Тема 8. Политические и правовые идеи ХХ в.
1. В начале XX в. возросло разнообразие политико-правовых доктрин, порожденное как усложнением социальных и политических процессов общественной жизни, так и умножением разнообразных методологических основ политико-правовых концепций, различных по социально-классовой основе.
Именно в этот период наметилась тенденция к сближению поначалу резко противостоявших между собой политических идеологий. Буржуазный либерализм перерастал в неолиберализм, содержащий ряд социальных требований, возникших в русле социалистических теорий (обоснование социальных гарантий прав и свобод личности, признание полезности и необходимости позитивных функций государства и др.). В социалистической же политико-правовой идеологии обозначилось влиятельное направление, выступающее не за революционное уничтожение гражданского общества, а за его совершенствование посредством социальных реформ.
Вместе с тем войны, социальные бедствия, кризисы и неурядицы первой трети XX в. в ряде стран породили экстремистские партии и движения, стремившиеся к установлению тоталитарных режимов. В XX в. сбылись худшие опасения мыслителей предыдущего века о пагубности неограниченной власти, противостоящей народу и попирающей личность. Для идейно-политических программ тоталитаризма характерны притязания на выражение подлинных интересов трудящихся масс, классов, народов, наций, утверждения об исторической необходимости применения крайних мер и отсутствии других способов защиты общественного блага кроме диктаторских. Все авторитарные и тоталитарные режимы либо принципиально отвергают демократию, права и свободы человека, либо формально признают и даже пропагандируют их в идеологических целях, но попирают на практике. Официальной идеологии победившего тоталитаризма присущи демагогия, настойчивое насаждение ненависти к врагам и к инакомыслящим, казенный оптимизм, притязания на научность, эклектическое использование идей и лозунгов, взятых из различных направлений политической идеологии.
В начале XX в. сложились основные концепции права гражданского общества. Юридический позитивизм продолжал разработку догмы права, теории толкования и применения правовых норм. Социологическое направление юриспруденции и возрождающаяся теория естественного права (к которой близка психологическая теория права) критиковали юридический позитивизм за неспособность определить источники развития и изменения права, исследовать способы его воздействия на общественные отношения и поведение людей, обосновать права человека и правовое государство. В свою очередь социологическое направление упрекалось сторонниками других концепций за сведение права к судебной и административной практике, откуда проистекала возможность противопоставления закона и практики его реализации. Возрождающимся теориям естественного права представители
55 56
других направлений юриспруденции делали упрек в том, что эти теории смешивают право и правосознание (психологическая теория критиковалась соответственно за сведение права к правовой психике). Существование и полемика этих направлений в юриспруденции обусловливали развитие правовой науки, соответствующей потребностям гражданского общества.
2. Социологическая юриспруденция Формирование социологического направления в современной теории
права и государства началось на исходе XIX в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и ее методы получили широкое распространение в общественных дисциплинах.
Значительную роль в развитии социологического правоведения в XX в. сыграл американский юрист Роско Паунд (1870-1964 гг.). Он преподавал в крупнейших университетах США и на протяжении многих лет был деканом Гарвардской школы права. Паунд призывал юристов не ограничиваться изучением "права в книгах" (т.е. права в законе, в нормативных актах) и обратиться к анализу "права в действии". Юридическая наука, считал он, призвана показать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей. Право является одним из способов контроля за поведением людей наряду с религией, моралью, обычаями, домашним воспитанием и др. Такой подход ориентировал юридическую науку на изучение права в контексте социальных отношений, требовал учитывать взаимодействие правовых норм с иными регуляторами общественной жизни.
Паунд выделяет в современном праве три аспекта. Во-первых, право - это правовой порядок или режим регулирования социальных отношений посредством систематического и упорядоченного применения силы органами государства. Во-вторых, правом называют официальные источники, которые служат руководством при вынесении судебных и административных решений (в этом смысле говорят, например, о праве штата Индиана). В-третьих, право есть судебный и административный процесс. Если свести эти определения воедино, то, по словам Паунда, мы придем к пониманию права как "высоко специализированной формы социального контроля, осуществляемого на основе властных предписаний в рамках судебного и административного процесса".
Паунд вслед за Иерингом считал, что обоснование цели правопорядка должно быть обеспечено концептуально-понятийным единством юридической доктрины, поскольку позволяет не только согласовать различные определения права, но и связать общезначимые социальные идеалы с интересами и субъективными устремлениями участников общественных отношений. Цель права, согласно его концепции, состоит в улаживании социальных конфликтов и достижении цивилизованных отношений между людьми. Паунд не уставал повторять, что право должно служить не разъединению членов общества, а, наоборот, укреплению согласия и кооперации между ними (подобного рода воззрения называют интегративной моделью права; в противовес ей выделяют конфликтные
модели, к числу которых относят марксистское понимание права как средства подавления классовых противников).
3. Нормативизм Г. Кельзена Политическое и правовое учение нормативизма своими корнями
восходит к формально-догматической юриспруденции XIX в. Оно сложилось на основе методологии, выработанной в юридическом позитивизме, и представляет собой реакцию на распространение в современном западном правоведении социологических, психологических и новейших этико-философских концепций.
