В 60-1 —ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 90-х ГОДОВ XIX в

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель — привести государственный строй и административ­ное управление в соответствие с новой социальной структурой, в ко­торой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» про­должить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отноше­ний и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.

Реорганизация местного управления.После отмены крепостно­го права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах соз­давались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Высокий имущественный ценз и многоступенчатая сословная (по куриям) выборная система обеспечи-

вали преобладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: уст­ройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под кон­тролем центральной и местной властей, которые имели право приос­танавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здраво­охранения. Кроме того, они стали центрами формирования либераль­ной дворянской и буржуазной оппозиции.

Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положе­ние» 1870 г. создало в городах всесословные органы — городские думы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечени­ем о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нуж­ды. В городских думах, в связи с высоким имущественным избира­тельным цензом, главенствующая роль принадлежала крупной бур­жуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.

Судебная реформа.«Новые судебные уставы» 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они преду­сматривали всесословность суда, его независимость от администра­ции, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. В нем участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (за­щитник). Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судеб­ных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие — в окружном. Особо важные государст­венные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной прак­тике. Однако, проводя реформу, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в судопроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались. Например, крестьяне подлежали своему со­словному суду. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, заседания которого имели закрытый характер, что нарушало принцип гласности.

Военная реформа.Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного со­става, современным оружием и хорошо подготовленными офицерски­ми кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте — до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной

степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода.

В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкост­вольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерий­ских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ус­коренное развитие военного парового флота.

Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимна­зии, специализированные юнкерские училища и академии — Гене­рального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась сис­тема управления вооруженными силами.

Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

Реформы в сфере образования и печати.Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли зем­ские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение.

В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликви­дированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливалась само­стоятельность решения административно-финансовых и научно-педа­гогических вопросов.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они от­менили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не рас-пространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать ука­зы, во многом сводившие на нет основные положения реформы об­разования и цензуры.

Значение реформ.Проведенные преобразования имели прогрес­сивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционно­го пути развития страны. Россия в определенной степени приблизи­лась к передовой для того времени европейской социально-политиче­ской модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуаз­ную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический ха­рактер. Он прежде всего обусловливался традиционной слабостью российской буржуазии и политической инертностью народных масс. Выступления радикалов (шестидесятников и революционных народ­ников) лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили реформаторские устремления правительства. Инициато-

ром реформ были некоторые высшие государственные чиновники, «либеральная бюрократия». Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ.

Логическим продолжением реформ 60 — 70-х годов XIX в. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разра­ботанных в январе 1881 г. министром внутренних дел, графом М. Т. Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправ­ления, привлечение представителей земств и городов (с совещатель­ным голосом) к обсуждению общегосуда{/ственных вопросов. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г. изменило общее направление правительственного курса.

Император Александр III (1881—1894). Как и его предшествен­ник, он рано приобщился к государственным делам, проявил себя как незаурядный военный. Он вошел в историю как царь-«Миротворец», так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами. Его политические взгляды были глу­боко консервативными. Они заключались в приверженности принци­пам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существую­щего строя, насаждение православия и русификацию окраин России. Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно настроен­ные политические и общественные деятели, среди которых особо вы­делялись обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внут­ренних дел граф Д. А. Толстой и публицист М. Н. Катков.

Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения М. Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». В августе последовало «Распоряжение о мерах к охранению государ­ственного порядка и общественного спокойствия...». Этот документ вошел в историю как «Положение об усиленной охране», так как он давал правительству право введения чрезвычайного положения и во­енных судов, развязывал руки местным административным и поли­цейским властям в их карательной деятельности. «Либеральные бю­рократы» были отправлены в отставку. Началась эпоха усиления ре­акционной тенденции во внутренней политике.

Изменения в системе местного управления. Сельская крестьян­ская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам. Они назначались из потомственных дворян и полностью контролиро­вали жизнь русской деревни. Эта мера означала усиление админист­ративной вертикали на селе, ограничение крестьянского самоуправле­ния и мировых судов.

В 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских уч­реждениях» во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. «Городовое положение» 1892 г. укрепило роль дво­рянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление.

9 Орлов История России Z57

Изменения в области образования и печати.Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государ­ства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введен циркуляр о «ку­харкиных детях», не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т. д.

В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование.

«Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое из­дание получило не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Правительство оказывало поддержку «пра­вым» изданиям, среди которых выделялись «Московские ведомости» М. Н. Каткова. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I.

