Тема 1. Специфика социологии международных отношений (СМО)
Тема 9. Международное право
Понятие и источники международного права. Международное право как основной принцип современных международных отношений. Основные части современного международного права. Международно-правовые нормы. Субъекты международного права.
Нормы международного права. Институты международного права. Принципы международного права. Суверенитет. Невмешательство во внутренние дела других государств. Равноправие и самоопределение народов. Неприменение силы. Нерушимость границ.
Взаимодействие международного права и внутригосударственного права. Функции международного права во внутригосударственном праве. Международное право как фактор совершенствования национального законодательства. Взаимодействие международно-правовых нормативных актов и национального законодательства в правоприменительном процессе. Международные конвенции. Внутригосударственные механизмы реализации норм международного права.
Основания международно-правовой ответственности. Характер и способы международно-правовой ответственности. Дипломатия. Виды дипломатии: дипломатия государств, дипломатия международных организаций. Дипломатический корпус, его права и функции. Международные конференции.
Краткое содержание
Важнейшие принципы международного права (они перечислены в разделе 6), образуя его фундаментальную основу и обладая высшей юридической силой, представляют собой общие нормы международного права. Действия и договоры, нарушающие основные принципы международного права, признаются недействительными (ничтожными), подобные действия и заключение подобных договоров может повлечь применение мер международно-правовой ответственности.
Международное право – система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права и направленных на поддержание мира и укрепление международной безопасности; установление и развитие всестороннего международного сотрудничества, которые обеспечиваются добросовестным выполнением субъектами международного права своих международно-правовых обязательств, а при необходимости – принуждением, осуществляемым государствами в индивидуальном и коллективном порядке в соответствии с действующими нормами международного права.
Международное право является продуктом длительного исторического развития и одной из важнейших общечеловеческих ценностей, без которой невозможно функционирование межгосударственной системы международных отношений. Возникнув одновременно с образованием государств, международное право в своем становлении и развитии прошло длительный путь в соответствии с самой историей существования и развития человеческого общества.
Современное международное публичное право сформировалось, в основном, в сер. ХХв. и в концентрированном виде отражено в Уставе Организации объединенных наций (Объединенные нации, ООН). Устав Объединенных Наций открыл новую эпоху в правовом регулировании международных отношений и нормативно закрепил важнейшие принципы международного права. Эти принципы не только регулируют сложившиеся межгосударственные отношения, но и способствуют формированию новых. Неукоснительное уважение международной законности – пока недостижимый идеал. Международное право еще далеко не стало императивом всеобщей безопасности и взаимной ответственности государств.
Рассмотрим специфику международного права (МП). МП регулирует исключительно отношения между государствами. В МП практически отсутствует надгосударственный аппарат принуждения к соблюдению правовых предписаний. Государства в нынешней ситуации должны добровольно соблюдать международно-правовые нормы. В системе международного права нормативные предписания складываются только в результате согласия государств.
Международное публичное право – совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. Международное публичное право и внутригосударственное право – самостоятельные системы права. Но они оказывают влияние друг на друга, взаимодействуют в процессе нормотворчества и правоприменения
Имплементация - обеспечение фактической реализации международно-правовых обязательств на внутригосударственном уровне. В целях имплементации государства осуществляют меры по трансформации международно-правовых норм в национальные законы и правила. Многие государства, в том числе – РФ, в своем внутреннем законодательстве исходят из приоритета норм международного права над внутригосударственными. Принцип преимущественного значения норм международного права закреплен в ст. 27 Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 г., согласно которой участник договора не может ссылаться на положение своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения обязательств по договору.
Эффективность международного права во многом зависит от степени трансформации его принципов и норм во внутригосударственное законодательство. В новой России на конституционной основе определен характер взаимосвязи международного и национального законодательства. Согласно ст. 15 Конституции РФ, если международным договором предусмотрены правила, противоречащие законам РФ, то следует применять правила международного договора.
Норма международного права – правило поведения, признанное государствами и другими субъектами международного права как обязательное. Создание новых норм происходит путем заключения международных договоров и формирования обычаев. Большое значение в качестве норм приобретают резолюции и решения международных организаций.
