Российская федерация и НАТО.
Распад СССР и всего социалистического лагеря сделал не актуальным само существование НАТО. Противостоявший НАТО военный блок — ОВД был расформирован еще в 1991 г., а к 1995 г. Россия уже вывела свои войска из всех стран бывшего ОВД.
После распада ОВД наметилась ряд стран бывшего социалистического лагеря выразил желание вступить в НАТО. Первоначально Россия не противодействовала этому — президент Б.Н. Ельцин, будучи в Польше в 1993 году, заявил, что Россия возражать против приема Польши в НАТО не будет, B.C. Черномырдин, будучи в 1994 году в Венгрии, практически подтвердил то же самое. Министр иностранных дел А.В. Козырев был сторонником вступления России в НАТО. В июне 1994 г., в ответ на предложения США и руководства НАТО, Россия, как и другие страны СНГ, присоединилась к программе «Партнерство во имя мира». На декабрьском 1994 г. совещании ОБСЕ (СБСЕ) в Будапеште большинство лидеров европейских государств пришли к соглашению о возможности принять рад стран Восточной Европы в НАТО.
С приходом нового министра иностранных дел Е.М. Примакова позиция России в вопросе о расширении НАТО изменилась. Официальная точка зрения на расширение НАТО была изложена в Послании по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию от 13 июня 1996 г. и в Послании Президента Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г.
В Посланиях говорилось, что Россия отрицательно относится к расширению НАТО на восток, поскольку оно противоречат интересам безопасности России.
Россию, в первую очередь, беспокоит именно военный аспект расширения НАТО, возможность приближения к границам России военной инфраструктуры, перемещение ядерных сил, сокращение подлетного времени, а также вопросы, связанные с изменением военного баланса в области обычных вооружений.
Кроме того, расширение НАТО на восток может привести к новому расколу Европы, а также снизить значения других европейских общеполитических организаций.
После длительных переговоров 1995-1996 г., в 1997 г. в Париже был подписан договор об особом партнерстве России и НАТО. В июле 1997 г. на очередной сессии Совета НАТО было принято решение о вхождении к весне 1999 г. в состав НАТО Польши, Чехии и Венгрии. Во вторую очередь в НАТО должны были быть приняты остальные бывшие участники ОВД, а в третью очередь — страны Балтии.
В 1999 г. отношения России и НАТО существенно осложнились. Одной из причин этого стали события в Югославии в марте-июне 1999 г. После длительных и безрезультатных переговоров по урегулированию конфликта вокруг Косово, США начали бомбардировку Белграда. Россия пыталась принять участие в урегулировании конфликтов и на стадии переговоров, и во время военных действий. Конфликт в Югославии показал, что новое соотношение сил уже фактически сложилось: Румыния закрыла свои воздушные и морские порты для российских грузов в направлении Сербии, оказывала пассивную поддержку операциям НАТО, которая, однако, оказалась очень кстати для организации воздушных налетов на Сербию весной 1999 года. Помимо этого свое воздушное пространство для авиации НАТО открыла Болгария, поступив точно так же, как новый член НАТО Венгрия. Македония и Албания принимали на своей территории войска альянса, в частности, в интересах собственной безопасности, но также и в интересах военных действий в Косово и организации снабжения миротворческих сил через греческие Салоники. Все это привело к налаживанию новых отношений этих стран с НАТО в сфере политики безопасности и в военной области. С момента начала войны в Косово они образуют атлантическую зону безопасности, хотя политическое влияние альянса на эти территории остается ограниченным и условным. Россия, фактически, оказывается в изоляции.
Другой причиной напряженности в отношениях России и НАТО стал «чеченский вопрос».
Возникла реальная возможность прямого вмешательства объединившихся западных стран в дела России — ощутимых экономических, политических и даже военных санкций в случае продолжения военных действий в Чечне.
В этих условия российское руководство неоднократно подчеркивало, что «чеченский вопрос» — внутреннее дело РФ.
Однако с 2000 г. проблема стала трактоваться несколько иначе. Несомненна оказалась связь чеченских террористов не только с панисламистами, но и с целым рядом государств, враждебно настроенных по отношению к РФ. Опыт борьбы с чеченским терроризмом заставил государство шире взглянуть на проблему терроризма вообще и международного терроризма, в частности.
Осознание необходимости организации борьбы с терроризмом в государственном масштабе нашло отражение в новой концепции Национальной безопасности (Указ И.О. Президента РФ В.В. Путина 10 января 2000 года № 24).
