Создание стрелецкого войска.

В 1550 г. созданные еще при Василии III отряды пищальников были преобразованы в стрелецкое войско (стрельцы назывались «служилые люди по прибору»). Сначала стрельцов было около 3 тысяч, а к концу XVI в. до 25 тысяч. Они получали денежное, хлебное или земельное жалование, огне­стрельное оружие и обмундирование. Ведал ими Стрелецкий приказ. В службу «по прибору» мог поступить любой свободный человек, но она не являлась наследственной. К «приборным» относились также казаки, пушка­ри, воротники, казенные кузнецы и т.д. Они несли службу по городам, где селились особыми слободами, и по границам государства.

Во время войны войско пополнялось людьми, которых приводили с со­бой землевладельцы («боярские люди») и теми, которых выставляли тяглые дворы городов и деревни («сборные люди» и «посошные люди»). Кроме то­го, в войске служили 2,5 тысячи иностранцев.

В 1571 г. М.И. Воротынским был составлен первый военный устав, по­священный организации сторожевой и станичной службы.

Преобразования в системе органов государственной власти.

Были проведены также некоторые преобразования в системе органов государственной власти.

В1550 г. принято решение «испоместить» в Московском уезде «избран­ную тысячу» — 1078 «лучших слуг» из дворян и бояр, обязанных быть все­гда наготове. Был составлен список, в который вошли представители знат­нейших родов и верхи Государева двора; по мнению большинства исследователей, эта реформа так и не была реализована. Некоторые также полагают, что это — своеобразный прототип опричного войска.

В 1552 г. была составлена Дворцовая тетрадь — полный список Госуда­рева двора, около 4 тыс. чел. Люди, входившие в Государев двор, именова­лись дворовыми детьми боярскими или дворянами; просто дети боярские составляли нижний слой служилых людей. В Дворовой тетради дворяне были записаны по тем уездам («городам»), где они владели землей; из их числа выходили воеводы и головы, дипломаты и администраторы.

Получила дальнейшее развитие система приказов. Первое письменное упоминание о приказах относится к 1512 г. На момент прихода к власти Ивана IV существовало уже около 20 различных приказов. К концу века их насчитыва­ется около 30. Наряду с учреждениями общегосударственной компетенции (Посольский приказ (1549-1720) — занимался внешними связями с другими го­сударствами; Разрядный (1555, по другим данным — 30-е гг. XVI в. — 1711) — ведал дворянским войском, назначал воевод в полки и города, руководил воен­ными действиями; Разбойный (1539, по другим данным 1555 — 1701) — ведал судом над «лихими людьми»; Большой Приход (1554-1699) — сбором общего­сударственных налогов; Ямской (1550-1723) — почтовой службой и т.д.) появ­ляются и территориальные приказы (например, приказ Казанского дворца (60-е гг. XVI — 1709). Своеобразной попыткой поставить под контроль при­казную и местную администрацию было учреждение Челобитного приказа (учрежден в 1550 г., возглавлялся Адашевым), который должен был разбирать жалобы, в том числе и на приказы.

Стоглавый Собор.

Общий процесс централизации неизбежно должен был охватить и церковь.

В январе-мае 1551 г. по инициативе и при участии митрополита Мака­рия и Ивана IV созван Собор русской церкви. Он одобрил принятие Судеб­ника 1550 г. и реформы; унифицировал церковные обряды, создал единый пантеон святых; приняты меры для искоренения безнравственности духо­венства; церкви запрещено ростовщичество; было решено передать в руки царя земли, приобретенные церковью до Собора, а впредь приобретать и продавать земли только с царского разрешения.

Решения собора были записаны в сборнике, состоявшем из 100 глав — отсюда и название «Стоглав».

Реформы Избранной Рады вызывали негативную реакцию боярства. С другой стороны, нарастает конфликт между самой Избранной Радой и Ива­ном Грозным.

В 1553 г. Иван IV заболел и, опасаясь умереть, назначил себе преемника. Было велено присягать сыну Анастасии Романовны Дмитрию. Одновременно заявил свои претензии на престол двоюродный брат царя — Владимир Анд­реевич Старицкий. На глазах у Ивана часть знати стала присягать Владимиру (причины были различные — одни опасались, что при «пеленочнике» Дмит­рии могут возобновиться порядки боярского правления; другие не хотели присягать сыну Захарьиной, потому что занимали более высокое место в бо­ярской иерархии; некоторые вспоминали о старом порядке передачи власти старшему в роде — «старшинство дядьев над племянниками»). Присягнули Старинному и некоторые члены Избранной Рады, в том числе Сильвестр и Адашев. Только князь Воротынский и дьяк Висковатый сохранили верность царю. На этот раз Иван выздоровел, но не забыл произошедшего.

В следующие годы боярская оппозиция усилилась. Некоторые историки склонны отрицать существование боярской оппозиции на том основании, что конфликт здесь не выливался в вооруженное противостояние. Однако боярское недовольство проявлялось в сношениях с врагами русского госу­дарства и в «отъездах».

