Тема 2. Объект и предмет СМО. Методы СМО
1. Предмет СМО. Соотношение понятий «мировая политика», «геополитика», «международные отношения».
Взаимосвязь внешней и внутренней политики. Место СМО в структуре социогуманитарного знания. Междисциплинарность, полипарадигмальность СМО.
2. Методы СМО – общая характеристика. Общенаучные методы, общелогические методы, методы, общие для всего социогуманитарного знания. Методы из смежных дисциплин (политическая наука, экономическая теория, юриспруденция, конфликтология).
3. Общесоциологические методы в СМО. Математико-статистический анализ зависимости между социальными изменениями и изменениями в международной жизни. Социологический анализ документов. Контент-анализ. Социологические методы анализа пропаганды, агитации, пиар-текстов, политических технологий. Неформализованный анализ документов. Социологические исследования мотивов деятельности политических лидеров и иных лиц, принимающих решения (ЛПР). Опросы, анкеты, интервью, фокус-группы.
4. Специфические методы СМО. Исследование деятельности международных организаций. Ивент-анализ. Метод когнитивного картирования. Прогностические методы.
Краткое содержание
1. Предмет СМО. Утверждение социологического подхода предполагает разграничение базовых понятий – мировая политика, геополитика, международные отношения. Эти понятия принимаем как рабочее представление о нашем объекте исследования.
Мировая политика – взаимодействие государств и межправительственных (межгосударственных) организаций на внешнеполитической арене, распределение властных ресурсов в международном сообществе. Геополитика -система взаимодействия государств и их союзов, сложившаяся в связи с местом каждого государства в глобальном социуме и теория, изучающая международные отношения лишь с точки зрения подобного взаимодействия. Еще не так давно геополитика рассматривала МО лишь через призму географического фактора. Современные геополитические концепции рассматривают «политический вес» государств в зависимости от уровня их социально-экономического развития. Итак, наш объект, международные отношения, – многообразные отношения государств, их союзов, иных акторов в современном глобализирующемся социуме.
Предмет СМО – различные виды общественно-политической деятельности, которые в настоящее время складываются в международных взаимодействиях, все многообразие акторов, участвующих в этих взаимодействиях.
Внешняя политика перестала быть «сакральной сферой», в которой действуют лишь власть предержащие, «посвященные», монархи и дипломаты. Внутренняя стабильность, высокий уровень развития науки, техники, экономики, достойные жизненные стандарты для рядовых граждан – это реальные составляющие веса государства, не менее важные, чем военная мощь. Многочисленные демонстрации простых граждан, требующих изменения внешнеполитического курса своей страны, - не редкость. Комплексный характер современных международных отношений, их амбивалентность объясняют междисциплинарный характер теоретического аппарата для анализа МО, полипарадигмальность теории международных отношений, многообразие методов социологии МО, тесную связь СМО со смежными социогуманитарными и социально-экономическими дисциплинами. Изменение логики общественно-исторического развития во времени заставляет уделить внимание истории развития МО и истории развития теории МО.
2. Методы социологии МО разобьем на четыре группы: 1) общенаучные, 2) общие для всех гуманитарных дисциплин и пришедшие в СМО из смежных гуманитарных дисциплин; 3) общесоциологические методы; 4) специфические методы социологии МО.
К общенаучным методам относятся – анализ и синтез, общелогические методы – индукция, дедукция, традукция, весьма распространенный ныне гипотетико-дедуктивный метод. Анализ – теоретическое «расчленение» международной жизни на составляющие, выделение ее ключевых элементов и выявление связей между ними. Синтез – построение на основе анализа логической схемы, очищенной от случайных, малозначимых фактов. Гипотетико-дедуктивный метод требует начинать исследование с абстрактной теоретической модели – гипотезы, провести процесс ее верификации-фальсификации, используя, как теоретический, так и эмпирический материал, и затем попытаться выйти на новый уровень обобщений.