Было признано целесообразным принять неотложные меры по активизации сотрудничества и взаимодействия с государствами Закавказья, другими государствами-участниками Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения взаимной безопасности, борьбе с организованной преступностью и международным терроризмом в соответствии с заключенными договорами в этой
области; информировать мировое сообщество о причинах расширения терроризма на территории России и последствиях дестабилизации обстановки на Северном Кавказе; обратить через Организацию Объединенных Наций внимание руководителей иностранных государств на ответственность в соответствии с нормами международного права за попустительство действиям террористов и необходимость усиления совместной борьбы с терроризмом.
11 сентября 2001 г. в США произошли террористические акты, в результате которых в Нью-Йорке погибло 92 пассажира и члена экипажа авиарейса компании «Америкэн эйрлайнс» и 65 человек с рейса 175 компании «Юнайтед эйрланс», в Вашингтоне погибли 189 человек, в том числе 125 — в здании министерства обороны, и 64 пассажира и члена экипажа рейса 77 авиакомпании «Америкэн эйрлайнс». В Пенсильвании, где пассажиры рейса 93 компании «Юнайтед эйрлайнс» вступили в борьбу с террористами на борту самолета, погибли 44 пассажира и членов экипажа самолета.
Ответом на это стала антитеррористическая операция в Афганистане, проводившаяся, в основном, силами США и Великобритании. Российская Федерация поддержала США.
С этого момента отношения РФ и НАТО входят в новую стадию.
С одной стороны, участники НАТО, и прежде всего США, говорят о новых целях Североатлантического союза — борьба с международным терроризмом и создание системы коллективной безопасности.
С другой стороны, отношения РФ и НАТО предлагается строить по принципу «двадцатки». Идея эта была высказана Энтони Блэром во время его визита в Санкт-Петербург в октябре 2001 г.
При этом Россия не претендует на то, чтобы участвовать в НАТО в полном масштабе и на то, чтобы влиять на оборонную политику НАТО. Предполагается, что Россия станет равноправным партнером НАТО лишь в некоторых вопросах, круг которых еще не определен. Очевидно, главным из них будет борьба с международным терроризмом.
Российская Федерация и США.
В начале 90-х годов позицию Российской Федерации отличало стремление к максимальному сближению с США.
В апреле 1993 г. в Ванкувере прошла первая встреча президента США Б. Клинтона с президентом РФ Б.Н.Ельциным. Одним из результатов встречи стало поручение Клинтона вице-президенту Гору курировать американо-российские отношения. Дальнейшие отношения двух стран развивались как в формате диалога президентов, так и в рамках деятельности комиссии «Гор-Черномырдин». Активно содействовал налаживанию российско-американских деловых связей Совет по торгово-экономическому сотрудничеству СНГ-США (СТЭС), Американо-российский деловой совет и Американская торговая палата в России.
Параллельно с экономическими отношениями между РФ и США, развивались и военные контакты. Важным этапом в создании атмосферы доверия между двумя государствами стала достигнутая ими в декабре 1994 г. договоренность «в принципе» об обмене секретной информацией о размерах и составе их ядерных арсеналов. Военные представители обеих сторон должны были обменяться детальными отчетами о том, какое количество боеголовок каждая из стран изготовила начиная с 1945г., сколько боеголовок было выведено из строя или намечено к ликвидации, а также о сроках, в которые Россия и США выполнят соглашения в военной области, заключенные за время пребывания у власти президентов Рейгана и Буша.
Одновременно с достижением этой договоренности российский самолет АН-124 доставил на военную базу в Алабаме (США) образцы советского противовоздушного и противоракетного оборудования.
Шагом в укреплении отношений двух стран стал отказ Вашингтона в мае 1993 г. от проекта «звездных войн», или «стратегической оборонной инициативы» (СОИ) бывшего президента США Р. Рейгана Он был дезавуирован, но вместо него было решено развернуть работы по созданию наземной ПРО (противоракетной обороны), хотя создание такой системы было ограничено Договором 1972 г.
В мае 1995 г., во время пребывания в Москве Б. Клинтона, вновь была подтверждена приверженность обоих государств Договору по ПРО 1972 г.
Одним из факторов, приведших к некоторому ухудшению отношений двух стран, явилась победа на промежуточных выборах в Конгресс США в ноябре 1994 г. Республиканской партии. С этого момента некоторые политики США начинают критиковать Клинтона за его недостаточно активную и жесткую внешнюю политику, в том числе и в отношении России.