Родоначальником и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юрист Ганс Кельзен (1881-1973 гг.). Его теоретические взгляды окончательно сформировались в период, последовавший за распадом Австро-Венгерской монархии. В то время Кельзен преподавал в Венском университете и занимался активной политической деятельностью, выступая в роли советника по юридическим вопросам первого республиканского правительства. По поручению К. Реннера, главы кабинета, Кельзен возглавил подготовку проекта Конституции 1920 г ., юридически оформившей образование Австрийской республики (с некоторыми изменениями эта Конституция действует и в настоящее время). После аншлюса Австрии нацистской Германией в 1938 г. ученый эмигрировал в США.
Кельзену принадлежит большое число работ по общей теории права и государства, по конституционному и международному праву, а также несколько сочинений, посвященных опровержению марксизма. Самая известная его работа - "Чистая теория права" (в заголовок вынесено авторское название нормативизма; книга вышла в 1934 г .).
Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Современные юристы, писал он, обращаются к проблемам социологии и психологии, этики и политической теории, пренебрегая изучением своего собственного предмета. Кельзен был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлении, как доказывают приверженцы соответствующих концепций, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права.
Чистота теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. Кельзен одним из первых поставил задачу деидеологизации правоведения, создания строго объективной науки о праве и государстве. Согласно его воззрениям, подлинная наука носит релятивистский характер, так как признает возможность существования в обществе множества систем идеологии и отрицает превосходство какой-либо одной из них над другими. По учению Кельзена, право старше государства. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество, разрешив индивидам совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних случаях и запретив - в других, установило монополию на применение силы
57 58
для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое сообщество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованным путем, т.е. специально созданными органами власти. Политическое учение Кельзена построено на отождествлении государства и права. Как организация принуждения государство идентично правопорядку, считал родоначальник нормативизма. Аргументируя свою позицию, Кельзен пришел к выводу, что любое государство, включая авторитарное, является государством правовым. Этот вывод резко контрастировал с доктринами либеральной демократии середины XX в., в которых правовое государство рассматривалось как альтернатива тоталитарным политическим режимам.
4. Современные теории естественного права
Среди политико-правовых концепций XX в. особое место занимают учения о естественном праве. Они продолжают традиции философского осмысления права и опираются на различные доктрины, сложившиеся в современной западноевропейской и американской философии, - томизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм, феноменологию, персонализм.
Неотомисты (Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят свое понимание естественного закона к философии Фомы Аквинского, чье учение
в 1879 г . получило одобрение и поддержку со стороны католической церкви. Виднейший представитель современного томизма - французский философ и общественный деятель Жак Маритен (1882-1973 гг.). В 1945 - 1948 гг. Маритен был послом Франции в Ватикане, участвовал в подготовке проектов Всеобщей декларации прав человека. Главные его сочинения по проблемам социально-политической теории - "Интегральный гуманизм", "Права человека и естественный закон", "Человек и государство".
Источником естественного закона, согласно его концепции, является бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязанностей. Маритен определял естественный закон как установленные божественным разумом "универсальные нормы права и долга". Бог - первый принцип естественного права. Человек же имеет естественные права и способен осознать их в силу своей сопричастности божественному разуму. "Личность обладает абсолютным достоинством, поскольку она состоит в прямых отношениях с Абсолютом".
Маритен предложил собственную классификацию прав человека, разделив их на три вида. Фундаментальные права личности (человека как такового) включают в себя: право на жизнь и личную свободу, право вступать
в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью и др. Политические права (или права гражданина) определяются законодательством страны, однако косвенно они зависят от естественного права и образуют его продолжение, ибо установления государственной власти становятся законом лишь в силу их соответствия естественному праву.
К политическим правам относятся: право народа устанавливать конституцию государства и определять форму правления, право граждан на активное участие в .политической жизни, в том числе в выборах, право объединения в политические партии, свобода высказываний и дискуссий, равенство граждан перед законом и судом. Согласно взглядам Маритена, реализация этих прав с помощью церкви приведет к установлению христианской демократии, т.е. "по-христиански устроенного светского государства". Наконец, социальные права человека (права трудящегося) охватывают: право на труд, право объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, право на социальное обеспечение в случае безработицы или болезни, по старости и т.п. Учение Маритена явилось одной из концепций, идейно подготовивших разработку Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г .
С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г .. Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г . и других конвенций, имеющих обязательную силу для присоединившихся к ним государств, влияние естественно-правовых учений пошло на убыль.
2. В.И. Ленин и большевизм.
Самостоятельным течением марксизма является большевизм, основателем и вождем которого был Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870-1924 гг.). "Большевизм, - писал Ленин, - существует, как течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 года". Основной идеей большевизма является идея "партии нового типа", централизованной организации профессиональных революционеров, стремящейся стать правящей партией, осуществляющей марксистскую программу строительства социализма и коммунизма. Обоснование необходимости такой партии в том, что только она способна познать и постичь подлинные интересы рабочего класса.
Практика государственного строительства после прихода большевиков к власти не подтвердила многих идей, высказанных в предшествующий этому период. Вместо отмирания государства, замены его Советами и организацией вооруженных рабочих создавался строго централизованный аппарат управления, состоящий из многочисленных профессиональных служащих. Вскоре была создана и постоянная армия.
Пересмотр ряда прежних теоретических положений Ленин обосновывал обострением классовой борьбы: "Нам пришлось осуществлять диктатуру в самой ее суровой форме".
В послеоктябрьских трудах понятию диктатуры уделяется повышенное внимание.. Второе издание книги "Государство и революция" ( 1919 г .) дополнено разделом, подчеркивающим значение идеи диктатуры пролетариата в теоретическом наследии Маркса.
