Учение платона о государстве и законах
Платон(427—347 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, автор двух проектов идеальных государств.
Эпоха. Кризис полисного строя: один государственный строй сменялся другим (олигархия сменялась демократией, демократия — тиранией и т.п.). Многие греческие философы (Сократ, Платон, Аристотель) стали конструировать модели идеального полиса, т.е. устойчивого полиса, пытаясь найти теоретическое решение этого кризиса.
Биография. Настоящее имя — Аристокл; житель Афин; принадлежал знатному роду. Получил прозвище «Платон» от Сократа за ширину двух частей тела — груди и лба. Рано познакомился с философией Гераклита, пифагорейцев. Платон много времени уделял поэзии (все сжег). С 407 г. до н.э. до смерти Сократа Платон был его учеником. После смерти Сократа покинул Афины, посетил Египет и Южную Италию. Открыл философскую школу — Академию. Эта школа просуществовала около 1000 лет. Платон изобрел будильник.
Логическое основание политико-правового учения. Объективный идеализм. Платон «удваивает» мир: один мир у него познается чувствами, другой — разумом; один доступен каждому, другой — только избранным.
Сущность человека — это душа, которая имеет три начала: разумное, яростное, вожделеющее. Этим трем началам соответствуют добродетели: мудрость, мужество, умеренность.
Наряду с этими добродетелями Платон выделяет четвертую — справедливость. Справедливость заключается в том, чтобы делать то, что предназначено каждому природой.
Основные работы: «Государство», «Политик», «Законы».
Содержание политико-правового учения. Первый проект идеального государства как воплощение вечных идей правды и добра изложен Платоном в диалоге «Государство»: «Мы лепим в нашем воображении государство счастливое в целом, не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев населения». Проводя этот мыслительный эксперимент, Платон подспудно надеялся на его практическую реализацию.
Платон уподобляет идеальное государство человеческой душе. В душе каждого человека есть три начала: разумное, яростное, вожделеющее.
В идеальном государстве:
è разумному началу соответствует совещательное;
è яростному — защитное;
è вожделеющему — деловое.
Но если в человеческой душе эти три начала слиты, то в государстве они разделены и воплощены в разных сословиях: философах, воинах, производителях (ремесленниках и земледельцах).
Справедливость заключается в том, чтобы каждое из сословий занималось своим делом:
—>править должны философы, которые будут обязаны принимать участие в управлении государством и будут использованы для укрепления государства;
—> защищать полис должны воины, которые подчиняются философам;
—> философы и воины вместе управляют производителями. Следовательно, третье сословие не участвует в делах управления.
Платон выступает сторонником жесткой иерархии, замкнутости и наследственности сословий. Он допускает проникновение из второго сословия в первое, но против проникновения выходцев их третьего сословия в ряды правителей, поскольку считает, что это приведет к гибели государства.
Платон приводит ряд аргументов в пользу своего основного тезиса о том, что править должны философы.
• Править должны те, кто не стремится к занятию государственных должностей. Для Платона это истинные философы, которые традиционно далеки от политики.
• Согласно мифу боги подмешали в души людей при их рождении разные металлы: в души философов вложено золото, в души воинов — серебро, в души ремесленников и земледельцев — медь и железо. И Платон делает вывод, что, имея в душе «божественное золото», философы «не нуждаются в золоте человеческом», т.е. их не интересует возможность обогащения, которую предоставляет власть.
• Только философы способны постигать истинное добро и справедливость. Поэтому в идеальном государстве законов не требуется: «Таким, записанным на бумаге законам не будут ни подчиняться, ни охранять их».
Меры по обеспечению устойчивости государства-полиса. Философы и воины должны посвятить свою жизнь исключительно служению общему благу государства-полиса. Поэтому для этих двух сословий необходимо упразднить институты частной собственности и индивидуальной семьи. Средства для существования философов и воинов поставляет третье сословие. Жены и дети у философов и воинов общие. Воспитание детей казалось Платону слишком важным, чтобы доверять его индивидууму: воспитывать детей должно государство.
