Борьба за власть в период правления
Федора Ивановича. Борис Годунов.
После смерти Ивана IV царствовать начал его сын Федор Иванович (род. 21 мая 1557). Власть фактически перешла к его шурину (брату жены Ирины) Борису Федоровичу Годунову.
В ночь смерти Ивана IV, 19 марта 1584 г., приверженцы Федора Ивановича (Б.Я. Вельский, Б.Ф. Годунов, И.Ф. Милославский, И.П. Шуйский, Н.Р. Юрьев), арестовали и отправили в ссылку родственников последней, седьмой жены Ивана Грозного Марии Нагой. Ее малолетнему сыну Дмитрию Ивановичу был дан в удел город Углич.
2 апреля в Москве вспыхнуло восстание против Вельского — поводом послужил слух, что он хочет захватить власть и восстановить опричнину. Вельского отправили в ссылку — воеводой в Нижний Новгород. 30 июня 1584 г. Федор Иванович венчался на царство. Борьба его «опекунов» за власть продолжается. В конце 1584 г. по болезни отходит от дел Юрьев. В 1585 г. Милославский отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь и насильно пострижен в монахи. Весной 1586 г. Шуйские, под предлогом бесплодия царицы Ирины, попытались добиться ее развода с Федором и отстранить Годунова от власти. В мае Годунову удалось одержать над Шуйскими победу, и мятежные бояре оказались в ссылках — сначала в своих вотчинах, затем перевезены в Белоозеро и Каргополь, где впоследствии умерщвлены. Теперь Борис Годунов остается, фактически, единственным регентом при Федоре Ивановиче.
Борис Годунов продолжил ту же политику, что и Иван Грозный: упрочивал положение служилых людей, принимал меры к укреплению границ государства. В 1584 г. на Церковном Соборе были отменены податные льготы церквей и монастырей. В 1597 г. начинается проведение так называемого посадского строения — учет населения посадских слобод и сотен, целью которого было вернуть в них людей, ушедших на частновладельческие земли (чтобы обеспечить устойчивое выполнение государственных повинностей и уплату налогов). Описание земель сопровождалось запретом на переходы в Юрьев день. В 1597 г. издается указ о пятилетнем сыске беглых крестьян. Кабальные холопы лишаются возможности освободиться, уплатив долг, только после смерти хозяина они имеют возможность получить свободу. Люди, служившие по найму, через полгода службы также превращаются в холопов.
В 1589 г. при деятельном участии Годунова учреждено патриаршество. Первым патриархом был избран (23 января 1589 г.) митрополит московский Иов. Архиепископы стали митрополитами (Новгородский, Казанский, Крутицкий, Ростовский), увеличилось число епархий. Учреждение патриаршества делало русскую православную церковь полностью самостоятельной от Константинополя и укрепляло ее международное положение. Одновременно учреждение
патриаршества укрепляло и позиции государства по отношению к церкви (было составлено «Уложение о патриаршестве», предусматривавшее обязательное утверждение патриарха, митрополитов и епископов царем).
15 мая 1591 г. в Угличе погиб царевич Дмитрий, а 7 января 1598 г. умер, не оставив наследника, царь Федор Иванович. С его смертью пресеклась династия Рюриковичей, а вопрос о наследнике престола остался открытым. Возможно, Федор и успел завещать престол двоюродному брату Федору Никитичу Романову, но Романов был удален в свою вотчину, а в 1601 г. принял постриг (Филарет). Ходили слухи, что престол займет вдова Федора Ивановича Ирина, но она удаляется в Новодевичий монастырь, где в скором времени принимает постриг под именем Александры. Власть перешла к Борису Годунову, который 9 марта 1598 г. взошел на престол и был венчан на царство 1 сентября 1598 г., после символического избрания на Земском соборе. Возведению Годунова на престол способствовал патриарх Иов, который даже пригрозил сложить с себя сан и уйти вместе со всем церковными иерархами, если Годунов не согласится венчаться на царство.
Вступая на престол, Борис Годунов освободил заключенных, сложил недоимки по налогам и податям. Из-за неурожая 1601-1602 гг. в 1601г. временно был отменен запрет на переходы крестьян, делались попытки раздачи хлеба за счет казны, организации общественных работ, установления предельных цен на хлеб, борьбы со спекуляцией. Однако все эти меры успеха не имели. В 1602-1603 гг. все Подмосковье было охвачено «татьбами» и «разбоями», началось движение холопов под предводительством Хлопка. Пошли слухи, что царевич Дмитрий не погиб в Угличе, а «чудом спасся».