Важным условием диктатуры пролетариата в России, где рабочий класс был очень малочислен, Ленин считал партийное руководство. Руководящее положение коммунистической партии большевиков он называл
59 60
основой Советской Конституции - юридической и фактической. В работах Ленина немало суждений о демократии, но суждения эти, обычно высказанные в полемике, часто имели декларативный, лозунговый характер: Развитие партийно-административной системы, опирающейся на насилие, закономерно привело к декларативности демократических положений, содержавшихся в марксизме и ленинизме
7. В начале XX в. в условиях обострения социальной ситуации, попыток перехода к конституционализму, нового подъема религиозно-нравственных исканий правовая и политическая мысль в России получила новое продолжение. В изучении права Богдан Александрович Кистяковский 1868-1920 выделял четыре направления: государственно-повелительное, социологическое, психологическое, нормативное. Методологической основой его исследования явилось комплексное применение собственно юридического метода с идеями психологической и социологической школ. Оригинальную психологическую теорию права выдвинул профессор Петербургского университета Лев Иосифович Петражицкий 1867-1931, который исходил из тезиса, что право находится не в социальной сфере, а в психике человека, в его голове. Источником права выступают эмоции, т.к. именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций: моральные и правовые. В правовых эмоциях чувство долга сопровождается представлением о полномочиях других лиц, «наше право есть не что иное, как долг другого лица». Моральные связаны с осознанием человеком обязанностей долга. Нормы морали – это внутренние императивы. Возникающие правовые нормы носят атрибутивно представительно – императивный обязывающий характер.
В советский период политико-правовые доктрины преимущественно выполняли заказ государства. Русская эмиграция Н.А Бердяев, И.А. Ильин в противовес позитивизму марксизма выдвинула идеи христианской нравственности, зависимости ном права от морали.
Несмотря на традиционное влияние на Россию опыта и идей Запада, российская политико-правовая мысль на протяжении всех рассмотренных периодов сохраняла самобытность и отражала черты российской правовой культуры
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Контрольная работа выполняется по одному из приводимых ниже вариантов. Выбор номера варианта зависит от номера фамилии студента по ведомости группы в последнем семестре. Контрольная работа выполняется в соответствии с требованиями, изложенными в методической разработке: «Контрольная работа студента: структура и оформление.—М,, Российская Академия правосудия, 2004».
Цель контрольной работы - закрепление теоретических знаний по отдельным темам курса, приобретение навыков самостоятельной работы с источниками, учебной и дополнительной литературой, выработка умения применять полученные теоретические знания для решения конкретных практических задач и обосновывать принимаемые решения.
Выполнение контрольной работы предусматривает:
- изучение и изложение теоретических положений изучаемого курса;
- изучение важнейших нормативно-правовых актов по теме;
- формирование необходимых выводов и научно обоснованных
решений.
Контрольная работа должна быть выполнена самостоятельно, носить творческий характер, содержать ссылки на конкретные нормативно-правовые акты. Недопустимо текстуальное переписывание учебника или другой литературы. Использование учебной литературы допускается (но лишь в качестве руководящего начала при ответе на вопросы); при воспроизведении тех или иных положений, выводов, содержащихся в изданиях, необходимо сделать на них соответствующие ссылки. Цитаты не должны составлять более 1/4 части контрольной работы.
Прежде чем составлять текст работы, студент должен предварительно
изучить материал соответствующего раздела программы курса. Объем работы должен быть не менее 10 и не более 30 листов рукописного текста (можно представить и машинописный вариант).
Самыми распространенными ошибками студентов при написании контрольной работы являются то, что работа представляет собой простое переписывание (зачастую с применением сканирования и других возможностей компьютерной техники) учебной литературы, не подкрепленное ни ее самостоятельным осмыслением, ни характеристикой нормативно-правового материала. Выполненная работа должна быть написана грамотно, чисто и разборчиво. Для замечаний рецензента оставляются поля. Страницы контрольной работы нумеруются.
Работу необходимо надлежащим образом оформить. На титульном листе (обложке тетради) указывается название учебного предмета, номер фамилии студента по ведомости группы в последнем семестре (без его указания работа рассматриваться не будет), номер варианта выполненного задания, номер учебной группы и курса, фамилия и инициалы студента.
