Тема 3. Политическая мораль и правовая мысль Древнего Китая.
Введение
Основная часть (ее необходимо озаглавить так, чтобы заглавие отражало содержание темы работы).
1. Политическая, правовая и моральная философия Лао Цзы.
2. Конфуций (554-479 до н.э.) и его учение о государственном управлении и государстве.
3. Политико-правовая концепция легизма.
Заключение (выводы по работе).
Методические указания
В первом вопросе студент должен проанализировать основные положения учения Лао Цзы о Дао – естественном законе, высшей добродетели и справедливости. Показать сложность, системность, многозначность Дао. Дао как символ организованности и порядка в душе человека, народа и устройства государства.
Далее необходимо подробнее остановиться на идеях Лао Цзы о государстве как сверхреальности и сверхразумности бытия. Раскрыть положение мудрец – государство и принцип недеяния как стратегии мудрого управления государством в соответствии с естественными законами.
Проанализировать соотношение: мудрец-правитель и народ как отношения отца и детей и выявить принцип растворения правителя душой в народе. Из этого сделать заключение о патриархально-патерналистском представлении о государстве как большой семье.
Во втором вопросе необходимо разобраться в социально-политической иерархии по Конфуцию на основе ее нравственного содержания, где добродетель выступает как основа поведения правящих и подданных в отношении друг друга. Преданность правителю, послушание и почтительность к старшим – основа политической этики Конфуция. Цель её – внутренний мир общества.
Далее надо проанализировать суждения Конфуция об опасности поляризации богатства и бедности, бунтов, и борьбы за власть, показать отношение Конфуция к войне и стратегия завоевания других народов и государств с помощью образованности и морали.
Особо следует остановиться на политической этике Конфуция, где добродетель составляет целый комплекс мер. Рассмотреть правление с помощью морали и правление с помощью законов и показать их противоположность по Конфуцию. В общих чертах раскрыть Кодекс нравственно-политического поведения («принцип исправления имён»).
В третьем вопросе студент должен раскрыть социально-экономические и политико-правовые предпосылки возникновения легизма и показать его основное содержание. Дать краткую характеристику концепции Шан Яна об управлении, должностных рангах, государственных учреждениях, морали и праве.
Источники
Источники права / Под ред. Р.Л. Хачатурова. Вып. I.
– Тольятти, 1996.
Источники права / Под ред. Е.Н. Ляшенко. Вып. 20.
– Тольятти, 2003.
Всеобщая история государства и права: Хрестоматия / Под ред. З.М. Черниловского. – М., 1994.
Всеобщая история государства и права: Хрестоматия / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – Т. 1. – М., 1996.
Литература
Основная
Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Юриспруденция». – М., 1997.
История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. – М., 1997.
История политических и правовых учений: Учебник для вузов. –М, 2000.
Халин К.Е. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. – М., 2006.
Дополнительная
Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. – М., 1993. – Т. 1. Гл. 11-12.
Васильев Л.С. Возникновение и формирование Китайского государства // Китай: история, культура и историография.
– М., 1977.
Великие мыслители Востока. Выдающиеся мыслители, философские и религиозные произведения Китая, Индии, Японии, Кореи, исламского мира / Под ред. Я. Мак-Грила; Пер. с англ. – М., 1998.
Взгляды сторонников сочетания конфуцианского и легистского подходов к закону // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. – Т. 1. – М., 1999. – С. 515-524.
Всемирная история: Первобытное общество. Государства Древнего Востока, Европы и Азии. – Минск, 2002.
Всемирное писание: Сравнит. антология священных текстов / Пер. с англ. – М., 1995. –Гл. 20.
Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. – М., 1989.
История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина.
– М., 1979.
Конфуций. Лунь Юй / Пер. Л.С.Переломова. – М., 1999.
Крашенинникова Н.А. История права Востока. – М., 1994.
Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки: Географическая теория развития современных обществ / Пер. с фр. – СПб., 1898.
Первое централизованное государство в Китае. – М., 1961.
Переломов Л.С. Становление императорской системы в Китае. // Вопросы истории. 1973 – № 5. – С. 113-132.
Скрипилев Е.А. Основные черты права Древнего Востока. – М., 1964.