Паблик рилейшнс», или Черно-белое кино.
Лидер должен обладать волей делать непопулярные шаги, когда они необходимы... И когда он находит необходимым делать непопулярные шаги, он обязан объяснить это людям, заручиться их поддержкой и добиться у них одобрения.
Р. Никсон, экс-президент США
Термин «паблик рилейшнс» принято переводить как «связи с общественностью». Он появился в нашей стране относительно недавно, но сразу снискал популярность. Что скрывается за этим термином, какие цели ставит перед собой человек или организация, использующие «паблик рилейшнс» (ПР) в своей деятельности?
«Цель ПР — установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности»[111]. ПР-менеджеры должны прокладывать мосты взаимопонимания между неким субъектом и его аудиторией или между двумя или более субъектами.
На Западе, как в деловом мире, так и в политике, огромное значение придается поддержанию хорошей репутации в обществе. ПР и здесь приходит на помощь.
С. Блэк приводит список сфер приложения ПР:
1. «Консультирование на основе законов поведения человека.
2. Выявление возможных тенденций и предсказание их последствий.
3. Изучение общественного мнения, отношения и ожидания со стороны общественности и рекомендации необходимых мер для формирования мнения и удовлетворения ожидания.
4. Установление и поддержание двустороннего общения, основанного на правде и полной информированности.
5. Предотвращение конфликтов и недопонимания.
6. Содействие формированию взаимного уважения и социальной ответственности.
7. Гармонизация личных и общественных интересов.
8. Содействие формированию доброжелательных отношений с персоналом, поставщиками и потребителями.
9. Улучшение производственных отношений.
10. Привлечение квалифицированных работников и снижение текучести кадров.
11. Реклама товаров и услуг
12. Повышение прибыльности.
13. Создание собственного имиджа»[112].
Честность, открытость, полная информированность, установление гармоничных отношений — все эти понятия лежат в основе деятельности ПР-менеджеров. Это не просто красивые слова. «Залог успеха ПР — в правдивой и полной информации, в непрерывной деятельности»[113].
Однако для российского читателя подобные рассуждения звучат сегодня дико. Мы уже привыкли к словосочетанию «"черный" ПР», к постоянным обманам со стороны властей, политиков. Нас обманывают в банке, на работе, в магазине, на рынке и т. д., и т. п. О какой гармонии тут может идти речь? Почему, например, «телефон доверия президенту» заглох сразу после выборов? Очевидно, за ненадобностью, поскольку цель достигнута. Кто поверит после этого таким ПР-мероприятиям? И можно ли, строго говоря, считать «телефон доверия президенту» ПР-мероприятием? Вроде бы, по внешним признакам, да. Но если посмотреть на эту акцию с точки зрения цели, которую она преследовала, то, скорее всего, нет. Для ПР достижение взаимопонимания (в данном случае между президентом и населением) является целью.В нашем случае, однако, оно послужило лишь средствомдля снижения недовольства населения и содействия благоприятному исходу выборов. Другими словами, была использована лишь технология ПР в целях манипулированияобщественным мнением, создания ложного впечатлениязаботы со стороны президента о гражданах страны. Для удобства это можно назвать «черным» ПР, хотя по сути дела это уже не ПР. ПР всегда «белый»!В этом его глубинная суть.
Но проблема в том, что цели манипуляторов являются скрытыми.Такова сущность манипуляций, их природа. И распознать, где правда, а где ложь, подчас довольно трудно. Но это не значит, что мы должны сложить руки и отдаться течению жизни — куда вынесет, туда вынесет. Распознавать манипуляторов можно и нужно. Было бы желание. Задача данной книги — помочь разобраться в том потоке обещаний и информации, который обрушивается на избирателя в период выборов.
А. Зверинцев выделил следующие функции ПР: «Аналитико-прогностическаяфункция (анализ, прогнозирование тенденций, исследования).
Далее — организационно-управленческая(обеспечение целей организации, выработка ответных мер).
Затем — коммуникативно-информационная(достижение взаимопонимания, гармонии, обеспечение руководства информацией).
Назовем еще — консультационно-методическую(выступает в качестве советника руководителя)»[114].
Мы рассматриваем в данном параграфе прежде всего коммуникативную функцию ПР. Она должна обеспечивать гармонизацию интересов коммуникатора и реципиента. Мероприятия ПР могут быть ориентированы как на решение временных, краткосрочных задач, так и на долгосрочную перспективу. В первом случае ПР, как правило, выступает одним из элементов избирательной кампании. Задачи ПР в период выборов — создание, коррекцияимиджа кандидата, информирование избирателей, налаживание обратной связи и т. д. Во втором случае ПР-мероприятия направлены в основном на поддержание имиджаполитика.
