Вторая антифранцузская коалиция.
В конце 1795 г. после осуществленного ко взаимному удовольствию России, Пруссии и Австрии третьего — последнего — раздела Речи Посполитой, была создана вторая антифранцузская коалиция — Тройственный союз России, Англии и Австрии. Россия готовила 60-тысячный экспедиционный корпус для действий против Франции. Однако 6 ноября 1796 г. Екатерина II умерла. Наследовавший ей Павел I отказался от какого-либо активного участия в делах коалиции, ссылаясь при этом на истощение страны в результате предшествующих войн. Впрочем, в 1797 г. его настроение меняется: захват Наполеоном о. Мальта, покровительство над которым взял на себя Павел I[76] заставило российского императора принять самое активное участие в борьбе против Франции.
В 1798 г. была создана третья антифранцузская коалиция, куда вошли: Австрия, Англия, Россия, Османская империя и Неаполь.
Военные действия велись в Италии (русские и австрийские войска) и в Средиземном море (флоты Англии, России и Турции; ком. рус. флотом Ф.Ф. Ушаков).
Осенью 1798 г. объединенный русско-османский флот под командова нием Ф.Ф. Ушакова овладел крепостью на о-ве Корфу и освободил от французских войск Ионические острова.
15-17 апреля 1799 г. возглавивший под давлением Австрии и Англии объединенные русско-австрийские войска А.В. Суворов разбил французов при р. Адде.
Французская армия без боя оставила Милан и Турин.
4 июня 1799 г. А.В. Суворов одержал победу на р. Треббии, а чуть позже разгромил неприятеля у города Нови. В том же году русский флот освободил Неаполь и Рим.
Однако военные успехи России вызвали недовольство Австрии, которая претендовала на Северную Италию. Это привело к переброске русских войск в Швейцарию на соединение с корпусом генерала A.M. Римского-Корсакова и австрийской армией. Конечная цель всего предприятия заключалась во вторжении объединенных сил на территорию Франции. Впрочем, план этот так и не был осуществлен из-за предательской политики Австрии, которая отозвала свои войска, оставив корпус A.M. Римского-Корсакова один на один с французами. В сложившейся ситуации, А.В. Суворов выбрал самый короткий, хотя и самый опасный путь — через Сен-Готардский перевал. В тяжелейших климатических условиях, испытывая острый недостаток в продовольствии, по труднопроходимым горным тропам, преодолевая сопротивление французов (бои за Сен-Готардский перевал и у Чертова моста) русские войска в короткий срок смогли перейти Альпы и достичь Швейцарии[77]. Однако помощь все равно запоздала, — корпус A.M. Римского-Корсакова был разбит. Предательское поведение в этой ситуации австрийцев привело к выходу России из антифранцузской коалиции: союз с Австрией, равно как и дипломатические отношения с Англией были разорваны[78].
В результате, в 1800 г. во внешней политике России произошел крутой поворот, — был заключен мирный договор с Францией; Россия вступила в новые союзы: с Пруссией против Австрии и с Пруссией, Швецией и Данией против Англии. Павел I отдал приказ о подготовке казачьих войск к походу в Индию. Однако дальнейшего развития это новое в российской внешней политике направление не получило, — 12 марта 1801 г. в результате государственного переворота к власти в России пришел император Александр 1.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ
XVIII в.
Особенности развития русской культуры в XVIII в.
XVIII век — время больших перемен. Многовековой процесс развития русской культуры вступает в новую стадию своего развития. Преодолевается локальность и сословная ограниченность, происходит формирование национальной культуры. Определяющим становится именно светское направление: создается светское просвещение, многовековой процесс накопления знаний вступает в завершающую стадию: превращение в науку; складывается новый, близкий к разговорному литературный язык, появляется национальная русская литература, увеличивается число печатных изданий; создаются шедевры церковного зодчества, в которых четко прослеживаются элементы гражданской архитектуры; развивается живопись, скульптура. Важным является то, что во второй половине XVIII века формируется просветительская мысль и идеи просвещения глубоко проникают во все сферы культурного процесса.
