Участие России в Семилетней войне.
В 1756 г. началась так называемая Семилетняя война, деятельное участие в которой приняла Россия.
Летом 1756 г. Фридрих II заставил капитулировать Саксонию. В 1757 г. он нанес поражение австрийским и французским войскам. Казалось бы ситуация для Пруссии складывалась чрезвычайно благоприятно. Однако со вступлением в войну России положение резко изменилось. И это не смотря на то, что в Петербурге в самом скором времени ожидали кончины императрицы Елизаветы Петровны, наследовать которой должен был Петр III, известный своими пропрусскими настроениями. Именно поэтому, одерживая одну победу за другой[63], командующие всячески сдерживали наступательный порыв русских войск. Однако императрица все никак не умирала, и командующие один за другим отстранялись от должности[64]. К 1760 г. поражение Пруссии стало очевидно. Франция первая предложила начать мирные переговоры. Государства-победители выдвинули свои территориальные претензии: Австрия претендовала на Силезию, Россия — на Восточную Пруссию, которую собиралась передать Польше. Между тем, в 1761 г. скончалась Елизавета Петровна. Ей наследовал Петр III, резко изменивший внешнеполитический курс России: союз с Австрией был разорван; Пруссии возвращены все отвоеванные у нее земли и 24 апреля 1762 г. заключен русско-прусский союзный договор. Мало того, Петр III собирался выделить в помощь Фридриху II солдат для войны против прежних союзников, и только приход к власти Екатерины II помешал его замыслам.
В царствование Екатерины II три вопроса определяли направленность всей внешней политики России: польский, турецкий и, наконец, с начала 1790-х гг. — французский. Решая эти вопросы, Россия постоянно была вынуждена маневрировать между австрийскими и прусскими интересами. Борьба с Османской империей необходимо сближала ее с австрийцами; стремление поддерживать свое влияние в Польше приводило к усилению пропрусской ориентации.
Внешнеполитический курс Н.И. Панина.
Главой внешнеполитического ведомства при Екатерине II стал Н.И. Панин, сменивший на этом посту М.И. Воронцова. Внешнеполитическая программа Н.И. Панина заключалась в создании так называемой «Северной системы» - союза России, Пруссии, Англии, Дании, Польши и Швеции, направленного против Франции и Австрии. На протяжении 1760-х— 1770-х гг. российская внешняя политика придерживалась именно этого курса.
Придя к власти, Екатерина II, к немалому разочарованию Австрии, признала мирный договор, заключенный Петром III с Пруссией. Между тем, с внешнеполитической точки зрения такой шаг был вполне объясним — в Польше со дня на день ожидали смерти престарелого Августа III.
Война с Турцией 1768-1774 г.
Первый раздел Польши.
В 1764 г. в Санкт-Петербурге Россия и Пруссия подписали союзный договор и Секретную конвенцию, в соответствии с которыми гарантировали европейские владения друг друга; обязались оказывать военную помощь в случае нападения на одну из сторон; выступили гарантами сохранения права «liberum veto» в Речи Посполитой, а также обязались бороться за уравнение прав православных и протестантов («диссидентов») с католиками на территории последней. Однако цели, которые преследовали союзники, подписывая это соглашение, существенно отличались друг от друга. Для России было важно сохранить свое господствующее влияние в Польше. Что же касается Пруссии, то она изначально имела в виду возможность ее территориального раздела.
Опять же в русле Панинской внешнеполитической программы в 1765 и 1766 гг. были заключены соответственно — союзный договор с Данией и торговое соглашение с Англией.
В 1764 г: после кончины Августа III польским королем стал ставленник России Станислав Понятовский. В 1768 г. он, удовлетворяя интересы протежировавшей ему России, разрешил православным и протестантам занимать все должности наравне с католиками. Недовольные этим решением шляхтичи образовали Барскую конфедерацию, которая вступила в вооруженные столкновения с русскими войсками, расквартированными в Польше. Османская империя, выражавшая постоянную заинтересованность в польских делах, испытывая к тому же давление со стороны французской дипломатии, подстрекавшей ее к решительным действиям в пользу Барской конфедерации, потребовала вывода русских войск с территории Речи Посполитой, а заодно и отказа от покровительства диссидентам. 25 ноября 1768 г. она объявила войну России.
Военные действия начались в 1769 г. Они велись на территории Молдавии, Валахии и на Азовском побережье.