Важнейшей задачей ПР-команды является умение адекватно реагировать на непредвиденные ситуации,резкие выпады конкурентов и т. д.
ПР-мероприятия должны способствовать консолидации обществапри возникновении угроз, при решении важных общественных проблем. Для примера рассмотрим программу «10 наиболее разыскиваемых преступников», существующую в США. «14 марта 1950 года директор ФБР Эдгар Гувер официально объявил о начале программы сотрудничества бюро с общественностью через СМИ.
За полвека к газетам прибавились радио, телевидение, Интернет. На канале ABC Radio еженедельно идет передача "ФБР на этой неделе", на телеканале Fox TV с той же периодичностью выходит программа "Их разыскивает Америка. Ответный удар". На сайте ФБР в Интернете 10 наиболее разыскиваемым посвящен особый раздел. Кроме того, действует бесплатная телефонная линия для тех, кто может сообщить что-то о разыскиваемых»[115]. Все эти мероприятия по своему размаху значительно превосходят сиротливые листки «Их разыскивает милиция», которые висели на щитах объявлений в годы «развитого социализма». Но дело не только в размахе. И даже не в том, что программа оказалась очень успешной (из 456 разыскиваемых найдено 437). «Программа «10 наиболее разыскиваемых» — мощный способ успокоения общественности»[116]. Обыватель видит, какие усилия прикладывает ФБР, государство, чтобы охранять его покой. И кроме того, он сам может поучаствовать в этом. Да к тому же еще получить денежное вознаграждение.
Достигнуто взаимопонимание власти и общества, объединение усилий против общей опасности? Да, безусловно. Можно сказать, что ПР-задачи вроде бы решены успешно. А нет ли здесь какого подвоха? В самом деле, зададимся вопросом: как влияет охота за десятком головорезов на общую криминогенную обстановку? По всей видимости, никак. Если ФБР удается отловить при поддержке всей страны десяток преступников, значит ли это, что оно так же хорошо справляется с повседневной рутиной? Вовсе нет. Иными словами, программа «10 наиболее разыскиваемых» создает видимостьхорошей работы ФБР, успешности сотрудничества общественности и правоохранительных органов и создает иллюзорноеощущение безопасности и защищенности у населения.
Приведенный пример показывает, что зачастую усилиями ПР-менеджеров создается не реальное сотрудничество между властью и населением, а его видимость. Происходит незаметная подмена реальности.Тот широкий размах, с которым американцы ловят десять самых отъявленных головорезов, не позволяет заметить эту подмену, поскольку люди думают, что не может такое большое внимание уделяться незначительным проблемам. Вовлеченностьзрителей в этот грандиозный спектакль создает ощущение сопричастностик происходящему. В этой суматохе истинные проблемы отходят на задний план. Победить преступность — слишком непосильная задача даже для ФБР.А вот поймать десяток-другой знаменитых бандитов куда проще. Сузив свои реальные задачи и возведя их в ранг общенациональных, руководители ФБР достигли своей цели.
Одним из способов поддержания имиджа президента США являются президентские пресс-конференции. Начало практике президентских пресс-конференций положил Теодор Рузвельт. Он использовал их «для пропаганды своих принципиальных взглядов, а не как форум для дебатов с прессой»[117]. Д. Эйзенхауэр разрешал журналистам снимать его на кинопленку и делать магнитофонные записи. Дж. Ф. Кеннеди первым разрешил прямые радио- и телетрансляции своих пресс-конференций. «Обаяние Кеннеди и присутствие телевизионных камер придавало президентским пресс-конференциям оттенок политического спектакля»[118]. Традицию театрализации пресс-конференций успешно продолжил Рональд Рейган — «великий коммуникатор».
Да простят нам нашу маниакальную подозрительность, но не являются ли пресс-конференции частью отлаженного манипулятивного механизма? По мнению Дж. Кина, традиции «политической лжи», имеющие глубокие корни в истории, получили хорошее подспорье в виде современных методов рекламы и «паблик рилейшнс». «Искусство политической лжи приняло жесткое обаяние, отражая "добрую волю" и велеречивую тактику специалистов по связям с общественностью с Мэдисон авеню. Это искусство практикуется многочисленными государственными чиновниками по связям с прессой, сбивающими критику со следа, успокаивающими нервы, поддерживающими благополучие журналистов, готовящими сообщения для общественного употребления, заботясь о том, чтобы они вызывали доверие. Это искусство лжи через связи с общественностью наибольшее развитие получило в Соединенных Штатах, где администрация Белого Дома регулярно ищет формы изображения президента в средствах массовой информации»[119]. Такую жесткую оценку получили американские специалисты по ПР.