Традукция – умозаключение по аналогии, индукция – умение по капле воды понять океан.
Социология МО использует ставшие уже традиционными для всех отраслей социогуманитарного знания исследовательские приемы: 1) исторический (генетический) и логический (систематический) методы в их единстве; 2) метод идеальных типов 3) сравнительно-исторический метод; 4)компаративный метод, компаративистика (от англ. to compare – сравнивать), сравнительные исследования.
Исторический метод предполагает анализ каждого общественного явления в его зарождении (генезисе) и историческом развитии. Логический метод не противостоит историческому, но строится на систематизации историко-эмпирического материала, отбрасывании несущественной информации. Логический метод позволяет выстроить социологические модели – идеальные типы.
Классика социологии строилась, преимущественно, на использовании сравнительно-исторического метода, допускающего сравнение социально-исторических реалий, относящихся к различным эпохам и культурам. Несомненное противоречие, которого не избежать в рамках «историцизма», – сравниваются объекты, сопоставимость которых сомнительна.
Поэтому, новейшая компаративистика предпочитает выбирать для сравнения небольшое число объектов, сопоставимость которых не вызывает сомнения. Сделанные выводы становятся лишь гипотезой или рассматриваются как определенная тенденция, а не доказанная закономерность. Гипотезы становятся толчком для применения стандартных методов: гипотеза-верификация-дедукция.
Многие методы, которые ныне признаются социологическими, пришли из «смежных» отраслей социогуманитарного знания – прежде всего, историографии, юриспруденции, политической науки и психологии. Это связано с тем, что социальная наука в ее современном понимании окончательно отделилась от философии, историографии, юриспруденции всего полтора столетия назад.
Институциональный метод – исследование сложившихся общественных структур пришел в социологию из юриспруденции, и в какой-то мере, экономической теории. В экономической теории институционализм провогзгласилв к.!(в. Т.Веблен. И, если в политико-юридической науке преобладал анализ властных институтов, то в социологии институционализм являлся способом анализа практически любого объективно сложившегося социального феномена, После второй мировой войны институционализм трансформировался в неоинституционализм, рассмотрение социальных институтов в сложном историко-культурном контексте.
Бихевиоризм или бихевиористский метод основан на анализе стимулов (мотивов) социального поведения лиц, групп, общества. Поведение при этом рассматривается лишь как реакция на внешние воздействия. Необихевиоризм рассматривает поведение в обществе как детерминированное не только внешним воздействием, но и внутренней системой мотивов, ценностных ориентаций, установок индивида и(или) общности.
Системный (структурно-функциональный) метод рассматривает общественную жизнь как систему элементов, связанных структурой, состоящей, преимущественно, из информационных каналов, при этом каждый элемент выполняет ту или иную функцию, необходимую для стабильного существования всей системы.
Ныне в социологии МО активно используют методы политологии, психологии, экономической теории, юриспруденции, конфликтологии. На данный момент преобладает использование геополитических и политологических подходов, поскольку взаимодействие государств и народов осуществляется (при важности иных способов взаимодействия) на политическом уровне. Психологический анализ позволяет выявить противоречивые мотивы, которыми руководствуются политики и дипломаты, а также социально-психологические и социокультурные установки, которые объясняют массовое поведение. Современная глобальная общественная жизнь во многом продиктована объективными экономическими реалиями (деятельность ТНК, кризисное международное разделение труда и многое другое). Эти феномены могут быть проанализированы лишь с использованием научного аппарата экономической теории. Формальное утверждение международно-правовых норм в жизни глобального сообщества требует использования юридических методов, готовность ряда акторов урегулировать проблемы в режиме жесткого диалога, но не прямого столкновения, тем более, силового, объясняет активное применение методов конфликтологии.
Основные методы социологических исследований, используемые при анализе МО:
- Анализ зависимости между социальными изменениями и изменениями в международной жизни;
- Анализ документов;
- Наблюдение;
- Социологический опрос.