В 1770 г. русская армия (ком. П.А. Румянцев) одержала победу над объединенными силами турецких и татарских войск при речках Ларга и Кагул (притоки р. Прут) и вышла к Дунаю. Русский флот (ком. А.Г. Орлов, адмиралы Г.А. Спиридонов и И.С. Грейг) из Петербурга через Гибралтар вошел в Средиземное море и в битве 25-26 июня 1770 г. полностью уничтожил турецкую эскадру в Чесменской бухте (у берегов Малой Азии), блокировав турецкий флот в Черном море (А.Г. Орлов в награду стал именоваться А.Г. Орловым-Чесменским).
В 1771 г. русские войска взяли Крым (ком. рус. армией кн. В.М. Долгоруков, которому в награду была дана фамилия Долгоруков-Крымский).
В этой сложной ситуации Турцию поддержали Австрия (заключила с Турцией союзный договор, обещая всеми средствами (в т.ч. и военными) добиться возвращения османам всех территорий, занятых русскими), Англия (отозвала своих офицеров из русского флота) и Франция (обещала продать Турции корабли для восстановления флота, уничтоженного в Чесме).
В создавшемся положении от российской дипломатии требовалось во что бы то ни стало расколоть блок государств, под предлогом защиты Османской империи выступающих с явно агрессивными планами, направленными против России. Не менее важно было сохранить союзнические отношения с Пруссией. В противном случае, Россия рисковала оказаться в политической изоляции, что в условиях продолжавшейся русско-турецкой войны грозило самыми печальными последствиями, — вплоть до угрозы военного союза Османской империи с заинтересованными сторонами. Единственная возможность разом решить обе проблемы заключалась в согласии на раздел Речи Посполитой, план которого, начиная с 1768 г. не раз предлагали Екатерине II Австрия и Пруссия. В 1770 г., воспользовавшись русско-турецкой войной, они оккупировали часть польской территории. Таким образом, сохранение status quo в польском вопросе былоуже и невозможно, и бессмысленно. В 1772 г. была подписана конвенция, юридически оформившая первый раздел Речи Посполитой: к Австрии отходила Галиция, к Пруссии — Поморье и часть Великой Польши, к России — часть Восточной Белоруссии.
27 июля 1772 г. в Фокшанах начались мирные переговоры с Османской империей. Русскую сторону представляли A.M. Обресков и Г.Г. Орлов. Однако из-за разногласий по вопросу о судьбах Крыма, которому Турция не хотела предоставлять независимость, военные действия возобновились[65].
В 1774 г. русские войска перешли Дунай. Победа русских войск (командующий А.В. Суворов) над армией великого визиря у деревни Козлуджа открыла основным силам во главе с П.А. Румянцевым путь на Стамбул. Турция запросила мира. (Позже в награду П.А.Румянцев стал именоваться Румянцев-Задунайский).
10 июля 1774 г. между Россией и Османской империей был заключен Кючук-Кайнарджийский мир (по названию Болгарской деревни; с русской стороны переговоры вел Н.В. Репнин, ориентируясь при этом на условия. выработанные еще в 1772 г. A.M. Обресковым): Россия получала выход к Черному морю, Новороссию (Степное Причерноморье юг Украины), Ени-кале, Кинбурн, Керчь, Кубань, Кабарду, право иметь свой флот на Черном море и право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы; Крымское ханство становилось независимым от Турции; Турция была обязана выплатить контрибуцию (4 миллиона рублей); Россия получила право выступать в качестве защитника христианских народов Османской империи (непосредственным результатом принятия этого пункта стал рост национально-освободительной борьбы, установление автономии Молдавии и Валахии, которые фактически находились под протекторатом России).
Значение Кючук-Кайнарджийского договора не исчерпывается одними территориальными приобретениями и завоеванием выхода к Черному морю; по мнению ряда историков именно с этого момента в международных дипломатических отношениях появляется так называемый «Восточный вопрос», и именно в 1774 г. в основном формируется российская программа взаимоотношений с народами юго-восточной Европы,
Что же касается Османской империи, то основной целью ее внешней политики на долгие годы становится возвращение Крыма.
В 1775 г. Турция провозгласила крымским ханом своего ставленника Девлет-Гирея. В ответ на это Россия ввела в Крым свои войска и ханом был провозглашен русский ставленник Шагин-гирей. Тогда Турция организовала восстание, однако Девлет-Гирей потерпел поражение. (За операцию по присоединению Крыма Г.А. Потемкин стал именоваться князь Потемкин-Таврический).
В конце концов, 8 апреля 1783 г. был обнародован указ Екатерины II о включении Крыма в состав России. В 1784 г. Турция официально признала это присоединение, однако напряженность во взаимоотношениях двух стран сохранялась. Подписанный в 1783 г. Георгиевский трактат — договор грузинского царя Иераклия II с Россией о протекторате России над Восточной Грузией, — только усилил порожденную условиями Кючук-Кайнарджийского мира конфронтацию.