В России тоже делаются попытки наладить «связи с общественностью». Практика еженедельных радиообращений президента к народу преследовала именно эту цель. Но после того, как президент посоветовал «квасить капусту и заготавливать огурцы на зиму», стало очевидно, что сказать ему людям больше нечего. В ситуации обвального рейтинга президента подобные «задушевные беседы» воспринимаются слушателями крайне негативно.
Другой специфически российский вид «паблик рилейшнс» — это прилюдные «порки» Б. Ельциным своих министров во время встреч с ними. Сюда же можно отнести и эпизод с «пересаживанием» С. Степашина. Очевидно, консультанты Б. Ельцина исходят из стародавнего убеждения, что россиянам нужен «барин», «царь», который время от времени шустрит нерадивых «бояр». Но практика показывает, что эффект от этих сцен невелик, а последнее время даже стал идти «в минус» президенту. Правда, громкие отставки накануне выборов 1996 года и заявления типа «во всем виноват Чубайс!» определенное действие возымели. Ельцин не без успеха сыграл роль «доброго царя». Но на сегодняшний день возможности этой стратегии полностью исчерпаны. А новую так и не удалось создать.
Итак, усилиями менеджеров по ПР создается имидж политика, который транслируется на миллионную аудиторию. По мнению С. Пшизовой, «создаваемый образ должен подменить реального человека при выполнении им властных функций, связанных с публичностью власти. В результате оказывается как бы два президента, поскольку реальный тоже никуда не исчезает окончательно»[120]. Анализируя сексуальный скандал вокруг Б. Клинтона, она приходит к выводу, что реальный президент стал «мешать» виртуальному, поскольку облик реального Клинтона не соответствовал виртуальному. Во-первых, это не совсем так. Моральные качества Клинтона не повлияли на его популярность, что показали проведенные в США опросы. Во-вторых, виртуальный имидж создается на основе реального «материала» и отделить одно от другого невозможно. Конечно, может, и настанут времена, когда на экране телевизора будет появляться компьютерный двойник президента. Технически это осуществимо уже сегодня. Но власть еще не настолько виртуализирована, чтобы совершать подобные трюки. Да и стоят они пока недешево.
В известном американском фильме «Маска» герой Джима Кэрри, тихий, скромный служащий, находит старинную маску. Когда он прикладывает ее к лицу, она внезапно прирастает к нему. Он срастается с ней и становится другим человеком!Авторы фильма очень точно подметили этот психологический феномен. Маска позволяет герою Кэрри избавиться от всех своих комплексов, осуществить свои тайные мечты. Она дает ему ощущение свободы и безопасности, так как его реальное лицо скрыто от глаз публики. Думаю, что и в политике имеет место тот же феномен срастания политика со своей маской, со своим имиджем. Поэтому разделить их невероятно сложно, а подчас просто невозможно, так как маска прирастает навсегда. Например, М. Горбачев психологически до сих пор не вышел из роли Президента СССР. Поскольку он таковым давно не является, он имитируетсвое президентство. Об этом свидетельствуют его бурная общественная деятельность на Западе, его манера речи, образ мышления.
Другое дело, что есть маски, так сказать, одноразовые, создаваемые под конкретную ситуацию. Вот их-то и надо непременно срывать, поскольку задачи, которые преследуют их изготовители, чисто манипулятивного свойства. Для наглядности проведем аналогию с Фантомасом из одноименного французского фильма. У Фантомаса была серая маска, которая словно приросла к его лицу, — ее он никогда не снимал. Но помимо нее он пользовался множеством других масок, когда хотел походить на кого-то из своих жертв в чисто манипулятивных целях. А серая маска стала его истинным лицом! Приблизительно так же обстоит дело и с имиджем политиков. Есть основной, базовый имидж, который навсегда «прилипает» к политику. И есть набор определенных ролей, которые лидер играет исходя из требований конкретной ситуации. Именно они являются «виртуальным телом» политика, фантомом, который исчезает, как только отпадает в нем надобность. Именно здесь скрыты огромные возможности для манипулирования людьми.
