Глава 1. сущность государственного кредита
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сущность, формы и значение государственного кредита
1.1 Понятие государственного кредита и история его возникновения
1.2 Формы и функции государственного кредита
1.3 Структура государственного кредита, его значение
2. Внутренние государственные займы и их анализ
3. Анализ и структура валового внешнего долга Республики Беларусь
4. Проблемы государственного долга и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование экономики любой страны характеризуется целым комплексом проблем, упорядочение и разрешение которых является насущной задачей экономической политики государства. Одной из них является проблема обновления основных фондов и привлечения инноваций из-за рубежа. В настоящее время в Республике Беларусь внутренние источники инвестирования весьма ограничены для наращивания экономического потенциала страны.
Между тем, в мировой практике кредит обслуживает большинство видов внешнеэкономических связей — внешнюю торговлю, обмен услугами, зарубежную инвестиционную деятельность, производственные и научно-технические связи и т.д. В ходе внешнеэкономической деятельности предприятия и организации, как правило, одновременно выступают и в качестве должников, и в качестве кредиторов, привлекая и предоставляя необходимые кредиты.
Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы курсовой работы.
Международные рейтинговые агентства относят Беларусь к странам с высоким экономическим и политическим риском, что делает для нее практически недоступным мировой рынок капиталов. В этой связи научное осмысление роли и места международного кредитования в национальной экономике, формирование целостной системы государственного регулирования иностранного кредитования приобретает для экономики Республики Беларусь особую актуальность.
Однако государство в кредитных отношениях может выступать не только как заемщик, но еще как гарант и кредитор. Если государство дает поручительства по займам (кредитам), получаемом на финансовом рынке другими лицами, то оно играет роль гаранта. Выдавая кредиты за счет бюджетных средств (реже - за счет средств фондов, формируемых на заемной основе) государство выступает как кредитор, а другая сторона — как заемщик.
В качестве источников для написания настоящей работы использованы материалы учебных пособий (таких как «Государственный долг» Ю.Я.Вавилова, «Деньги, кредит, банки» Кравцовой Г.И., «Теория финансов» Н.Е.Зайца и М.К.Фисенко, «Финансовое право» Горбуновой О.Н. и др.) и периодических изданий (такие статьи, как, например, «Динамика государственного и корпоративного долга» А.С Шабалина, «Международные финансовые механизмы привлечения кредитных ресурсов и актуальность их использования в банковской системе Республики Беларусь» Бородко О.В. и др.) отечественных и российских авторов, материалы международных научно-практических конференций, а также нормативно-законодательные акты, регламентирующие отношения в данной сфере, и данные официального сайта Минфина в Интернете.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов государственного кредитования, анализ состояния и выявление перспектив привлечения иностранных кредитов в экономику Республики Беларусь.
Предметом исследования является значение, понимание и методы управления государственным кредитом.
Объектом исследования является кредитование и заимствование.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- исследование понятия и структуры государственного кредитования;
- изучение форм и функций государственного кредита;
- анализ современного состояния внутреннего и внешнего долга Республики Беларусь;
- выявление путей решения для сокращения государственного долга.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, метод системного анализа, конкретно-исторический, статистический, описательные методы, а также логический подход к исследованию материала. В настоящем исследовании используются экономические и специально-юридические категории.
Структура курсовой работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, четырех глав с параграфами, заключения, списка использованных источников и приложений, характеризующие ход проведения исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе было проанализировано понятие и виды государственного кредита, состояние внешнего и внутреннего государственного долга в Республике Беларусь за последние несколько лет, а также внесены предложения по сокращению государственного долга в Республике Беларусь.
В работе показаны основные теоретические моменты теории бюджетного дефицита и государственного долга и отражены основные черты этих проблем применительно к белорусским условиям.
Интенсификация международного обмена, начавшаяся во второй половине ХХ в., привела к усилению финансовой взаимозависимости между его сторонами. Одним из основных проявлений такой зависимости стало то, что сегодня в мире практически нет стран, которые бы не имели государственного долга, под которым в общем виде понимают задолженность правительства юридическим и физическим лицам - своим и иностранным, правительствам других стран.