В ноябре 1559 г. заболела, а десять месяцев спустя, в 1560 г. умерла Анастасия Романовна. Сильвестр, а затем и Адашев были обвинены в от­равлении царицы и отправлены — один в ссылку в Соловецкий монастырь, другой — в Ливонию воеводой.

Только смерть в 1563 г. «спасла» Макария, защищавшего Сильвестра, от опалы и казни.

Опричнина.

В апреле 1564 г., опасаясь преследований Ивана Грозного, бежал в Великое княжество Литовское Андрей Курбский, возглавлявший войска в Ливонии.

3 декабря 1564 г. сам царь неожиданно покидает Москву. Некоторое время проездив по подмосковным селам, Иван, наконец, останавливается около Александрова, откуда 3 января 1565 г. отправляет два послания в столицу. В одном, адресованном митрополиту, он объявляет о своем наме­рении оставить престол из-за измен боярства, в другом, адресованном по­садским людям Москвы, Иван говорит, что на них у него гнева нет.

Посланная к царю делегация «умолила» его не покидать престол. Иван соглашается вернуться, но на особых условиях.

Во-первых, он получает право судить бояр и налагать на них опалы без суда Боярской Думы.

Во-вторых, вся страна делится на «Земщину», где сохраняется не только царская власть, но и, формально, власть Боярской думы (на Земщине прави­тельством руководил Висковатый) и «Опричнину»[22], на которую власть Бо­ярской Думы не должна распространяться. Земли в опричнину Иван отби­рал сам, по своему усмотрению.

В-третьих, на Земщину накладывается огромный налог в 100 тысяч руб­лей для заведения опричного войска (первоначально их было около 1000 человек, а в конце существования опричнины — около 5000).

Вернувшись в Москву, Иван Грозный казнил «за сношения с Курбским» двоих Шуйских, Ховриных, Кашина, Шевырева. Однако тогда же были воз­вращены из опалы Воротынский, Яковлев, Солтыков и некоторые другие.

Казнены были и некоторые церковные деятели: в 1568 г. — архиманд­рит Герман, в 1569 г. — митрополит Филипп.

В декабре 1569 г. в Москве убит Владимир Старицкий, уничтожена вся его семья.

Воспользовавшись доносом о намерении новгородцев перейти к Литве и способствовать восхождению на престол Владимира Старицкого, Иван IV с опричниками предпринимает поход на Новгород. За полтора месяца в горо­де замучено и убито от 3 до 10 тысяч человек. По дороге к Новгороду раз­громлено еще несколько городов — Клин, Тверь, Торжок и др.

Вернувшись в Москву, царь занялся разбором дел «соучастников» нов­городской и псковской «измены». Казнено было больше сотни человек.

Вскоре дошла очередь и до самих опричников. В 1570 г. казнены и уби­ты Басмановы, М.Т. Черкасский с семьей, А. Вяземский, И. Висковатый и др. (В то же время некоторые опричники — М. Скуратов, В. Грязной — во­шли в Боярскую думу в качестве думных дворян.)

Историки по-разному оценивают причины введения опричнины. Некоторые полагают, что причина последовавших событий — душевная болезнь Ивана Грозного. Другие видят во введении опричнины воздействие на него второй жены — кабардинской княжны Марии Темрюковны Черкасской. Современные точки зрения на опричнину — что это — один из методов проведения реформ (борясь с пережитками феодальной раздробленности, Иван Грозный выделяет себе «государев удел», независимый от бояр) и в то же время опричный террор направлен в первую очередь против боярства. Есть также точка зрения, что оп­ричнина — не просто отказ от политики Избранной Рады, а попытка установ­ления абсолютной монархии. Некоторые склонны видегь в опричнине деспо­тизм и насилие в отношении всех слоев населения.

Фактически, опричнина отменена не была, хотя после 1572 г. террор против боярства ослабевает, некоторым даже возвращены конфискованные земли, а само слово запрещено употреблять.

В 1575 г. царь попытался возродить опричнину. Он принял титул князя Московского, «назначив» Великим князем Симеона Бекбулатовича (одна из возможных причин «отречения» от престола на этот раз — надежда быть избранным на польский престол, который в этот момент пустовал). Года че­рез полтора Иван вернул себе престол, а Симеону дал в удел Тверь.

В третий раз Иван IV отрекался от престола после того, как 12 ноября 1582 г. умер его сын Иван Иванович, «зашибленный во гневе родителя сво­его». Но и на этот раз царь дал себя «уговорить».

После смерти старшего сына перед Иваном IV встал вопрос о преемнике. Оставшийся в живых сын Анастасии Федор был слабоумен, а сын Марии На­гой — Дмитрий — слишком мал. Очевидно, Иван создает что-то вроде опе­кунского совета для Федора (но кто в него входил — точно неизвестно).

Согласно официальному жизнеописанию, в самом конце жизни Иван Грозный постригся в иноки и наречен Ионою. 19 марта 1584 г. царь умер.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Наши рекомендации