По действию в отношении круга участников международно-правовых отношений нормы подразделяются на универсальные и партикулярные (т.е. частные). Универсальные нормы распространяются на всех участников международно-правовых отношений, партикулярные (локальные или региональные) распространят свое действие на ограниченный круг участников.
Среди универсальных норм выделяют нормы диспозитивные и императивные.
Диспозитивная норма – норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств.
Императивные нормы – нормы, которые устанавливают четкие и конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять объем и содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами.
Среди императивных норм выделяются нормы jus cogens. В соответствии со ст. 58 Венской Конвенции о праве международных договоров под нормой jus cogens (юс когенс, императивной нормой) понимают норму общего международного права, принимаемую и признаваемую международным сообществом государств как норма, отклонение от которой недопустимо: она может быть изменена только последующей нормой такого же характера. Любые отклонения от норм jus cogens делают действия государств юридически ничтожными. Нормами jus cogens являются основные принципы общего международного права.
Система международного права – совокупность объективных (позитивных) норм, т.е. принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права, взятых в своем единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.
Отрасль международного права – совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, обладает некоторой степенью кодификации и характеризуется наличием принципов, применяемых в данной области международных правоотношений.
Международно-правовой институт – группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений, например, институт признания государств, институт международной ответственности и т.п.
Источники международного права – формы существования международно-правовых норм, в которых выражены согласованные субъектами международного права и признанные ими правила поведения. Как правило, источниками международного права признаются международный договор и международно-правовой обычай.
В соответствии со ст. 2 Венской Конвенции о праве международных договоров международный договор – «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли оно в одном документе, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (договор, конвенция, соглашение, пакт, акт, протокол, обмен нотами, письмами или др.) (Цит. по: Майорова и др.: 2000, 27).
Международный обычай – сложившееся в международной практике правило поведения, которое признается субъектами международного права в качестве обязательного. Ст. 38 Статута (акта) Международного суда ООН определяет международный обычай как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы» (Цит. по: Майорова и др.: 2000, 27).
Прецедент как источник международного права в отечественной международно-правовой теории обычно не рассматривается. В силу специфики англосаксонской юридической доктрины (преобладает прецедентное право) англо-американские практикующие политики и дипломаты, а также юристы-специалисты по международному праву придерживаются другой позиции, обращаясь к действию нормы де-факто или к сложившейся практике как к источникам международного права.
Несомненно, что решения Международного суда ООН, иных надправительственных судебных инстанций, нормы, разработанные межправительственными организациями и международными органами, не являясь источниками международного права де юре, зачастую или приобретают характер обычая, или служат основой для формирования впоследствии международно-правовых норм.
Субъекты международного права выступают не только носителями прав и обязанностей, но и играют главную роль в создании и реализации международно-правовых норм.
Субъект международного права – носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права или предписаниями международно-правовых актов. Существуют две категории субъектов международного права – первичные (суверенные) и производные (несуверенные). К первой группе относятся суверенные государства, а также нации и народы, борющиеся за свободу, независимость, создание собственной государственности. Ко второй группе относятся международные межправительственные организации и государственно-подобные образования. Среди самих субъектов международного права главное и определяющее место принадлежит суверенным государствам, каждое из которых в пределах своей государственной территории обладает верховенством в решении всех внутренних и внешних вопросов.
Международно-правовая ответственность – юридическая обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный другому субъекту или субъектам международного права в результате нарушения международно-правовой нормы, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не составляющих нарушения международно-правовой нормы, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором.
6) В международной практике встречаются правоотношения, которые содержат элементы как гражданско-правовых, так и международно-правовых отношений. Эти отношения регулируются нормами международного частного права, имеющими свои особенности.
Международное частное право – особая отрасль права, предназначенная для регулирования отношений гражданско-правового, семейного, трудового характера, выходящих за пределы одного государства, т.е. отношений с международным (иностранным) элементом.
Согласно преобладающей модели, международное частное право – составная часть внутренней правовой системы каждого государства. Связь международного публичного права и международного частного права прослеживается тогда, когда в качестве источника международного частного права применяются нормы, сформулированные первоначально как правила международного договора, а затем трансформированные в нормы внутреннего законодательства.