Его образование, прежде всего, обусловлено противоречиями между потребностями государства и его возможностями финансирования их. Изменения в структуре собственности в последние десятилетия привели к перераспределению источников доходов, в т.ч. государственных. Они стали более разнообразными, а поступление денежных средств в централизованные фонды государства многоступенчатыми. Несмотря на увеличение источников доходов, в то же время поступающие средства не обеспечивают потребности в них государства. Последнее всегда испытывало недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего является образование дефицита бюджета, а вместе с ним и госдолга. Перед государством поэтому встает проблема, с одной стороны, поиска дополнительных источников средств, а с другой — эффективного и действенного их использования. Такими источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.
Итак, государственный кредит — это средство регулирования государством экономического развития. Он имеет важное значение для регулирования денежного обращения, определения уровня процентных ставок и валютного курса. Государственный долг и государственный кредит — следствие бюджетного дефицита. При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает инфляцию, и привлечением заемных ресурсов от граждан, предприятий, организаций данного государства и иностранных государств.
Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:
- наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;
- дефицит государственного бюджета;
- усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.
Госкредит влияет на важные макроэкономические показатели развития страны - ВВП, экспорт, импорт, инвестиции в основной капитал, индексы цен и т.д. Здесь обнаруживается тесная взаимосвязь между этими показателями и проводимой государством денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой. Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства носят антиципированный характер и являются не чем иным, как изъятыми вперед налогами.
В макроэкономическом аспекте госкредит может иметь весьма неблагоприятные последствия в случае неверно выбранной стратегии и тактики его использования как финансового инструмента управления экономикой страны. В этом случае неизбежен мультипликативный эффект роста финансово-кредитной зависимости государства от кредиторов (как внутренних, так и внешних).
Госкредит способствует правильной организации сбережений, является источником увеличения денежных доходов держателей государственных ценных бумаг и вкладчиков банков, создает условия для большей сбалансированности доходов и расходов населения, организаций, предприятий и государственного бюджета, является одним из решающих факторов стабилизации денежного обращения и проведения эффективной кредитно-эмиссионной и валютной политики.
Главное же, для чего используется госкредит в макроэкономическом смысле, - покрытие дефицита бюджета. Давно доказано, что госкредит значительно эффективнее для балансирования доходов и расходов бюджета, чем эмиссия денежных знаков. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулируют натурально-вещественные и стоимостные пропорции. Тем самым оптимизируется масса денег в обращении.
Развертыванию иностранных кредитных линий, улучшению обслуживания внешнего долга, формированию инфраструктуры иностранных кредитных линий будут способствовать:
- Обновление законодательства, регулирующего область иностранных инвестиций в республику с целью четкого определения и согласования полномочий и функций Министерства экономики, Министерства иностранных дел, Валютно-кредитной комиссии Совета Министров и Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
- Законодательно закрепленное расширение функций Белвнешэкономбанка, в том числе в части координационных мер по обслуживанию и страхованию иностранных кредитных линий. В национальном законодательстве об иностранных инвестициях должны найти отражение вопросы обеспечения долевого финансирования проекта, внесения гарантийного взноса предприятием-заемщиком, поддержания определенного неснижаемого остатка на счете предприятия-заемщика и т.п.;
- Развитие страховой и гарантийной инфраструктуры в отношении иностранных кредитов, что требует глубокой проработки с участием заинтересованных органов государственного управления и банков. Представляется логичным создавать страховые резервы не только силами должников, но и путем перечислений в фонды страхования внешнеэкономических операций уже при заключении экспортно-импортных контрактов (т.е. на ординарной, а не на экстраординарной основе). Кроме государственного страхования, в республике существует коммерческое, которые оказывают международные страховые услуги. Главными проблемами этих компаний являются недостаточность валютно-финансового потенциала, слабая диверсификация предоставляемых услуг, а также неразвитость связей с другими страховыми компаниями;
- Принятие в среднесрочной и долгосрочной перспективе концепции реформы в области кредита и страхования в сфере внешней торговли. Следует, прежде всего, расширить возможности получения предприятиями экспортных кредитов, которые, как правило, связаны с реализацией проектов иностранных кредитных линий (и не только с ними), а также возможности получения кредитов теми предприятиями, которые для освоения средств иностранных кредитных линий нуждаются в дополнительных капиталовложениях (многие средства кредитных линий не осваиваются в срок по причине отсутствия кредитной поддержки на строительную часть проекта).
