Российская федерация и НАТО.

Распад СССР и всего социалистического лагеря сделал не актуальным само существование НАТО. Противостоявший НАТО военный блок — ОВД был расформирован еще в 1991 г., а к 1995 г. Россия уже вывела свои войска из всех стран бывшего ОВД.

После распада ОВД наметилась ряд стран бывшего социалистического ла­геря выразил желание вступить в НАТО. Первоначально Россия не противо­действовала этому — президент Б.Н. Ельцин, будучи в Польше в 1993 году, заявил, что Россия возражать против приема Польши в НАТО не будет, B.C. Черномырдин, будучи в 1994 году в Венгрии, практически подтвердил то же самое. Министр иностранных дел А.В. Козырев был сторонником вступле­ния России в НАТО. В июне 1994 г., в ответ на предложения США и руково­дства НАТО, Россия, как и другие страны СНГ, присоединилась к программе «Партнерство во имя мира». На декабрьском 1994 г. совещании ОБСЕ (СБСЕ) в Будапеште большинство лидеров европейских государств пришли к соглаше­нию о возможности принять рад стран Восточной Европы в НАТО.

С приходом нового министра иностранных дел Е.М. Примакова позиция России в вопросе о расширении НАТО изменилась. Официальная точка зрения на расширение НАТО была изложена в Послании по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию от 13 июня 1996 г. и в Послании Президента Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г.

В Посланиях говорилось, что Россия отрицательно относится к расширению НАТО на восток, поскольку оно противоречат интересам безопасности России.

Россию, в первую очередь, беспокоит именно военный аспект расширения НАТО, возможность приближения к границам России военной инфраструктуры, перемещение ядерных сил, сокращение подлетного времени, а также вопросы, связанные с изменением военного баланса в области обычных вооружений.

Кроме того, расширение НАТО на восток может привести к новому рас­колу Европы, а также снизить значения других европейских общеполитиче­ских организаций.

После длительных переговоров 1995-1996 г., в 1997 г. в Париже был подпи­сан договор об особом партнерстве России и НАТО. В июле 1997 г. на очеред­ной сессии Совета НАТО было принято решение о вхождении к весне 1999 г. в состав НАТО Польши, Чехии и Венгрии. Во вторую очередь в НАТО должны были быть приняты остальные бывшие участники ОВД, а в третью очередь — страны Балтии.

В 1999 г. отношения России и НАТО существенно осложнились. Одной из причин этого стали события в Югославии в марте-июне 1999 г. После длитель­ных и безрезультатных переговоров по урегулированию конфликта вокруг Косо­во, США начали бомбардировку Белграда. Россия пыталась принять участие в урегулировании конфликтов и на стадии переговоров, и во время военных дейст­вий. Конфликт в Югославии показал, что новое соотношение сил уже фактически сложилось: Румыния закрыла свои воздушные и морские порты для российских грузов в направлении Сербии, оказывала пассивную поддержку операциям НА­ТО, которая, однако, оказалась очень кстати для организации воздушных налетов на Сербию весной 1999 года. Помимо этого свое воздушное пространство для авиации НАТО открыла Болгария, поступив точно так же, как новый член НАТО Венгрия. Македония и Албания принимали на своей территории войска альянса, в частности, в интересах собственной безопасности, но также и в интересах воен­ных действий в Косово и организации снабжения миротворческих сил через гре­ческие Салоники. Все это привело к налаживанию новых отношений этих стран с НАТО в сфере политики безопасности и в военной области. С момента начала войны в Косово они образуют атлантическую зону безопасности, хотя политиче­ское влияние альянса на эти территории остается ограниченным и условным. Россия, фактически, оказывается в изоляции.

Другой причиной напряженности в отношениях России и НАТО стал «чеченский вопрос».

Возникла реальная возможность прямого вмешательства объединившихся западных стран в дела России — ощутимых экономических, политических и даже военных санкций в случае продолжения военных действий в Чечне.

В этих условия российское руководство неоднократно подчеркивало, что «чеченский вопрос» — внутреннее дело РФ.

Однако с 2000 г. проблема стала трактоваться несколько иначе. Несо­мненна оказалась связь чеченских террористов не только с панисламистами, но и с целым рядом государств, враждебно настроенных по отношению к РФ. Опыт борьбы с чеченским терроризмом заставил государство шире взглянуть на проблему терроризма вообще и международного терроризма, в частности.

Осознание необходимости организации борьбы с терроризмом в государст­венном масштабе нашло отражение в новой концепции Национальной безопас­ности (Указ И.О. Президента РФ В.В. Путина 10 января 2000 года № 24).