В международном частном праве используется целый ряд общих норм международного публичного права (суверенитет государств, невмешательство во внутренние дела, недопущение дискриминации). В области международного частного права, нормы которого формируются в значительной степени каждым государством самостоятельно, большое значение имеет принцип соблюдения каждым государством, как своих договорных обязательств, так и общеобязательных для каждого государства норм и принципов международного права. В ряде случаев, как международное публичное право, так и международное частное право регулируют общий комплекс одних и тех же отношений, но с использованием своих специфических для каждой из этих нормативных систем методов.
Международное публичное право регулирует, преимущественно, межгосударственные отношения. Основными субъектами международного публичного права являются государства. Признается правосубъектность межгосударственных организаций и народов, борющихся за свое освобождение. Основным источником международного публичного права считают международный договор.
Международное частное право регулирует частноправовые, т.е., прежде всего, имущественные, отношения, носящие международный характер. Субъектами международного частного права являются физические и юридические лица. В качестве источников международного частного права, наряду с международными договорами, большое значение приобретают источники внутреннего характера – законодательство, судебная и арбитражная практика.
В международном частном праве используется целый ряд общих норм международного публичного права (суверенитет государств, невмешательство во внутренние дела, недопущение дискриминации). В области международного частного права, нормы которого формируются в значительной степени каждым государством самостоятельно, большое значение имеет принцип соблюдения каждым государством, как своих договорных обязательств, так и общеобязательных для каждого государства норм и принципов международного права. В ряде случаев, как международное публичное право, так и международное частное право регулируют общий комплекс одних и тех же отношений, но с использованием своих специфических для каждой из этих нормативных систем методов.
В международном частном праве международные договоры применяются к субъектам – гражданам и юридическим лицам не непосредственно, а после того, как это будет в определенной форме санкционировано государством. Отношения, регламентируемые международным частным правом, затрагивают интересы многих государств. Поэтому в рамках международных организаций и при непосредственном взаимодействии государств разрабатываются единые нормы, регулирующие отношения частноправового характера с международным (иностранным) элементом, которые, путем трансформации (включения) во внутреннее законодательство, приобретают правовую силу в договаривающихся государствах. Таким образом, регламентированная нормами международного публичного права деятельность государств и международных организаций приводит к созданию источников международного частного права.
Существует ряд международных соглашений, содержащих единые нормы, признаваемые многими государствами. На двухстороннем уровне государства также договариваются между собой о применении международного публичного права и об особом порядке регулирования спорных случаев в отношениях субъектов права этих стран. Подобные нормы содержат, например, торговые договоры. Если государства заключают договоры о торговле и мореплавании, то между ними устанавливаются отношения международного публичного права. Если же частные лица, граждане этих государств, или коммерческие фирмы, зарегистрированные как юридические лица по законам этих государств, участвуют в торговле, перевозках, иных хозяйственных операциях, то возникающие отношения регулируются международным частным правом.
Международные частноправовые нормы могут содержать и договоры о правовой помощи, воссоединении семей, усыновлении в другой стране и т.п. Определенную актуальность приобретает аспект экстерриториального применения внутригосударственного публичного права. В ряде случаев, с согласия государства, на его территории могут осуществляться действия органов другого государства, применяться иностранные правовые нормы (например, при исполнении судебных решений).
Тема 13. Мировая экономика
История мировой экономики. Торговые контакты в Античности и Средневековье. Рождение мировой экономики – колониальные захваты.
Колониальная и торговая система ХVII-ХVIIIвв. Меркантилизм. Протекционизм. Фритредерство. Рождение современных экономической науки и модели внешнеторговой деятельности в ХIХв.
Мировая экономика в ХХв. Смена государственно-рыночных и рыночных моделей.
Глобализация. Универсализация социально-экономической жизни как объективная причина глобализации. Информационные процессы. Формирование глобальной экономики.
Развитие современной мировой экономики. Взаимосвязь интеграционных, глобализационных и мир-системных процессов. Развитие мировой торговли.
