Промышленность. Начало промышленного переворота.
Что касается развития промышленности, то 2/3 объема промышленного производства приходилось на мелкую промышленность, тесно связанную с крестьянскими промыслами. Здесь организатором производства становится крстьянин-скупщик, который фактически превращает мелких товаропроизводителей в рабочих — надомников, постепенно отрезая их сначала от рынка сбыта, а затем — от рынка сырья. Складывается особый тип предприятия — крестьянская, или рассеянная мануфактура.
Крупная промышленность росла за счет распространения капиталистических мануфактур, и начинающегося перерастания мануфактур в фабрики. Важным источником складывания рынка рабочей силы для промышленности явился рост промыслового отхода. Промышленность, базировавшаяся на крепостном труде (вотчинная, посессионная мануфактура), постепенно изживала себя (число посессионных рабочих сократилось с 29,4 тыс. до 12 тыс.); увеличивается применение вольнонаемного труда на мануфактурах.
Стремясь поддержать помещичье хозяйство, государство раздает дворянским предпринимателям крупные заказы от казны, предоставляет дешевый кредит, передает дворянам казенные предприятия; запрещает не дворянам покупать рабочих для мануфактур; объявляет винокурение дворянской монополией (1754) и т.д. В целом в 1 половине XIX в. отмечается даже некоторое увеличение количества помещичьих предприятий, особенно в нечерноземной зоне (многие из них носили «сезонный» характер и работали тогда, когда сельскохозяйственные работы заканчивались. В некоторых имениях помещики переводили часть крестьян с барской запашки на заводскую барщину). Однако, несмотря на все покровительственные меры правительства, в конечном итоге помещичьи промышленные предприятия охватил кризис.
Во II трети XIX в. начинается переход от капиталистической мануфактуры к капиталистической фабрике (этот процесс, по мнению большинства исследователей, начинается в конце 30-гг. XIX в. и завершается в 80-х гг. XIX в.). Новая машинная техника требовала перехода к наемному труду. Источником вольнонаемной рабочей силы до отмены крепостного права были помещичьи и государственные крестьяне, вышедшие на оброк (но они, как правило, обладали низкой квалификацией, нанимались на короткий срок, не имели навыка работы на производстве и т.д.)
Торговля.
В связи с ростом промышленности и складыванием районной специализации развивался внутренний рынок. В 40-е г. XIX в. в России действовало до 4 тыс. ярмарок, из них половина на Украине. В 1817 г. в Нижний Новгород переносится Макарьевская ярмарка. Общерусское значение имели также Ирбитская, Контрактовая (в Киеве), Коренная (около Курска).
С конца XVIII в. начинается рост постоянной, магазинной торговли, что сокращает значение ярмарок (но не в хлебных районах). Широкое распространение получила торговля в разнос.
Во внешней торговле главным партнером оставалась Англия; 9/10 торговли приходилось на европейские страны; из восточных стран постоянным торговым партнером был Китай, но торговые обороты не большие, в основном «приграничная» торговля.
Вывоз (226 млн. руб. в 1856-1860 гг.) преобладал "над ввозом (206 млн. руб.). В основном это объяснялось протекционистской политикой государства. В 40-50-е гг. XIX в. в экспорте начинает играть определенную роль вывоз хлеба; снижается ввоз промышленных товаров.
По сути своей в I четверти XIX века Россия оставалась абсолютной монархией. Однако в системе органов государственной власти произошли существенные изменения.
Во главе государства по-прежнему стоит император. Система «кабинетов» или «советов» XVIII века продолжает некоторое время сохраняться. При Александре I таким органом стал Непременный совет, действовавший до 1810 г. В 1810 г. он сменяется Государственным советом.
