важнейшими «конфликтующими социальными группами», но главный признак их видел «в участии в господстве или исключении из него». Классовый конфликт, по мнению Р. Дарендорфа, определяется характером (классовым) власти, существующей в обществе, господством (власть), а не эксплуатацией (собственность) предпринимателями над рабочими.
Социальные страты
Помимо социальных групп, которые фиксируют просто социальные различия между общностями людей, в обществе выделяют социальные страты. Термин стратификация происходит от латинских слов stratym – слой, пласт и fatio – делаю. Социальная стратификация не просто выявляет групповое многообразие субъектов Конфликта в обществе, а определяет иерархическое (вертикальное) Положение социальных групп в обществе, которые тем самым Превращаются в слои (страты).
Социологи сходятся в том, что основой стратификационной структуры общества является естественное (от природы) и социальное (общественное) неравенство людей, которое, как мы знаем, и служит причиной социальных конфликтов. Основания неравенства, т.е. деления социальных групп на высшие и низшие, различны. Например, Маркс и марксисты в качестве основного и единственного разделения общества на страты-классы выделяли форму собственности: классы собственников (рабовладельцев, феодалов, буржуа) и неимущих (рабы, крепостные, пролетарии). Интеллигенция рассматривалась как прослойка между классами во всех перечисленных типах обществ (экономических формаций).
Развитие общества и социологии показало ограниченность и идеологичность марксовского понимания стратификации общества. М. Вебер расширяет признаки стратификации. Он выделяет в качестве признака страты и отношение к собственности, и принадлежность к определенным политическим партиям (движениям), и социальный статус (престиж). Социальный статус характеризует степень уважения (престижа) данной социальной группы (и ее представителя) в обществе. Престиж определяется ценностью данной профессии, происхождением, воспитанием и другими характеристиками в обществе на данном этапе его развития. Например, в феодальных обществах статус определялся знатностью происхождения (из дворян, купцов и т.п.). В советском обществе существенным было происхождение – из пролетариев | или из благородных. Первым была открыта дорога наверх, а вторым – только вниз социальной лестницы. Сейчас престижем пользуются бизнесмены и не пользуются учителя.
В самом общем виде стратификационная иерархия общества включает три основных уровня (слоя): 1) высший (элита, высоконародье), 2) средний (средненародье), 3) низший (простонародье) и 4) дно общества (нижненародье), которое является частью простонародья. Эти социальные слои условно можно выделить в зависимости от характера труда (умственный или физический), уровня богатства, отношения к власти, уровня культуры и образования. Например, к нынешнему высоконародью в России относятся представители политической, военной, экономической, культурной, идеологической элиты общества. Они отличаются преимущественно умственным трудом, материальной обеспеченностью (и богатством), занимают высокое общественное положение, имеют высшее образование.
Социальные различия между социальными общностями, классами, стратами – это неравенство, которое при определенных условиях становится причиной конфликтов между ними. Уровень экономического неравенства между высоконародьем и простонародьем (децилъный коэффициент) служит показателем опасности социального взрыва простонародья против высоконародья за изменение своего статусного положения в обществе. Это всегда учитывается политиками. Очевидно, что социальный конфликт между стратами носит разносторонний характер, захватывает все основные сферы: психологическую, идеологическую (мировоззренческую), политическую, экономическую, профессиональную. Это многоуровневый социальный конфликт со всеми вытекающими для его предотвращения или разрешения последствиями.
Исторические общности
Признаки нации (народа)
Народ (нация) представляет собой историческую общность людей и социальных общностей. В этом смысле историческая общность может рассматриваться и как уровень развития социальной общности. Борьба народов между собой из-за территории, сырья, выгодного геополитического положения и других факторов образует причину развития человечества.
Нация (народ) – это историческая общность людей, характеризующаяся (рис. 7.4) общностью языка, территории проживания, исторической судьбы, психологического склада (характера, менталитета), экономической жизни, политического строя (свое государство), национальной самоидентификации, национальной идеи.
Нациями являются русские, немцы, французы, американцы и т.п. Поясним некоторые важные признаки нации (народа).
1. Историческая судьба включает в себя совокупность исторических событий, которые были пережиты представителями данного народа за время его существования. Татарское иго, Куликовская битва, Смута, нашествие Наполеона, Октябрьская революция, построение социализма, Великая Отечественная война и т.п. – вот те события, которые были пережиты россиянами и которые они знают из обучения и общения со старшими.
2. Психологический склад (национальный характер) – это интегральная характеристика представителя данной нации. Основными элементами характера личности считают: 1) темперамент, выражающий тип нервной системы; 2) потребности и интересы; 3) чувства и эмоции; 4) качества ума (интеллекта); 5) убеждения, образующие ядро характера; 6) волю, являющуюся стержнем характера.