Развитие мировой валютной системы в Новое время. Система золотого стандарта. Зарождение системы резервных валют. Бреттон-Вудская система. Золотодолларовый стандарт. Система фиксированных валютных курсов. Ямайская и постямайская системы. Мультивалютный стандарт. Система плавающих курсов.
Деятельность МВФ и Всемирного банка (ВБ). Задачи МВФ и БВ. Кодекс надлежащей практики.
Международные экономические организации. Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Всемирная торговая организация. Организация экономического сотрудничества и развития. «Большая восьмерка». Международный экономический форум.
Противоречия финансово-экономической глобализации.
Краткое содержание
Формирование мировой экономики, как и всей системы МО, – длительный и противоречивый процесс. Торговые и иные хозяйственные контакты в Древности и в Средние века были не менее важной формой культурного обмена, чем войны, массовая миграция и путешествия.
На заре Нового времени именно торгово-экономические факторы подтолкнули Европу к выходу на мировые просторы. В ХVII-ХVIIIвв. уже формируется своеобразная мировая экономика. Стремление к развитию колониальной торговли рождает меркантилизм – концепцию преобладания ввоза над вывозом.
Первые колониальные столкновения способствуют распространению протекционизма, концепции защиты внутреннего рынка, преобладания вывоза над ввозом. Лишь во вт.пол.ХIХв. распространение получает фритредерство – теория свободной торговли. Параллельное развитие концепций протекционизма и свободной торговли отражало противоречивую логику истории: одновременно имеют место как стремление к защите своего внутреннего и колониального рынков, так и экспансия на рынки чужие. Завершившийся передел мира также влечет развитие обеих тенденций – защитить свои рынки и выйти на чужие. Между мировыми войнами и после второй мировой войны нормой становится протекционизм.
Освобождение слаборазвитых стран от колониальной зависимости и их неизбежное взаимодействие с бывшими метрополиями означает рождение неоколониальных связей. Их недостатки (неэквивалентный обмен, трансформация крупных западных фирм в глобальные транснациональные концерны) не ставят под сомнение сам объективный противоречивый процесс развития глобальной экономики.
Происходит универсализация технологических, производственных, торговых и, в гораздо меньшей степени, потребительских стандартов. Ныне данные процессы дополнены формированием мирового информационного пространства. Глобализация, распространение норм современного открытого общества на все регионы мира, транснационализация, формирование единой мировой открытой экономики, означают дальнейшие развитие мирового сообщества как системы. Три процесса, 1) глобализация, 2) интеграция и транснационализация мировой экономики, 3) развитие открытой мир-системы, взаимосвязаны. При этом их имеющиеся позитивные аспекты скорее мешают друг другу. А негатив этих процессов – взаимообусловлен и живет по принципам «взаимораскрутки».
Отмечаем противоречивость мирового рынка. Емкость мирового рынка конечных продуктов и услуг сопоставима с величиной мирового ВВП. Общий же оборот мирового рынка существенно больше, поскольку в него входит и много промежуточных продуктов.
Емкость мирового рынка в узком смысле значительно меньше мирового ВВП. Это объясняется рядом факторов: 1) Большая часть услуг не вовлечена в мировой оборот. 2) Основная часть товаров также продается в рамках внутренней торговли. Но емкость мирового рынка растет не столько за счет экстенсива – рост числа потребителей, сколько за счет интенсива – роста ВВП на душу населения.
Интенсивный рост обусловлен цикличным характером организационного и технического прогресса. Кризисные явления в мировой экономике рубежа тысячелетий обусловлены исчерпанием технологической волны НТП (вторая половина ХХв.). Сглаживающим фактором стал рост потребления в странах с развивающимися рынками (Бразилия, Россия, Индия, Китай (Китайская народная республика) - БРИК).
Темпы роста мировой торговли обгоняют рост мирового ВВП. Экспорт растет, снижаются торговые барьеры, развивается кооперация. Несомненен опережающий рост торговли услугами, полуфабрикатами, технологичной продукцией.
Особую роль транснациональных корпораций в мировой экономике мы кратко рассмотрели в предыдущем разделе.
