Союз спасения и Союз благоденствия.

В этих условиях начинают появляться первые декабристские организации. Первоначально они имели много общего с масонскими. В 1814 г. М.Ф. Орлов создал тайную организацию «Орден русских рыцарей». Предполагалось от­менить крепостное право и ограничить самодержавную власть императора, который должен был быть лишен права вести войну, изменять законы, вво­дить налоги без согласия Сената, включающего 200 представителей высшей знати, 400 провинциальных дворян и 400 депутатов от других сословий.

Тогда же возникла «Священная артель», в которую входили офицеры (Алек­сандр и Михаил Муравьевы) и лицеисты (И.И. Пущин, В.К. Кюхельбекер). Эта организация не имела ни программы, ни устава, но ее участники вели беседы о желательности изменения существующего строя.

В феврале 1816 г. в Петербурге был образован «Союз спасения». В него вошли: СП. Трубецкой, Н.М. Муравьев, М.И. и СИ. Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин, Е.П.Оболенский, И.И.Пущин и др. Возглавлял общество Александр Муравьев. Организационно Союз оформился в конце 1816 г., ко­гда в него вошел П.И. Пестель. В феврале 1817 г. был составлен устав об­щества — «Статус». Общество получило новое название — «Общество истинных и верных сынов Отечества». В члены общества принимались офицеры гвардейских полков и Генерального штаба, поэтому оно было очень немногочисленно — в начале 10-12 чел., к концу существования — около 30. Основными целями общества были введение конституции и граж­данских свобод и уничтожение крепостного права.

В 1817 г. общество прекратило свое существование.

Этому предшествовало событие, получившее название «Московский заговор».

В августе 1817 г. на одном из собраний «Союза спасения» было зачита­но письмо, присланное СП. Трубецким, раскрывающее планы императора Александра I о восстановлении границ Польши, какими они были до 1772 года. А это означало отторжение от России Украины и Белоруссии.

Возникла идея цареубийства. Александр Муравьев предложил тянуть жребий, кому убить Александра I, но И.Д. Якушкин заявил, что он первым решил убить императора без всякого жребия. План И.Д. Якушкина состоял в том, чтобы при выходе Александра I из Успенского собора после литур­гии приблизиться к нему с двумя пистолетами. Из одного И.Д. Якушкин со­бирался убить императора, а из другого — самого себя.

Но Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы не дали своего согласия на цареубийство. Они предлагали овладеть Москвой с помощью армии.

В результате было решено создать более широкую организацию для формирования общественного мнения.

Она сложилась в январе 1818 г. и получила название «Союз благоден­ствия». В нее вошло около 200 чел. Организация ставила своей целью раз­витие благотворительности, смягчение и гуманизацию нравов, не исключая в дальнейшем необходимости переворота, но отодвигая его во времени.

Для выработки устава Союза, известного под названием «Зеленая кни­га», из членов общества была создана специальная комиссия. В составлении первой части устава принимали участие Александр и Михаил Муравьевы, П. Колошин и кн. СП. Трубецкой. В основу этого документа был положен устав немецкого тайного общества Тугенбунд. Интересно, что немецкий ус­тав предусматривал освобождение крестьян с землей в течение одного года. Проект устава «Союза благоденствия» рекомендовал только человечное от­ношение к крестьянам, заботу об их просвещении и, по возможности, борь­бу со злоупотреблениями крепостным правом.

«Зеленая книга» отражала позиции довольно умеренно настроенных членов общества, которые видели основные задачи Союза в просветитель­ной и пропагандистской работе. Однако некоторые члены общества были настроены значительно более решительно. Уже при разработке первой час­ти устава из комиссии из-за идейных разногласий вышел Никита Муравьев, Довольно холодно относился к работе комиссии кн. СП. Трубецкой.

Были попытки составить вторую часть устава, значительно более радикаль­ную по содержанию, однако она не была утверждена Коренной управой Союза.

Поскольку основной задачей своей Союз благоденствия считал форми­рование общественного мнения и просвещения, он стремился подчинить своему влиянию литературные организации. Так, Союз благоденствия пы­тался вести пропаганду своих идей через литературные кружки «Арзамас» и «Зеленую лампу», через «Вольное общество любителей российской словес­ности», ланкастерские школы и т.д.

Чем шире становился круг Союза благоденствия, тем более усиливалась разнородность его состава.

В 1820 г. произошло восстание в Семеновском полку.

Многие офицеры полка разделяли идеи декабристов, некоторые входили в «Союз благоденствия». Стремясь на практике следовать своим идеалам, они ус­тановили гуманные отношения с солдатами, не прибегали к телесным наказаниям и т.д. В 1820 г. командование полком принял полковник Г.Е. Шварц, человек су­ровый и деспотический. Он попытался установить в полку жесткую дисциплину, и даже велел высечь нескольких георгиевских кавалеров, которых закон освобо­ждал от телесных наказаний. В ответ на это одна из рот полка возмутилась. Взбунтовавшуюся роту отправили в крепость, но остальная часть полка поддер­жал бунтовщиков. Офицеры (в том числе и СИ. Муравьев-Апостол) пытались отговорить солдат от бунта, но ничего не достигли. Восстание было быстро по­давлено, виновных прогнали через строй, сам полк расформирован.

Тем не менее, восстание в Семеновском полку показало, что «Союз бла­годенствия» в прежнем виде существовать больше не может.

Северное и Южное общества:

Наши рекомендации