Складывание феодальных отношений.

Феодальное землевладение начинает складываться во второй половине XI века. Очевидно, первоначально номинальным собственником всей земли счи­тался Великий князь. Остальные землевладельцы находились по отношению к нему в сложных вассальных отношениях. Местные князья должны были пла­тить контрибуцию Великому князю. Постепенно сбор дани с присоединенных земель переходит в руки самого Великого князя, а местные князья заменяются родственниками. Родственные отношения оформляются либо через династиче­ские браки, либо через передачу земель в управление родственникам самим Ве­ликим князем, либо через передачу в наследственное владение. Более или менее определенно оформляется церковное и монастырское землевладение. Верхов­ным собственником этих земель оставался Великий князь, однако он, как правило, не распоряжался церковными и монастырскими землями. Кроме того, местные князья

могли жаловать церквям и монастырям земли. Собственником церковных и монастырских земель считалась церковь или монастырь, а не кон­кретное лицо. Эти земли не передавались по наследству, но могли покупаться, продаваться или обмениваться. В XII в. образуется вотчина (наследственное земельное держание), как княжеская, так и боярская.

Одним из первых юридических актов, закреплявших княжеское вотчин­ное владение, было, по мнению ряда историков, постановление Любечского съезда князей 1097 г.

Источником роста вотчинных владений были земли «черносошных» крестьян, которые путем пожалований Великого князя передавались в част­ные руки.

Оформление боярского вотчинного владения начинается с XI в. Некото­рые категории бояр наделяются земельными владениями с правом передачи по наследству. При этом, по мнению ряда исследователей, верховным соб­ственником боярской вотчины был князь, который имел право ее отнять.

Поземельные отношения в Киевской Руси первоначально не были за­креплены юридически.

Великий князь собирал с подвластного ему населения полюдье. Некото­рые исследователи, признавая государство в лице князя верховным собст­венником всей земли в стране, видят в полюдье феодальную ренту. Другие считают, что полюдье — не особый вид феодальной ренты, а военная кон­трибуция, наложенная на покоренные киевскими князьями племена. Есть также мнение, что полюдье —: часть общегосударственного налога. Разные точки зрения на сущность полюдья вполне объяснимы — юридически еще не оформлены ни собственность феодалов на землю, ни взаимоотношения феодалов с зависимым населением. Первым шагом к регламентации этих отношений стали реформы княгини Ольги. После гибели Игоря она устано­вила точный размер дани («уроки») и места ее сбора («погосты»). С этого момента сбор дани приобретает регулярный и упорядоченный характер.

Следующие законодательные акты, регулировавшие общественные и поземельные отношения — это краткая редакция «Русской Правды», со­ставленная, вероятно, в 1016 г., «Правда Ярославичей» (1072 г.) и «Устав Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г).

Краткая редакция русской Правды содержала 43 статьи. В ней оговари­вался порядок кровной мести, содержались статьи, охраняющие жизнь и имущество феодалов, регулировались отношения между княжескими дру­жинниками и остальным населением и т.д.

«Правда Ярославичей» была принята после ряда восстаний 1068-1072 гг. Она содержала 121 статью, значительная часть которых охраняла имущест­во феодалов и их поземельные права. Регламентировались также порядок заключения договоров и передача имущества по наследству.

Устав Владимира Мономаха, принятый после городского восстания 1113 г., ограничивал ростовщические проценты и разрешал феодалам от­пускать закупов на заработки для отдачи долга.

В основу первых законодательных актов Киевской Руси легли нормы обычного права, что наложило отпечаток на тексты, особенно Правды Яро­слава Мудрого. Списков «Русской Правды» известно довольно много — свыше 100, при этом они содержат существенные разночтения, что указы­вает не столько на ошибки переписчиков, сколько на тенденции к склады­ванию местного законодательства.

Исходя из содержания статей «Русской Правды», нельзя безусловно гово­рить о законодательном закреплении прав феодалов на землю, однако есть статьи, предусматривающие, например, наказание за порчу межи, или регла­ментирующие передачу имущества (не исключая землю) по наследству.

Основное же внимание в законодательстве уделялось регламентации от­ношений между различными социальными группами.

Наши рекомендации