Складывание феодальных отношений.
Феодальное землевладение начинает складываться во второй половине XI века. Очевидно, первоначально номинальным собственником всей земли считался Великий князь. Остальные землевладельцы находились по отношению к нему в сложных вассальных отношениях. Местные князья должны были платить контрибуцию Великому князю. Постепенно сбор дани с присоединенных земель переходит в руки самого Великого князя, а местные князья заменяются родственниками. Родственные отношения оформляются либо через династические браки, либо через передачу земель в управление родственникам самим Великим князем, либо через передачу в наследственное владение. Более или менее определенно оформляется церковное и монастырское землевладение. Верховным собственником этих земель оставался Великий князь, однако он, как правило, не распоряжался церковными и монастырскими землями. Кроме того, местные князья
могли жаловать церквям и монастырям земли. Собственником церковных и монастырских земель считалась церковь или монастырь, а не конкретное лицо. Эти земли не передавались по наследству, но могли покупаться, продаваться или обмениваться. В XII в. образуется вотчина (наследственное земельное держание), как княжеская, так и боярская.
Одним из первых юридических актов, закреплявших княжеское вотчинное владение, было, по мнению ряда историков, постановление Любечского съезда князей 1097 г.
Источником роста вотчинных владений были земли «черносошных» крестьян, которые путем пожалований Великого князя передавались в частные руки.
Оформление боярского вотчинного владения начинается с XI в. Некоторые категории бояр наделяются земельными владениями с правом передачи по наследству. При этом, по мнению ряда исследователей, верховным собственником боярской вотчины был князь, который имел право ее отнять.
Поземельные отношения в Киевской Руси первоначально не были закреплены юридически.
Великий князь собирал с подвластного ему населения полюдье. Некоторые исследователи, признавая государство в лице князя верховным собственником всей земли в стране, видят в полюдье феодальную ренту. Другие считают, что полюдье — не особый вид феодальной ренты, а военная контрибуция, наложенная на покоренные киевскими князьями племена. Есть также мнение, что полюдье —: часть общегосударственного налога. Разные точки зрения на сущность полюдья вполне объяснимы — юридически еще не оформлены ни собственность феодалов на землю, ни взаимоотношения феодалов с зависимым населением. Первым шагом к регламентации этих отношений стали реформы княгини Ольги. После гибели Игоря она установила точный размер дани («уроки») и места ее сбора («погосты»). С этого момента сбор дани приобретает регулярный и упорядоченный характер.
Следующие законодательные акты, регулировавшие общественные и поземельные отношения — это краткая редакция «Русской Правды», составленная, вероятно, в 1016 г., «Правда Ярославичей» (1072 г.) и «Устав Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г).
Краткая редакция русской Правды содержала 43 статьи. В ней оговаривался порядок кровной мести, содержались статьи, охраняющие жизнь и имущество феодалов, регулировались отношения между княжескими дружинниками и остальным населением и т.д.
«Правда Ярославичей» была принята после ряда восстаний 1068-1072 гг. Она содержала 121 статью, значительная часть которых охраняла имущество феодалов и их поземельные права. Регламентировались также порядок заключения договоров и передача имущества по наследству.
Устав Владимира Мономаха, принятый после городского восстания 1113 г., ограничивал ростовщические проценты и разрешал феодалам отпускать закупов на заработки для отдачи долга.
В основу первых законодательных актов Киевской Руси легли нормы обычного права, что наложило отпечаток на тексты, особенно Правды Ярослава Мудрого. Списков «Русской Правды» известно довольно много — свыше 100, при этом они содержат существенные разночтения, что указывает не столько на ошибки переписчиков, сколько на тенденции к складыванию местного законодательства.
Исходя из содержания статей «Русской Правды», нельзя безусловно говорить о законодательном закреплении прав феодалов на землю, однако есть статьи, предусматривающие, например, наказание за порчу межи, или регламентирующие передачу имущества (не исключая землю) по наследству.
Основное же внимание в законодательстве уделялось регламентации отношений между различными социальными группами.