Зависимость между социальными изменениями и изменениями в международной жизни выявляется с использованием математико-статистического аппарата. Типы показателей, которые используются при подготовке и интерпретации данных о социальной ситуации на глобальном уровне:
- Зависимые переменные – то, на что хотим повлиять;
- Независимые переменные – средства воздействия на зависимые переменные (система приемов, действий, методов, которую мы разрабатываем или корректируем)
- Неконтролируемые переменные – условия среды;
· Частично контролируемые переменные – находящиеся в причинной связи с независимыми и зависимыми переменными.
Социологический анализ документов возможен двумя путями: традиционные (неформальные); б) формализованные. Самый известный формализованный метод – контент-анализ. Контент-анализ (content – содержание, англ.) – формализованный метод изучения различного рода текстов, суть которого заключается в количественном анализе их содержания. Другие определения «контента» (современное значение заимствования «контент» - содержание разного рода мультимедийных программ; на социологическом научном сленге: контент – контент-анализ):
· Анализ текста безотносительно к его смысловому и, тем более, ценностному, содержанию;
· Статистическая семантика;
· Техника для объективного количественного анализа содержания коммуникации;
· Техника для получения выводов при помощи объективного и систематического установления характеристик сообщений.
Важнейшие характеристики контент-анализа:
· Единообразие, стандартизированные правила поиска, учета, подсчета количественных характеристик текста;
· Наличие строгого алгоритма;
· Все данные об исследуемой информации используются для получения выводов о невербальных аспектах коммуникации тех или иных характеристик адресата и коммуникатора;
· Всегда предполагается сопоставление (всякая частота упоминаний об акторе, ЛПР, блоке, государстве и т.п. в различных программах и изданиях сравнивается с неким «средним употреблением», если имеются подобные данные).
Основные исследовательские модели контент-анализа:
· Частота упоминания слова, образа, темы;
· Наличие (отсутствие) той или иной темы;
· Связь между темами;
· Основные темы.
Характеристики развития коммуникативных процессов, при которых эффективен контент-анализ:
· Отсутствие прямого выхода на коммуникатора (деятельность государств и блоков – конкурентов, с которыми не ведется диалог и т.п.);
· Текстовая информация – единственно доступная для исследования информация;
· Большой объем материала (социально-политическая информация в современных СМК).
Единицей контент-анализа выступают слово или устойчивое словосочетание, обозначающие или символ, или тему, или категорию (при анализе художественного текста – образ или герой). Требования к единице контент-анализа помогают понять и способы выделения единицы. Ключевое требования к числу единиц анализа – их должно быть достаточно много, чтобы можно было сделать выборку. Характеристики самой единицы контент-анализа:
· Имеет понятное смысловое значение;
· Имеет единственное (основное единственное) значение;
· Легко идентифицируется.
Общая схема контент-анализа:
· Выделение единицы анализа;
· Выявление вербального индикатора единицы анализа (они очень часто разнообразны и, возможно, неоднозначны);
· Обработка полученных данных.
Различные исследовательские задачи предопределяют и различные единицы отсчета. При исследовании материалов прессы за единицу отсчета берут строки, абзацы, колонки, квадратные сантиметры газетной площади, отведенные данной теме. При анализе материалов электронных СМК за единицу отсчета берут время упоминания в минутах и секундах.
Иногда задача исследования сводится лишь к фиксации частоты упоминания (появления на экране) выбранной единицы контент-анализа. Частота упоминания темы (иной единицы контент-анализа) может служить показателем ее важности с точки зрения исследователя (заказчика).