61 62
В конце работы нужно привести список фактически использованной | 15. | Реформация в доктринах Мартина Лютера; Томаса Мюнцера, | ||||
литературы и соответствующие ссылки. В качестве первичного материала | Жана Кальвина. | |||||
можно использовать список литературы, приложенный к программе | 16. | Зарождение идей европейского социализма (XVI-XVII вв.). | ||||
дисциплины. При составлении списка следует соблюдать действующие | 17. | Исламская реформация в | доктринах Джемаль ад-Дин Аль- | |||
требования к оформлению справочно-библиографического аппарата. | Афгани, Мухаммеда Абдо, Мухаммеда Рашид Рида и Саида Кутба. | |||||
Обязательны подпись студента и дата выполнения работы. | 18. | Идеологическая борьба по вопросу о форме правления в России в | ||||
Специфика | курса требует учета в работе следующих | основных | середине ХV1 в. | |||
факторов, затрагивающих личности изучаемых персоналий (см. раздел | 19. | Политико-правовые взгляды Гуго Гроция. | ||||
методические рекомендации по изучению дисциплины). | 20. | Политическое и правовое учение Спинозы. | ||||
1) | специфика исторической эпохи и формы государственности; | 21. | Политико-правовое учение Томаса Гоббса. | |||
2) | воспитание и образование, принадлежность к школе мышления, | 22. | Взгляды на политику, государство, право и закон Шарля Луи | |||
преемственность традициям предыдущих мыслителей; | Монтескье. | |||||
3) | сословная принадлежность объекта изучения и его вовлеченность | 23. | Политико-правовая доктрина Жан-Жак Руссо. | |||
во властные структуры; | 24. | Политико-правовые идеи якобинцев и французских социалистов. | ||||
4)принадлежность к определенным политическим группировкам. | 25. | Возникновение и становление | американской политико-правовой | |||
Параллельно должно быть изучено отношение и имеющиеся | мысли. | |||||
предпочтения к следующим проблемам: | 26. | Политическая и правовая мысль России во 2-й половине XVIII вв. | ||||
1) | соотношение закона и справедливости; | 27. | Политические и правовые идеи в трудах Иммануила Канта. | |||
2) | наличие веры в верховное существо; | 28. | Политические и правовые учения в трудах Георга-Фридриха | |||
3) | естественное право и отношение к человеческой природе; | Гегеля. | ||||
4) | историческая обусловленность правовых норм и их связь с | 29. | Политические и правовые взгляды декабристов. | |||
формами государственности; | 30. | Политические идеи П.И. Чаадаева. Западники и славянофилы. | ||||
5) | сочетание элементов монархии, аристократии и демократии; | 31. | Английский, французский и немецкий либерализм. | |||
6) | источники права; | 32. | Политико-правовой позитивизм Огюста Конта. | |||
7)сочетание анархии и тирании и право народа на сопротивление | 33. | Политические идеи Герберта Спенсера. | ||||
деспотии. | 34. | Политико-правовые концепции либерализма во 2-половине ХIХ в. | ||||
Темы для выполнения контрольного задания | 35. | Концепция “служебного орудия” Фридриха Ницше | ||||
36. | Политико-правовое учение марксизма. | |||||
1. | Политико-правовые памятники Древней Индии. | 37. | Немарксисткая социалистическая мысль ХIХ в. | |||
2. | Даосизм, конфуцианство, моизм и легизм в Древнем Китае. | 38. | Политическая и правовая мысль в России во 2-й половине ХIХ в. | |||
3. | Политико-правовые теории классического периода в Древней | 39. | Политико-правовые идеи в России в начале ХХ в. «Вехи». | |||
Греции: общая характеристика. | 40. | Позитивистский нормативизм Г. Кельзена и прагматический | ||||
4. | Идеальное государство Платона. | позитивизм. | ||||
5. | Учение Аристотеля о справедливости и государстве. | 41. | Психологическая теория права Л.И. Петражицкого, ее истоки. | |||
6. | Учение Цицерона о государстве и праве. | 42. | Политико-правовая идеология национал-социализма. | |||
7. | Политико-правовые взгляды Августина Аврелия. | 43. | Теории элит, бюрократии и технократии: Вильфредо Парето и | |||
8. | Учение Фомы Аквинского о государстве и праве. | Гаэтано Моска. |
9. Политическая и правовая мысль в Арабском Востоке в VII – X вв. Формирование мусульманской правовой идеологии.
10. Политическая философия аль-Фараби, Ибн Сина и Ибн Рушда.
11. Взгляды на государство аль-Маварди и Ибн Халдуна.
12. Средневековая российская политико-правовая мысль
13. «Государь» Никколо Макиавелли.
14. Доктрина государственного суверенитета Жана Бодена.
63 64
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ | Политические и правовые идеи в трудах Иммануила Канта. | |||||
Политические и правовые учения в трудах Георга-Фридриха | ||||||
Мифические и религиозные | представления в Древнем Мире как | Гегеля. | ||||
источники политико-правовой мысли. | Политические и правовые взгляды декабристов. | |||||
Политико-правовые памятники Древней Индии. | Политические идеи П.И. Чаадаева. Западники и славянофилы. | |||||
Политико-правовые доктрины в Древнем Китае. | Английский, французский и немецкий либерализм. | |||||
Политико-правовые теории | классического периода в Древней | Политико-правовой позитивизм Огюста Конта. | ||||
Греции: общая характеристика. | Политические идеи Герберта Спенсера. | |||||
Идеальное государство Платона. | Политико-правовые концепции либерализма во 2-половине ХIХ в. | |||||
Учение Аристотеля о справедливости и государстве. | 44. | Политико-правовое учение марксизма. | ||||