Было признано целесообразным принять неотложные меры по активизации сотрудничества и взаимодействия с государствами Закавказья, другими государ­ствами-участниками Содружества Независимых Государств в сфере обеспече­ния взаимной безопасности, борьбе с организованной преступностью и между­народным терроризмом в соответствии с заключенными договорами в этой

области; информировать мировое сообщество о причинах расширения терро­ризма на территории России и последствиях дестабилизации обстановки на Се­верном Кавказе; обратить через Организацию Объединенных Наций внимание руководителей иностранных государств на ответственность в соответствии с нормами международного права за попустительство действиям террористов и необходимость усиления совместной борьбы с терроризмом.

11 сентября 2001 г. в США произошли террористические акты, в резуль­тате которых в Нью-Йорке погибло 92 пассажира и члена экипажа авиарей­са компании «Америкэн эйрлайнс» и 65 человек с рейса 175 компании «Юнайтед эйрланс», в Вашингтоне погибли 189 человек, в том числе 125 — в здании министерства обороны, и 64 пассажира и члена экипажа рейса 77 авиакомпании «Америкэн эйрлайнс». В Пенсильвании, где пассажиры рейса 93 компании «Юнайтед эйрлайнс» вступили в борьбу с террористами на борту самолета, погибли 44 пассажира и членов экипажа самолета.

Ответом на это стала антитеррористическая операция в Афганистане, проводившаяся, в основном, силами США и Великобритании. Российская Федерация поддержала США.

С этого момента отношения РФ и НАТО входят в новую стадию.

С одной стороны, участники НАТО, и прежде всего США, говорят о но­вых целях Североатлантического союза — борьба с международным терро­ризмом и создание системы коллективной безопасности.

С другой стороны, отношения РФ и НАТО предлагается строить по принципу «двадцатки». Идея эта была высказана Энтони Блэром во время его визита в Санкт-Петербург в октябре 2001 г.

При этом Россия не претендует на то, чтобы участвовать в НАТО в пол­ном масштабе и на то, чтобы влиять на оборонную политику НАТО. Пред­полагается, что Россия станет равноправным партнером НАТО лишь в не­которых вопросах, круг которых еще не определен. Очевидно, главным из них будет борьба с международным терроризмом.

Российская Федерация и США.

В начале 90-х годов позицию Российской Федерации отличало стремле­ние к максимальному сближению с США.

В апреле 1993 г. в Ванкувере прошла первая встреча президента США Б. Клинтона с президентом РФ Б.Н.Ельциным. Одним из результатов встречи стало поручение Клинтона вице-президенту Гору курировать американо-российские от­ношения. Дальнейшие отношения двух стран развивались как в формате диалога президентов, так и в рамках деятельности комиссии «Гор-Черномырдин». Активно содействовал налаживанию российско-американских деловых связей Совет по тор­гово-экономическому сотрудничеству СНГ-США (СТЭС), Американо-российский деловой совет и Американская торговая палата в России.

Параллельно с экономическими отношениями между РФ и США, разви­вались и военные контакты. Важным этапом в создании атмосферы доверия между двумя государствами стала достигнутая ими в декабре 1994 г. договоренность «в принципе» об обмене секретной информацией о размерах и составе их ядерных арсеналов. Военные представители обеих сторон долж­ны были обменяться детальными отчетами о том, какое количество боего­ловок каждая из стран изготовила начиная с 1945г., сколько боеголовок бы­ло выведено из строя или намечено к ликвидации, а также о сроках, в которые Россия и США выполнят соглашения в военной области, заклю­ченные за время пребывания у власти президентов Рейгана и Буша.

Одновременно с достижением этой договоренности российский самолет АН-124 доставил на военную базу в Алабаме (США) образцы советского про­тивовоздушного и противоракетного оборудования.

Шагом в укреплении отношений двух стран стал отказ Вашингтона в мае 1993 г. от проекта «звездных войн», или «стратегической оборонной инициативы» (СОИ) бывшего президента США Р. Рейгана Он был дезавуирован, но вместо него было решено развернуть работы по созданию наземной ПРО (противоракетной обороны), хотя создание такой системы было ограничено Договором 1972 г.

В мае 1995 г., во время пребывания в Москве Б. Клинтона, вновь была подтверждена приверженность обоих государств Договору по ПРО 1972 г.

Одним из факторов, приведших к некоторому ухудшению отношений двух стран, явилась победа на промежуточных выборах в Конгресс США в ноябре 1994 г. Республиканской партии. С этого момента некоторые поли­тики США начинают критиковать Клинтона за его недостаточно активную и жесткую внешнюю политику, в том числе и в отношении России.