Необходимо использование методов математической статистики и обработка материалов на компьютере. Примеры задач, решаемых с помощью контент-анализа:
· Один источник исследуется в разное время;
· Одно и тоже издание анализируется до и после проведения пропагандистской, рекламной или PR-акции;
· Одна единица анализа включена в разные контексты (один и тот же текст размещен в разных изданиях и затем проанализированы отклики в этих изданиях);
· Сравнение источников, причем не только вербальное (исключительно текстовое, словесное). Пример невербального «контента» – сравнение биографии политика и его устных и (или) письменных текстов;
· Результат воздействия события на общество (число участников массовго антивоенного выступления до и после критических материалов в СМК о преступлениях и иных неконвенциональных действиях одной или несокльких воюющих сторон).
Неформализованный анализ текста документов – интуитивное понимание и обобщение содержания, выделение ключевых положений, «диалог» с автором, если документ представляет собой авторский текст, получение собственных выводов.
Наблюдение – непосредственное отслеживание социальных фактов и их регистрация. Существуют два метода наблюдения: 1) структурированное наблюдение, 2) неструктурированное наблюдение.
Социологический опрос – метод получения первичной (непосредственной) социальной информации основанный на взаимодействии исследователя и респондента, который дает ответы на поставленные вопросы. Опросы общественного мнения должны дополняться другими инструментами изучения общественного мнения – анализ прессы (контент–анализ и экспресс-анализ), анализ итогов выборов, непосредственное общение.
Виды опросов – анкетирование и интервью.
Анкетирование – вид опроса, при котором респондент самостоятельно заполняет предложенную ему анкету. Анкета – объединенная исследовательским замыслом система вопросов, призванная выявить мнения и оценки респондентов по поводу социальных фактов или получить от респондентов информацию.
Интервьюирование существует в двух формах – формализованное (стандартизированное), свободное (не стандартизированное). Формализованное (стандартизированное) интервью – совместное заполнение анкеты (респондент заполняет анкету при участии интервьюера), которое предполагает и неформальное собеседование с респондентом. Свободное (глубокое) интервью – это беседа интервьюера с респондентом по поставленной проблеме. Его, очевидно, сложнее проводить. Требуются временные, материальные, организационные затраты, специальная подготовка интервьюеров и т.п. Но в случае квалифицированной подготовки вопросов и хорошо подготовленных интервьюеров можно избежать многих недостатков стандартных опросов и анкет. Фокус-группа – случайно или особым образом подобранная малая группа (7-9 человек, что не предполагает репрезентативности), с которой беседу (в форме глубокого интервью по проблеме) проводит профессиональный социолог – модератор.
Кратко перечислим специфические методы СМО. Социологические исследования мотивов и действий политических лидеров и иных лиц, принимающих решения (ЛПР), как мы выше отмечали, осуществляется с помощью социально-психологических методов. Анализ деятельности политиков и дипломатов проходит также с использованием ряда специфических инструментов. Анализ системы ценностей позволяет определить систему нормативно-ценностных установок, которыми руководствуется то или иное ЛПР. Необходим анализ личных документов, речей, выступлений, мемуаров.
Исследование деятельности международных организаций снова заставляет нас вспомнить о надсоциальной реальности МО. К деятельности надправительственных организаций только в ограниченном объеме можно применить институциональный или функциональный анализ. Дополнением сложившегося общесоциологического инструментария служит ивент-анализ (в дословном переводе - событийный анализ) или анализ событийных данных. Метод когнитивного картирования означает построение когнитивных карт. Когнитивная карта – карта заданных в сознании стереотипов. Деятельность ответственных лиц, лиц принимающих решения, играет важную роль в развитии международной жизни. Лишь сочетание ивент-анализа, указывающего на логику объективных международных процессов, и психологических методов, позволяющих проанализировать логику принятия решений политиками и дипломатами, позволяет понять развитие МО.
Прогностические методы в прикладных социально-политических науках необходимы. Важнейшими из методов прогнозирования являются – дельфийский метод (модифицированный метод экспертных оценок) и сценарный метод. Дельфийский метод – несколько итераций (циклов, кругов) экспертных оценок будущего развития, при наличии над экспертным сообществом того или иного контролирующего органа. Сценарный метод – разработка сценариев, идеальных моделей будущего развития.