Итоги внутренней политики 80-х — первой половины 90-х го­дов XIX в.В ней проявлялись и реакционные, и прогрессивные тен­денции. Правительству Александра III не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление. Они остались цен­трами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводст­ва. В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демо­кратизация офицерского корпуса.

Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекра­щено временнообязанное состояние крестьян. Однако дальнейшее ре­шение аграрно-крестъянского вопроса было законсервировано.

Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о за­прещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими.

Однако социальная направленность внутренней политики состоя­ла главным образом в усилении позиций дворян, значительно ослаб­ленных общим ходом исторического развития страны.

В целом в 80-х — первой половине 90-х годов XIX в. была укре­плена государственность и достигнута определенная социальная ста­бильность. Вместе с тем в обществе нарастали симптомы противо­стояния консервативным тенденциям, характерным для правительст­венной политики.

Глава 24.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Окончание Крымской войны привело к коренному изменению си­туации в Европе. Сложившийся англо-австро-французский блок — так называемая Крымская система — был нацелен на сохранение по­литической изоляции России и ее военно-стратегической слабости, обеспеченной решениями Парижского конгресса. Россия не утратила своего положения великой державы. Однако в силу поражения она потеряла право решающего голоса в международных делах и из-за статьи о нейтрализации Черного моря лишилась возможности оказы­вать эффективную поддержку народам Балкан. В связи с этим глав­ной задачей русской дипломатии стала борьба за отмену этой статьи и усиление международного авторитета России.

Основные направления внешней политики.На западном на­правлении Россия стремилась ликвидировать свою внешнеполитиче­скую изоляцию. Отношения с центрально-европейскими государствами определялись традиционными династическими связями, общностью их политических и идеологических устоев. Царское правительство было готово к новым политическим союзам для поддержания европейского равновесия и к восстановлению своего международного престижа.

Большое значение приобрело среднеазиатское направление. Рус­ское правительство выдвинуло и осуществило программу присоеди­нения Средней Азии, ее дальнейшего освоения и колонизации.

В связи с усилением национально-освободительных движений на Балканах в 70-е годы ХГХ в. вновь особое звучание приобрел вос­точный вопрос. Народы Балканского полуострова развернули борьбу за освобождение от османского ига и создание национальных незави­симых государств. В этом процессе Россия участвовала дипломатиче­скими, политическими и военными методами.

Во второй половине XIX в. дальневосточное направление во внеш­ней политике России постепенно изменяло свой периферийный харак­тер. Англо-французская диверсия на Камчатке во время Крымской войны, ослабление Китая и его превращение в страну, зависимую от англо-германо-французского капитала, быстрый рост морских и сухо­путных сил' Японии показали необходимость усиления российских экономических и военно-стратегических позиций на Дальнем Востоке.

По Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам с Китаем за Россией была закреплена территория по левому берегу реки Амур и весь Уссурийский край. Русские колонисты при поддержке прави­тельства начали быстро осваивать эти благодатные земли. Там вскоре возник ряд городов — Благовещенск, Хабаровск, Владивосток и др.

Начали развиваться торговые и дипломатические отношения с Япо­нией. В 1855 г. между Россией и Японией был заключен Симодский

9* 259

договор о постоянном мире и дружбе. Он закреплял право России на северную часть Курильских островов. Остров Сахалин, принадлежав­ший России, объявлялся совместным владением. В 1875 г. Петербург­ский русско-японский договор признал остров Сахалин исключительно российским. В качестве компенсации Япония получила Курильские ост­рова. Территория Сахалина и Курил в конце XIX в. продолжала яв­ляться источником напряженности в русско-японских отношениях.

Продолжая традицию первой половины XIX в., Россия проводила доброжелательную политику по отношению к США. В отличие от Англии она выступила на стороне Севера в его борьбе против рабо­владельческого Юга. Далее она постоянно поддерживала США в ме­ждународных делах. В 1867 г. Россия уступила (фактически продала) за 7,2 млн. долларов Северо-Американским Соединенным Штатам пустынную северо-западную часть американского материка — полу­остров Аляску. Современники полагали, что эти земли не стоят та­кой суммы. Однако впоследствии выяснилось, что Аляска является богатейшей кладовой полезных ископаемых (золото, нефть и др.). В целом же отношения России с США еще не играли определяющей роли в международных делах.

Наши рекомендации