Приход к власти Александра I.
«...Наконец время, назначенное для исполнения заговора, наступило. В полночь все встали из-за стола и двинулись в путь[79]. Испуганный, ничего не понимающий, Павел I был схвачен гвардейцами (испуганными, пожалуй, не меньше него), избит, и удушен шарфом. А на утро 12 марта 1801 г. на престол вступил старший сын Павла I Александр, «государь милостивый, добрый и снисходительный».
В манифесте 12 марта 1801 г. о восшествии на престол Александр 1 объявил, что будет управлять по законам Екатерины II.
От молодого императора многого ждали. Воспитанный под попечительством Н.И. Салтыкова, и наблюдением Ф. Лагарпа (в числе наставников Александра были и П.С. Паллас (естественные науки), М.Н. Муравьев (русская словесность и история), А.А. Самборский (закон Божий)), в духе возвышенных идей и благородных стремлений, Александр любил поговорить о необходимости законности, свобод, представительного правления, даже намекал на свою приверженность к республике.
Он прекрасно отдавал себе отчет в том, чего от него ждет общество. Дворянство хотело восстановления своих привилегий, отнятых Павлом. Но требовались и серьезные преобразования.
Начал Александр с того, что восстановил отмененные Павлом I «Жалованные» грамоты 1785 г. дворянству и городам. Кроме того, восстановил I уездные и губернские дворянские собрания, освободил дворян и духовенство от телесных наказаний, введенных Павлом I; упразднил Тайную экспедицию (указом от 2 апреля 1801 г.), возвратил на службу до 12 тыс. опальных военных и чиновников, сосланных Павлом, объявил амнистию всем бежавшим за границу. Были отменены указы о запрете выезжать за границу, выписывать иностранные газеты и журналы, иметь частные типографии, сняты ограничения в одежде, объявлена свобода торговли. Академии наук, которая издавала ведомости и публичные объявления, было запрещено принимать объявления о продаже крестьян без земли; объявлено о прекращении пожалования казенных крестьян в частные руки.
В то же время были уволены от службы сподвижники Павла — государственный прокурор П.Х. Обольянинов, шталмейстер И.П. Кутайсов, московский обер-полицмейстер Эртель и др. Отправлены в отставку и многие, участники заговора (в том числе П.А. Пален — 17 июня 1801 г.).
21 марта 1801г. был назначен вице-канцлером вызванный в Санкт-Петербург сразу же по вступлении на престол Александра граф Никита Петрович Панин.
30 марта был учрежден «Непременный совет» из 12 человек, для обсуждения важнейших государственных вопросов. (Впоследствии он был заменен Государственным советом).
Негласный комитет и «молодые друзья» императора.
В апреле-мае Александр собирает вокруг себя друзей юности, еще до его восшествия на престол мечтавших с ним вместе о «преобразовании» России[80]. Для выработки плана этих преобразований летом 1801 г. составляется Негласный комитет. В него вошли: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, АЛ. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев. Первое заседание комитета состоялось 24 июня 1801 г. На этом заседании было признано необходимым прежде всего узнать действительное положение дел, затем реформировать правительственный механизм и, наконец, обеспечить существование и независимость обновленных государственных учреждений конституцией, созданной самодержавной властью и соответствующей духу русского народа.
Обсуждая крестьянский вопрос, Комитет отверг идею немедленной отмены крепостного права, так как освобождение «непросвещенных» крестьян могло привести к «буйству». Обсуждались проекты общего характера: о выкупе государством дворовых, о запрещении продавать крестьян без земли.
20 февраля 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах. Он предусматривал освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семьями по обоюдному согласию с помещиком. Если же выкуп не будет уплачен полностью и вовремя, то крестьянин с семьей или целое селение возвращаются во владение помещику. Практические результаты этого указа были не велики: за 1801-1825 гг. было заключено 160 сделок, по которым выкупились на волю 47 тыс. д.м.п. крестьян.
Министерская реформа.
С июня 1801 г. по май 1802 г. Комитет собирался 35 раз, но в 1803 г., проведя всего 4 заседания, он был закрыт.
Реальным единственным результатом деятельности Негласного
Комитета стала разработка проекта министерской реформы.
Манифестом 8 сентября 1802 г. было введено 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, финансов, народного просвещения, юстиции, коммерции.
Реформа Сената.
Одновременно с учреждением министерств была проведена и реформа Сената.
Указом 5 июня 1801 г. Александр предоставил Сенату право самому определить свое место в системе органов власти. Проекты сенатской реформы готовили П.В. Завадовский, Г.Ф. Державин, А.Р. Воронцов, П.А. Зубов, Н.С. Мордвинов и др. По их предложениям, Сенат должен был стать высшим административным, судебным и контролирующим органом. Будучи подчинен императору, сенат вместе с тем должен был пользоваться значительной долей независимости. Вводился принцип несменяемости сенаторов (только по суду самого Сената) и безапелляционности его решений. Сенату предоставлялось право назначения на все административные должности, кроме высших должностей (министра, губернатора). На утверждение царю могли идти решения Сената, только принятые единогласно. Предлагалось также избрание части сенаторов губернскими дворянскими собраниями.
В 1802 г. был издан указ о правах Сената. Разумеется, большинство предложений «сенатской партии» было отвергнуто. Тем не менее, Сенат признавался верховным органом в империи — средоточием административной, судебной и контролирующей власти. Он получал право делать представления царю на противоречия в законах; устанавливалась отчетность министров перед Сенатом. Сенаторы лишь однажды попытались воспользоваться своим правом и сделать представление царю по поводу указа о 12-летней службе дворян, не достигших офицерского чина. По мнению Сената, этот указ противоречил Жалованной грамоте дворянству. Но сенаторы получили в ответ довольно резкое «разъяснение», что Сенат может делать представления только по поводу ранее изданных указов, а не настоящих и будущих. Что касается контроля за деятельностью министерств, то реальных возможностей для проверки министерских отчетов у Сената не было, и практического значения такая проверка не могла иметь, так как министры подчинялись непосредственно императору.
Александр I, по случаю восхождения на престол, обещал в манифесте установить законность в управлении и справедливость в суде. Этим он попытался решить вопрос, поставленный Екатериной II — выработать новое законодательство. 5 июня 1801 г. «под собственным ведением» императора и под непосредственным руководством П.В. Завадовского учреждена была «Комиссия о составлении законов» (она проработает 25 лет, но так и не добьется конкретных результатов.).