Земская и городская реформы.
В любом случае, после отмены крепостного права, некоторые преобразования оказались необходимы, независимо от желания правительства.
B обществе сложилось устойчивое мнение о необходимости создания бессословных представительных органов. В то же время довольно значительная часть дворянства высказывалась за создание дворянского представительства и усиления роли дворян в политической жизни страны. Обеспокоенное настроением дворянства, правительство приступило к проведению земской реформы, желая таким образом привлечь на свою сторону дворянство, в большинстве своем недовольное отменой крепостного права.
Необходимость введения местного самоуправления была также обусловлена рядом экономических и социальных причин. Государство, не имея средств для решения целого ряда социальных вопросов, стремилось переложить их на органы местного самоуправления.
В апреле 1860г. Н.А.Милютин представил Александру II записку о «временных правилах» местного самоуправления, но проект не удовлетворил царя. Другой проект был выработан П.А. Валуевым, но и от этого проекта в целом отказались.
В марте 1863 г. выработан проект «Положения о губернских и уездных земских учреждениях».
1 января 1864 г. проект подписан и приобрел силу закона. Он распространялся на 34 губернии Европейской России.
По этому закону создавались земские учреждения, состоявшие из распорядительных — уездных и губернских земских собраний и исполнительных — уездных и губернских земских управ. Они избирались на три года. Председателями распорядительных органов становились уездный и губернский предводитель дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях и затем утверждались — председатель уездной земской управы — губернатором, председатель губернской — министром внутренних дел.
В ведении земств находились: устройство и содержание больниц, школ, приютов, богаделен, попечение о местной торговле и промышленности, ветеринарная служба, взаимное страхование, местное продовольственное дело, устройство и содержание местных путей сообщения и земской почты.
В 1866 г. губернаторам предоставлено право отказывать в утверждении избранных земством должностных лиц, признаваемых губернатором «неблагонадежными».
13 июня 1867 — земствам запрещено сноситься друг с другом сообщать друг другу свои решения, а также печатать без разрешения местного губернского начальства отчеты о своих собраниях, а также обсуждать вопросы, не относящиеся непосредственно к делам земств.
В 1862 г. по инициативе Министерства внутренних дел началась подготовка реформы городского самоуправления. Для выработки Городового положения было образовано 509 комиссий, на основе предложений которых в 1864 г. Министерство внутренних дел выработало первый проект «Городового положения», но только в марте 1866 г. окончательный вариант проекта был внесен на обсуждение Госсовета.
16 июня 1870 г. уже третий по счету проект «Городового положения» был, наконец, утвержден Александром II.
Городовое положение вводило городские всесословные органы управления — Городскую думу (распорядительный) и Городскую управу (исполнительный). Избирательные права предоставлялись всем мужчинам, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы. Наравне с частными лицами избирательные права получили ведомства, учреждения, общества, товарищества, церкви и монастыри, платившие сборы в городской бюджет. Предусматривалась трехразрядная избирательная система; избиратели делились на три курии, каждая из которых избирала 1/3 состава гласных Городской думы. Численный состав дум устанавливался с учетом количества населения от 30 до 72 гласных, в Москве — 180, в Петербурге — 250.
Городские органы самоуправления имели административно — хозяйственные функции: благоустройство города (освещение, отопление, водоснабжение, очистка, транспорт, устройство набережных, мостов и т.д.), народное образование, здравоохранение, общественное призрение, попечение о развитии торговли и промышленности, кредит и т.д.
Городской бюджет формировался на основе налогов и сборов с недвижимости, доходов от эксплуатации городского имущества (торговых рядов, бань, городских боен и т.д.), пошлинных сборов, аукционов, а также отчислений из государственной казны. В то же время городское самоуправление не имело права самостоятельно вводить новые налоги и превышать установленную законом норму обложения. На городские думы были возложены обязательные расходы на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем, казарм.
Координировал работу органов городского самоуправления городской голова. Надзор за соблюдением законности органами городского самоуправления осуществлялось Губернским по городским делам присутствием под председательством губернатора.
В 1875-1877 гг. «Городовое положение» распространено на национальные окраины, за исключением Средней Азии, а также Польши и Финляндии.
Судебная реформа.
Самой последовательной из проведенных реформ чаще всего называют судебную.
В 1861 г. Государственной канцелярии поручено начать разработку «Основных положений преобразования судебной части в России».