Разработка вариантов пилотных проектов создания двух-трех операционных филиалов иностранных банков (со 100%-ым иностранным капиталом, а также на долевой основе с белорусскими соучредителями). В порядке эксперимента в рамках подобных пилотных проектов целесообразно снять действующие ограничения по предельной доле иностранного капитала при создании банка с участием иностранного капитала.
Создание Инвестиционного банка Союза Беларуси и России, с помощью которого могли бы осуществляться приоритетные инвестиционные проекты в наукоемких отраслях в рамках Союза и СНГ. Подобный банк, кроме того, способствовал бы формированию транснациональных финансово-промышленных групп. Возможности высокого технологического качества инвестиционных потоков представляются наиболее предпочтительными именно в этом институциональном сегменте;
Продолжение работ по вступлению республики в ВТО (особенно по разделу ГАТС - услуг и информации), что должно способствовать проникновению национальных экспортеров на мировые рынки (в том числе рынки услуг информации), снятию обширных демпинговых ограничений, а также укреплению международных позиций республики и повышению интереса и доверия к ней иностранных инвесторов. Подобная работа должна осуществляться на уровне двусторонних правительственных соглашений;
В республике давно назрела необходимость формирования международной информационной системы в области рынка технологий и продуктов (возможно, в рамках международного инвестиционного проекта).
Осуществление этих мероприятий обеспечит дальнейшее повышение роли государственного кредита в развитии национальной экономики.
Список использованной литературы
1. Бородко, О. В. Международные финансовые механизмы привлечения внешних кредитных ресурсов и актуальность их использования в банковской системе Республики Беларусь / О. В. Бородко // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь / О.В. Бородко. - 2007. -- №9. - С.44-48.
. Вавилов Ю.Я. Государственный долг. Учебное пособие для вузов. - Изд. 3-е, перераб. и дополн. - Москва.: Перспектива, 2007- 256 с.
3. Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов - 2011 год. Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2004 - 2010 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.nbrb.by/statistics/ExternalDebt/Quaterly/> - Дата доступа: 03.05.2014 г.
. Дубовец, В. Г. Внешнеэкономические связи : учеб.-метод. пособие для вузов / В. Г. Дубовец, И. А.Полякова, Н. А. Чернавина. - Витебск: ВГАВМ, 2004. - 31 с.
. И. Д. Злобин. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
. Каджаева, М.Р. Банковские операции [Текст]: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / М.Р. Каджаева, С.В. Дубровская. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 400 с.
. Кравцова, Г. И. Деньги, кредит, банки : учеб. пособие для вузов / Г. И. Кравцова. - Минск: Мисанта, 1997. - 436 с
. Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки: учебник [Текст]: кол. авторов; под ред. О.И. Лаврушина - 6-е изд., стер. - М. КНОРУС,2007.-560 с.
. О бюджете Республики Беларусь на 2012 год: Закон Республики Беларусь от 29 ноября 2009 г. № 73-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2010. - № 189. - С. 20-72.
. Поляк, Г.Б. Финансы, денежное обращение, кредит [Текст]: учебник для вузов/под ред. проф. Г.Б. Поляка. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 512 с.
. Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. В. Сорокина и др.; Под ред. проф. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. - Минск: БГЭУ, 2005. - 351 с.