Политико-правовые взгляды в Древнем Риме. | 45. | Немарксисткая социалистическая мысль ХIХ в. | ||||
Учение Цицерона о государстве и праве. | 46. | Политическая и правовая мысль в России во 2- половине ХIХ | в.: | |||
Политико-правовые взгляды Августина Аврелия. | реформаторы и революционные демократы. | |||||
Учение Фомы Аквинского о государстве и праве. | 47. | Политическая и правовая мысль в России во 2- половине ХIХ | в.: | |||
Средневековая юридическая мысль | либералы и консерваторы. | |||||
Политическая и правовая мысль в Арабском Востоке в VII – X вв. | 48. | Политико-правовые идеи в России в начале ХХ в. | ||||
Формирование мусульманской правовой идеологии. | 49. | «Вехи». | ||||
Политическая философия аль-Фараби, Ибн Сина и Ибн Рушда. | 50. | Развитие американской политико-правовой мысли в ХIХ в. | ||||
Учение о халифате и имамате у аль-Маварди | 51. | Проблемы права и государства в произведениях Э. Бернштейна и | ||||
Учение о государстве у Ибн Халдуна. | К. Каутского. | |||||
Средневековая российская | политико-правовая мысль: генезис и | 52. | Позитивистский нормативизм Г. Кельзена и прагматический | |||
эволюция. | позитивизм. | |||||
Новая наука о политике Никколо Макиавелли. | 53. | Социологическая юриспруденция. | ||||
Доктрина государственного суверенитета Жана Бодена. | 54. | Психологическая теория права Л.И. Петражицкого, ее истоки. | ||||
Реформация в доктринах Мартина Лютера; Томаса Мюнцера, Жана | 55. | Политико-правовая идеология национал-социализма. | ||||
Кальвина. | 56. | Теории элит, бюрократии и технократии: Вильфредо Парето | и | |||
Зарождение идей европейского социализма (XVI-XVII вв.). | Гаэтано Моска. | |||||
Исламская реформация в доктринах Джемаль ад-Дин Аль-Афгани, | ||||||
Мухаммеда Абдо, Мухаммеда Рашид Рида и Саида Кутба. | ||||||
Идеологическая борьба по вопросу о форме правления на Руси в | ||||||
середине ХV1 в. |
23 Политико-правовые взгляды Гуго Гроция.
24 Политическое и правовое учение Спинозы.
25 Левифан Томаса Гоббса.
26 Взгляды на политику, государство, право и закон Шарля Луи Монтескье.
27 Политико-правовая доктрина Жан-Жак Руссо.
28 Французская революция 1789-1794 гг. и политико-правовые идеи якобинцев.
29 Возникновение и становление американской политико-правовой
мысли.
30 Политическая и правовая мысль России во 2-й половине XVII-первой половине XVIII вв.
31 Политическая и правовая мысль России во 2-й половине XVIII вв.
65 66
ЛИТЕРАТУРА: Основная:
Исаев И.А История политических и правовых учений России: Учебник. - Изд 2, перераб. и доп. - М., 2003.*
История политических и правовых учений: Учебник для вузов/ Под ред. О.Э Лейста. - М., 2002. *
История политических и правовых учений: Хрестоматия/под ред. О.Э Лейства.- М.: Городец, 2000.*
Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учебник для вузов.- М.: Норма, 2009. *
Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учебник для вузов.- М.: Норма, 2005.*
Дополнительная: Учебники:
Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических и правовых учений: [Учебное пособие]– М.: Юрист, Вып. 1. – 1994.
Антология мировой политической мысли: В 5 т. – М.: Мысль, 1997. Баркалов В.Я. Политические учения Древнего Востока. – Барнаул,
1994. – 29 с.
Баскин Ю.Я. Очерки по истории политических учений: Учебное пособие, - Ленинград-Запорожье: Изд-во АПН СССР, 1991.
Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохоровой.-изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: научн. Изд. БЭС, 2001.- 1434 с. с прилож.*
Всемирная история государства и права: Энциклопедический словарь / под ред. А.В. Крутских.- М.: Инфра-М, 2004.- 398 с.*
Графский В.Г. , Кобзев А.И., Зорькин В.Д. и др. История политических и правовых учений ХIХ в. – М., 1993.
Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. – М.: Юрист, 1995.
История государственно-правовых учений: учебник / отв. ред. В.В.
Лазарев.- М.: Спарк, 2006.- 672 с.*
История политических и правовых учений XVII-XVIII вв./ Отв. Ред. В.С. Нерсесянц. – М.: Наука, 1989.
Назарова Н.С. История политической мысли: Учебное пособие. – Одесса: Кобзарь, 1991. – 171 с.
Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. – М.: Изд. Группа «ИНФА-М: Норма» , 1997. – 647 с.
Нерсесянц В.С.. Политические учения Древней Греции. - М., 1979. Рахматуллин Э.С., Модестов В.П. История социально-политических
учений: Учебн. пособие, - Казань: Изд-во Казанского университета, 1992.
Источники
«Лаодокийское послание» // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV в. – М., 1983.
Августин Аврелий. О граде Божием. Т. 1-2. – Киев, 1998.
Августин Аврелий. О свободе воли. http://www.philosophy.ru/library/august/de_libero_arbitrio.rus.html
Антология мировой политической мысли: Учебн. пособие: В 5 т. – М.:
Мысль, 1997.
Антология мировой правовой мысли: В 5 т./ Рук. научн. проекта Г.Ю. Семигин; Научн. ред. совет: В.Н. Кудрявцев и др.– М.: Мысль, 1997- 1999.
Антология мировой философии. В 5 т. - М.: Мысль, 1969-1972 . Аристотель. Афинская полития. – М. – Л.., 1936. (переизд.: М., 2003). Аристотель. Политика Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. См.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/aristot/index.php
Вехи. Из глубины. – М.: «Правда», 1991. Гегель. Политические произведения. – М., 1978. Гегель. Философия права. – М., 1990.
Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. – М., 1989-1991. Гроций Г. О праве войны и мира. - М., 1992.
Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1963. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2 т. – М., 1972. Иеринг Р. Борьба за право. – М., 1907.
Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9-14 вв. – М.,1961.
История политических и правовых учений: Хрестоматия для высш. шк. /Сост.: В.П. Малахов и др. – М.: Академический проект, 2000. – 414 с.
Кампанелла Т. Город Солнца. - М.-Л., 1954. Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980.
Ленин В.И. О государстве // Полное собрание сочинений. Т. 39. Ленин В.И. О диктатуре пролетариата // Полное собрание сочинений.
Т. 39.
Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // Полное собрание сочинений. Т. 37.
Локк Д. Избранные философские произведения. - М., 1960. Т.1-2. Макиавелли Н. Государь. – М.: Планета, 1990.
Макиавелли Н. История Флоренции. http://www.vostlit.info/Texts/rus/Macci/framevved.htm
Макиавелли Н. История Флоренции. М. Наука. 1973. Маритен Ж. Философ в мире. — М., 1994.
Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4.
Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Там же. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф.
Сочинения. Т.3.
Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. - М., 1955. Мор Т. Утопия. - М., 1953.
Пейн Т. Избранные сочинения. – М., 1959.
67 68
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским/ Текст подгот. Я.С. Лурье, Ю.Д. Рыков. – Л., 1979.
Платон. Диалоги. http://i-text.narod.ru/lib/platon.html
Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). — М.:
Мысль. 1990—1994.
Платон. Сочинения. В 3 т. – М., 1968-1972.
Политическая мысль Европы конца XIX- начала XX века: Хрестоматия / Сост. В.Н. Штинов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та., 1991.
– 243 с.
Пуфендорф С. О должности человека и гражданина по закону естественному. – СПб., 1726. – 537 с.
Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Трактаты. - М., 1969.
Сен-Симон. Избранные сочинения. Т. 1-2. – М. – Л., 1948. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. – М., 1957. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. – М., 1989. Франклин Б. Избранные произведения. – М., 1956.
Фурье Ш. Избранные сочинения. Т. 1-4. – М. - Л., 1951-1954. Хрестоматия по истории политических учений / Составитель П.С.
Грацианский. Вып.1. М., 1972.
Цицерон. Диалоги: О государстве. О законах. – М., 1966.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21.
Монографии и научные статьи:
Агабеков Г.Б. Жан Боден – основоположник государственного суверенитета. – М., 1990.
Азаркин Н.М. Монтескье. – М.: Юрид. литература, 1988.
Айрапетов А.Г., Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени. – М.: Высшая школа, 1991.
Алексеева Т.А. Современные политические теории. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2001.
Алиев Г. З. Турция в период правления младотурок. — М., 1972. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. — М., 1993.
Баскин М.П. Философия американского Просвещения. – М., 1955. Бибиков А.И., Павлов А.А. Понятие DOMINIUM в голландском праве
XVII веке в изображении Гуго Гроция // Древнее право. – М., 1998. - №1. – С. 206-210.
Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.
Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников: (Истоки и эволюция) - М.: Наука, 1993. – 317 с.
Грацианский П.С. Десницкий. – М.: Юрид. литература, 1978. – 111 с.
Грацианский П.С. Политическая и правовая мысль России второй половины XVIII в. – М.: Наука, 1984. – 253 с.
Грималь П. Цицерон.— М., Молодая гвардия, 1991.
Две тенденции в истории социалистической мысли: социалистический гуманизм и казарменный коммунизм: Сб. обзоров / Ред.-кол.: Каплан А.Б. и
др. – М., 1991. –80 с.
Дегтярёва М.И. Понятие суверенитета в политической философии Ж.
де Местра // Полис. – 2001. - №3. – С. 113-122.
Дегтярёва М.И. Разработка понятия суверенитета Ж. Боденом// Полис.
– 2000. - №3. – С. 157-169.
Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. – М.–Л., 1965. Замолеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. – Л., 1987. Зимин А.А. И. Пересветов и его современники: Очерки по истории
общественно-политической мысли середины XVI в. – М., 1958.
Игнатенко А. А В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. – М., 1989.
Игнатенко А. А. Ибн-Хальдун. – М., 1980.
Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. – М., 1971. Кан С.Б. История социалистических идей (до возникновения
марксизма). – М., 1967.
Кислягина Л.Г. Формирование общественно-политических взглядов Н.М. Карамзина (1785- 1803). – М., 1976.
Клибанов А.Н. Реформационные движения в России в XIV–первой половине XVI в.– М.: Изд-во АН СССР,1960.
Коваленко В.И. Никита Михайлович Муравьёв // Вестник Московского университета. – Серия 12. Политические науки. – 2001. - №1. – С. 91-105.
Коммунизм и национал-социализм: сравнительный анализ. – Пробл.-
тем. сб. – М.: ИНИОН РАН, 2000. – 199 с.
Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского просвещения 18 в.
– М., 1965.
Кузнецов Э.В. Философия права в России. - М., 1989.
Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского Просвещения (1689- 1714 гг.). – М.: Б.и., 1994.
Левин З. И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. –
М., 1988.
Левин З. И. Развитие арабской общественной мысли: 1917-1945. – М.,
1979.
Левин З. И. Развитие общественной мысли на Востоке. Колониальный период. – М., 1993.
Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762—1914. — М.,
1995.
Либерализм. Консерватизм. Марксизм: Пробл. – тематический сб.– М.,
1998.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 2000.
