Национальности и народности китая

Китайская Народная Республика — единое многонациональное государство. По данным 5-й всекитайской переписи, проведенной в ноябре 2000 года, ханьцы составляют 91,59% общей численности населения Китая, выходцы из других 55 национальностей — 8,41%. Все национальности, кроме ханьцев, принято называть национальными меньшинствами.

Ниже следует подробное описание всех национальностей Китая:

Ханьцы Монголы Хуэйцзу Тибетцы Уйгуры Мяо И Чжуаны
Ханьцы Монголы Хуэйцзу Тибетцы Уйгуры Мяо И Чжуаны
Буи Корейцы Маньчжуры Дун Яо Бай Туцзя Хани
Буи Корейцы Маньчжуры Дун Яо Бай Туцзя Хани
Казахи Дайцы Ли Лису Ва Шэ Гаошань Лаху
Казахи Дайцы Ли Лису Ва Шэ Гаошань Лаху
Шуйцы Дунсян Наси Цзинпо Киргизы Ту Дауры Мулао
Шуйцы Дунсян Наси Цзинпо Киргизы Ту Дауры Мулао
Цян Буланы Салары Маонань Гэлао Сибо Ачаны Пуми
Цян Буланы Салары Маонань Гэлао Сибо Ачаны Пуми
таджики Ну Узбеки Русские Эвенки Дэаны Баоань Югуры
Tаджики Ну Узбеки Русские Эвенки Дэаны Баоань Югуры
Цзин Татары Дулуны Орочоны Нанайцы Мэньба Лоба Дино
Цзин Татары Дулуны Орочоны Нанайцы Мэньба Лоба Дино

Древнекитайский этнос сложился в начале 1-го тысячелетия до н. э. на Среднекитайской равнине. Китайцы — носители древней плужной земледельческой культуры. Главное их занятие — поливное рисосеяние, в котором они имеют ценные, накопившиеся веками навыки, а также разведение таких технических культур, как соя, арахис и др., чаеводство, шелководство.

По антропологическим признакам китайцы относятся к восточноазиатской группе тихоокеанских монголоидов (северокитайский расовый тип). Консолидация этнической общности древних китайцев послужила одной из предпосылок объединения древнекитайских царств.

Формирование китайской нации происходило в междуречье рек Хуанхэ и Янцзы в бассейне притоков этих рек — Вэйхэ и Хань-цзян. На протяжении истории эта область значительно расширялась за счет распространения китайцев на север, юг и запад, в ходе которого китайцы ассимилировали многие проживающие там некитайские народности. Специфика местных условий, особенности тех народностей, которые были ассимилированы в ходе колонизации, некоторые локальные культурно-хозяйственные черты определили появление существенных различий между группами китайцев, проживающих на тех или иных территориях, что проявляется в самом физическом типе людей. Китайцы-северяне, как правило, отличаются от южан более высоким ростом. Южане же низкорослы, худы, но сильны и выносливы. Весьма велики различия не только в диалектах, но и во всем образе жизни.

Государственный официальный язык — путунхуа (всеобщий язык). Это современный литературный язык, на котором говорят дикторы центрального радио и телевидения, обучаются школьники и студенты. К путунхуа близок пекинский диалект. Различия же во многих других диалектах — гуандунском, аньхойском и т. д. — столь велики, что люди, говорящие на них, часто не понимают друг друга. Для того чтобы объясниться, они используют иероглифическое письмо, единое для всех диалектов.

Иероглифическая письменность оказала огромное влияние на развитие китайской культуры, а также сыграла большую роль в культуре Японии, Кореи, Вьетнама. Иероглифы — это символы, обозначающие то или иное понятие. Истоки иероглифики — пиктографическое письмо, в котором слово изображалось рисунками. Постепенно рисунки упрощались и приняли вид современных иероглифов.

