Социальная и политическая структура государства.
Социальная структура государства Киевская Русь была достаточно сложной. Начинается оформление отдельных групп феодалов-землевладельцев.
Самую привилегированную часть феодалов составляли князья. Великий князь (киевский) считался старшим по отношению к другим князьям. Его взаимоотношения с другими князьями строились на основе договоров — крестных грамот, которые определяли права и обязанности Великого князя. Местные (племенные) князья, в свою очередь, должны были приносить ему клятву на верность, признавая его старшинство.
Другая категория феодалов — бояре. Формирование боярства начинается еще в VI-IX вв. В X-XI в. боярство разделилось на «княжьих мужей» и земских бояр («старцев градских»). «Княжьи мужи» занимали более привилегированное положение — в частности, им передавались земли на вотчинном праве и т.д. Бояре обязаны были служить в войске князя, выполняли ряд административных функций, но имели и права — например, право «отъезда».
С принятием христианства в социальной структуре появляется еще одна категория землевладельцев — духовенство.
Что касается зависимых категорий населения, то основная масса населения еще сохраняла личную свободу и причисляется историками к категории «черносошных крестьян». По мнению части историков, их также называли «люди». В этом случае термин «люди» обозначал лично свободных граждан государства. Другие полагают, что «людьми» называли жителей городов. Есть также версия, что «людьми» называли полусвободное население, находящееся в зависимости от конкретного феодала и обязанное участвовать в военных походах князя, а также платить «полюдье».
Сельское население, зависимое от князя, называлось «смердами». Смерды несли повинности, как в пользу государства, так и в пользу князя.
Временно утрачивали личную свободу «закупы» (получившие от феодала в долг «купу» и вынужденные отрабатывать до полной отдачи долга; при этом закон разрешал закупу уходить от феодала на заработки для отдачи долга, у закупов сохранялось свое, отдельное от господского, хозяйство) и «рядовичи»
(заключившие «ряд» о работе на феодала на определенный срок). Эти категории выделяются приблизительно в XII в. В случае, если закупы или рядовичи пытались бежать от феодала до истечения срока ряда, или до полного возвращения долга, и были пойманы, они полностью утрачивали личную свободу и обращались в холопов.
Полностью утрачивали личную свободу «холопы» и «челядь». Термин «челядь» упоминается уже в договоре Олега с Византией. В «Русской Правде» появляется термин «холоп».
Выделяются и другие социальные группы — «изгои» и «прощенники». Изгоями назывались люди, по той или иной причине утратившие связь с сельской общиной. Прощенники — люди, попавшие под покровительство либо церкви или монастыря, либо светских феодалов. Чаще всего речь шла о тех, кто совершил то или иное преступление и был избавлен от наказания путем внесения за него выкупа. Очевидно, по своему положению эти социальные группы максимально приближались к рабам.
Вообще, рабы у восточных славян имелись, но в незначительном количестве. Помимо «прощенников» рабами могли становиться военнопленные, если их не выкупали родственники. Однако эта социальная группа была очень немногочисленна.
Вовлечение населения в феодальную зависимость шло несколькими путями. На раннем этапе в основном речь шла о внеэкономическом принуждении — с помощью вооруженной силы, через изменение юридического статуса и т.д. В более поздний период широко распространяется экономическое принуждение — через ростовщичество.
Оказавшись вовлеченным в зависимость, население должно было платить различные подати и повинности, содержать великокняжескую администрацию и т.д.
Политическая структура государства Киевская Русь типична для раннефеодальной монархии. Во главе государства стоял Великий князь. Его функции заключались, в первую очередь, в организации вооруженных сил, командовании ими и обороне государства. Кроме того, великий князь собирал дань — полюдье и организовывал внешнюю торговлю. С расширением территории государства прерогативой великого князя стало назначение местной администрации. После принятия христианства великий князь становится также защитником и покровителем церкви. Великокняжеский престол передавался по наследству — старшему в роде, либо от отца к сыну.
Великий князь опирался на боярскую думу. Боярская дума как высший совет при князе сложилась уже в X веке. Она не имела постоянного состава — в нее в разных случаях входили княжьи мужи, земские бояре, княжеские дружинники и представители духовенства. Созывалась она также не регулярно, по мере необходимости. С XI в. боярская дума стала включать в себя преимущественно князей и бояр.
Помимо боярской думы время от времени собирались съезды князей. Так, в 1072 г. по случаю переноса мощей Бориса и Глеба собрался съезд князей в Вышгороде, на котором были приняты первые статьи Правды Ярославичей. В
1097 г. Любечский съезд, созванный для прекращения княжеских междоусобиц, установил порядок оформления княжеских вотчин. В 1100 г. Витичевский съезд ратифицировал заключение мира между князьями Святополком, Изяславом, Владимиром Мономахом, Олегом и Давидом Святославичем. На Долобском съезде 1103 г. было принято решение об организации похода против половцев.
Основными чинами, ведавшими государственными делами помимо самого князя, были дворцовые слуги. В самом великокняжеском дворце главным был дворский, управлявший хозяйством; ему подчинялись «слуги под дворским». Вооруженные силы князя управлялись воеводой и обеспечивались конями конюшим. В земли великокняжеского домена[8] назначались великокняжеские наместники (в города) и волостели (в сельской местности).
После реформ княгини Ольги местным органам власти вменялся в обязанность сбор дани с населения. Часть собранной дани они оставляли себе на «корм». Таким образом, начинает складываться система кормления. Однако, во времена Киевской Руси «кормления» носили эпизодический характер и четко не были определены.
Вне пределов великокняжеского домена сохранялась десятичная система управления — десятские, сотские, тысяцкие и т.д.
Специальных органов судебной власти еще не существовало. На местах судили кормленцы. Судебные функции имели и княжеские наместники в городах. Существовал и великокняжеский суд. Значительными судебными полномочиями была наделена церковь.
Вооруженные силы государства складывались из дружины Великого князя, дружин местных князей, ополчений, которые приводили с собой бояре, а также из народных ополчений. Дружина Великого князя состояла из «старшей», в которую входили бояре и мужи, и «младшей». «Младшая» дружина выполняла функции личной охраны Великого князя, его семьи и дворца. В то же время, в составе младшей дружины, например, в княжение Олега, были дети покоренных князей.
Основные занятия населения.
Основные занятия населения Киевской Руси традиционны для формирующегося феодального способа производства. Основу всей экономической жизни страны составляло сельское хозяйство. Наряду с металлическими орудиями труда широко использовались деревянные. Больших изменений ни в технике, ни в структуре сельскохозяйственных культур пока не произошло.
Наряду с земледелием, развивается и ремесло. При этом темпы развития ремесла достаточно высоки. Широко было развито ювелирное дело, кузнечное, строительное и т.д. Медленнее развивались те виды ремесла, которые должны были удовлетворять основные потребности населения, значительно быстрее — те, которые удовлетворяли потребности знати.
Развитие ремесел обусловило и складывание торговли внутри страны и рост городов, как центров ремесла и торговли. Надо отметить, что города в Киевской Руси имели различные функции и развивались по-разному. Часть городов возникла именно как торговые центры — на торговых путях. Самый крупный и развитый из собственно торговых городов был Новгород. Некоторые города возникали как политические центры — ставки князей. Так, например, возник Киев, Владимир, Звенигород. Конечно, в этих городах также быстро развивались ремесло и торговля, активно шло каменное строительство. Но если в первом случае историческим центром города была торговая площадь, то во втором — княжеские палаты. Часть городов изначально возникала как религиозные центры — вокруг монастырей. И наконец, некоторые города представляли собой военные крепости. Населения в таких городах, как правило, было немного — в основном военная стража. Однако, по мере смещения границ государства, эти города либо приобретали новые функции — политических, религиозных, торговых центров, либо приходили в упадок. Внешнеторговые связи древнерусского государства начали складываться довольно рано — в период греческой колонизации Северного Причерноморья.
К X веку основным торговым партнером Киевской Руси становится Византия. Первый же договор, заключенный Олегом с Византией (907 г.), регулировал именно правила внешней торговли. Следующий договор был заключен в 911 г. Оба эти договора заключались после удачных военных походов и давали русским купцам существенные преимущества в торговле с Византией. Следующий договор — 944 г. — был заключен в менее благоприятных условиях — после второго неудачного похода князя Игоря. Неудивительно, что права русских купцов в Византии существенно урезались — они теряли право беспошлинной торговли, свобода их передвижения ограничивалась, им запрещалось прибывать в Константинополь «без товара» и без специальных грамот, скрепленных великокняжеской печатью.
Основным торговым путем этого времени был путь «из варяг в греки».
После разгрома князем Святославом Хазарского каганата, был установлен контроль над торговым путем Волга — Каспийское море. Однако, переориентация на торговлю с поволжскими государствами и странами Востока по пути «из варяг в хазары» происходит только в XI в.
Существовали и другие торговые связи — со странами Центральной и Западной Европы (по пути «из варяг в греки» и сухопутными путями). Широко была развита транзитная торговля.
Предметами экспорта были не только меха, мед и воск, но и ювелирные изделия, резьба по кости и т.д. Импортировались кони, оружие, пряности, фрукты, вина, шерстяные и шелковые ткани, ювелирные изделия и т.д.
Следует подчеркнуть, внешняя торговля не играла существенной роли в развитии экономики страны и служила в основном для удовлетворения потребностей знати.