69 70
Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. Л.,1985.
Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV
– начала XVI века. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960.
Лурье Я.С. Русские современники Возрождения: Книгописец Ефросин, дьяк Федор Курицын. – Л.: Наука, 1988.
Макарова С.В. Политические взгляды В.Н. Татищева // Актуальные вопросы Истории политических и правовых учений. – М.: ВЮЗИ, 1987. – С. 78-90.
Маковельский А. Софисты. - Баку, 1940. Вып.1 Малявин В.В. Конфуций. – Москва, 2010.
Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксический период. – М.: Наука, 1989.
Мележик И.Н. Учение Томаса Гоббса о формах государства// Актуальные вопросы истории политических и правовых учений. – М.: ВЮЗИ, 1987.
Михаленко Ю. П. Платон и современная антитеза либерализма и тоталитаризма: Р. Кроссмен, К. Поппер, Б. Рассел и др. в окружении корифеев античной политической мудрости. — М.: Диалог-МГУ, 1998. — 152 стр.
Михаленко Ю. П. Политический идеал Платона в контексте реальной истории. — М.: ИФ РАН, 2003.
Нерсесянц В.С. Гегель. – М.: Юрид. литература, 1979.
Нерсесянц В.С. Миф в истории политических учений (о роли традиций) // Политика мира и развитие политических систем. – М.: Наука, 1979.
Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Юридическая литература, 1984. Нерсесянц В.С. Сократ. – М.: Наука, 1977.
Пантин И.К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке. – М., 1973.
Политические и правовые учения. История и современность. Актуальные проблемы: Сб. научн. тр. – М.: ВЮЗИ, 1988.
Пяткина С.А. Правовые категории в теории Л.И. Петражицкого // Актуальные вопросы Истории политических и правовых учений. – М.:
ВЮЗИ, 1987.
Российский либерализм. Середина XVIII – начало XX века. Энциклопедия. – Москва, 2010.
Сатышев В.Е. Идеологические истоки английской буржуазной революции XVII века // Актуальные вопросы Истории политических и правовых учений. – М.: ВЮЗИ, 1987.
Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.). М., 1998.
Смирнова З.В. Социальная философия А.И. Герцена. – М., 1973. Степанянц М.Т. Восточная философия.—М., 2001.
Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. – М.,
1997.
Сюкияйнен Л.Р. Экстремизм и терроризм: оценка исламской правовой мысли // Партнерство цивилизаций: нет разумной альтернативы. Москва: Институт востоковедения РАН, 2011.
Философия Канта и современность./ Под общей редакцией Т.И. Ойзермана. - М., 1974.
Филюшин А.И. Андрей Курбский. – Москва, 2008 Фламэн М. История либерализма и современный либерализм. – М.,
1995.
Фуллер Л. Мораль права. М, 2007.
Хабутдинов А.Ю. Политико-правовые доктрины Мухаммада Абдо и Ризаэтдина Фахретдина: сравнительный анализ // Ученые записки. – Том VII.
–Сборник статей преподавателей Казанского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия». – Казань, 2011.*
Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. – М., 1989.
Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья: Византия и Русь. – М.: Наука, 1990.
Щипанов И.Я. Философия русского Просвещения второй половины
XVIII века. – М., 1971.
Интернет-ресурсы:
Российская государственная библиотека (РГБ) - http://www.rsl.ru/ Библиотека Московского государственного университета -
http://www.msu.ru/libraries
Библиотека Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета - http://jurfak.spb.ru/library/default.htm
Российская национальная библиотека (РНБ) - http://www.nlr.ru/ Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН
РАН) - http://www.inion.ru/
Библиотека Российского государственного гуманитарного университета - http://liber.rsuh.ru
Кроме того Российская национальная библиотека имеет виртуальную справочную службу, которая может предоставить список литературы по определенной теме.
Во-вторых, студент может получить доступ к полнотекстовым интернет-ресурсам:
Конституции различных стран мира - http://www.uni-wuerzburg.de/law/
Гарант-Парк. Информационные системы, законодательство, юридическая консультация - http://www.park.ru/
Обзоры нового законодательства, комментарии законов различных отраслей права, правовая энциклопедия - http://empire.list.ru/law/
Справочная правовая система "Энциклопедия российского права" - http://pravo.arbt.ru/
71 72
Энциклопедия российского права - http://www.pravopoliten.ru/
Российская газета - http://www.rg.ru/
«Юридическая Россия» – российский образовательный правовой портал. Содержит правовую библиотеку, информацию о конференциях, образовательные новости, юридические документы и иные материалы - http://www.lawportal.ru/
Портал auditorium.ru Министерства образования РФ. Содержит информацию по гуманитарным наукам, в том числе юриспруденции - http://auditorium.ru/
и электронным библиотекам:
«Классика российского права» - http://civil.consultant.ru/elib/list/ «История гражданского права» - http://civil-law.narod.ru -
Электронная бибилиотека - http://www.lid.ru
Русский Гуманитарный Интернет Университет. Библиотека учебной и научной литературы - WWW.I-U.RU
Журнал «Правоведение» - http://www.jurisprudence-media.ru/arhive.php
Кроме того, при необходимости студент может обратиться к поисковым системам Интернет, в которых он может получить информацию о необходимой литературе, а также полнотекстовые материалы
"Яndex" - полифункциональный поисковый интернет-ресурс - http://www.yandex.ru/
"nigma" - полифункциональный поисковый интернет-ресурс - http://www.nigma.ru
"Rambler" - информационно-поисковая система - http://www.rambler.ru/ "Апорт" - поисковая система - http://www.aport.ru/
"Google" - многоязычная поисковая система - http://www.google.ru/ "Yahoo!" - поисковая система и каталог ресурсов -
http://www.yahoo.com/
"AltaVista" - многоязычная поисковая система - http://altavista.com.ru/ Правовая поисковая система - http://www.law.com/
Российская правовая поисковая система, предметный указатель, юридические консультации, ссылки на правовые базы данных - http://www.legal.ru/
Путеводитель по правовым источникам в Интернете - http://www.ilrg.com/
"Рубрикон" - крупнейший энциклопедический ресурс Интернета - http://www.rubricon.com/
"Кирилл и Мефодий" – крупнейшая интернет-энциклопедия - http://www.km.ru/
Поиск по общим и специальным энциклопедиям - Мир энциклопедий - http://www.encyclopedia.ru/
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Предмет Истории политических и правовых учений.