В то же время, в российско-американских отношениях процесс расши­рения сотрудничества почти постоянно сопровождается обострениями от­ношений между двумя державами. Так, например, США неоднократно гро­зили сократить или прекратить вообще помощь РФ, выражая поддержку требованиям Японии о возвращении ей Южных Курил. В апреле 1993 г. очередной демарш в пользу Японии был дополнен приглашением прибал­тийских республик к участию в маневрах США и НАТО в Балтийском море. Кроме того, американцы требовали ускорить и завершить вывод российских войск из стран Балтии с явной перспективой скорейшего принятия их в НАТО. В августе 1993 г. Вашингтон, например, выразил свое недовольство продажей российской подводной лодки Ирану. США неоднократно возра­жали также против поставок Индии, Ирану, Ливии и другим странам рос­сийских ракетных двигателей, горючего и технологии, обвиняя Москву в нарушении режима их нераспространения.

В 1995 г. фактически перестала действовать комиссия «Гор-Черно-мырдин». Причиной стало обвинение B.C. Черномырдина в коррупции.

В 1996 г. в США прошли президентские выборы. «Вторая администра­ция» Б. Клинтона продолжает активные контакты с Россией.

На встрече президентов России и США 21 марта 1997 г. в Хельсинки бы­ло принято совместное заявление о параметрах будущих сокращений ядер­ных вооружений, согласно которому стороны обязались приступить к перего­ворам по соглашению СНВ-3 после вступления в силу Договора СНВ-2.

В июне 1997 г. по настоянию Вашингтона, Россия была впервые допу­щена к участию во встрече «большой семерки» в Денвере (США). Этот «дипломатический жест доброй воли» был важен как знак признания меж­дународного статуса России и российского руководителя, стремления Запа­да иметь с РФ «партнерские отношения».

В 1997 г. довольно радикальные изменения претерпела военная доктри­на США. Теперь США оставляет за собой право нанесения ядерных ударов как по военным объектам, так и по ядерным арсеналам целого ряда стран, в том числе РФ и Китая.

Соответствующая военная доктрина была принята в НАТО, что не со­рвало, однако, контактов и договоренностей о сотрудничестве России с этой организацией. В сентябре 1997 г. министры иностранных дел России и стран НАТО провели первую сессию Совместного постоянного совета. Вы­ступая на этой сессии, тогдашний помощник президента Клинтона по во­просам национальной безопасности Э. Лейк разделил все государства мира на враждебные, тоталитарные или авторитарные, по его выражению, дикта­туры и демократические, либеральные, во главе с США, таким образом, возвращаясь к старой биполярной системе мира периода холодной войны.

В дополнение к официальной военной доктрине США, относящейся к межгосударственным отношениям, в Вашингтоне разработали так называе­мую «доктрину Клинтона». Это дополнение предусматривало превентив­ную военную политику, направленную против угрозы распространения и применения такого оружия массового уничтожения, как химическое или бактериологическое, и источников этой угрозы — «террористических» го­сударств (вроде Ирака, Ливии) или организаций.

Серьезные противоречия между Россией и США возникли в результате ракетно-воздушных ударов американцев по Ираку, планировавшихся еще с января 1998 г. Россия, как и многие другие страны, резко осудила военные акции США против Ирака, предпринятые в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН. Аналогичная ситуация сложилась и во­круг Косово и Сербии, которая также оказалась под ударами американских бомб и ракет.

Другими проблемами во взаимоотношении двух стран стали «расширение НАТО на Восток», отношение Соединенных Штатов к «чеченскому вопросу».

В 2001 г. в США поменялась администрация — на выборах победил респуб­ликанский кандидат — Джордж Буш. В своей предвыборной кампании Дж. Буш неоднократно подчеркивал стремление США выйти из договора по ПРО.

Первая встреча В.В. Путина и Дж. Буша прошла в Люблянах 16 июня 2001 г. Никаких соглашений на этой встрече достигнуто не было, стороны лишь выясняли позиции друг друга.

В июле состоялась новая встреча президентов — на этот раз на саммите «восьмерки» Генуе. В ходе встречи В.В.Путин выразил готовность вести переговоры с США о НПРО. Итогом переговоров стало совместное заявле­ние. Оно посвящено развитию экономических отношений между Россией и США. Президенты поддержали учреждение нового института двустороннего сотрудничества, который получил название «Российско-американского делового диалога». Как подчеркивается в совместном заявлении, лидеры двух стран намерены содействовать развитию экономических реформ, улучшению инвестиционного климата, а также скорейшей интеграции Рос­сии во Всемирную торговую организацию.

Наши рекомендации