Борьба за власть в период правления

Федора Ивановича. Борис Годунов.

После смерти Ивана IV царствовать начал его сын Федор Иванович (род. 21 мая 1557). Власть фактически перешла к его шурину (брату жены Ирины) Борису Федоровичу Годунову.

В ночь смерти Ивана IV, 19 марта 1584 г., приверженцы Федора Ивано­вича (Б.Я. Вельский, Б.Ф. Годунов, И.Ф. Милославский, И.П. Шуйский, Н.Р. Юрьев), арестовали и отправили в ссылку родственников последней, седь­мой жены Ивана Грозного Марии Нагой. Ее малолетнему сыну Дмитрию Ивановичу был дан в удел город Углич.

2 апреля в Москве вспыхнуло восстание против Вельского — поводом послужил слух, что он хочет захватить власть и восстановить опричнину. Вельского отправили в ссылку — воеводой в Нижний Новгород. 30 июня 1584 г. Федор Иванович венчался на царство. Борьба его «опекунов» за власть продолжается. В конце 1584 г. по бо­лезни отходит от дел Юрьев. В 1585 г. Милославский отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь и насильно пострижен в монахи. Весной 1586 г. Шуйские, под предлогом бесплодия царицы Ирины, попытались добиться ее развода с Федором и отстранить Годунова от власти. В мае Годунову удалось одержать над Шуйскими победу, и мятежные бояре оказались в ссылках — сначала в своих вотчинах, затем перевезены в Белоозеро и Кар­гополь, где впоследствии умерщвлены. Теперь Борис Годунов остается, фактически, единственным регентом при Федоре Ивановиче.

Борис Годунов продолжил ту же политику, что и Иван Грозный: упрочи­вал положение служилых людей, принимал меры к укреплению границ госу­дарства. В 1584 г. на Церковном Соборе были отменены податные льготы церквей и монастырей. В 1597 г. начинается проведение так называемого по­садского строения — учет населения посадских слобод и сотен, целью кото­рого было вернуть в них людей, ушедших на частновладельческие земли (чтобы обеспечить устойчивое выполнение государственных повинностей и уплату налогов). Описание земель сопровождалось запретом на переходы в Юрьев день. В 1597 г. издается указ о пятилетнем сыске беглых крестьян. Ка­бальные холопы лишаются возможности освободиться, уплатив долг, только после смерти хозяина они имеют возможность получить свободу. Люди, слу­жившие по найму, через полгода службы также превращаются в холопов.

В 1589 г. при деятельном участии Годунова учреждено патриаршество. Первым патриархом был избран (23 января 1589 г.) митрополит московский Иов. Архиепископы стали митрополитами (Новгородский, Казанский, Кру­тицкий, Ростовский), увеличилось число епархий. Учреждение патриаршест­ва делало русскую православную церковь полностью самостоятельной от Константинополя и укрепляло ее международное положение. Одновременно учреждение

патриаршества укрепляло и позиции государства по отношению к церкви (было составлено «Уложение о патриаршестве», предусматривавшее обязательное утверждение патриарха, митрополитов и епископов царем).

15 мая 1591 г. в Угличе погиб царевич Дмитрий, а 7 января 1598 г. умер, не оставив наследника, царь Федор Иванович. С его смертью пресеклась династия Рюриковичей, а вопрос о наследнике престола остался открытым. Возможно, Федор и успел завещать престол двоюродному брату Федору Никитичу Романову, но Романов был удален в свою вотчину, а в 1601 г. принял постриг (Филарет). Ходили слухи, что престол займет вдова Федора Ивановича Ирина, но она удаляется в Новодевичий монастырь, где в скором времени принимает постриг под именем Александры. Власть перешла к Бо­рису Годунову, который 9 марта 1598 г. взошел на престол и был венчан на царство 1 сентября 1598 г., после символического избрания на Земском со­боре. Возведению Годунова на престол способствовал патриарх Иов, кото­рый даже пригрозил сложить с себя сан и уйти вместе со всем церковными иерархами, если Годунов не согласится венчаться на царство.

Вступая на престол, Борис Годунов освободил заключенных, сложил недоимки по налогам и податям. Из-за неурожая 1601-1602 гг. в 1601г. временно был отменен запрет на переходы крестьян, делались попытки раз­дачи хлеба за счет казны, организации общественных работ, установления предельных цен на хлеб, борьбы со спекуляцией. Однако все эти меры ус­пеха не имели. В 1602-1603 гг. все Подмосковье было охвачено «татьбами» и «разбоями», началось движение холопов под предводительством Хлопка. Пошли слухи, что царевич Дмитрий не погиб в Угличе, а «чудом спасся».

Наши рекомендации