В социологии есть понятие социального характера, которое включает социально определенные элементы характера личности, Прежде всего потребности, интересы, убеждения, т.е. те элементы характера, которые ориентируют личность в социальной среде. В этой связи выделяют «рыночный характер» (Э. Фромм), характерный для обществ с рыночной формацией, традиционный характер (ориентированный на традиции общества), индивидуалистический характер (ориентированный на себя), коллективистский характер (ориентированный на других) и т.п.*
* См.: Анурин В.Ф. Основы социологических знаний. – Н.Новгород: НКИ, 1998.- С. 237-243.
Рис. 7.4. Основные признаки и структура нации
Ментальность, входящая в структуру психологического склада, это понятие определяется по-разному в разных науках. Одними из первых стали применять французские ученые из школы «Анналов». Ментальность – это система идеалов, ценностных ориентации, установок, а также психологических и мыслительных (умственных) механизмов восприятия и понимания мира, которые позволяют воспринимать, сознавать и преобразовывать мир. Другими словами, Ментальность – это и идеалы и ценности в форме убеждений (своеобразных умственных установок), и методы познания, характерные для данной личности как части какой-то социальной общности.
3. Важнейшим признаком нации является самоидентификация ее членов. Так Э. Геллнер пишет, что группа людей становится народом,
если и когда члены этой группы твердо признают определенные общие права и обязанности по отношению друг к другу в силу объединяющего их членства. Именно взаимное признание такого объединения и превращает их в нацию, а не другие качества – какими бы они не были, – которые отделяют эту группу от всех стоящих вне ее.*
* Геллнер Э. Нации и национализм. – М.: Прогресс, 1991. –С. 35.
Геллнер настаивает на том, что именно убеждения, пристрастия и наклонности, т.е. сознательные, мировоззренческие, ментальные стороны людей, а не объективные (территория, язык, экономика, государство, как считалось в марксизме-ленинизме) факторы, превращают людей в нации.
4. Духовным базисом исторической общности является господствующий духовный уклад, который представляет собой систему духовных отношений между людьми, семьями, школой, церковью, государством в процессе производства, распределения, обмена, и потребления духовных (идеологических) ценностей (благ). Духовные ценности существуют на разных уровнях духовной сообщности в форме: 1) психологии людей, 2) принципов функционирования институтов, организаций, 3) общественной идеологии. И общественная психология, и принципы деятельности институтов, организация и идеология – это формы существования и функционирования духовных ценностей, образующих сущность базиса данной духовной формации, так же, как собственность на средства производства, образует базис экономической формации.
Национальная идея
Важнейшим признаком нации является духовное единство, выражающееся в наличии у нее национальной идеи. Такая идея ориентирует нацию –государство на определенные цели-задачи, имеющие в данных конкретно-исторических условиях определяющее значение. Национальная идея характеризует нацию как государственное целое и является ядром национального самосознания и определяющим признаком нации. Без национальной идеи нация представляет собой общность «в себе», а с национальной идеей – «Для себя». Другими словами, приобретая свою идею, нация поднимается на более высокую ступень самосознания, самоорганизации, сплоченности, самодеятельности и активности.
Именно перечисленные качества могут обеспечить россиянам Пассионарный прорыв из того смутного времени, в котором оказалась Россия и образующие ее этносы (национальности).
Национальная идея, в том числе и русская, представляет системное качество нации (народа) и характеризует ее во взаимоотношениях с другими народами человечества. Это не этническая, а политическая идея. Народы в лице своих правящих элит в качестве национальных выбирают следующие идеи:
1) сохранение себя среди других народов в демографическом, культурном, экономическом, политическом отношении;
2) государственное самоопределение в составе федерации или создание независимого государства с целью обустройства свой земли, сохранения и развития своей национальной культуры и цивилизационной самобытности;
3) участие вместе с другими народами в обустройстве Земли и организации жизни землян;
4) стремление к региональному или мировому господству и т. п. Перечисленные виды национальных идей могут быть комбинированными.
Выбор той или иной идеи в качестве национальной зависит от численности народа, размеров его территории, экономической мощи, военного потенциала, господствующего класса, правящей элиты, проповедуемой идеологии, вождей. Народы малочисленные, с небольшой территорией, слабой экономикой и т. п. выбирают в качестве национальной идею самосохранения, развития и совместного участия с другими народами в обустройстве Земли. Народы, достигшие определенного уровня национального самосознания, культуры, экономики и т.п., стремятся к национально- политическому самоопределению в той или иной форме, как это происходит на пространстве России. Русские как великая нация в лице своей правящей элиты в течение многих веков стремились к региональному и мировому господству под православно-славянскими и пролетарско-социалистическими лозунгами в форме империи.