Форма правления государства, необходимая для перехода к идеальному государству. Платон считал тиранию единственно возможной формой правления для перехода к идеальному государству.
Платон неоднократно посещал Сицилию по приглашению тирана Дионисия Младшего, который утверждал, что хочет управлять согласно философским принципам. Однако реализовать свой проект на Сицилии Платону не удалось.
Классификация форм государства. Платон различает испорченные государства по степени их удаленности от идеального:
1) тимократия — правление военных, бесконечные войны;
2) олигархия — правление немногих богатых, вражда богачей и бедняков;
3) демократия — правление народа, предельная свобода народа, замещение государственных должностей по жребию;
4) тирания — власть одного, худшего, окруженного толпой негодяев.
Источник смены форм государства Платон видел в порче человеческих нравов.
Второй проект идеального государства Платон разрабатывает в своей работе «Законы».
Идеальное государство — это смешанное государство, которое состоит одновременно из двух противоположностей: монархии и демократии. В описании Платона идеальное государство — это государство:
—> которое состоит из 5040 граждан, к числу которых относятся только владельцы земли;
—> в котором собственность на землю государственная, но владение землей — частное;
—> в состав граждан которого не входят ремесленники и торговцы;
—> в котором существуют запреты ростовщичества, закладывания вещей, получения приданного.
Управление идеальным государством. Монархический компонент в идеальном государстве Платона — это коллегия 37 стражей закона, которые выполняют следующие функции: охраняют законы; хранят записи об имуществе, которое превышает норму, установленную для каждого из четырех классов населения; осуществляют судебные функции по частному обвинению в корыстном приобретении имущества, превышающем установленную норму.
Демократический компонент включает:
1) совет из 360 человек, который работает секциями по 30 человек в течение одного месяца, обладает правом созыва очередных и внеочередных народных собраний;
2) народное собрание, посещение которого обязательно под угрозой штрафа только для представителей 1 и 2 классов.
Вне монархического и демократического компонентов управления идеальным государством действует «ночное собрание», деятельность которого не зависит ни от каких органов. Он имеет верховную власть в государстве.
Законодательное искусство. «Твое дело определить, что именно и в каком размере можно назвать умеренным: иначе не думай, что подобное твое слово станет законом».
Законодательные приоритеты: первооснова государства — это рождение детей. Первыми во всяком государстве будут по праву законы о браке.
В трактате «Политик» под истинной политикой Платон понимает:
• знание божественных принципов и форм правления людьми, их возможно полное осуществление в земной жизни;
• царское искусство при наличии царского знания и умения судить и повелевать. Если у правителей есть такие данные, то «будет уже не важно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты...».
Идеальное правление не требует слишком детальных законоположений. Это царское правление, при котором царь владеет политическим искусством, т.е. умением плести политическую ткань.
Платон критиковал управление людьми посредством закона, поскольку он считал, что закон не может охватить нюансы всех жизненных ситуаций.
Классификация форм государственного правления.
Главным критерием классификации служит количество правящих и их отношение к законам. Платон выделял следующие формы государственного правления:
• царская власть — правление одного с опорой на законы;
• тирания — правление одного без опоры на законы;
• аристократия — правление некоторых с опорой на законы;
Учение Платона о законах (по диалогу «Законы»):
• «неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом»;
• правители — служители законов: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы
• олигархия — правление некоторых без опоры на законы;
• демократия — правление большинства с опорой на законы;
• демократия без опоры на законы.
Платон вошел в историю политической мысли как создатель двух проектов идеального государства. Его можно назвать первым «коммунистом»: в первом проекте идеального государства он оспорил значимость института частной собственности для двух высших сословий. Платон сформулировал проблему перехода к идеальному государственному правлению.