Образование и наука.
Настойчивая потребность в специалистах, которых церковная школа дать не могла, приводит к созданию светского образования. Первыми появляются специальные школы еще при Петре I (Школа математических и навигационных наук, Первая медицинская школа, Горная, инженерные школы и т.д.).
Сословные школы. Еще в 30-х гг. в системе образования возобладала школа закрытого типа, прежде всего для дворян, которые находились под особым попечением правительства. Сеть духовных учебных заведений также теряла характер всесословности (епархиальные училища). Наиболее распространенным для этого времени типом начальных школ являлись гарнизонные школы. Система сословных школ в последней четверти XVIII в. выглядела так:
• для дворян — шляхетские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный, пажеский), благородные пансионы (Институт благородных девиц, 1764 г.);
• для духовенства — духовные академии, епархиальные училища;
• для купцов — коммерческие школы;
• для разночинцев — Академия художеств, Горная, Медицинская. штурманская школы, ремесленная школа;
• для солдатских детей — солдатские школы.
Сословные школы не удовлетворяли потребности в грамотных и образованных людях, и с 80-х гг. правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г., согласно «Уставу народных училищ», учреждались главные народные училища 4-классные (в губернских городах) и малые народные училища 2-классные (в уездных городах). «Устав» также предусматривал создание единой системы светской школы от малых народных училищ до университета. Появление новых учебных заведений связано с деятельностью И.И. Бецкого, считавшего, что поскольку «корень всему злу и добру» — воспитание, основной задачей государства становится воспитание новой породы людей. Кроме народных училищ им были созданы: училище при Академии художеств, Коммерческое училище, мещанское отделение при Смольном институте благородных девиц.
Продолжается развитие высшего образования. 25 января 1755 года был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который становится центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов, обучение в нем было бесплатным и для всех сословий (кроме крепостных крестьян). Изначально отсутствовал богословский факультет и преподавание велось на русском языке. При университете создаются лаборатории, библиотека, типография. Растущая потребность в квалифицированных педагогических кадрах привела к созданию Учительской семинарии при Московском университете (1779) и Петербургского главного народного училища (1782), впоследствии преобразованного в Педагогический институт в Петербурге.
Создание и расширение сети школ потребовало появления новых учебников. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Были созданы: «Первые основании металлургии», «Риторика», «Краткий российский летописец», «Российская грамматика» М.В. Ломоносова, «Географическое и историческое описание Российской империи» Х.А. Чеботарева.
С распространением образования было связано и развитие науки. Основными центрами научной деятельности в этот период являлись Академия наук, Горное училище в Петербурге (1773), Киевская академия. Уже во второй половине XVIII в. отечественная наука достигла общеевропейского уровня благодаря деятельности таких ученых, как Эйлер Л., Бернулли Д. Особая роль в становлении и развитии русской науки принадлежит М.В. Ломоносову, научная деятельность которого отличалась необычайной многогранностью (известны его работы в области математики, физики, химии, астрономии, филологии, истории).
Особое развитие в XVIII в. получили естественные науки: в 20-50-е гг. Академия наук осуществила Великую Северную экспедицию (исследование Северного Ледовитого океана, северо-востока Азии и северо-запада Америки, Камчатки). В 60-80-е гг. была проведена комплексная экспедиция по исследованию севера европейской части России (Поволжья, Приуралья, Урала, Южной Сибири). Результатом этих экспедиций явилось составление карт страны. 1731 г. — первый русский географический атлас; 1745 г. — издание «Атласа Российского». Значительными успехами ознаменовалось развитие математики (Л. Эйлер, Д. Бернулли, М.В. Ломоносов), медицины (Д.С. Самойлович, К.И. Щепин, С.Г. Забелин), химии (М.В. Ломоносов, В.М. Севергин).