  

Китайцы (ханьцы) входят в китайскую группу сино-тибетской семьи. Наряду с китайцами в эту же группу включаются хуэй (дунгане). Большая их часть проживает в северных районах КНР. Хуэй имеют свою автономию — Нинся-Хуэйский автономный район. Хотя по разговорному языку и письменности хуэй не отличаются от китайцев, особенности религии, быта, хозяйствования позволяют выделить их в особую группу. Большинство хуэй происходит от ираноязычных и арабоязычных переселенцев, появившихся в Китае в XIII—XIV вв., и от китайских колонистов, осевших среди тюркских народов еще во II в. до н. э. По религии хуэй относятся к мусульманам. Селятся они обычно отдельно от китайцев, образуя самостоятельные сельские или городские кварталы.

Сино-тибетская семья представлена в Китае также народами тибето-бирманской группы, среди которых — тибетцы, ицзу, хани, лису.

 

Большая часть тибетцев живет в Тибетском автономном районе. Занимаются высокогорным пашенным земледелием — выращиванием голосеменного ячменя «цинкэ». Кочевники и полукочевники разводят яков, овец, коз. Тибетцы сильно отличаются от ханьцев по своим религиозным, языковым, хозяйственно-культурным особенностям. Стремление тибетцев к самостоятельности, более позднее вхождение Тибета в состав Китая и другие факторы привели к нестабильности политического положения в регионе, обострили национальные противоречия.

Из представителей тайской семьи наиболее многочисленны чжуаны, проживающие в южной части страны, в Гуанси-Чжуанском автономном районе. Основное их занятие — плужное земледелие с наиболее распространенной грядково-террасовой системой. Животноводство играет подсобную роль. Поселения чжуанов обычно мало отличаются от поселений китайцев, живущих в тех же районах. Для них характерны свайные, бамбуковые и глинобитные постройки. Чжуаны исповедуют буддизм южного толка, сильное влияние среди них имеют идеи даосизма.

Представители австроазиатской семьи — народности мяо и яо — проживают в Южном и Юго-Западном Китае. Основные виды хозяйственной деятельности этих народов — горное земледелие (мяо занимаются преимущественно выращиванием поливного риса и пшеницы, яо — суходольного риса, кукурузы), лесоразработки, охота. Среди верующих мяо и яо наибольшее распространение получил политеизм.

Алтайская.семья представлена тюркской, монгольской и тунгусо-маньчжурской группами. В тюркскую группу входят уйгуры, казахи и киргизы, живущие на северо-западе КНР, причем основная часть сосредоточена в пределах Синьцзян-Уйгурского автономного района. Среди народов этой группы выделяются оседлые земледельцы, ведущие интенсивное земледельческое хозяйство с применением искусственного орошения, кочевники-скотоводы, а также полуоседлое население, сочетающее, скотоводство с земледелием. Причем уйгуры занимаются в основном земледелием, а казахи и киргизы — скотоводством. Большинство народов тюркской группы исповедуют ислам. Самым характерным является оазисный тип расселения.

Монголы берут свое начало от союза кочевых монгольских племен. Проживают они в автономном районе Внутренняя Монголия, также их поселения встречаются в Северо-Восточном Китае, провинциях Ганьсу, Цинхай, Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Монголы, живущие на территории Китая, говорят на пяти различных диалектах, один из которых близок к халхаскому, являющимся основой литературного монгольского языка в Монгольской Народной Республике. Основное занятие — кочевое скотоводство. Часть монголов, имевших более тесные контакты с китайцами и другими земледельческими народностями, переняли у них навыки земледелия. Преобладающей религией у монголов является буддизм (ламаизм).

Народы тунгусо-маньчжурской группы расселены на территории Северо-Восточного Китая преимущественно в глухих горных и таежных уголках. Будучи коренным населением этих районов, в ходе китайской колонизации они были в значительной степени ассимилированы китайцами, «окитаизировались». Для многих представителей этих народов китайский язык и письменность стали родными. Основным занятием маньчжуров, проживающих в долинах рек, является земледелие, а живущих в городах и их окрестностях - торговля и ремесла.

На китайском о. Тайвань проживают представители австронезийской семьи — гаошань («горцы»), родственные малайцам.

В Китае имеются также представители индоевропейской семьи — припамирские таджики и русские, а также корейцы и многие другие малочисленные народности.

Наши рекомендации