В то же время, в российско-американских отношениях процесс расширения сотрудничества почти постоянно сопровождается обострениями отношений между двумя державами. Так, например, США неоднократно грозили сократить или прекратить вообще помощь РФ, выражая поддержку требованиям Японии о возвращении ей Южных Курил. В апреле 1993 г. очередной демарш в пользу Японии был дополнен приглашением прибалтийских республик к участию в маневрах США и НАТО в Балтийском море. Кроме того, американцы требовали ускорить и завершить вывод российских войск из стран Балтии с явной перспективой скорейшего принятия их в НАТО. В августе 1993 г. Вашингтон, например, выразил свое недовольство продажей российской подводной лодки Ирану. США неоднократно возражали также против поставок Индии, Ирану, Ливии и другим странам российских ракетных двигателей, горючего и технологии, обвиняя Москву в нарушении режима их нераспространения.
В 1995 г. фактически перестала действовать комиссия «Гор-Черно-мырдин». Причиной стало обвинение B.C. Черномырдина в коррупции.
В 1996 г. в США прошли президентские выборы. «Вторая администрация» Б. Клинтона продолжает активные контакты с Россией.
На встрече президентов России и США 21 марта 1997 г. в Хельсинки было принято совместное заявление о параметрах будущих сокращений ядерных вооружений, согласно которому стороны обязались приступить к переговорам по соглашению СНВ-3 после вступления в силу Договора СНВ-2.
В июне 1997 г. по настоянию Вашингтона, Россия была впервые допущена к участию во встрече «большой семерки» в Денвере (США). Этот «дипломатический жест доброй воли» был важен как знак признания международного статуса России и российского руководителя, стремления Запада иметь с РФ «партнерские отношения».
В 1997 г. довольно радикальные изменения претерпела военная доктрина США. Теперь США оставляет за собой право нанесения ядерных ударов как по военным объектам, так и по ядерным арсеналам целого ряда стран, в том числе РФ и Китая.
Соответствующая военная доктрина была принята в НАТО, что не сорвало, однако, контактов и договоренностей о сотрудничестве России с этой организацией. В сентябре 1997 г. министры иностранных дел России и стран НАТО провели первую сессию Совместного постоянного совета. Выступая на этой сессии, тогдашний помощник президента Клинтона по вопросам национальной безопасности Э. Лейк разделил все государства мира на враждебные, тоталитарные или авторитарные, по его выражению, диктатуры и демократические, либеральные, во главе с США, таким образом, возвращаясь к старой биполярной системе мира периода холодной войны.
В дополнение к официальной военной доктрине США, относящейся к межгосударственным отношениям, в Вашингтоне разработали так называемую «доктрину Клинтона». Это дополнение предусматривало превентивную военную политику, направленную против угрозы распространения и применения такого оружия массового уничтожения, как химическое или бактериологическое, и источников этой угрозы — «террористических» государств (вроде Ирака, Ливии) или организаций.
Серьезные противоречия между Россией и США возникли в результате ракетно-воздушных ударов американцев по Ираку, планировавшихся еще с января 1998 г. Россия, как и многие другие страны, резко осудила военные акции США против Ирака, предпринятые в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН. Аналогичная ситуация сложилась и вокруг Косово и Сербии, которая также оказалась под ударами американских бомб и ракет.
Другими проблемами во взаимоотношении двух стран стали «расширение НАТО на Восток», отношение Соединенных Штатов к «чеченскому вопросу».
В 2001 г. в США поменялась администрация — на выборах победил республиканский кандидат — Джордж Буш. В своей предвыборной кампании Дж. Буш неоднократно подчеркивал стремление США выйти из договора по ПРО.
Первая встреча В.В. Путина и Дж. Буша прошла в Люблянах 16 июня 2001 г. Никаких соглашений на этой встрече достигнуто не было, стороны лишь выясняли позиции друг друга.
В июле состоялась новая встреча президентов — на этот раз на саммите «восьмерки» Генуе. В ходе встречи В.В.Путин выразил готовность вести переговоры с США о НПРО. Итогом переговоров стало совместное заявление. Оно посвящено развитию экономических отношений между Россией и США. Президенты поддержали учреждение нового института двустороннего сотрудничества, который получил название «Российско-американского делового диалога». Как подчеркивается в совместном заявлении, лидеры двух стран намерены содействовать развитию экономических реформ, улучшению инвестиционного климата, а также скорейшей интеграции России во Всемирную торговую организацию.