Во второй половине XVIII в наблюдается взлет технической мысли, связанный прежде всего с деятельностью выдающихся русских изобретателей — И.И. Ползунова (создание парового двигателя) и И.П. Кулибина (проект одноарочного моста через Неву, создание часовых, оптических механизмов). Известны также изобретения мастера К.Д. Фролова (первая гидравлическая машина), А.К. Нартова (создал новые станки для сверления орудийного ствола, подъемный механизм, новые способы отливки пушек).
В более сложных условиях проходило становление гуманитарных наук: в Академии наук им уделялось меньше внимания, и развивались они в основном за пределами Академии. Значительный шаг вперед сделали правовая наука, языкознание и прежде всего история. Крупнейшими историками этого времени являлись В.Н. Татищев («История Российская», положившая начало русской исторической науке), М.М. Щербатов («История Российская», отличавшаяся консервативностью политической концепции), И.Н. Болтин («Примечания на историю древния и нынешния России Г. Леклерка», отличавшиеся появлением целого ряда новых и важных наблюдений относительно норманнской теории, об общности исторического процесса, о процессе и причинах оформления крепостного права).
В этот период зарождается также историческое краеведение: В.В. Крестинин (работы по истории Поморья), П.И. Рычков (автор истории Оренбургского края), и начинается публикация документов и исторических сочинений.
Общественно-политическая мысль. Литература.
Все сферы духовной жизни России середины и второй половины XVIII в. пронизывают идеи Просвещения (философское течение, представленное Вольтером, Дидро, Руссо, главной мыслью которых было усовершенствование человеческой личности). Решающую роль в осуществлении идеалов просветители отводили просвещенному монарху, способному преобразовать страну на разумных, гуманных началах. Именно поэтому вопрос о характере государственной власти оставался одним из самых главных (формируется идеология «просвещенного абсолютизма»). Идеи просвещения были настолько популярны, что их одинаково восприняли представители консервативной мысли (А.П. Сумароков, М.М. Щербатов), либеральной (Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин) и революционной (А. Н. Радищев).
Особенностью русского просветительства являлась антикрепостническая направленность. Эта тенденция нашла отражение прежде всего в деятельности Н.И. Новикова (1744-1818) — крупнейшего издателя и журналиста (изд. сатирических журналов «Трутень», «Живописец», «Кошелек») и А.Н.Радищева (1749-1802), стоявшего на позиции радикального просветительства («Путешествие из Петербурга в Москву»).
30-е гг. XVIII в. — время появления нового духовно-общественного движения масонства. Его проникновение в Россию связано с определенным разочарованием в просветительском рационализме и поиском путей выхода из нравственного тупика. Движение состояло из нескольких «партий» (французской, английской, рыцарской, иллюминатской), общей чертой которых являлись религиозно-нравственные искания.
Литература XVIII в. представлена тремя направлениями: классицизмом — творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедии «Опекун», «Лихоимец»);
художественно-реалистическим — становление этого направления связано с творчеством Д.И. Фонвизина (комедии «Бригадир» и «Недоросль»);
сентиментализмом — Н.М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза»). Для сентиментализма характерен показ чувств рядового человека, идеализация действительности.
Архитектура.
В I половине XVIII в. в архитектуре господствует барокко, отличавшееся блеском, роскошью. Характерной чертой русского барокко является сплав европейских стилей (классицизма и рококо) и отечественных традиций.
В Петербурге крупнейшим зодчим этого направления был Ф.Б. Растрелли (дворец М.И. Воронцова, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец, комплекс Смольного монастыря). Одно из выдающихся достижений Растрелли — это создание комплексов парадных интерьеров (обилие золота, света, лепнины, бронзы, зеркал).
В Москве также создаются постройки в стиле барокко, отличавшиеся более спокойными архитектурными формами. Крупнейшим зодчим, работавшим в этом направлении в Москве, считается Д.В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры).