Валютные системы
В ХIХв. мировая валютная система только зарождалась. Золото и серебро фактически выполняли свои прямые денежные функции. Процесс демонетизации золота (утраты золотом функции средства платежа и иных денежных функций) начался на рубеже ХIХ-ХХвв, активно шел между войнами и завершился к началу Второй мировой войны. С постепенным прекращением размена бумажных денег на металл фактически утверждается принцип валютного паритета, по которому сначала устанавливается курс денежной единицы по отношению к базовой валюте, взятой за эталон ценности, а затем исчисляется ее золотое содержание, исходя из золотого содержания избранного эталона.
До первой мировой войны Британия в большей или меньшей степени выполняла функции хранительницы резервной валюты. Курсы других валют определялись не только по отношению к золоту, но и по отношению к фунту стерлингов. Периодически валютой-эталоном становились французский и швейцарский франки. Между войнами США (несмотря на Великую Депрессию) стали работать эмитентом резервной валюты.
Летом 1944 г. родилась Бреттон-Вудская система. До начала 1970-х гг. в рамках Бреттон-Вудской системы преобладала модель фиксированных валютных курсов. Монетарные власти устанавливают фиксированный курс валюты своей страны по отношению к валюте-эталону. Эта ситуация обеспечивалась рядом факторов, среди которых важнейшими, пожалуй, являются относительно стабильное развитие ведущих буржуазных экономик после второй мировой войны и общепризнанная – в рамках этих экономик – главенствующая роль США. Лидерство США в западном мире и в большинстве развивающихся стран, избравших - с большим или меньшим успехом - прозападную ориентацию в военно-политических и финансово-экономических вопросах, даже не ставилось под сомнение.
Доллар фактически заменил золото и в качестве резервной валюты, и в качестве эталона. С 1944 по 1971 гг. доллар имел официально установленное золотое содержание. Использование золота на практике происходило путем его продажи за доллары. Среди кризисов 1970-х годов первым стал именно валютный – в августе 1971 г. США отменили свободный размен долларов на золото.
В 1973 г. проблемы развитых экономик потребовали фактического изменения сложившихся правил валютной игры. Нормой стали плавающие валютные курсы, которые формируются на свободном рынке валют.
В начале 1976 г. создается Ямайская система. Золото утратило роль всеобщего эквивалента, золотодолларовый стандарт был заменен мультивалютным стандартом. Важнейшие положения Ямайской и современной (постямайской) валютных систем:
- Демонетизация золота (при этом золото остается официальным резервом государств и самого МВФ);
- Мультивалютный стандарт;
- Текущая конвертируемость валют;
- МВФ приобретает права мирового финансового регулятора;
- Возможны групповые соглашения (межгосударственные валютные союзы).
Закрепление в уставе МВФ многовалютного бумажно-денежного стандарта не затрагивает фактического положения доллара США и валют других ведущих развитых стран в мировой валютной системе. В настоящее время можно говорить об усилении позиций евро.
Еще в 1973г. даже до формального утверждения Ямайской системы распалась модель фиксированных валютных курсов. В 1978 г. золото – как уже задолго до того фактически - и официально, юридически, утратило любые прямые денежные функции (как резерв оно хранится в качестве стабильно дорогого и ликвидного, но не денежного товара). Основные валюты, используемые в международных расчетах, прежде всего – доллар, утративший - даже формально - золотое содержание, и британский фунт стерлингов, японская йена, ряд других, стали плавающими. Другие денежные единицы стран-участниц международной валютной системы также плавают.
Этим были сняты препятствия для решительной транснационализации мировой валютной системы. Признание практики плавающих курсов и фактически, и юридически устранило ограничения для стран-эмитентов резервных валют на свободу национальной процентной политики. Последние тридцать лет монетарные власти США (Федеральная резервная система, - «федрезерв», фактически, американский Центробанк) проводят процентную политику не в интересах базирующейся на долларе мировой финансовой системы, а в интересах американской экономики.