В 1862 г. под руководством СИ. Зарудного выработаны основные начала нового судопроизводства.
20 ноября 1864 г. Александр II утвердил судебные уставы.
Судебные уставы предусматривали бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса, участие в нем присяжных заседателей и адвокатов.
Вводились новые судебные учреждения — коронный и мировой суды.
Коронный суд имел две инстанции: окружной суд (в пределах губернии) и 'судебную палату, объединявшую несколько судебных округов и состоявшую из уголовного и гражданского департаментов.
Принимавшие участие в судебном разбирательстве выборные присяжные заседатели устанавливали виновность или невиновность подсудимого, а меру наказания определяли в соответствии со статьями закона судья и члены суда. Избираться в присяжные заседатели могли лица с определенным, достаточно высоким имущественным цензом, проживавшие в данной местности не менее двух лет; присяжными не могли быть состоящие под следствием и судом, душевно больные, а также духовные лица, военные, учителя народных школ. лица, находящиеся в услужении; впоследствии будут введены ценз грамотности и ценз благонадежности. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы в Сенате только в случае нарушения законного порядка судопроизводства или обнаружения новых обстоятельств по делу. Сенат имел право кассации (отмены или пересмотра) судебных решений. Для этого в его составе были учреждены кассационно-уголовный и кассационно-гражданский департаменты.
Для разбора гражданских исков на сумму до 500 руб. и мелких правонарушений в уездах и городах учреждался мировой суд. Мировые судьи избирались на уездных земских собраниях, а в Москве, Петербурге и Одессе — городскими думами сроком на 3 года. Мировым судьей мог быть избран или назначен только местный житель, не моложе 25 лет, не состоящий под судом и следствием, имеющий высокий образовательный и имущественный ценз. Мировой судья мог приговаривать виновных к денежному штрафу не свыше 300 руб., аресту до 6 месяцев или к заключению в тюрьму на срок до одного года. Решения мирового судьи можно было обжаловать в уездном съезде мировых судей.
Председателей и членов судебных палат и окружных судов утверждал император, а мировых судей — Сенат.
Судебные уставы вводили также институт присяжных поверенных — адвокатов и судебных следователей. Впервые в России вводится нотариат.
В 1866 г. были образованы первые судебные округа — в Москве и Петербурге.
С 1871 г. производство дознаний по политическим преступлениям передано жандармерии.
В 1872 г. создано Особое присутствие правительствующего Сената для рассмотрения дел по политическим преступлениям, ограничивается публичность судебных заседаний и освещение их в печати.
Лишь к 1896 г. завершено образование судов присяжных. К этому времени первоначальный проект претерпел существенные изменения, благодаря «дополнениям» и «поправкам».
Финансовая реформа.
Расстройство финансов в ходе Крымской войны, хронически дефицитный бюджет, а также необходимость проведения в масштабах страны значительной финансовой операции (выкупной) потребовали упорядочения финансовой системы.
Большую роль в разработке программы финансовой реформы сыграл государственный контролер В.А. Татаринов.
Еще с 1859 г. начала работу Податная комиссия для упорядочения и уравнения прямых налогов.
В 1860 г. отменена система откупов. С 1 января 1863 откупа заменялись акцизной системой.
В 1861 г. увеличена до 1 руб. подушная подать (отменена для мещан). В 1863 г. она поднялась еще на 25 %, а в 1867 г. — увеличена еще раз. В результате к 1870 г. подушная подать составила 1 руб. 75 коп.
18 мая 1886 г. принят закон, по которому с 1 января 1887 г. (в Сибири с 1899) подушная подать для податных сословий отменялась.
В 1870 г. был введен государственный налог на землю в размере от 0,25 до 10 коп. с десятины.
31 мая 1860 г. учрежден Государственный банк, который заменил Заемный и коммерческий банки, сохранную казну и приказы общественного призрения.
В 1862 г. принят закон о новом порядке составления смет отдельными ведомствами. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов, деятельность которого была подотчетна Государственному контролю. С этого же времени роспись доходов и расходов начала публиковаться.
В том же 1862 г. была предпринята попытка проведения денежной реформы. Получив иностранный заем в размере 85 млн. руб., правительство открыло свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу. Но, истратив большую часть металлического запаса, реформаторы не смогли повысить курс рубля. Реформа была прекращена.