«Греческий проект».
Между тем Екатерина II, в свою очередь не удовлетворенная мирным договором с Портой, вынашивала собственный план решения турецкого вопроса — так называемый «Греческий проект» (идею этого проекта приписывают I Г.А. Потемкину), предусматривавший изгнание Османской империи из Европы путем создания из ее европейских владений (Бессарабия, Молдавия, Валахия) буферного государства Дакия во главе с внуком Екатерины Константином. Таким образом, Австрия, Россия и Османская империя были бы лишены общих границ. Желание на практике реализовать свой проект заставило Екатерину пе ресмотреть приоритеты, существующие в российской внешней политике: Россия стала постепенно удаляться от Пруссии, все больше сближаясь при этом с Австрией. Выступление в качестве посредницы и гаранта подписываемых до кументов на Тешенском конгрессе в 1779 г., когда в австро-прусской войне за баварское наследство Россия решительно приняла сторону Пруссии, было, пожалуй, кульминационной точкой русско-прусского сближения. С 1781 г. происходит смена союзников. Показательно, что в 1781 же году в бессрочный отпуск отправляется Н.И. Панин.
Австрия поддержала «Греческий проект», однако сразу же выдвинула собственные территориальные претензии к Османской империи, которые, в конечном счете, похоронили всю идею.
Война с Турцией 1787 - 1791 гг.
В 1787 г. Екатерина II и австрийский император Иосиф II предприняли совместную поездку в Крым. Турция восприняла это как политическую демонстрацию и предъявила России ультиматум с требованием аннуляции Георгиевского трактата, признания грузинского царя вассалом Османской империи, допуска османских консулов в Крым и одновременного отзыва воинственно настроенных русских консулов из Ясс и Бухареста.
Летом 1787, не дождавшись ответа на предъявленный ультиматум, Турция объявила войну России.
Военные действия открылись в 1787 г. нападением турецких войск на Кинбурн, где они потерпели сокрушительное поражение (ком. рус. войсками А.В. Суворов).
Европейские державы в очередной раз заняли по отношению к России враждебную позицию: Англия, раздраженная на Россию за провозглашение политики вооруженного нейтралитета[66], запретила заходить в свои порты русской эскадре, которая готовилась к выходу из Балтийского в Средиземное море, и вербовать английских офицеров на службу в русский флот. Совместными действиями с Пруссией она подтолкнула Швецию к войне с Россией. Со стороны Швеции это была уже вторая попытка (первая — в 1741-1743 гг.) пересмотреть Ништадтский мир. Густав III воспользовался шведско-турецким договором 1739 г. о взаимопомощи и предъявил России требование отказаться от принадлежащих ей частей Финляндии и Карелии в пользу Швеции, а также вернуть Турции Крым. Это было равнозначно объявлению войны. Россия оказалась вынуждена воевать на два фронта. В результате, не смотря на морские победы[67] и успешное наступление русских войск в Финляндии в 1789 г., начиная с 1790 г. шведы постепенно перехватывают инициативу[68]. Становится все более очевидно, что Россия попала в критическую ситуацию, выходом из которой может стать только заключение мирного договора со Швецией. Тем более что и сама Швеция, перед началом компании рассчитывавшая на быструю победу, была утомлена войной и согласна на сохранение status quo в отношениях с Россией. В 1790 г. в финской дер. Вереле был заключен мирный договор, восстанавливающий довоенные границы, однако согласно этому договору Россия должна была отказаться от вмешательства во внутренние дела Швеции и не поддерживать русскую партию в среде оппозиционной королю аристократии.
Гораздо успешнее развивались события на южном театре военных действий, хотя и здесь русско-шведская война в некоторой степени осложнила общую ситуацию — в частности, была сорвана планируемая переброска Балтийского флота в Средиземное море, а соответственно, заброшен связанный с ней план организации широкомасштабного антитурецкого восстания славянских народов.
В 1788 г. на Днепровско-Бугском лимане (июнь) и у о. Фидониси (3 июля) русский Черноморский флот разгромил османов, лишив их возможности с моря помогать осажденному Очакову, взятому в декабре того же 1788 г. (ком. Г.А. Потемкин).
21 июля 1789 г. при Фокшанах и в сентябре 1789 г. у р. Рымник русские и австрийские войска под ком. А.В. Суворова обратили в бегство многократно превосходящего их по численности противника. (За это дело Суворов получил графский титул и стал именоваться граф Суворов-Рымникский).
11 декабря 1790 г. русские войска одержали решающую победу — был взят Измаил — цитадель владычества Турции на Дунае (ком. А.В. Суворов)[69]. Порта стала заговаривать о мире. Теряла интерес к этой войне и Австрия. Новый австрийский император Леопольд II — преемник Иосифа II — основное внимание сосредоточил на европейских делах, вынашивая идею создания коалиции из Австрии, Пруссии, Англии и России против революционной Франции. Восточный вопрос на время потерял свою актуальность и отошел на второй план. Однако почти целый год война еще продолжалась.
31 июля 1791 г. у мыса Калиакрия (близ болгарского г. Варна) был уничтожен турецкий флот (ком. рус. флотом — Ф.Ф. Ушаков) Порта запросила мира.
29 декабря 1791 г. в Яссах состоялось подписание мирного договора, согласно которому: Османская империя отказывалась от своих претензий на Крым; границей между Турцией и Россией становилась р. Днестр; к России отходила территория между реками Буг и Днестр; Турция признавала Российское покровительство Восточной Грузии (Георгиевский трактат). Очевидно, что результаты этой войны не соответствовали ни военным успехам России, ни понесенным ею потерям, однако в связи с изменением международной конъюнктуры, вызванным событиями во Франции, чтобы не остаться в изоляции, Россия вынуждена была форсировать переговоры.
Впрочем, по окончании войны не французский, а польский вопрос оказался в центре внимания российских политиков.
Второй раздел Польши.
Во второй половине XVIII в. Речь Посполитая переживала перманентный политический и социально-экономический кризис: разорение крестьянских хозяйств, национальный и социальный гнет[70], слабость центральной власти[71] — все это расшатывало и без того слабую польскую государственность, подрывало ее международное положение, ставя в зависимость от хищнических стремлений соседних держав.
3 мая 1791 г. в Польше была принята конституция, которая отменила выборность короля, право либерум-вето, запретила организацию сепаратистских конфедераций, упразднила деление на королевство Польшу и Великое Княжество Литовское и провозгласила единую Польшу. Наряду с принятой конституцией был осуществлен целый ряд реформ, которые по мысли патриотов должны были укрепить польское государство, а в случае надобности защитить его: усилена польская армия; в сейм допущено третье сословие; введена свобода вероисповедания.
Конечно, ни Россия, ни Пруссия, ни Австрия не были заинтересованы в политическом и экономическом возрождении Польши. Необходим был только повод для вмешательства во внутренние дела этой пока еще суверенной страны.
Таким поводом стало обращение к правительствам России и Пруссии конфедерации польских магнатов, созданной в 1792 г. в Торговицах.
Был и другой формальный повод для вмешательства — Польше не разрешалось изменять конституцию и отменять право либерум-вето.
В Польшу были введены русские и прусские войска, восстановлены старые порядки.
В январе 1793 г. Россия и Пруссия заключили двусторонний договор, оформивший второй раздел Польши: Россия получала Центральную Белоруссию с Минском (образована Минская губерния) и Правобережную Украину; Пруссия — Гданьск, Торунь, Познань и часть земель по рp. Варта и Висла.
Второй раздел Речи Посполитой привел к взрыву национально-освободительной борьбы: в марте 1794 г. в Кракове, а в апреле того же года— в Великом княжестве Литовском началось восстание, во главе которого встал участник войны за независимость Северо-Американских колоний, генерал Тадеуш Костюшко. Однако отсутствие четко выраженной программы, незаинтересованность в исходе борьбы основной массы польского населения — крестьянства[72], а также очевидное превосходство регулярных войск, возглавленных талантливейшим полководцем второй половины XVIII в. — А.В. Суворовым, привели к тому; что уже осенью 1794 г. восстание было подавлено[73].
В октябре 1795 г. состоялся третий раздел Польши: Пруссия получила Центральную Польшу с Варшавой; Австрия — Южную Польшу с Люблином; Россия — Литву, Курляндию, Западную Волынь и Западную Белоруссию. Государство Речь Посполитая перестало существовать. Польский король отрекся от престола и переехал в Россию (умер в 1798 г).
На землях, вошедших в состав Российской империи, было сохранено польско-литовское феодальное землевладение, — шляхта получила права и привелегии русского дворянства; провозглашена свобода вероисповедания, сохранявшая на территории Речи Посполитой католичество и одновременно способствовавшая возрождению православия.
Окончание войны с Турцией и решение польского вопроса позволили Екатерине II переориентировать российскую внешнюю политику на запад, где революционная Франция[74] одна противостояла всей монархической Европе.