Бреттон-Вудская система финансовых организаций, как мы уже отметили, формально прекратила свое существование в 1971г. Однако созданные в рамках этой системы международные финансовые институты продолжают активно работать. Еще на конференции в Бреттон-Вуде учреждены международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Во взаимодействии, формально являющихся специализированными учреждениями ООН, МВФ и МББР с ведущими западными странами-донорами складывается международная финансовая система.
Цель МВФ состоит в координации валютно-финансовой политики государств-членов и предоставлении кредитов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. Основной капитал фонда складывается из взносов государств-участников. Заем в размере одной четверти собственной квоты любое государство-участник Фонда получает без предварительных условий. Если этой суммы недостаточно, то МВФ может увеличить (и весьма существенно) объем кредита. Но увеличение объема кредита обусловлено выполнением ряда требований к валютно-финансовой и социально-экономической политике страны-реципиента (получателя денежных средств).
В период пятидесятых-восьмидесятых годов ушедшего века при МВФ создана структура, не совсем корректно именуемая – Всемирный банк (точнее – Группа Всемирного банка, поскольку речь идет о группе аффилированных с МВФ инвестиционно-финансовых учреждений). В Группу Всемирного банка (чаще используется аббревиатура – ВБ, т.е., Всемирный Банк) входят, помимо самого МББР, три его филиала – Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР), Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ). Как уже не раз отмечалось, МВФ и ВБ, тесно связанные с политическими и финансовыми властями ведущих западных стран, прежде всего, США и руководством западных ТНК, реализуют общую стратегию развития мировой экономики, нацеленную на воплощение не лучшего (но вполне приемлемого) варианта миро-системной глобализации.
Но, формально юридически (если ссылаться на букву официально действующих уставных документов) МВФ – институт финансовой стабилизации, а ВБ – институт инновационной и инвестиционной деятельности. Задача Группы Всемирного банка – реализация в слаборазвитых странах долгосрочных проектов, а не коньюктурная экстренная помощь. С мировыми финансовыми институтами взаимодействуют, формально не являясь их подразделениями, Парижский и Лондонский клубы кредиторов. Парижский клуб – объединение правительств, Лондонский – около шестисот частных банков, представляющих развитые страны. Страны-члены Парижского клуба, банки-члены Лондонского клуба предоставляют заемные финансовые средства многим государствам. Логика предоставления кредитов аналогична принципам МВФ и ВБ. Предоставление, пролонгация, реструктуризация, частичное списание кредитов обусловлены выполнением ряда весьма жестких требований к валютно-финансовой и социально-экономической политике страны-должника.
Валютно-финансовые кризисы рубежа тысячелетий имели различные причины. Эти кризисы заставили перестраивать мировую финансовую систему. Приход в эту систему развивающихся стран, преимущественно, на правах заемщиков, означает не только новые возможности, но и новые проблемы. В слаборазвитых странах существуют следующие политические проблемы – коррупция, завышенные государственные расходы, нерациональное использование собственных бюджетов и заемных средств.
Поскольку деятельность фонда нацелена на предотвращение финансовых кризисов, МВФ стремится разработать эффективные кредитные механизмы, которые должны обеспечить рациональное использование заемных средств и предотвращение кризисного истощения национальных валютных резервов. На достижение названных целей ориентированы принимаемые фондом рекомендации. Решения фонда не императивны, а страны, принимающие правила МВФ, премируются доступом к кредитам.
На рубеже тысячелетий Фонд принимает Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетной сфере. Документ общепризнан развитыми и, играющими по правилам МВФ, развивающимися странами. На профессиональном сленге экономистов-международников его называют – Кодекс надлежащей практики, исполнение требований этого документа монетарными властями конкретной развивающейся страны – надлежащей практикой. Логика надлежащей практики – участие государственной власти в регулировании национальной экономики ограничено использованием только налоговых и финансовых инструментов, бюджетная деятельность должна носить открытый (ныне распространен англицизм – «транспарентный») характер. Предполагается, что данные меры ведут к снижению коррупции и росту эффективности бюджетных расходов.