Сегодня большой популярностью в среде психологов и избирательных технологов пользуется техника НЛП (нейро-лингвистического программирования). Подобно многим другим технологиям, НЛП может использоваться как для распознавания манипуляций, так и непосредственно для манипулирования.
Один из лидеров этого направления, Р. Бэндлер, считает, что «большинство людей не пользуются собственными мозгами активно и продуманно»[121]. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если человек не пользуется своими мозгами, то всегда найдется человек, который сделает это за него.Правда, сделает это в своих интересах. Другими словами, наша «умственная бесхозяйственность» открывает для манипуляторов широчайшие возможности. И не их вина, что мы позволяемсобой манипулировать.
В НЛП различают три вида репрезентативных систем: визуальную, аудиальную и кинестетическую. Одна из этих систем у людей, как правило, бывает преобладающей: одни люди лучше видят картину воображаемой цели, другие — слышат, а третьи — ощущают.По предикативным словам и внешним признакам можно определить ведущую репрезентативную систему человека. Если вы хотите его в чем-то убедить, то создатели НЛП рекомендуют копировать поведение собеседника, разговаривать с ним на его «языке». Допустим, к примеру, если вы принадлежите к кинестетическому типу, а ваш партнер — к аудиальному, то вам необходимо сознательноперестроиться на аудиальный лад. Этот прием называется «отзеркаливанием» и применяется не только в межличностных взаимоотношениях.
ВРЕЗКА 3.
Предикативные слова и фразы в НЛП[122]
Предикативные слова
Нейтральные | Визуальные | Аудиальные | Кинестетические |
воспринимать | видеть | слышать | чувствовать |
понимать | смотреть | звучать | трогать |
думать | казаться | гармонично | схватывать |
узнавать | озарило | настроиться | ускользать |
решать | предвидеть | навострить уши | задержать |
мотивировать | ясно | тихо | выбросить |
изменять | туманно | глухо | повернуться |
и т. д. | и т. д. | и т. д. | и т. д. |
Предикативные фразы
Визуальные | Аудиальные | Кинестетические |
Ни тени сомнения | Выражать себя | Держать себя |
Взгляд сверху | Ясно выраженный | Прочная основа |
Туманный вид | Описать в деталях | Горячий спор |
С глазу на глаз | На слуху | Горячие головы |
Расширить перспективу | Шепнуть на ушко | Сидеть в печенках |
Смутная идея | Придержать язык | Вверх ногами |
В свете этого | Пустой разговор | Выскочило из памяти |
и т. д. | и т. д. | и т. д. |
Так, Э. Роббинс считает, что «все выдающиеся лидеры сильны во всех трех репрезентативных системах. Мы обычно доверяем людям, которые симпатичны нам на всех трех уровнях и от которых исходит ощущение цельности: все три аспекта их личности выражают одно и то же»[123]. По мнению Э. Роббинса, подобная «цельность» была присуща Р. Рейгану.
Основной смысл копирования, подстраивания под собеседника заключается в том, чтобы в определенный момент незаметно перехватить инициативу,и тогда «ваш партнер, сам того не замечая, начинает следовать за вами»[124]. В результате подобной изощренной манипуляции человек попадает в подчиненное положение, порой сам того не ведая.Э. Роббинс считает, что «лидерство должно естественно вытекать из перехвата инициативы»[125].
Подобный «перехват инициативы» пытаются осуществить и политики. Оратор сначала входит в контакт с аудиторией, сливается с ней, а уж потом начинает завладевать ею и направлять общение в нужное ему русло. С. Московичи так описывает этот процесс: «Нужно, чтобы вождь был непосредственным, как и актер. Он выходит из своего духовного пространства, чтобы сразу погрузиться в духовную жизнь публики. Обольщая толпу, он обольщает самого себя. Он действует в унисон с массами, воскрешает их воспоминания, озаряет их идеалы, испытывает то, что испытывают они, прежде чем повернуть их и попытаться увлечь своей точкой зрения»[126]. Эта техника не является каким-то новым открытием. Ею пользовались интуитивно вожди, ораторы, полководцы во все времена. Но технологии, подобные НЛП, позволяют сознательно овладеть этой техникой людям, которые не обладают от природы необходимой для этого интуицией, «чувством аудитории» и т. д. Другими словами, манипулятивные приемы становятся доступны практически любому человеку, испытывающему необходимость в их применении. Отсутствие таланта подменяется четко отработанными алгоритмами действий. Собственно в этом и состоит суть избирательных технологий, которые компенсируют, как выразился Э. Роббинс, «коммуникативную неуклюжесть» кандидатов.