Стадии развития противоречия
Противоречие проходит в своем развитии три основные стадии: 1) становление, 2) развертывание, 3) разрешение (рис. 3.2). Оно является процессом единства и борьбы противоположностей в составе данного явления (вещи). Противоречие – это не вещь, а сторона данной вещи. Существуют не противоречия, а вещи, обладающие противоречиями, причем многими. Поэтому каждое явление, особенно сложное, обладает многими противоречиями.
Рис. 3.2. Схема развития противоречия
В момент становления противоречия какие-то различные стороны явлений становятся противоположностями, обнаруживают себя таковыми. Например, люди входят в аудиторию и оказываются преподавателем и студентами. В этих качествах они выступают противоположностями: преподаватель – знающим, разъясняющим, спрашивающим, оценивающим и т.п., а студенты – незнающими, слушающими, отвечающими, оцениваемыми и т.п. В момент развертывания противоречия начинается борьба противоположностей. Преподаватель задает вопросы, требует ответа, разъясняет и т.п., а студенты слушают вопросы, начинают думать, пытаются понять и т.п. На стадии разрешения противоречия происходит развитие той вещи, внутри которой развивается противоречие, а также самих противоположностей. Этап разрешения является главным в развитии противоречия, так как именно он вызывает развитие вещей. Без разрешения противоречия развитие вещей невозможно.
Формы разрешения противоречия зависят от типа вещей, характера противоположностей, условий их развития. В одном случае – одна противоположность «побеждает» другую. Тогда данная вещь или отношения между вещами меняются коренным образом. Например, преподаватель сумел сделать понятными свои проблемы студентам. Они превращаются в его коллег по данной проблеме. В другом случае между противоположностями возможен компромисс, постоянное возрождение противоречия на новой основе. В нашем примере и студенты и преподаватель начинают лучше понимать поставленную на лекции и семинаре проблему, обогащаются вместе. Можно считать, что здесь обе противоположности оказываются в состоянии нового, более богатого единства, т.е. происходит развитие обеих противоположностей и самой вещи – лекции, семинара, экзамена. В результате Развития противоречий между буржуазией и пролетариатом происходит развитие общества: на Западе возникает буржуазный социализм (США, Швеция и т.п.), а в СССР – пролетарский социализм.
Как же противоречия выступают причиной развития вещей? Развитие – это процесс перехода данной вещи из одного качества в другое или в новую вещь. Например, в первом случае студент, переходя с одного курса на другой, приобретает качества «второкурсника», «третьекурсника» и т.п. Качество – это совокупность существенных в данном отношении свойств вещи. Для студента оно включает быстрочтение, запоминание, самостоятельное мышление, овладение компьютером и другие свойства. Во втором случае – это возникновение новой семьи из студентов, в результате чего они приобретают оба новое качество – мужа и жены, а затем и родителей. В обоих случаях развитие – это процесс единства и борьбы противоположностей. В первом случае – преподавателя и студентов, а во втором случае – юношей и девушек.
И в каждом случае можно обнаружить процесс становления, развертывания, разрешения противоречия, в результате которого и возникает новое качество данной вещи или новая вещь, в рамках которой прежние вещи, ее образующие, становятся другими. Согласно гипотезе Канта –Лапласа, противоречие между притяжением и отталкиванием является причиной образования из газовой туманности планет Солнечной системы. Противоречие между индивидом и обществом, между антагонистическими классами (например, буржуазией и пролетариатом), носящее сознательный характер, является причиной развития общества. Противоречие между религией и наукой, носящее тоже сознательный характер, является причиной развития и религии, и науки, а также людей, народов, человечества. Такими же противоположностями выступают жизнь и смерть, образуя внутреннее (в организме) и внешнее противоречие.