2. Мифические и религиозные представления в Древнем Мире как источники политико-правовой мысли.
3. Политико-правовые памятники Древней Индии.
4. Даосизм, конфуцианство, моизм и легизм в Древнем Китае.
5. Политико-правовые учения в Древней Греции: общая характеристика.
6. Политико-правовые воззрения Пифагора, Гераклита и Демокрита.
7. Политико-правовое учение софистов и антисофистские взгляды
Сократа.
8. Идеальное государство Платона.
9. Учение Аристотеля о справедливости и государстве.
10. Стоицизм (древняя, средняя и новая Стоя): его основные
представители и положения.
11. Политико-правовые взгляды в Древнем Риме: общая характеристика.
12. Учение Цицерона о государстве и праве.
13. Учение римских юристов о праве.
14. Политико-правовые взгляды Августина Аврелия.
15. Основные черты политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества. Средневековые ереси.
16. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.
17. Взгляды Марсилия Падуанского. Средневековая юридическая
мысль
18. Политическая и правовая мысль в Арабском Востоке в VII – X вв. Формирование мусульманской правовой идеологии.
19. Политическая философия аль-Фараби, Ибн Сины и Ибн Рушда.
20. Взгляды на государство аль-Маварди и Ибн Халдуна.
21. Средневековая российская политико-правовая мысль
22. Новая наука о политике. Никколо Макиавелли. Жан Боден.
23. Взгляды Мартина Лютера; Томаса Мюнцера, Жана Кальвина.
24. Зарождение идей европейского социализма (XVI-XVII вв.): Томас Мор, Томмазо Кампанелла.
25. Раннебуржуазные политико-правовые взгляды Гуго Гроция.
26. Политическое и правовое учение Спинозы.
27. Основные направления английской политико-правовой мысли в
XVII в.
28. Политико-правовое учение Томаса Гоббса
29. Политическое и правовое учение Джона Локка.
30. Политические и правовые учения Германского и Итальянского Просвещения.
73 74
31. Взгляды на политику, государство, право и закон Вольтера и Шарля Луи Монтескье.
32. Политико-правовая доктрина Жан-Жак Руссо.
33. Политико-правовые идеи якобинцев и французских социалистов.
34. Возникновение и становление американской политико-правовой
мысли.
35. Политическая и правовая мысль России во 2-й половине XVII-2-й половине XVIII вв.
36. Политические и правовые идеи в трудах Иммануила Канта.
37. Политические и правовые учения в трудах Георга Гегеля.
38. Политические и правовые идеи Иоганна Фихте.
39. Историческая школа права.
40. Направления политико-правовой мысли в России в 1-й четверти ХIХ в.: М. Сперанский и Н. Карамзин, декабристы.
41. Политические идеи П.И. Чаадаева. Западники и славянофилы.
42. Английский либерализм 1 половины ХIХ в.
43. Французский либерализм 1 половины ХIХ в.
44. Немецкий либерализм ХIХ в.
45. Политико-правовой позитивизм Огюста Конта
46. Политические идеи Герберта Спенсера.
47. Концепция “служебного орудия” Фридриха Ницше
48. Социологическое направление в теории права: Р.Иеринг, Л. Гумплович.
49. Идеология утопического социализма и утопического коммунизма.
50. Политико-правовое учение марксизма.
51. Политическая и правовая мысль в России во 2- половине ХIХ в.
52. Политико-правовые идеи в России в начале ХХ в.: Критика революции («Вехи», «Из глубины»). Правоведы русского зарубежья.
53. Аналитическая юриспруденция Герберта Харта и интегративная юриспруденция.
54. Позитивистский нормативизм Г. Кельзена и прагматический позитивизм.
55. Политико-правовые положения солидаризма и институционализма Леона Дюги
56. Социологическая юриспруденция.
57. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого, ее истоки.
58. Мусульманские политико-правовые доктрины конца XIX-1 пол.
XXвв.
59. Политико-правовая идеология национал-социализма.
60. В.И. Ленин и советские политико-правовые концепции 1920-1930-х
гг.
61. Современные концепции естественного права.
62. Теории элит, бюрократии и технократии: Вильфредо Парето, Гаэтано Моска, Макс Вебер, Пьер Бурдье.
Учебное пособие
Хабутдинов Айдар Юрьевич