Мерой обеспечения исполнения названного порядка служит надзор МВФ за валютной и финансово-экономической политикой стран-участниц. Двухсторонний надзор (МВФ за конкретным государством) предполагает направление в страны миссии экспертов Фонда. Региональный надзор предполагает обсуждение финансовых проблем с региональными финансовыми и экономическими союзами, прежде всего с ЕС. Глобальный или многосторонний надзор означает постоянный мониторинг мировой финансово-экономической ситуации.
Эволюционное реформирование Ямайской системы, означающее введение на глобальном, региональном, государственном уровнях стандартов надлежащей практики, регулирующих прозрачность и эффективное использование собственных бюджетов и кредитов, не означает кардинального решения проблем. Но постямайская (реформированная Ямайская) система дает некоторые возможности предотвращения валютных и финансовых кризисов посредством механизмов надлежащей практики, углубления глобализации, интеграции стран-участниц в мировое хозяйство
Международная торговая организация (МТО - отдаленный предшественник нынешней ВТО) сложилась еще в структуре Лиги Наций. В рамках МТО после Второй мировой войны развитые страны учредили ГАТТ (русское написание англоязычной аббревиатуры, Генеральное соглашение по тарифам и торговле). ГАТТ добилась серьезных достижений в области либерализации мировой торговли. В 1995г. ГАТТ преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО). В рамках ВТО действует устоявшаяся практика борьбы с демпингом (бросовым экспортом, направленным на разрушение экономики страны-конкурента), монополизмом, протекционизмом. Один член ВТО вправе предъявить другому претензии по названным проблемам. Комиссия ВТО рассматривает жалобу и, если она признана обоснованной, применяет санкции к нарушителям.
Новая Россия столкнулась с устоявшимся со времен ГАТТ принципом единогласия. На прием нового члена необходимо согласие всех действующих членов ВТО. И наша страна ведет длительные переговоры с каждой из стран-членов ВТО. Ряд государств стремятся облегчить для своих бизнес-кругов пути делового партнерства с Россией. США – и компромисс достигнут - стремились облегчить участие американских банков в российской финансовой системе. Ряд латиноамериканских стран – и здесь вопросы в целом решены – условием для согласия на вступление РФ в ВТО ставили облегчение импорта в нашу страну своей аграрной продукции (речь шла о снижении российских ввозных пошлин на тростниковый сахар, кофе и т.п., от чего выиграл и российский потребитель). Отметим, что перечисленные, а также многие другие аналогичные вопросы не политизировались и решались путем разумного компромисса. Ряд постсоветских стран, внешнеполитический диалог с которыми затруднен (прежде всего, Украина и Грузия, принятые в ВТО как развивающиеся страны на льготных условиях), используют переговоры с РФ о вступлении в ВТО в качестве инструмента политического давления.
Последствия вступления РФ в ВТО будут неоднозначными. Но, с большой долей уверенности, можно предположить, что серьезные проблемы испытает лишь ряд явно неконкурентоспособных компаний и отраслей, которым и без вступления страны в ВТО придется пройти очень жесткую экономическую санацию, связанную и с определенными социальными проблемами (рост безработицы, необходимость для значительного числа граждан переквалификации, смены места жительства и т.п.). А членство в ВТО может стать первым шагом к вступлению в ОЭСР.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) объединяет западные промышленно развитые страны, Австралию, Новую Зеландию и Японию. Предшественник ОЭСР – организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), занимавшаяся координацией усилий по воплощению в жизнь плана Маршалла (1948-1951).
ОЭСР - официальная переговорная площадка развитых стран по выработке в большей или меньшей степени согласованной социально-экономической, инвестиционной, научно-технической политики. Учрежденный в 1990г. Центр по сотрудничеству со странами Восточной Европы оказывает политико-консультативную помощь странам новой Европы. Россия взаимодействует с ОЭСР, руководствуясь подписанным в 1994г. соглашением.
«Большая восьмерка» (устоялось сленговое англоязычное название - «джи8») и, ежегодно проходящий на швейцарском курорте Давос, Международный экономический форум (МЭФ) – неформальные переговорные площадки, позволяющие - до некоторой степени -согласовывать международную финансово-экономическую и банковскую политику. Джи8 (до конца прошлого века «семерка» и «семерка плюс один») – регулярное собра<