В 60-е годы на смену барокко приходит классицизм, использовавший античные традиции и отличавшийся благородной и величавой простотой (классицизм — стиль в литературе и искусстве XVIII — нач. XIX вв., обратившийся к античному наследию, как к норме и идеальному образцу).
В развитии классицизма во второй половине XVIII века можно проследить два этапа:
1) ранний классицизм (60-80-е гг.), когда ведущее значение имели общественные здания, архитектурные формы которых определяли характер и всех других построек;
2) строгий классицизм (80-90-е гг.), когда преобладали частные дворцы и усадебные постройки с присущей традиционной схемой.
Крупнейшими зодчими классицизма являлись:
• в Петербурге: Д. Кваренги (Ассигнационный банк, Академия наук, Английский дворец в Петергофе, Александровский дворец в Царском Селе); Львов Н.А. (Главный почтамт в Петербурге): Ч. Камерон (создатель двор-цово-парковых ансамблей в пригородах Петербурга (в Царском Селе Ка-меронова галерея, в Павловске); И.Е. Старов (Таврический дворец);
• в Москве: В.И. Баженов (проект Кремлевского дворца, дворцово-парковый ансамбль в Царицыно (стиль псевдоготика), Дом Пашкова); М.Ф. Казаков (Петровский дворец, здание Сената в Московском Кремле, здание Московского университета на Моховой, Голицынская больница).
Живопись.
Русская живопись вступает в новый этап своего развития, выразившийся прежде всего в совершенствовании портретной живописи и в появлении ранее отсутствовавших жанров: пейзажа, исторического, бытового. Расцвет портретной живописи связан с многочисленными заказами двора, вельмож. Этот жанр развивался в двух направлениях: парадного портрета и камерного Выдающимися художниками этого жанра являются: Ф.С. Рокотов (портреты В.Е. Новосельцевой, А.И. Струйской), Д.Г. Левицкий (цикл портретов «Смолянки», портреты Дидро, М.А. Дьяковой); В.Л. Боровиковский (портреты Н.А. Нарышкиной, М.А. Орловой, МИ. Лопухиной). В творчестве последнего происходит становление реалистической живописи. Начало жанровой живописи было положено творчеством М. Шибанова, создавшего картины из крестьянской жизни («Крестьянский обед», «Сговор»). Родоначальником пейзажной живописи является С.Ф. Щедрин (ландшафты Павловска и Петербурга), Ф.Я. Алексеев («Красная площадь»). Первые картины в историческом жанре были созданы А.П. Лосенко («Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»).
Скульптура.
Скульптура в XVIII века достигает замечательных успехов. Среди русских скульпторов выделяются Ф.И. Шубин, представляющий реалистическое направление в скульптуре, являвшийся мастером скульптурного портрета (портреты Орлова, Зубова, Потемкина, Павла I, Ломоносова и др.), и МИ. Козловский — родоначальник русского классицизма в скульптуре, считавший своей главной задачей раскрытие образа средствами, которыми пользовались ваятели Древнего Рима (памятник А.В. Суворову, скульптура «Самсон, раздирающий пасть льва»).
Из иностранных ваятелей крупнейшим является Э. Фальконе («Медный всадник» (памятник Петру I)).
Театр.
Во второй половине XVIII в. происходит становление русского театра. Были созданы: в 1756 г. русский театр для представления трагедий и комедий (руководителем труппы являлся Ф. Волков — блестящий актер, поэт, драматург, музыкант); в 1779 г. частный театр на Царицыном лугу под руководством известного актера Дмитриевского; в 1780 г. Петровский театр, в репертуаре которого наряду с драматическими были оперные и балетные спектакли. Большое развитие получил и крепостной театр (например, наиболее известен театр Шереметева).
В последней трети столетия началось формирование национальной композиторской школы. Появляется камерный лирический жанр (российская песня). Ведущим жанром в музыке становится опера (М.М. Соколовский «Мельник— колдун, обманщик и сват», В.И. Фомин «Орфей» и др.).
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