. Финансовое право: Учебник/Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. - М.: Юристъ, 1996. - 400 с.
14. Фисенко, М.К. Финансовая система Республики Беларусь: учебное пособие / М.К.Фисенко. - Минск Современная школа, 2008. - 178 с.
15. Шабалин, А. С. Динамика государственного и корпоративного долга / А. С. Шабалин // Экономист. - 2004. - №9. - С. 50--58.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица 2.1 - Валовой внешний долг Республики Беларусь за 20011- 2014 гг., млн. долларов США
Показатели 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014 Изменение Показателя за 2013 год. Изменение Показателя за 4 квартал 2014 г.
Валовой внешний долг Республики Беларусь 28 401,1 34 028,4 37 098,1 39 124,3 5 358,3 2 026,2
Краткосрочный 12 684,9 14 449,8 15,180,6 15 180,8 2 371,9 1 142,8
Долгосрочный 15 716,2 19 578,6 23 060,1 23 943,5 2 986,4 883,4
Органы гос. управления* 10 057,9 12 351,0 12 894,0 13 006,8 438,2 112,8
Долгосрочный* 10 057,9 12 351,0 12 568,6 12 566,8 -1,8 -327,0
Долговые ценные бумаги 1 230,1 2 022,3 1 803,3 1 802,8 -0,5 -1,4
Кредиты и займы 8 260,1 9 762,7 10 198,7 10 196,3 2,4 -328,2
Другие долговые обязательства 567,7 566,0 566,6 567,7 1,1 2,2
Органы денежно-кредитного регулирования 1 855,3 1 529,7 726,1 1 299,5 860,6 573,4
Краткосрочный 1 267,1 1 195,6 552,5 799,2 586,6 246,7
Кредиты и займы 146,3 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Счета и депозиты 1 120,8 1 195,6 552,5 799,2 -284,1 106,67
Другие долговые обязательства 0,0 0,0 0,0 0,0 0,00 -
Прочее 0,0 0,0 0,0 0,0 0,00 -
Долгосрочный* 588,2 334,1 173,6 500,3 274,0 326,7
Кредиты и займы 588,2 141,7 6,2 500,3 492,4 494,1
Счета и депозиты 0,0 192,4 167,4 0,0 -218,4 -167,4
Банки 5 752,1 6 077,4 7 947,0 8 214,4 2 007,5 267,4
Краткосрочный 2 677,0 2 053,7 3 169,1 3 109,9 466,8 -59,2
Долговые ценные бумаги 6,1 7,2 3,5 3,5 0,0 0,0
Кредиты и займы 2 246,1 1 772,4 2 473,2 2 740,4 750,9 267,2
Счета и депозиты 212,9 223,7 680,5 348,5 -284,1 -332,0
Другие долговые обязательства 211,9 50,4 11,9 17,5 0,0 5,6
Прочее 211,9 50,4 11,9 17,5 0,0 5,6
Долгосрочный 3 075,1 4 023,7 5 214,6 5 577,1 1 173,5 557,3
Долговые ценные бумаги 15,9 78,1 0,0 6,9 6,9 6,9
Кредиты и займы 2 767,1 3 474,2 4 520,8 4 680,8 1 468,3 160,0
Счета и депозиты 292,1 471,4 199,2 381,1 121,8 181,9
Другие секторы 9 910,1 13 064,3 14 063,8 15 009,2 1 634,9 945,4
Краткосрочный 7 915,1 10 194,5 8 849,2 9 237,3 461,4 388,1
Долговые ценные бумаги 0,0 1,4 0,0 1,4 -0,7 -3,1
Кредиты и займы 493,5 1 533,4 493,5 1 533,4 399,7 139,9
Торговые кредиты 6 788,6 8 050,9 6 788,6 8 050,9 -198,7 123,9
Другие долговые обязательства 633,0 608,8 633,0 608,8 97,44 96,18
Просроченная задолженность 633,0 608,8 633,0 608,8 261,1 127,4
Долгосрочный 1 995,0 2 869,8 1 995,0 2 869,8 179,12 143,85
Кредиты и займы 1 995,0 2 869,8 1 995,0 2 869,8 179,12 143,85
Прямые инвестиции: межфирменное кредитование 825,7 1 006,0 825,7 1 006,0 417,1 127,2
Задолженность прямым инвесторам 825,7 1 006,0 825,7 1 006,0 417,1 127,2
Просроченная задолженность 3,2 5,4 3,2 5,4 1,9 -0,2
Прочее 822,5 1 000,6 822,5 1 000,6 141,83 127,4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сущность, формы и значение государственного кредита
1.1 Понятие государственного кредита и история его возникновения
1.2 Формы и функции государственного кредита
1.3 Структура государственного кредита, его значение
2. Внутренние государственные займы и их анализ
3. Анализ и структура валового внешнего долга Республики Беларусь