Госсовет был учрежден как высший законосовещательный орган при императоре манифестом от 1 января 1810 г. Он состоял из общего собрания и четырех департаментов: Департамента законов, рассматривавшего общегосударственные законопроекты; Департамента гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства; Департамента государственной экономии — вопросы финансов, промышленности, торговли, наук; Военного департамента (до 1854 г.). После польского восстания 1830-1831 г. в составе Госсовета появился специальный департамент царства Польского. При Госсовете существовали Комиссия составления законов (в 1826 г. преобразована во II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии) и Комиссия прошений. Все дела предварительно поступали в Государственную канцелярию (во главе с госсекретарем, имевшим ранг министра), которая делилась на отделения по числу департаментов. Первым госсекретарем был назначен Сперанский. В состав Госсовета входили все министры, а также назначаемые пожизненно императором лица из высших сановников (первоначально — 25 человек, в 1825 г. — 36). Председательствовал в Госсовете император. В случае своего отсутствия он назначал председателем одного из членов Госсовета (1810-1812 — Н.П. Румянцев, 1812-1816 — Н.И. Салтыков, 1816-1827 — П.В. Лопухин). Председатель Госсовета одновременно являлся и председателем Комитета министров.
В I четверти XIX века основной функцией Госсовета была подготовка законопроектов. Постепенно эта функция утрачивается. Законопроекты вырабатываются специально создаваемыми комитетами, и лишь затем — обсуждаются в Госсовете.
Сенат продолжает играть определенную роль в системе органов государственной власти. В I четверти XIX века он играет роль высшего судебного учреждения страны. В 1802 г. был издан указ о правах Сената, предоставлявший ему право доклада императору о несоответствии в законах, однако вскоре это право было отнято.
Система коллегий, образованная при Петре I, на протяжении XVIII века претерпевала неоднократные и существенные изменения. Одной из причин этого было отсутствие в «коллегиальной» системе персональной ответственности управленцев. Во многих западноевропейских странах к этому времени уже сложились системы министерств.
Манифестом 8 сентября 1802 г. были введены министерства и в России.
Первоначально было образовано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, финансов, народного просвещения, юстиции, коммерции. Министерства (в отличие от коллегий) не получили судебных функций и были исключительно административными органами. Ежегодно они должны были предоставлять отчет о своей деятельности Сенату, однако фактически, министры несли ответственность только перед императором.
Компетенция министерств еще не была четко определена; не были установлены пределы власти министров и характер их ответственности.
25 июня 1811 г. утверждено «Общее учреждение министерств». Было создано министерство полиции и приравненные к министерствам Государственное казначейство, Главное управление духовных дел разных исповеданий (не входившее в ведение Святейшего Синода), Главное управление ревизии государственных счетов и Главное управление путей сообщения. Упразднялось Министерство коммерции — его функции передавались Департаменту мануфактур и торговли Министерства финансов. Определялись функции, ответственность, штаты министерств. Устанавливалось, что все министры и их помощники («товарищи министра») назначались императором и подчинялись непосредственно ему. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавлявшиеся директорами. Товарищи министра и директора департаментов входили в Совет при министре — совещательный орган, который рассматривал наиболее важные дела, оказывавшиеся в компетенции министерства.
В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения, которому передавались административные функции Синода. Однако просуществовало оно недолго — до 1824 г.
В 1812 г. получил также законодательное оформление Комитет министров. В его состав входили министры, председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица в соответствии с назначением императора. По правилу, установленному изданным 20 марта 1812 г. «Учреждением Комитета министров», Председатель Комитета являлся одновременно и Председателем Государственного Совета. Комитет рассматривал ежегодные отчеты министров, а также дела, находившиеся в ведении нескольких министерств.
Изменилось в I четверти XIX века управление национальными окраинами.
В 1801 г. Восточная Грузия присоединилась к России. Здесь было создано правительство, состоящее из русских чиновников, а фактически вся власть находилась в руках главнокомандующего русскими войсками. В Западной Грузии сохранялась власть местных правителей под контролем царской администрации.
В 1809 г. к Российской империи была присоединена Финляндия. Она именовалась Великим княжеством Финляндским. Русский император был одновременно великим князем Финляндским. В 1809 г. была утверждена конституция Финляндии, согласно которой законодательная власть принадлежала сословному сейму, а исполнительная — Правительствующему сенату, избираемому сеймом и состоящему из 11 человек.
В 1815г. получила конституцию Польша. Законосовещательную власть получил сейм, административная власть находилась в руках наместника императора.
В 1822 г. был издан устав, подготовленный М.М. Сперанским. Согласно этому уставу все нерусские народы Сибири («инородцы») были разделены на оседлых, кочевых и бродячих. Для кочевых и бродячих сохранялось родовое управление. Оседлые же приравнивались по своим правам и обязанностям к русским.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
В первой четверти XIX в.