4. Проблемы государственного долга и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование экономики любой страны характеризуется целым комплексом проблем, упорядочение и разрешение которых является насущной задачей экономической политики государства. Одной из них является проблема обновления основных фондов и привлечения инноваций из-за рубежа. В настоящее время в Республике Беларусь внутренние источники инвестирования весьма ограничены для наращивания экономического потенциала страны.
Между тем, в мировой практике кредит обслуживает большинство видов внешнеэкономических связей — внешнюю торговлю, обмен услугами, зарубежную инвестиционную деятельность, производственные и научно-технические связи и т.д. В ходе внешнеэкономической деятельности предприятия и организации, как правило, одновременно выступают и в качестве должников, и в качестве кредиторов, привлекая и предоставляя необходимые кредиты.
Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы курсовой работы.
Международные рейтинговые агентства относят Беларусь к странам с высоким экономическим и политическим риском, что делает для нее практически недоступным мировой рынок капиталов. В этой связи научное осмысление роли и места международного кредитования в национальной экономике, формирование целостной системы государственного регулирования иностранного кредитования приобретает для экономики Республики Беларусь особую актуальность.
Однако государство в кредитных отношениях может выступать не только как заемщик, но еще как гарант и кредитор. Если государство дает поручительства по займам (кредитам), получаемом на финансовом рынке другими лицами, то оно играет роль гаранта. Выдавая кредиты за счет бюджетных средств (реже - за счет средств фондов, формируемых на заемной основе) государство выступает как кредитор, а другая сторона — как заемщик.
В качестве источников для написания настоящей работы использованы материалы учебных пособий (таких как «Государственный долг» Ю.Я.Вавилова, «Деньги, кредит, банки» Кравцовой Г.И., «Теория финансов» Н.Е.Зайца и М.К.Фисенко, «Финансовое право» Горбуновой О.Н. и др.) и периодических изданий (такие статьи, как, например, «Динамика государственного и корпоративного долга» А.С Шабалина, «Международные финансовые механизмы привлечения кредитных ресурсов и актуальность их использования в банковской системе Республики Беларусь» Бородко О.В. и др.) отечественных и российских авторов, материалы международных научно-практических конференций, а также нормативно-законодательные акты, регламентирующие отношения в данной сфере, и данные официального сайта Минфина в Интернете.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов государственного кредитования, анализ состояния и выявление перспектив привлечения иностранных кредитов в экономику Республики Беларусь.
Предметом исследования является значение, понимание и методы управления государственным кредитом.
Объектом исследования является кредитование и заимствование.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- исследование понятия и структуры государственного кредитования;
- изучение форм и функций государственного кредита;
- анализ современного состояния внутреннего и внешнего долга Республики Беларусь;
- выявление путей решения для сокращения государственного долга.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, метод системного анализа, конкретно-исторический, статистический, описательные методы, а также логический подход к исследованию материала. В настоящем исследовании используются экономические и специально-юридические категории.
Структура курсовой работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, четырех глав с параграфами, заключения, списка использованных источников и приложений, характеризующие ход проведения исследования.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА